|
Материалы рассылкиЗима 2008г.
31.12.08 С НОВЫМ ГОДОМ! Поздравляю Всех читателей моей рассылки с Новым Годом! Желаю Вам в новом году не только не потерять на кризисе, но, напротив, выиграть – если не материально, то во всяком случае, духовно и практически! PSY. ПЕРЕФРАЗИРУЯ ЮНГА Опасность смешения дружеского и терапевтического планов: когда ты жалуешься на жизнь, мне начинает хотеться чем-то помочь тебе, подставить плечо, дать совет. Однако я точно знаю, что в ответ на каждый твой запрос Бог посылает тебе необходимые возможности. И немедленно. Если ты не берешь того, что дает тебе Бог, то, что могу дать я, простой терапевт? PSY. МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ ПРЯМО СЕЙЧАС - Что делать? - спрашивает клиент у терапевта. - Как получить счет в швейцарском банке с миллионом долларов? PR. ЦВЕТА РОССИЙСКОГО ФЛАГА Как запомнить последовательность цветов на российском флаге? - КГБ - "красный, голубой, белый" снизу-вверх. PR. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП Олег Фесенко, мой партнер с Украины, давеча сказал мне, что на Украине в результате Оранжевой революции победили олигархи. В то время как в России с разгромом "Юкоса" победило государство. Интересная теория. PR. ТИПА "БЕСКРАЙНИЕ ПРОСТОРЫ" Оказывается Россию есть за что любить. Например, за эти ее удивительно длинные расстояния. Европа отдыхает. Пока клетка, то бишь "железный занавес", была закрыта, мне это не приходило в голову. Вернее, я не мог этого почувствовать за общим фоном неволи. 27.12.08 PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ВНЕШНИЙ МИР Бессознательное – это внешний мир. Договориться со своим бессознательным – значит создать комфортные внешние условия своего существования. PHI. СНОВА О ФЛУКТУАЦИИ Вариативность и селекция - два однотипных механизма взаимосогласованного изменения двух систем, собственно системы и ее внешнего мира. Рестабилизация - принципиально иной, и таинственный, механизм, даже когда он поддержан специальными функциями программирования системы. Например, функцией генетического кодирования, как в биологических системах. Ведь известно, что далеко не все проявившиеся, и потому уже в какой-то мере отобранные, изменения сохраняются. Вопрос, почему некоторые изменения закрепляются, а некоторые PSY. МОЙ МИР: ДОГОВОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В сущности, то, как я вижу мир - это результат "достижения соглашения" между мною и моим бессознательным. Гипнотерапевт, меняя это соглашение на другие, фантастические относительно привычного мне, демонстрирует мне новые удивительные пути решения моих проблем - ограничений моего устаревшего соглашения с миром. PHI. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ДИСКУРСА Дискурс всегда теологичен - по определению. Точно то же можно сказать и о нарративе.
20.12.08 PHI. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ? Существует три типа эволюции: 17.12.08 PHI. О «НАПРАВЛЕНИИ» ЭВОЛЮЦИИ О направлении эволюции можно говорить лишь "до" того, как "эволюция свершилась", причем лишь с позиции уже имеющегося "эволюционного приспособления". Что будет "после" - принципиально неведомо. Иными словами, эволюционная теория обладает объяснительной силой, но не обладает прогностической. PSY. ГИПНОТЕРАПИЯ: РАБОТА С БОЛЬЮ Джефри Зейг пишет о Милтоне Эриксоне: PHI. 888 Я считаю, что то, что физики называют Большим Взрывом, происходит прямо сейчас. И каждый человек способен ощутить этот феномен в тот самый момент как он испытывает творческое озарение. Творческий импульс, в сущности, и есть Большой Взрыв. PR. К ДИНАМИКЕ БОЛЬШИХ ГРУПП. PR-АНАЛИЗ. ИЗРАИЛЬ И ПАЛЕСТИНА: В ЧЕМ ПРОБЛЕМА? Боевики из палестинской организации Хамас снова напали на блокпост израильской армии. А израильская армия ответила ударом на удар. Обе стороны несут потери. Вот хороший, испытанный временем способ контакта палестинцев и израильтян. Он устраивает обе стороны и выгоден большому количеству людей по обе стороны. На этом делается политика. На этом делаются деньги. В чем проблема? 15.12.08 ДНЕВНИК. PR. ТЕОРИЯ МАРКСА Мне Маркс не интересен. Не потому, что я его знаю, а потому, что я его не хочу знать. До сих пор прикосновение к этой теме порождает у меня болезненные реакции. Хотя, чем он виноват? PHI. ЦЕННОСТЬ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ Восстановление естественнонаучных прав эволюционной теории по-Луману осуществляется за счет лишения ее прогностических способностей. Что, вообще говоря, парадоксально с точки зрения причинной естественнонаучной парадигмы. Одновременно и роль науки, как теории, понижается в статусе, становится второстепенной по сравнению с практикой. Ведь сутью эволюционного подхода как раз и является доказательство непредсказуемости развития. Можно говорить лишь о механизмах этого развития, но не о его направлении. Эволюция, PHI. PR-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И PR-ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ Технологически виды деятельности в сфере PR я бы разделил на две большие группы: PR-консультирование и PR-функционирование. Первое предполагает функционально внешнюю позицию PR-специалиста; второе - внутреннюю. Иначе говоря, независимую или подчиненную с точки зрения должностных инструкций или договорных отношений. В свою очередь PR-консультирование делится на процессуальное и экспертное. Хитрость и проблема процессуального PR-консультирования заключается в том, что оно, будучи включено в функциональный процесс, 03.12.08 PHI. PR. АФОРИЗМ. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ Когда ты делаешь работу, которую могут сделать другие люди, - ты работаешь на время. Когда ты делаешь работу, которую никто не может сделать кроме тебя, - время работает на тебя. PHI-PSY. ЭТИКА НА БАЗЕ КОНФЛИКТА По своей сути, этика, то есть приложение систем ценностей к практическим решениям, является областью конфликтующих притязаний (если два или более желания или мнения не вступают между собой в конфликт, то мы не задумываемся над тем, какие "этические принципы" они затрагивают) (Уилер, с.459). PHI. ЕВАНГЕЛИЕ. НЕТ ИДЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ Нет идеальных людей. Даже Иисус Христос не был идеальным. За что его и распяли. PHI-PSY. НЕСКОЛЬКО ПРИТЧ ОТ УИЛЕРА Уилер, с.464: PSY. О ВЛЕЧЕНИИ Курт Гольдштейн полагал, что единственным нашим влечением является создание интегрированных целостностей смысла (Уилер, с.462; Goldstein, 1940. The Organism. Boston: American book Co). PHI-PSY. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ Следуя идее Уилера, я бы сказал, что расширение поля целостности self происходит через кризисы и конфликты. Ибо кризисы и конфликты суть сигналы остановки. Вопрос в том, как их проходить? История и художественная литература дает нам многочисленные примеры и опыт решения этих проблем посредством войны и личной трагедии. Недаром трагедия считается высшим литературным жанром. Однако мне хочется надеяться, что новейшее время демонстрирует возможности иного, мирного способа разрешения этих бифуркационных ситуаций 29.11.08 PSY. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА? Что такое техника по Кори? - Это фокус внимания, предмет, тема, которой терапевт дает место быть. И в соответствии со своими творческими возможностями создает пространство, в котором, по его мнению, эта тема может развиваться. PSY. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРАПИИ Терапия - это искусство говорить о настоящих вещах из сферы внутренней феноменологии двух людей - клиента и терапевта. При этом роль терапевта заключается в том, чтобы создать условия для этого разговора, а роль клиента - найти суть, действительно важную тему разговора здесь и сейчас. PSY. НЕ ДАЙ БОГ "НАРРАТИВ"... Любая терапия является нарративной терапией: то есть ее воздействие состоит в раскрытии и исцелении историй self (Уилер, с.447). PHI-PSY. СНОВА ЖИВОТНОЕ Мы любим истории, поскольку по своей природе являемся животными, рассказывающими истории (Уилер, с.446). PSY. БАЗИС ТЕРАПИИ: ТРАНС И ОСОЗНАННОСТЬ Феномен гипноза (транса) позволяет говорить о реальности психики или реальности субъективного. Тут я бы даже сказал более сильно - об объективной реальности субъективного. Действительно, больше всего поражает в гипнозе то, что человек, видящий заведомо воображаемые картинки, ведет себя так, как будто они объективно существуют. Однако, по большому счету, чем, так сказать, "умышленный" самообман транса отличается от непроизвольного самообмана яви? По этому поводу Уилер пишет, что "ошибка, касающаяся работы перцептивных
27.02.08 PHI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАДИГМЫ Парадигма, как и аксиома, - это то, что принимается на веру. Просто парадигма выводится "задним числом" из совокупности имеющихся к настоящему моменту данных и теорий. А может дискурсивно (осознанно) и не формулироваться вовсе. Аксиома же формулируется как бы вначале, до акта мышления, как бы "передним числом", но на самом деле так же как и парадигма выводится из того, что уже есть, а именно из интуиции или "практики мышления". F. PHI-PSY. БИОКОМПЬЮТЕР. СПОСОБ СОЗДАНИЯ "ИИ" Сознание - это интеллект. Сознание - это интеллект плюс природа. Вот две парадигмы, из которых следует ответ на вопрос, можно или нельзя сконструировать ИИ искусственным способом. Иначе говоря, возможна ли инженерия ИИ? Однако, стоя на второй позиции, можно предположить, что ИИ можно вырастить, или вернее, - вывести, совершенствуя нейрологическую основу сознания человека посредством генной инженерии. Впрочем, тогда ИИ, скорее всего, придется считать просто более совершенным (в смысле, "умным") человеком. "Выращивание 23.02.08 PHI. ЭФЕМЕРНОСТЬ Что такое человек? - Человек - это пыль на сапогах диктатора. Это пылинка на рукаве его кителя. Солнечный блик на козырьке фуражки. PSY-PHI. МУЛЬТИФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ГЕШТАЛЬТА (ТЕРМИНОЛОГИЯ) Исследование гештальта – это мультифакторное исследование процесса. Поскольку процесс, как круговое воспроизводство (редупликация) пиковой функции, является основой гештальта. Гештальт - это базовый (нормальный, наиболее часто встречающийся) феномен поля. Феномен поля - вещественное (сенсорно ощущаемое, наблюдаемое) проявление динамики процесса редупликации базовой функции. Поле - геометрически - это структура распределения сил в пространстве. А силы – это постоянно воспроизводящиеся функции. В центре поля TXT-LIT. МЫ С ИРКОЙ. ЗУБЫ Шкиндер – наш зубной врач. Ирка пришла к нему на прием и говорит: PHI. ОПРЕДЕНИЯ: ФЕНОМЕН И ПОЛЕ Феномен существует только в поле. Феномен – это элемент поля, «точка», которую можно различить, элементарная физическая (или шире, – сенсорная) единица в рамках данного класса (поля) элементов. Поле, таким образом, – это класс элементов (феноменов). Поле – это множество одинаковых (тождественных) феноменов. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ ПО-ЗАПАДНОМУ "Разумеется, мы не можем быть все строителями космических ракет или заниматься хирургией мозга, но те, кто не имеет таких способностей, вполне вероятно, станут рок-музыкантами или профессиональными спортсменами (и будут иметь тем самым гораздо более высокий социальный престиж и доходы)..." (Gould, Stephen Jay 1955. Curveball // Steven Fraser (ed.). The Bell Curve Wars: Race, Intelligence and Future of America. N.Y.: Basic Books, p.22). PSY. БАЙКИ С КОНФЕРЕНЦИИ. КРУГЛЫЙ СТОЛ "ЧЕМ ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОСЕДЕЙ" Вопрос к Лене Петровой, руководителю питерского отделения МГИ, ведущей Круглого стола: PSY. БАЙКИ С КОНФЕРЕНЦИИ. ОТ НАТАШИ КЕДРОВОЙ - Зачем в ванной нужно окунать младенца в воду с головой? – Ответ гештальтиста: чтобы он умел автоматически задерживать дыхание, когда вырастет, напьется пьяным и упадет в лужу лицом вниз.
20.02.08 PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ – ЛУЧШИЙ ДРУГ ТЕРАПЕВТА У клиента существует такое огромное количество задач и целей (осознаваемых им и неосознанных), которые выясняются в процессе терапевтической сессии, что невозможно решить, какую из них выбрать? Единственным ориентиром здесь может быть только, так называемое, «сопротивление». Сопротивление, таким образом, оказывается лучшим и единственным другом терапевта в определении стратегии терапии. PHI. ЛОГИКА ЭВОЛЮЦИИ Логика эволюции может быть сведена в два слова – «так вышло». Ибо, признано, что никакой логики и, следовательно, цели у нее нет. Другое дело «механизм эволюции», вернее механизмы эволюции – поскольку их должно быть много – столько, сколько существует эволюционных теорий. Ибо в отсутствие высшей логики нет цензора, который мог бы выбраковывать негодные теории. В этом смысле механизм наследственного приспособления Ламарка нисколько не противоречит механизму естественного отбора Дарвина – в природе присутствует PSY-PHI. ПРИЗЫВ ГОСПОДА БОГА. Подумалось, что занятие своим здоровьем можно рассматривать как "служение вечности". Поскольку это дело, остающееся напоследок - после того, как все остальные дела переделаны; дело, которое кажется полностью лишенным социального смысла, касающимся лишь тебя одного и больше никого. И вместе с тем, это дело полное социального смысла наподобие "работы святого", которая тоже совершается в полном уединении. Отличие лишь в принудительности. Болезнь в этом смысле похожа на призыв в армию, от которого невозможно уклониться. PHI. К КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. ПОДДЕРЖКА ВМЕСТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ Сетевой принцип в организации вместо иерархического подчинения - поддержка. Причем поддержка энергетическая, мотивационная, а не формальная. Таким образом, в сетевой организации нет ни благотворительности, ни опеки, ни прямого командования (за исключением некоторых локальных рутинизированных ситуаций). Иначе говоря, в ответ на фразу "нечего мне сочувствовать, ты мне лучше денег дай" представитель сетевой организации может лишь отправить такого просителя во "внешний" (несетевой), "иерархический" мир, где есть 16.02.08 PSY. КОММУНИКАТИВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ Когда я говорю с кем-то, я обычно уверен, что другой человек меня понимает, а если не понимает, стараюсь дойти до понимания. Иначе в разговоре нет смысла. Однако, говоря на иностранном языке, я не всегда уверен, что правильно употребил то или иное слово. Т.е. сам язык становится для меня опасным. И тут для продолжения коммуникации, чтобы не впадать в свое собственное разбирательство с языком, мне нужна поддержка другого человека. Расчет на эту поддержку и уверенность, что я ее получу – вот то, что я мог бы назвать PHI-PSY. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНОГО ГЕШТАЛЬТА» «Социальный гештальт», наверное, не очень удачный термин и, быть может, в будущем я его заменю. Но сейчас я хотел бы дать ему определение. «Социальный гештальт» – это некое сообщество людей или даже только идея, замысел сообщества, но который реально может стать или даже уже существовал в форме некоего человеческого объединения, которое, в свою очередь, может быть более (как, например, организация) или менее структурировано (как, например, социальный слой, толпа или организация на первом этапе своего возникновения). PSY-PHI. К ФЕНОМЕНАМ БОЛЬШИХ ГРУПП. ПРАВИЛО ДУЭЛИ Вопрос о власти – вопрос о том, кто готов дальше пойти в насилии ради того, чтобы подтвердить свою власть в имеющейся ситуации. Но, при этом, в каком насилии? В какой сфере? – Может быть физическое насилие, интеллектуальное насилие, коммуникативное, психическое и проч. Определить эту сферу – значит выбрать правила, по которым далее будет совершаться взаимодействие. А выбрать или, вернее, навязать противнику свои правила значит уже совершить насилие – ролевое насилие, насилие выбора социальных ролей. Первый шаг 13.02.08 ДНЕВНИК. ЧУВСТВО АНГЛИЙСКОГО Прямая спина и вообще выправка ассоциируется у меня с английской речью. Своей бодростью, несколько излишней, и потому кажущейся несколько наигранной для меня. ДНЕВНИК. НЕУДАЧИ Неудачи меня не обескураживают, а раззадоривают. PHI-PSY. ЧТО ЕСТЬ ИМИДЖ? PR - это практика создания социально значимого образа - имиджа. Реклама - это практика продвижения имиджа в определенной аудитории. Реклама, естественно, оказывает обратное влияние на содержание создаваемого образа (дает обратную связь). В какой момент заканчивается PR и начинается реклама? - Ответить на этот вопрос все-равно, что ответить на вопрос, в какой момент биография становится судьбой? - Все ответы здесь субъективны. Кто-то скажет о ком-то, что его судьба была ясна с младенческих лет; кто-то - что стала PHI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Философия - это научная форма мудрости. А кроме того, предмет школьного образования. В сообществе философов течение жизни кто-то и в самом деле становится философом, а кто-то так и остается учеником, может быть даже очень способным, но... PHI-PSY. ЯЗЫК Внешнее и внутреннее знание языка. Внешнее - то, что дано в учебниках и для овладения которым достаточно лишь памяти и умения логически мыслить. Внутреннее - это опыт вашего использования языка. Мне интересно в первую очередь внутреннее знание языка. PSY. ТРАНС - НЕМАРКИРОВАННАЯ ПАМЯТЬ? Быть может, детские воспоминания, до трех лет, потому "не вспоминаются", что они не названы (не промаркированы, не закодированы в словах). Быть может, транс это и есть такое вербально немаркированное воспоминание, вернее, базис вербальной памяти - ведь кроме того, что предметы, которые мы видим в своем воображении имеют наименования, они имеют еще и, так сказать, "материю образа", отражаемую, например, пресловутыми "неопределенными словами". PHI. PR. НЕПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Государство – это окончательная – и высшая! – инстанция в определении рейтинга общественных организаций. Связь государства и гражданского общества, таким образом, кажется парадоксальной – общественные организации похожи на контролера работодателя. Естественно, что в такой ситуации независимые общественные организации навлекают на себя подозрение невольной "пятой колонны". И в каком-то смысле так оно и есть, ибо их рейтинг, как сказано, все-равно зависит от государства – если не от родного, то от чужеземного. 09.02.08 PHI. PR. ГЛОБАЛИЗМ ЭТО ШОУ Успешная PR-кампания ныне - это шоу. Вот специфика глобализма в PR-технологии. В некотором смысле, глобализм – это шоу. А шоу – это глобальная манипуляция. PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. МОЙ МЕТОД Мой способ обучения Эриксоновскому гипнозу. Я исхожу из предположения, что я и так, волей-неволей, использую его. Впрочем, как и любой человек, стремящийся повлиять и так или иначе влияющий на других людей. Вопрос лишь заключается в том, чтобы заметить, как я это делаю? Осознать и снова забыть, поскольку большую часть эриксоновского гипноза терапевт сам проводит в трансе. Но благодаря этому обучению действовать в дальнейшем в этой части своей работы более целенаправленно, продолжая совершенствовать свою технику. PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. ТРАНС ПО ДОГОВОРУ Базис транса - привязка в естественному. В т.ч. к договору. Иными словами я вправе сказать клиенту: «Мы договорились, что ты войдешь в транс. Так, давай, входи! (прямое внушение, не очень хорошо)». И клиенту ничего не останется, как войти в транс – притворившись или, что называется, по-настоящему. А меня устраивает любой способ. PHI. PR. БОЛЬШАЯ ГРУППА. ФЕНОМЕН НАДЕЖНОСТИ В 1983 году никто не мог спрогнозировать, что советская империя в одночасье и так быстро рухнет. Почему же сегодня все так уверены в надежности американской системы? PHI. PR. «ИЗВЕСТНЫЙ СВЯТОЙ» "Известный святой" - формула, противоречивая в себе самой. Хочется оставить что-то одно: либо "святой", либо "известный". PHI. ЭФЕМЕРНОСТЬ Феномены сознания равно как феномены культуры настолько эфемерны! Они существуют лишь в нюансах форм и движения вещества. Особенно сегодня, когда культура переходит на электронные носители. Известность кажется формой бессмертия. PHI. ЕДИНСТВО ПОНИМАНИЯ Нет сознания кроме сознания, как нет Бога кроме Бога. В этом смысле фантасты зря беспокоятся. Собаки Серля не существует. Этот сверхразум - либо природа, либо бессознательное, как ни назови. И с ним мы встречаемся каждый день, это обычный бытовой феномен. PHI. СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Взяв представление о коммуникации в качестве базового, мы сразу же получаем систему классификации, в которой все социальные структуры делятся на типы: 06.02.08 PSY. ЦИТАТА. ГИНЗБУРГ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: ЛЕКЦИЯ, СЕМИНАР, ТРЕНИНГ Тренинг - обучение через делание. Лекция - вложить знания. Семинар - извлечь. PSY. ПРАВИЛО ГИПНОЗА Отключить критическое мышление, т.е. позволить происходить тому, что происходит. PSY. РАБОТА С «НОРМОЙ» Работа с феноменами больших групп это работа со своим ощущением нормы. PR. ПРИБЫЛЬ Запретить частным компаниям извлекать прибыль - все-равно, что запретить волкам есть ягнят, а поэтам писать стихи. Это противно их природе. Проще отстрелить всех волков и поэтов. PHI. ЦИФРА ПРОТИВ КВАНТА: УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА Цифровая технология записи дает ограниченное качество, причем строго ограниченное - заданное уровнем цифрового различения. В то время как аналоговая технология не создает таких ограничений - разве что лишь на молекулярном уровне - уровне материала, из которого сделана регистрирующая (записывающая) часть прибора. PHI. PR. ЧЕМ ХОРОША ДЕМОКРАТИЯ? Демократия потому самая лучшая система, что других просто нет. И монархию, и тоталитаризм (и любые другие формы авторитаризма) можно представить как формы демократии (очень узкие и усложненные, с большим количеством ступеней выборщиков) - ведь, в конце концов, выбор все-равно принадлежит народу. Просто в советской системе для этого надо было делать партийную карьеру. Даже если прямая власть представителя общества невозможна, работают системы замены властителя - типа "серого кардинала" Ришелье при короле Людовике. ДНЕВНИК. ВРЕМЯ ДИССЕРА Мне час времени может потребоваться только на то, чтобы войти в курс уже написанного текста диссертации. Еще даже не добавив ни единого слова к ней. Отсюда возникает законный вопрос, стоит ли приниматься за дело, если в запасе есть всего лишь этот час? А то и того меньше. PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ: ГРАНЬ МЕЖДУ КОНТАКТОМ И ТРАНСОМ Очевидно, следует вести разговор с клиентом до тех пор, пока не придет метафора. Ибо при работе с трансом уже нет времени что-либо сочинять - разве что работать со своей речью (вводя в нее и выделяя нужные слова на фоне изображаемого основного образа), создавая т.о. второй пласт послания. PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. ПОДСТРОЙКА Принято считать, что подстройка ("раппорт" в НЛП) это один из элементов манипуляции и, следовательно, это плохо. Однако когда вы пытаетесь понять другого человека, вы к нему подстраиваетесь. Когда вы искренне сопереживаете другому человеку, вы к нему подстраиваетесь. И т.д. Вот примеры типичных "бытовых" подстроек. Сказать ли манипуляций? 1.02.08 PHI. МАШИНА В ОРГАНИЗМЕ Весь мир является единой взаимосвязанной (в духе понимания Матураны) системой. Но в отдельных локальных областях возможен и компьютерный тип связи - например, при передаче электрического сигала в нейронном аксоне или в технических устройствах, в цифровых технологиях. PSY-PHI. РЕАЛЬНОСТЬ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ Реальностью отдельного человека является его индивидуальность, его внутренний мир - не важно, воспроизводит он в нем какие-то стереотипы или что-то свое, сугубо оригинальное. И то, и другое человек ощущает как нечто уникальное. Социальная реальность, напротив, по-определению шаблонна (рутинизирована, по Гидденсу) и представляет собой рекурсивное воспроизводство тех или иных образцов коммуникации, поведения или ситуаций (социальных гештальтов, как я их называю). PHI. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГЕШТАЛЬТОВ Типы социальных гештальтов: коммуникативные, поведенческие, ситуативные. По-видимому, любой из этих типов можно положить в основу для двух других, т.е. их можно рассматривать как самостоятельные аспекты или модусы. PSY-PHI. ЯЗЫК КАК ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА Язык - это замкнутая сама в себе (закольцованная) система. Смысл английских слов объясняется через английские же слова, а не через русские. До тех пор, пока мы будем объяснять английские слова через русские, мы не уйдем от перевода к прямой английской речи. Но создать замкнутую систему можно только постепенно - выращивая ее из реальности коммуникации, опирая первоначально перевод на действие и переживание. PSY-PHI. ВЕРА ЭТО УСТАНОВКА Вера - это установка. А установка - это оценка. Установка ни на чем не основана, она не имеет причины. Это просто спонтанное решение "делать так, как я решил". Например, оценивать любое жизненное событие положительно, или считать себя положительным существом - считать своей истинной сутью оптимизм, а не депрессию. Только в таком случае, обнаружив себя "на дне" (в депрессии), я смог понять, что я нахожусь "не в себе" (потерял себя). И, соответственно, вернуться в свое нормальное - светлое! - состояние. PHI. МЕСТО ПРОЦЕССА Процесс расположен в точке баланса между материей и духом. Или, если использовать физическую терминологию, - между веществом и силой. Процессы существуют везде - в физике, химии, биологии, психологии, социологии и пр. PSY-PHI. "ОДНА, НО ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ" Биография превращается в судьбу в момент смерти человека. Причем любая биография. Однако, похоже, есть люди, в чьих биографиях уже при жизни явственно проступает судьба. Представляется, что именно этих людей и называют гениями. И можно заметить, что их гениальность привносит в их жизни некую жертвенность - как бы смерть при жизни (как у святого) - подчиненность естественных желаний и даже потребностей одной страсти, одному делу, довлеющему им. 30.01.08 PHI. «НИЧТО» ОБЩЕСТВА Философский контекст в исследованиях общества. Общество так же, как и Вселенная, не имеет внешних границ. Что такое мир, в котором находится общество (человечество)? Есть ли мир? Познаваем ли? В ком смысл? – Только ли в человеке? «Мыслит» ли общество? PHI. СВЯТОЙ Стать святым очень просто – надо всего лишь отказаться от жизни сей. Соответственно, отпадут и все проблемы. Святой – это человек без проблем. По крайней мере, наших, житейских… PHI-PSY. «ТРЕНИНГ АНГЛИЙСКОГО» (ГРУППА). ТЕОРИЯ. БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ - В (терапевтической) группе по изучению английского языка баланс между русским и английским является маркером безопасного пространства (БП). Чем больше русского, тем меньше безопасного пространства. Я имею ввиду, что объем употребления русского языка, как маркер, показывает, что безопасное пространство в данной группе мало и безопасность вынуждена опираться на родную речь. Вводить в такой ситуации волевым решением английскую речь – значит разрушать и то БП, что имеется. PHI. ТРЕНД И ЭВОЛЮЦИЯ По-видимому, в любом сообществе (социальном гештальте) можно говорить о тренде (или социальной интенции), направленном как в сторону усиления, так и ослабления рассматриваемого явления в поле (среде) преимущественной формы его существования (пика кривой гештальта). При этом соответственные - усиленные или ослабленные - формы в зависимости от благоприятствования внешних условий могут стать новыми базовыми формами сообществ, приходящих на смену данному. PSY-PHI. АНГЛИЙСКИЙ «ТРЕНИНГ» (ГРУППА). ТЕОРИЯ. ЧТО ЕСТЬ УЧЕБА "Понять сердцем" (а не умом) - значит овладеть практикой. Учеба - это всегда понимание сердцем и только потом - умом. Хотя рутинные (принятые) практики обучения всегда идут через ум. В этом проблема технологии обучения - стандартных путей к сердцу нет. Каждый такой путь индивидуален. Учится ученик - учитель ничему не может научить ученика сверх того, чему тот научится сам. PHI-PSY. ЕВАНГЕЛИЕ. ВСЕ БОГАТСТВА Многие люди, я думаю, заключили бы сделку с Дьяволом, если бы то, что он предлагает, не было бы иллюзией, хотя бы попервоначалу. А многие, сколько можно видеть, и попадаются, соблазняясь посулами "царств мира сего". Однако даже если повезет, что есть выигрыш, если время ограничено? PHI. ЭПОХА ПЕРЕМЕН Мы живем в эпоху перемен. Это значит, что будущее кажется более надежным, чем прошлое. Только неведомое будущее дает нам надежду на решение возникающих ныне проблем. В прошлом такие решения исключены и возврата к нему нет. 26.01.08 PSY. ПЛАН ЖИЗНИ Планирование практики жизни в отличие от (дискурсивного) плана дел суть разработка (создание, изменение и корректировка) стиля или образа жизни – принципов поведения, рефлексивных реакций… PHI. КАПИТАЛИЗМ ПОБЕДИЛ? Э. Гидденс, опираясь на Фукуяму ("Конец истории"), пишет: "Капитализм победил в своей долгой битве с социализмом, вопреки предсказанию Маркса, и теперь у демократии нет соперников" (Гидденс-2, с.377). Я же думаю, что до тех пор, пока подобного сорта выражения (использующие в качестве базовых понятий термины "капитализм" и "социализм") будут иметь место, Маркс останется непобежденным. И это вполне согласуется с представлением о "сетевом обществе", где есть место также и фашизму, и настоящей монархии, но в очень PHI-PSY. "СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО"? Что могло бы быть альтернативой обществу с либеральной демократией? - Консенсуальное общество? Терапевтическое? - Терапевтическое - учитывающее позицию каждого человека; консенсуальное - приводящее (не обязательно с учетом позиции каждого) к консенсусу. Или «терапевтическое», с точки зрения социальной структуры, следовало бы назвать «сетевым обществом»? 23.01.08 PHI. МИФИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ Между наукой и паранаукой я бы поставил мифическую науку. Иначе говоря, науку, которая разрабатывает мифическое знание. Соответственно, мифическое знание - это такое знание, которое обладает практической эффективностью (и таким образом релевантно реальности), но в то же время не вписывается в теоретический дискурс научной картины мира. В отличие от полностью иллюзорного знания, которое релевантно лишь субъективным феноменам. При этом, очевидно, что граница между мифической наукой и паранаукой, с одной стороны, PSY-PHI. БИОГРАФИЯ И СУДЬБА В феномене большой группы следует учитывать параметры динамики и принадлежности. Т.е. к какой именно группе относится данный феномен, и в каком месте "цикла контакта" данной группы он находится. Так, для меня существует большая разница, предлагают мне следовать правилам в некоей группе, принятым задолго до моего появления в ней (часто даже задолго до моего рождения) или же принятым только что, возможно даже при моем участии (более или менее активном, правда вопрос, осознанном ли?). 19.01.08 PHI. СМЫСЛ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР Появление бюрократических систем произошло, конечно, вне зависимости от целенаправленной деятельности людей. Никто специально бюрократию не создавал - она возникла сама как необходимый инструмент для достижения иных целей. Однако дальнейшая перспектива существования бюрократии зависит от смысла, который ей может быть приписан в контексте всего общества. Иначе говоря, возникновение социальных систем (в т.ч. коммуникативных, о которых здесь идет речь) может происходить вполне спонтанно, но их развитие детерминировано ЗАКОН ВЗАИМНОЙ НАУЧНОЙ БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ Законы микромира проявляются на уровне более сложных систем, биологических и социальных, как метафоры, которые, впрочем, можно формализовать и исследовать в качестве рабочих гипотез, но это неинтересно. Здесь интереснее другие – смысловые – закономерности, которые, напротив, неинтересны в контексте квантового мира. PSY-PHI. СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ Всякая "победа над собой" это победа смерти над жизнью. А можно сказать - победа жизни истинной над жизнью бренной. Люди, победившие себя, - святые - это люди в значительной мере умершие для жизни сей. Вот почему с практикой святости хорошо согласуются практики отшельничества, аскезы и всяческого "умерщвления плоти". Вот чего не понимал Лев Толстой, который, конечно, был великим писателем, философом и общественным деятелем-проповедником, но не святым. Толстой в "Отце Сергии" исследовал, в том числе, и свою личную PHI. К ОСНОВАМ ТЕОРИИ СИСТЕМ: МУЛЬТИФАКТОРНОСТЬ По-видимому, по крайней мере, биологические и социальные системы (а может, при более тщательном рассмотрении, и все вообще) следует считать мультифакторными, т.е. такими, результат которых зависит от действия многих причин. Причем частью этих причин мы заведомо всегда пренебрегаем (как минимум теми, которых просто не замечаем). Т.о. теория, как бы точна она ни была, дает лишь более или менее приблизительный (но, тем не менее, удовлетворяющий нас в данный момент) ответ о механизме действия тех или иных закономерностей, PHI-PSY. В СУЩНОСТИ, СМЕРТЬ... В сущности, смерть - единственное дело которым стоит заниматься святому. Способ утверждения высшего статуса человека - над бренным миром. Претворяя контакт с миром в контакт с Богом. Или сублимируя – в терминологии психоанализа. 16.01.08 PHI. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК АСПЕКТ ЖИЗНИ Мои действия, равно как и мое бездействие в контексте финансового бизнеса следует рассматривать как финансовые инструменты. Ибо время и деньги здесь неотделимы друг от друга, в некотором смысле можно считать - тождественны. А мои действия (осознанные или бессознательные), переводящие одно в другое следует как раз и рассматривать как финансовые инструменты. Точно так же я могу воспользоваться чужыми услугами - тоже финансовыми инструментами, или заняться самообразованием - каждое из этих действий следует оценить PR. ГАЗОВЫЕ РАЗБОРКИ
PHI-PSY. САМАЯ БОЛЬШАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ Самая большая несправедливость в мире - это смерть. И каждый раз, когда мне не хватает времени, я обнаруживаю ее в своей жизни. Это очень обидно. PSY-PHI. АТМОСФЕРА БОЛЬШИХ ГРУПП По-видимому, можно говорить об "атмосфере" больших групп, так же как мы говорим об атмосфере малых групп. При этом, надо полагать, атмосфера разных больших групп выступает, с одной стороны, в качестве фона (или поля) для атмосферы малой группы, а с другой, представлена в конкретных феноменах малой группы, имеющих статус негласных правил. Иначе говоря, в атмосфере любой малой группы всегда можно найти контексты (элементы фона, поле) феноменов различных больших групп, например, гендерных, национальных, региональных, 12.01.08 PHI. ТЕХНОЛОГИЯ МОНАСТЫРЯ Монастырь - это материальная подпорка духа. Принцип монастыря: нет соблазна, нет и греха. С другой стороны, монастырь - это инструмент, помогающий сосредоточиться на главном. Ничто не мешает, ничто не отвлекает. PHI. ИДЕОЛОГИЯ КАК ДЕЛО ВКУСА Теория Маркса заработала в политике лишь после того, как была создана ее идеологическая версия. Это утверждение кажется тривиальным. В самом деле, как иначе научные идеи могли бы перешагнуть рамки науки, если бы не были адаптированы к другой сфере деятельности, в данном случае, к борьбе за власть. Однако можно предположить, что идеологическая сила марксистского подхода базируется все же не на науке, вернее, не только и не столько на науке, сколько на культуре, трансформирующей определенным образом все (!) основные
9.01.08 PHI. К ОСНОВАНИЯМ ТЕОРИИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Базовая гипотеза о том, что в основании общества лежит коммуникация, иначе говоря, что "язык сделал человека", или гипотеза что "труд сделал из обезьяны человека" ровно ни на чем не основаны. Это абсолютно бездоказательные аксиомы. Поэтому выбор между ними является делом вкуса (имеет иррациональные основания). Мне, например, в данный момент времени больше нравится языковая аксиома. Скорее всего, как это свойственно системам такого уровня сложности, здесь имело место совместное действие многих условий. науки, если вспомнить о делении таланта ученых на теоретиков и экспериментаторов. - Знание - это представление о чем-то; умение - владение этим "чем-то", как некоей собственностью. - Классифицируя социальные феномены, можно сказать, что Наука - это знание, а Вера - умение. PR. ШАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ Cуществуют как способы прихода шальных денег, так и способы отъема оных. Однако если первые принципиально случайны, из-за чего здесь невозможно создать предпринимательский проект, то вторые могут быть введены в систему, благодаря чему мы имеем игорный бизнес и всю индустрию развлечений и шика. PHI.ЗЫБКИЙОБРАЗЮЗЕРА Интернет - это прообраз будущего еще и в том смысле, что примерно показывает, как будут меняться отношения людей друг с другом, когда они смогут произвольно менять свой физический образ. Я имею ввиду, прежде всего, телесность, которая все еще с трудом поддается заранее спланированной трансформации, в отличие от прочих элементов имиджа, которыми ныне мы манипулируем без проблем. PR. ПО ПОВОДУ РАСИЗМА В РФ По поводу расизма. Вы верите в то, что власти РФ не могут остановить разгула насилия в Воронеже, СПб и Ростове на Дону? - Я не верю. PHI-PSY. НАПРИМЕР, СУДЬБА-1:ПРОБЛЕМАИССЛЕДОВАНИЯФЕНОМЕНОВБОЛЬШИХГРУПП Отличие феноменов больших групп от феноменов малых групп. Проблема в том, что судьба (феномен большой группы) - это эксперимент, который можно сделать лишь один раз (в отличие от биографии, которая может быть элементом динамики малой группы). В таком случае, в какой мере имеет смысл говорить о тренинге или каком-либо исследовании феноменов больших групп? PHI-PSY. НАПРИМЕР, СУДЬБА-2 Я подумал, что всех людей можно разделить на две категории: на тех, кто осознает свою судьбу (коих меньшинство) и тех, кто не осознает ее (большая часть). При этом социальный статус человека не важен. В некоторой степени важно, по-видимому, психическое состояние - является человек самоактуализированным (по Маслоу) или нет. Но, я полагаю, что не все самоактуализированные люди осознают свою судьбу - т.е. вписаны в ряд феноменов большой группы. PHI.ТРИАСПЕКТАОБЩЕСТВА На общество можно смотреть с трех разных точек зрения и, соответственно, объяснять его исходя из одного из трех принципов: с точки зрения экономики (материалистическая теория), политики (силовая теория, идеалистическая?) и социума (теория коммуникаций, взаимоотношений?). Не вполне корректное деление. 05.01.08 PHI. К ТЕРМИНОЛОГИИ. ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Можно говорить о вертикальном и горизонтальном делении общества. Вертикальное деление - деление на социальные слои, иерархическое по отношению к какому-либо признаку, например, классовое деление по отношению к богатству и власти; или гендерное - по отношению к половой принадлежности и пр. Горизонтальное деление, которое можно так же определить как сетевое, подразумевает деление на сообщества внутри одного слоя. Например, предпринимательские сообщества разных стран. PR. PHI.РОССИЙСКАЯСПЕЦИФИКА Ведущий одной из шоу-программ заметил давеча, что «голосование» происходит от слова «голос». «Голосование – это выборы», – подумал я. И мне тут же пришло на ум, что у них, на Западе, слово «выборы» (election, англ.) происходит от слова «elect» (избирать, предпочитать). «Вот отличие русской демократии от западной», – подвел я итог: «У нас выборы от слова голос, а у них – от слова избирать». Остается заметить лишь, что интересно, в чем здесь больше русскости, в передергивании или самоуничижении? PR. PSY. ДНЕВНИК. ОГОВОРКА ПРО РЕКЛАМУ Оговорка, которую я делаю все время: "Рекламы мало не бывает!" Вместо того, чтобы сказать правильно - " Рекламы много не бывает". Что бы это значило? PHI. ЭВОЛЮЦИЯ КАК КВАНТОВЫЙ ПРОЦЕСС Эволюционный скачок (феномен макроэволюции) аналогичен квантовому переходу от микрособытий к макрособытию (шредингеровскому схлопыванию волновой суперпозиции). PHI. К ВОПРОСУ О БАЗОВОЙ ТЕОРИИ. ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП Возможно, базовую теорию (ту, которую можно было бы положить в основу универсального представления о мире) стоило бы строить на принципе процессуальности. Процессуальность - это неточное (нестрогое, нечеткое), но постоянное воспроизведение функции. Нечеткость воспроизведения порождает полифункциональность, даже в механических системах. Иначе говоря, в мире нет ничего точного. Или в мире нет ничего, что могло бы быть воспроизведено в точности. PHI-PSY.ГРУППА«НИЧТО» Группу исследования феноменов больших групп я мог бы назвать группой "ничто" (группой исследования «ничто»), ибо ничто является их фоном. PHI.ОПРЕДЕЛЕНИЕБЕДНОСТИ Дискуссионное определение бедности. Бедность - это отсутствие ресурсов, необходимых для развития потенций человека, которые позволили бы ему подняться по социальной лестнице (обеспечили интрагенерационный эффект) и, следовательно, обеспечили бы открытость общества. Бедность, таким образом, является характеристикой степени закрытости общества. - КРИТИКА. Потенциальная возможность - субъективный фактор. Человек может чувствовать потенциальную возможность сделать что-то (и, соответственно, стать кем-то), но в случае получения необходимых ресурсов может так и не сделать этого. Потому, например, что его самоощущение было иллюзорным. Или потому, что получил нужный ресурс не во время. И наоборот, именно отсутствие ресурсов может подстегнуть к достижениям. 02.01.08 PHI. ОТЛИЧИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ Отличие биологических систем от физических: если вы пнете камень, то он отлетит в сторону; а если пнете собаку, то она вцепится вам в ногу. - Хороший пример не грех повторить. PR. LVD.КЭКРАНИЗАЦИИ«МАСТЕРА» Структура булгаковского романа: сталинская Москва - отражение Евангельской истории. Только зеркало кривое - все плюсы изменены на минусы. По известному выражению Маркса, что "история начинается как трагедия и заканчивается как фарс". Или как в черной мессе. - ФЕНОМЕН БОЛЬШОЙ ГРУППЫ. Если не ошибаюсь, факт демонстрации фильма по мотивам культового романа и время его показа имеют отдельное самостоятельное значение. Посмотреть этот фильм именно сейчас и, очевидно, «вместе со всеми» – вот смысл. PSY. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУПЕРВИЗИИ Супервизия – это терапия терапевта в контексте и в границах его профессиональной работы. Может быть, так? Или супервизия – это организационное консультирование терапевта. PHI-PSY.РАЗНЫЕПРАКТИКИУПРАВЛЕНИЯ В чем отличие общественной деятельности от предпринимательства? Отвечая на этот вопрос, я бы сказал, что можно выделить три уровня управления (не вполне корректный ответ): 1. Управление ценностями. 2. Управление практикой. 3. Управление собой (или неуправление). Первый уровень имеет отношение к общественной деятельности и деятельности высшего класса общества (или, по Марксу, класса капиталистов). Второй уровень - уровень предпринимательства (фактически среднего класса - мелких и средних предпринимателей, менеджеров среднего уровня и "белых воротничков"). Третий уровень - уровень частной жизни людей, в основном заполненной массой обывателей и низшим классом (рабочими и пр.). - Управление собой редко когда возвышается до управления ценностями. Только когда мое "я" возвышается до воплощенной ценности - в жизни святых и пророков. Итак, ценность общественной деятельности в том, что главный ее смысл заключается в активном взаимодействии с ценностями, в отличие от всех других видов деятельности, где эта задача расположена ниже по рейтингу. PHI. ЧТО СДЕЛАЛО ЧЕЛОВЕКА? О происхождении общества. Базовые концепты. Ответ на вопрос, что сделало человека? Эволюция (Спенсер, Конт?), труд (Маркс, отчасти Вебер), действие (целенаправленная деятельность, функционирование, - Парсонс), коммуникация (Луман). PHI.СООБЩЕСТВОИНТЕЛЛЕКТУАЛОВКАКПЯТАЯВЛАСТЬ Что касается консалтинга, в контексте вопроса о пятой власти. Вопрос, заказывает ли музыку тот, кто за нее платит? Если это не всегда верно, а это и в самом деле не всегда верно, то на консультантов (и более широко на сообщество интеллектуалов) можно посмотреть как на пятую власть (после СМИ, которые, как известно, называют четвертой властью). Иначе говоря, тот, кто платит за консалтинговое исследование, не всегда в полной мере осознает, за что именно он платит. Быть может даже, как правило, не осознает. Отсюда практика, с которой сплошь и рядом сталкиваются консультанты, когда клиент заказывает дорогостоящее исследование, а потом кладет его результаты под сукно. Таким образом, если вычленить область, которую клиент не осознает (и, можно предположить, и не нуждается в том, чтобы осознавать), то эта именно область и является властным ресурсом сообщества интеллектуалов. А консультанты в этом контексте являются лишь теми представителями интеллектуалов, через которых реализуются властные полномочия всего сообщества. PHI-PSY.СОЦИАЛЬНАЯРЕАЛЬНОСТЬ Социальная реальность это представление и ощущение основных принципов общественного устройства – то, чем человек реально руководствуется в своих действиях на уровне внутренней феноменологии, как осознанном дискурсе (что касается плана действий), так и логически нерефлесируемом ощущении (например, чувстве уверенности, спокойствия, безопасности или, напротив, напряжения и тревоги и т.д.). Эту социальную реальность можно считать неким большим фоном (по Серлу), очевидным миром (для того или иного человека), очевидным настолько, что это не требует для него какой-либо аргументации и даже осознания этой очевидности, в том числе, осознания наличия подобного рода аргументации как таковой. Речь идет вещах, которые человек полагает теми, которые «есть, потому что они есть и этого достаточно». Социальная реальность у разных людей разная, поскольку представлена во внутренней феноменологии. Но в представлении человека как Другого, она явлена в обществе (социуме). Дискурсивное (формальное) представление этой реальности в обществе суть знаки, символы и коды. - К ТЕРМИНОЛОГИИ. Будем считать, что «социальный феномен» и «феномен большой группы» одно и то же, некий один и тот же предмет, представленный с одной стороны в обществе (как «социальный феномен»), а с другой, во внутренней феноменологии человека (как феномен психики – «феномен большой группы»). - Одно зерно – не куча, один человек – не группа, одна интеракция – не стандарт поведения, код (знак, символ). Однако если один человек обладает темой, ради которой гарантированно собираются другие люди, на такого человека можно посмотреть как на группу, хотя первоначально он и один. В этом случае в определенный период времени, пока собирается группа, социальная реальность неотличима от внутренней феноменологии. Точно то же можно сказать об отдельной интеракции, которая может стать прообразом типовой формы – знаком или кодом (формальным дискурсом). PHI. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.КОДИСТИНЫ Истина - это то, что есть на самом деле. Установлением истины занимается наука. Если сообщество ученых соглашается с тем, что то, что говорит один человек, существует "на самом деле" как бы невероятно это ни звучало, значит, так оно и есть на самом деле - объективно, независимо от человека. Например, то, что земля ходит вокруг солнца, а не наоборот, вопреки очевидности. Или то, что в основе устройства физического мира лежат какие-то невообразимые "суперструны" - еще менее очевидная вещь. Короче говоря, практика науки убеждает нас, что истина загадочна и невообразима. Между прочим, согласие научного сообщества считать нечто истиной - считать открытие открытием - процесс постепенный и иногда очень медленный и, по сути, хотя авторство и приписывается одному человеку, настоящим автором в действительности следовало бы считать все научное сообщество в целом - по крайней мере, ту его часть, которая поддерживало указанное открытие на этапе его утверждения в сообществе. Итак, что есть на самом деле социальная реальность? 31.12.07 ДНЕВНИК. PR. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ Мне кажется, что начальника метро, который организует очереди в переходах надо вешать или расстреливать без долгих разговоров. PSY. ТЕРАПИЯ. ТЕСТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:"НАЧАТЬСНУЛЯ" В 1993 г. я думал, что могу устроиться в любой стране мира, начав с полного нуля потому что, как мне казалось, я знал как и что работает в экономике. Потом, когда оказалось, что у себя дома я с трудом могу заработать $300 в месяц, эта моя вера оказалась сильно поколебленной. А сейчас я снова не боюсь, но потому что знаю, что везде меня будут окружать люди, а с ними я всегда договорюсь (даже не зная языка поначалу). На что рассчитываешь ты в этом смысле – только на себя или на поддержку добрых людей? («Добрых» PHI.МАТЕМАТИЧЕСКИЙТИПФОРМАЛИЗАЦИИ Математический тип формализации (математический дискурс) не годится для описания социальных и значительной части биологических систем. Однако он подходит для создания физических моделей и, соответственно, в инженерной деятельности. Что касается научной ценности для социологии, психологии и биологии, он эффективен как метафора (причем, первоначально не важно, правильная или не правильная) и как источник интенций для постановки новых исследовательских задач. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ."ОБЪЕМСВОБОДЫ" Я могу делать что-то потенциально важное для меня, только актуально представив себе свой "объем свободы" в этом деле (попросту говоря, времени, которое я могу потратить на него в ближайшем будущем). А "степень важности" диктуется отношением этого дела к моему представлению о моей миссии (судьбе). Рассчитывая время, я пытаюсь ощутить миссию. Вот что тормозит меня в делах, которые кажутся мне крайне важными, как бы малы реально они ни были. Колебания как перед тем, как прыгнуть в реку с вышки или облиться холодной водой. - "Объем свободы" как степень проявленности "миссии" как феномена большой группы (во внутренней феноменологии). PSY.РАЗДЕЛЫВНУТРЕННЕЙФЕНОМЕНОЛОГИИ 1. Индивидуальные феномены – феномены «я». 2. Феномены малой группы или групповые феномены. 3. Феномены большой группы. Социальные феномены не следует путать с «феноменами больших групп», которые по сути являются разделом внутренней феноменологии (психики) человека. Социальные феномены суть социальные явления, которые, по-видимому, могут и не иметь аналогов во внутренней феноменологии человека. PSY-PHI. К ПРИНЦИПАМ ДИНАМИКИ БОЛЬШИХ ГРУПП:МИССИЯ Большая группа не принимает в расчет жизнь или смерть отдельного человека. В том смысле, что принцип выживания (принцип безопасности и сохранения жизни на уровне внутренней феноменологии отдельных людей) здесь не действует. Пример - мифы о Христе и Сократе. Этот принцип с точки зрения отдельно взятого человека формулируется как "смертию смерть поправ". Вот высший уровень "жизни" - бессмертие в контексте морали. Одна из характеристик Категорического императива наряду с кантовским долженствованием, как таковым. Таким образом, можно предположить, что динамика большой группы проявляет себя на уровне внутренней феноменологии участника после его самоактуализации, т.е. после того как он пройдет круг индивидуального развития с формированием безопасного пространства и представлений о миссии (судьбе) как одной из гарантий этого пространства. Соответственно, на следующем - актуализированном - этапе развития в феноменологии большой группы как ее воспринимает человек внутри себя речь идет уже не о "безопасном пространстве", а о "гарантии миссии", какой бы она ни была. - Если применить к миссии человека биологическую метафору, то можно сказать, что террористическая миссия уничтожения человечества (самый короткий путь к "вечному блаженству") имеет свои шансы в конкуренции миссий в современном мире. - С точки зрения миссии как феномена всего человечества, я вижу три больших этапа развития: религиозный (с момента появления социума и до Древней Греции и Рима), моральный (в Средние века и эпоху Просвещения, с момента осознания представления о миссии как таковой, что нашло выражение в таких, например, персонажах как Сократ и Христос) и свободный (ХХ век, современный мир, с момента начала кризиса Просвещения и осознания парадигмы возможной полимиссиональности общества). PHI-PR. БАЗИС "ЧЕРНОГО PR" Партия это толпа. Это масса баранов, которую политики собирают в стадо и гонят на выборы. Толпой управляют посредством предоставления ей хлеба и зрелищ, известных еще со времен Древнего Рима; а так же страха лишиться своей пайки - изобретения уже современного общества. 08.12.07 PSY. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Отношения в психологии (психологические
отношения) в отличие от отношений в социологии (социальные
отношения), по-видимому, следует ограничить лишь сферой
любви-дружбы-симпатии. Количество форм этих отношений
неограниченно. Соответствующие социальные отношения
прописываются как семейные, дружеские и, возможно,
лояльные (для симпатии). С соответствующим неограниченным
кругом форм социальных феноменов – семьи, дружеских
и общественных объединений. Однако круг социальных
отношений существенно шире круга психологических. PHI. РЕДУКЦИЯ И МЕТАФОРА: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ «СМЫСЛА» Редукция – сведение высших феноменов
к низшим и наоборот выведение высших из низших – любопытна,
но малоперспективна, не отвечает на вопрос «зачем?».
Например, «поймать мысль» в деятельности нейронов
головного мозга или, скажем, вывести ее из этой деятельности.
Или, скажем, рассчитать давление газа посредством
расчета броуновского движения его молекул. Зачем делать
сложным способом то, что можно сделать простым? Кроме
того, даже если все же попытаться задаться такой целью,
все-равно, согласно принципа минимализма, PSY. ТРЕНИНГ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Научить языку – значит воспитать у человека чувство языка. Чувство языка – это переживание слов как эмоций и телесных ощущений. В тренинге воспитать его можно лишь как перевод вербального смысла в невербальный; перевод слов в эмоции и телодвижения. PR. ЕВАНГЕЛИЕ. ВОЛАНД - ХРИСТОС Давеча Дмитрий Дибров беседовал по
ТВ (2 канал) с отцом Андреем о романе Булгакова "Мастер
и Маргарита" в связи со скорым выходом на телеэкраны
одноименного фильма режиссера Бортко. Речь шла о добре
и зле и, как я понял, о. Андрей отстаивал точку зрения,
согласно которой добро и, соответственно, образ истинного
Христа остался за скобкой романа Булгакова. В романе
же действует сплошь темная сила. И сам образ Иешуа
- это лишь искаженный (атеистический) образ Христа.
А Дибров вопрошал, не случится ли после демонстрации 05.12.07 ДНЕВНИК. PSY. К ВНУТРЕННЕЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДЕНЕГ Приятно чувствовать себя добрым и всемогущим. К сожалению, для этого все время не хватает денег. PHI. ЦИТАТА. ХАКЕН. НЕОБРАТИМОСТЬ Решающее значение имеет так и не получивший убедительного ответа вопрос о том, почему макроскопические явления необратимы, хотя все фундаментальные вопросы обратимы (Хакен Герман. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам: Пер.с англ. / Предисл. Ю.Л. Климонтовича. Изд.2-е, доп., М.: КомКнига, 2005, Статистическая физика, с.31). PHI. PR. ЗАКОН СОЦИАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ Закон социальной симметрии. Подумалось, что не будет ничего удивительного, если на смену белому расизму в ЮАР придет черный. В некотором смысле, это было бы только справедливо. PSY. СТРАХ ЯЗЫКА – СТРАХ ОБЩЕСТВА Если язык и общество – вещи почти тождественные,
то понятен страх разговорной речи при изучении языка.
Получается, что это страх несовпадения с обществом,
выпадения из него – быть может, самый глубинный из
всех страхов человека. Ибо если говоря «язык», я говорю
«общество», то говоря «общество», я, в свою очередь,
говорю «человек». PHI. PR. О ПОЛИТИКЕ Я бы устроил революцию "белых воротничков" или создал систему пятой власти – власти интеллектуальной элиты. PHI. PR. ЦИТАТА. НАСЧЕТ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Как важен личный прямой контакт с потенциальным
инвестором см. цитату:Журналисты крупнейших журналов и газет
приходят на пресс-конференции технологических фирм
и с удивлением отмечают, что все лучшие места в зале
зачастую уже заняты блоггерами.Действительно, в Америке это уже нормальная
ситуация. Блоггеры сидят с ноутбуками и мгновенно
публикуют новости в интернете. Внимание широкой публики
приковано именно к этим блогам, которые обновляются
в реальном режиме времени. Кто будет дожидаться выхода
завтрашней газеты и читать, что происходило вчера?Например, есть такой небольшой блог
TechCrunch, который рассказывает о представителях
новой волны стартапов, так называемых компаниях Web
2.0. Блоггер, который ведет TechCrunch — Майкл Аррингтон
(Michael Arrington) — в последнее время приобрел фантастически
большое влияние в среде венчурных инвесторов и предпринимателей,
ищущих финансирование. Дошло до того, что предприниматели
всеми силами добиваются встречи с ним, чтобы вручить
CD с демо-версией своей системы. Просто чтобы он упомянул
их в своем блоге. Вдруг PHI.СОЦИАЛЬНЫЙГЕШТАЛЬТ Важно учитывать, в какой точке «цикла
контакта» (кривой гештальта) находится некое социальное
явление в данный момент времени. Образно говоря, если
революционер работает за идею (начальная стадия образования
социального гештальта), то бюрократ – за карьеру и
деньги (конечная стадия). Энтузиазм сменяется рутиной,
идея – законом; случайная интеракция – системой социальной
кодификации. "Теории конфликта" (по Э. Гидденсу)
в этом контексте суть теории, ставящие в центр своего
внимания момент смены одного гештальта PSY. ИЛЛЮЗИЯ ЦЕЛИВ чем иллюзия представляемой цели? - В антураже. До цели действительно можно добраться, но что при этом ты получишь в нагрузку - вот в чем вопрос? Авраам Линкольн в самом деле смог стать Президентом Соединенных Штатов, но вряд ли он рассчитывал, что его застрелит террорист на спектакле в театре. Иначе говоря, реальная цель (в отличие от иллюзорной) непредставима - это чисто дискурсивная вещь, элемент социального кода в личной жизни (феномен большой группы). PSY. МЕХАНИЗМ БОГА Попроси у Бога ключи от машины, и ты именно ключи и получишь. Мгновенно. PR.КВОПРОСУОПАТРИАРХАТЕ Ева пришла к Богу и говорит: 01.12.07 PHI. ЦИТАТА. ГИДДЕНС. СФЕРА«ЭКОНОМИЧЕСКОГО» … Сфера «экономического» определяется
и фиксируется неотъемлемо конструктивной ролью аллокативных
ресурсов в структурации социетальных общностей (Гидденс,
с.81). PHI. ГНОСЕОЛОГИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА Гносеология (эпистемология) – исследование машины как таковой; более конкретно – исследование Природы как механизма, другими словами, механизма действия законов природы. PSY. ДИАЛОГ. СТРАХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ - Страх самореализации. Знать бы еще
реализации чего? PSY-PHI. РЕШИМОСТЬ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН Для того чтобы что-то происходило по
природе вещей, естественно, само собой, напрягаться
нет нужды. То, чему должно произойти, произойдет!
Напрягаться приходится в противоположном случае –
когда идешь против течения, проводишь свою линию,
делаешь что-то свое, может быть, неочевидное и непонятное
больше никому на свете. Напрягаться приходится, когда
делаешь что-то не естественное, а искусственное. И
корень этого искусственного – мое решение делать это,
упереться и стоять насмерть в своем решении, даже,
если весь PSY-PHI. ДНЕВНИК. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Главный предмет, который стоит исследовать в психологии и социологии – это парадокс. PHI. ПРАКТИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ Основание выбора теории: с точки зрения
науки или с точки зрения практики, научной красоты
или практической пользы. Выбор теории с точки зрения
принципа универсальности базового понятия (категории)
аппелирует, по сути, к ее научной красоте. Выбор теории
с точки зрения ее практической пользы в контексте
тех или иных целей, основывается на потребности более
эффективного планирования, с одной стороны, и на оправдании
(укреплении, обосновании) этих целей, с другой. Поскольку
социологическая теория одновременно является |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|