ИСКУССТВО "PUBLIC RELATIONS" - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО СЕМИНАРА
"Искусство Public Relations: Психология&Философия"
Эта рассылка представляет собой способ организации заочного семинара по вопросам психологии и философии применительно к практике деятельности в области влияния на общественное сознание. Основа рассылки - мои заметки дневникового характера. Их можно принимать, с ними можно спорить, а можно в противовес им присылать свои заметки, сообщения, цитаты, доклады и т.д.
Леонид Жуков
Условные сокращения: PSY - психология; PHI - философия; PR - Public Relations.
28.09.01. PSY-PR. КАК СДЕЛАТЬ ИГРУ? КАК СДЕЛАТЬ ТРЕНИНГ? КАК СДЕЛАТЬ PR?
Для любого действия (а шире, - для деятельности или образа жизни) можно определить два уровня смысла:
1. Смысл как таковой - в контексте той или иной референтной системе (мировоззрении, философии).
2. Смысл функциональный - с точки зрения (в контексте) той или иной задачи (цели).
Это известное соотношение двух аспектов воли в рамках вопроса, что я делаю? - Иду или достигаю цели в своем пути? Читаю или понимаю? Слушаю или слышу? и пр.
Соответственно, с самого начала - с момента постановки задачи, анализа ситуации и ресурсов и разработки плана - я решаю два вопроса:
1. Зачем мне это нужно по-существу? (В контексте моей референтной системы). Можно даже сказать круче: Зачем это нужно моей референтной системе?
2. Как решить поставленную задачу функционально?
Это два вопроса: что? и как? Или иначе: нужно ли что-либо делать? и что делать конкретно?
С позиции сказанного, можно разрабатывать целые классы игр, внешне (функционально) идентичных, но различающихся по смыслу. Любое действие, вырванное из контекста жизни и помещенное в контекст специальных отношений (тренинговых, терапевтических) может рассматриваться как игра. Например, возьмем разные смыслы такого действия, как просто попрыгать:
1. Если речь идет о физической зарядке, то задача - выполнить определенное количество прыжков в рамках комплекса упражнений. Но это же действие можно использовать как разогревающее или, скажем, взбадривающее упражнение (игру) в тренинге. Смысл - подъем физического тонуса человека.
2. Если речь идет о мировоззрении, то задача ощутить этот мировоззренческий смысл прыжков. Например, как совершенно произвольное, свободное, уникальное и чудесное действие по преодолению земного притяжения. Ибо, какая сила отрывает меня от земли? - Это "я", мое решение, по-сути, это та же самая сила, что явилась и аристотелевским первотолчком создания Вселенной.
3. … можно говорить, далее, о детской спонтанности, радости владения собственными мышцами, своим телом, о переживании чудесности этого ощущения.
4. и т.д.
И все эти смыслы превращают одно и то же действие, в разные игры под названием "Попрыгаем?"
Итак, тот или иной набор действий-игр может обладать бездной смысла для участников, а может распадаться на ряд эклектичных, не связанных между собой малоэффективных упражнений. Все зависит от искусства работы с группой (либо с отдельным клиентом) ведущего (тренера, терапевта), который отнюдь не является ни лидером, ни участником группы. Ведущий здесь - это человек, который находится вне группы (не вовлеченный), который имеет возможность видеть со стороны, который следит за процессом, а не за целью процесса. С точки зрения ведущего, успешное решение задачи (игры) - лишь частное следствие (симптом) более общей вещи - изменения позиции группы, ее внутреннего роста. Иначе говоря, духовная составляющая процесса важнее физической или функциональной.
Далее вынесем этот процесс за двери тренингового зала, и мы получим "пиаровскую" акцию, нацеленную на ту или иную группу. Ибо позиция группы - это и есть "коллективное сознание" этой группы, которое продуцирует те или иные реакции - "общественное мнение" - на те или иные воздействия внешнего мира.
Если тренинговый процесс (или игра) сконструирован, т.е. более или менее искусственен, в силу создания для него тепличных условий тренингового зала, его изоляции от внешнего мира, то реальная PR-акция, наоборот, полностью естественна, привязана к текущему событию. Но успех, по большому, по-гамбургскому, счету, и там (в игре), и там (в жизни) зависит от философской глубины действия - большого смысла, существа дела.
Итак, можно прописать общую последовательность действий и в игре, и в жизни:
1. Увидеть проблему (по Ф. Перлзу, - "незавершенный гештальт"). Важно увидеть вовремя, "здесь и сейчас".
2. Смоделировать ситуацию (игру, тренинг, PR-акцию). Понять, что делать? Важно понять по большому счету, в контексте своей референтной системы. Модель позволяет не только самому видеть всю проблему в ее целостности, но и показывать ее другим - тем, с кем я работаю.
3. Реализовать модель - показать, дать почувствовать и осознать субъекту (человеку, группе, обществу) проблему как таковую, предъявив ее, как бы со стороны.
4. Достичь инсайта (читай, - озарения, сатори, духовного роста и пр.) Очевидно, здесь важно помнить, что "сие тайна есть" - т.е. инсайт может быть и не достигнут отнюдь не потому, что что-то было сделано неправильно. А по иным причинам, которые еще требуют своего изучения. Здесь, вероятно, многое зависит от того, задачи какой глубины (или творческой новизны) мы хотим решить, реализуя тот или иной проект.
26.09.01. PR. МАКСИМЫ
Лидер - это тот, кто всегда идет вперед и ведет за собой других людей; а учитель - тот, кто знает, куда он идет.
PSY. ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА - САМООТДАЧА. ШТРИХИ.
Спонтанность как таковая. Спонтанность в контексте цели, когда любой шаг, любая случайность, трактуется и используется как шаг, приближающий к этой цели. Спонтанность по пути самораскрытия и самоотдачи; цель, в данном случае, - самораскрытие и самоотдача; близко к спонтанности как таковой. Способ захвата лидерской позиции. Пауза - остановка, держание ситуации, лидерство стояния. Слушание - передача "мяча Другому", стояние на второй позиции, остановка в контексте чужой ситуации. Ведение и ведомость. Ведение и следование. Следование за Другим. Следование за внутренним интуитивным импульсом - одержимость, обуянность.
PR. РЕПЛИКА. СМЕНА ВЛАСТИ В МОСЭНЕРГО
Чубайс побеждает "Лужка" не потому, что он ближе к власти, а потому, что он использует более эффективные технологии командной работы. Или можно сказать иначе - он ближе к власти, потому что более эффективен.
PSY-PR. УЧИТЕЛЬ И ПРОФЕССИНАЛ
Учитель отличается от профессионала тем, что он тем, что исповедует лишь одну истину, в то время как профессионал работает со многими истинами. В этом смысле я бы сказал, что Фрейд, Морено, Перлз - учители; а Роджерс, Ялом - профессионалы. Имидж учителя - харизма; имидж профи - профессиональный статус (признание профессионального сообщества, дипломы, должности, ордена). Политик выполняет роль учителя; политтехнолог - профи.
Все консультативные технологии можно обозначить, как "интеллектуальные технологии" Или более узко, функционально, но шире философски, - как "гуманитарные технологии".
25.09.01. Очный семинар. Татьяна АЛЕКСЕЕВА
Издательский проект "PR Info. Public Relations в Российском контексте". (www.prinfo.webzone.ru)
Татьяна АЛЕКСЕЕВА. Образование: МГУ, Ф-т, психологии. PR с 1989 - избирательные кампании, различные формы корпоративного PR и реклама. Организационно-психологическое консультирование, в том числе в качестве внутреннего консультанта. Тренинг общения с 1982. Ситуационно-ориентированный тренинг делового общения. Личностно-ориентированный тренинг. Комплексные программы обучения в области организационного поведения. Издательский проект "PR Info. Public Relations в Российском контексте".
Татьяна АЛЕКСЕЕВА
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "PR INFO. PUBLIC RELATIONS В РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ"
Web - издание "PRInfo" = prinfo.webzone.ru =www.mtu-net.ru/prinfo
Информация в области связей с общественностью - События и отклики событий
Материалы, статьи, обзоры, комментарии.
Книжная полка Public Relations:
- зарубежная литература ( на английском языке),
пользующаяся спросом по ту (и по эту сторону) океана
- книги и книжные серии, издающиеся в России
- Опросы
Справочник по PR ( Разделы - ниже)
и другие разделы.
Электронное справочное издание "PR Info. Public Relations
в Российском контексте" доступно подписчикам
Агентства Интегрум-Техно = www.integrum.ru
Печатное изданиие справочника "PR Info. Public Relations
в Российском контексте.Информация для работы".
Основные разделы Справочника:
1. PR Агентства, Рекламные Агентства. Агентства политконсалтинга, работающие в Москве и городах России.
2. Образовательные учреждения, готовящие специалистов в области PR.
3. PR Cообщества в России.
4. Издания, публикующие информацию о PR.
5. Пресс-службы и pr-отделы госструктур.
6. Основные печатные издания (центральная пресса).
Обсуждения ряда тем, посвященных и теории и практике Public Relations, на страницах "PRInfo" = prinfo.webzone.ru =www.mtu-net.ru/prinfo
Что такое PR в российском контексте? (Обзор)
What is Public Relations in Russia? A Thing in itself , or an Activity Open to the Public?
Вопросы классификации деятельности в области PUBLIC RELATIONS
Проектный и имиджевый подходы к практике Public Relations
Психологические методы и PR
NLP & Public Relations
Черный, черный, черный PR": Классификатор методов и приемов, работающих на избирательных полях России
Гимн страны: секреты психотехнологии музыкального воздействия
P.S. Под текстом доклада я понимаю тексты материалов, которые уже были размещены на сайте PRInfo
17.09.01. PR. РОЛЬ "ПИАРЩИКА" В КОЛЛЕКТИВЕ
Сэм Блэк указывает, что специалист по Public Relations (если речь идет о всем объеме его работы, а не просто о реализации специальных, технических функций) занимает второе место на фирме после руководителя. Как это может быть, если функционально второе место всегда принадлежит первому заму, который вследствие этого владеет всей полнотой текущей информации и текущего руководства? (И только при таких условиях и может в полной мере выполнять свою функцию).
Роль специалиста по PR связана с его уникальным положением - причастностью к стратегическому планированию - вещи, которая может быть не до конца осознаваема и самим руководителем. Как минимум, в этом своем качестве специалист по PR выполняет роль зеркала для руководителя, позволяющего ему увидеть нечто в своем поведении и направлении движения, чего он иначе увидеть не может. То есть работа специалиста по PR в первую очередь разворачивается не в функциональном, а в смысловом аспекте. Иначе говоря, можно делать, а можно достигать результата; в этом контексте специалист по PR - это человек, который анализирует действия, как руководителя, так и персонала и всего коллектива в целом, с позиции их результативности.
Чтобы представить некий образ этой позиции - как можно занимать второе место, не будучи первым замом - я предлагаю провести аналогию позиции "пиарщика" с замполитом в советской армии или с полковым священником в армии царской. Действительно, в этом его качестве может даже присутствовать нечто сакральное (в зависимости от стилистики технологии, которой пользуется "пиарщик"). Недаром, ныне модно стало говорить о "миссии организации" и рука Пиар-мена здесь явно чувствуется.
С другой стороны, при таком взгляде, разговоры о принципах оплаты труда специалиста по PR обретают глубокий смысл. Ибо "любовь не продается". Соглашаясь брать рекламные, лоббистские деньги или, скажем, комиссионные - любые деньги, которые относятся к специальным и, тем более, смежным, работам и услугам, специалист по Public Relations теряет свое лицо. И, в конечном счете, проигрывает по деньгам. Ибо "любовь дороже денег".
Кстати, то, что называется "личностным ростом" - вещь, не поддающаяся определению. Можно, например, сказать, что "личностный рост" - это рост или, скажем, усиление человеческого "я", субъективно им ощущаемого. (Но не "эго" как представления о моем "я"!)
Но в тот момент, как вектор движения в направлении "роста" пропадает, человек оказывается в ситуации автоматического функционирования. И этот переход может произойти совершенно незаметно. Далее этот, неосознаваемый, автоматизм может стать рефлексом (который почему-то нужен), либо основой невроза. Либо в какой-то момент снова стать осознанным - в контексте дальнейшего роста.
Автоматизм - иллюзия; "я" - реальность. "Я" ощутимо только в движении, в "росте". "Я" - основа "истинной" реальности. И т.д.
Ефим БЕРШИН, публицист, эссеист, поэт, прозаик. Автор 3 книг стихов. Десять лет, до 1999 года, работал в "Литературной газете". Участник международных конференций на темы "СМИ и массовое сознание". Член Союза писателей (Московского и российского). В качестве журналиста работал на двух войнах - в Приднестровье и первой Чеченской войне.
Татьяна АЛЕКСЕЕВА, главный редактор сетевого журнала "Prinfo" (www.prinfo.webzone.ru).
Александр КОЛЯДА, окончил Биологический факультет МГУ, кафедру Геоботаники, и факультет Психологии МГУ. Изучает феномены измененного состояния сознания, механизмы наркотической зависимости и этнографические формы поведения людей. Разработчик телесно ориентированной тренинговой программы.
Виктор ЗАРЕЦКИЙ, кандидат психологических наук, специалист по проведению избирательных кампаний, начальник отдела Политического косультировпания ЦКТ "PRОПАГАНДА", оргконсультант телепередачи "Что? Где? Когда?" на этапе ее создания.
Ведь, если вдуматься, атомную бомбу в современном городе взорвать не в пример легче, чем захватывать самолеты и разрушать ими небоскребы.
Итак, логика процесса диктует: Курс терапии окончен - забудьте друг друга! Но жизнь продолжается, - возможны ли все же какие-либо формы взаимодействий (и, соответственно, отношений) "терапевта" и "клиента" за пределами Курса, после его окончания? Вариант ответа: бывший терапевт, вероятно, мог бы переквалифицироваться в специалиста по организации полезных контактов (специалиста по PR)?
По видимому, имея ввиду осознанное участие в развитии общества, можно говорить (применительно к специалисту по PR, терапевту и пр.) об управлении контактами. А высшую форму контакта мы можем наблюдать в церкви - в обряде Литургии.
Таким образом, Литургия - это (в том числе, в аспекте PR) символ Большого Контакта, это символическая реализация связи между собой большого количества людей вовсе не знакомых друг с другом, но принадлежащих единой человеческой общности.
И все же вопрос о терапевте - о возможности выполнения им каких-либо других ролей по отношению к клиенту после окончания Курса терапии остается открытым.