В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

ЛЕТО 2007г.

11.08.07

1 - 11.08.07. (13-16.10.05). PHI-MED. ТЕРАПИЯ ГЛАВНЕЕ

Гомеопатия сегодня выглядит более серьезным медицинским подходом по сравнению с традиционной медициной, потому что работает со всем объемом данных о здоровье и болезни пациента, пусть и представленных в своеобразной, специфической форме. Это качество – полнота анализа – позволяет гомеопатии лидировать даже в случае ошибочных диагнозов и действий врача. Ибо ошибка тоже путь к истине. Особенно важен здесь, как и в любой «практической науке», учет интуитивных данных. Традиционная медицина утеряла это качество (терапевтического
мышления), поэтому главной фигурой в ней ныне является не терапевт, а хирург. Счастье, если вы встретите гениального хирурга, то бишь читай, – обладающего терапевтической интуицией.

PHI. ТЕРМИНОЛОГИЯ: ВИРТУАЛЬНОСТЬ

virtually Adv
фактически
virtual Adj
виртуальный
virtual reality Noun
виртуальная реальность
virtue Noun
достоинство
virtuosity Noun
виртуозность

PR-PSY. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГИПОТЕЗА ОБ ОДНОМ ИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Украина кажется принадлежащей к странам Западной Европы тем, что она замкнута и исхожена (хотя и не ухожена). В отличие от России, тоже неухоженной, однако, неограниченной, такой, что в каждой европейской точке ее (кроме Кенигсберга) есть направление - на Восток, - куда можно двигаться бесконечно и где, предположительно есть места никому еще неведомые. Там можно заблудиться и пропасть - сгинуть. Иначе говоря, Россия открыта и дика. И это пугает европейцев - тем глубже, чем сильнее стремление России к интеграции.

PHI-PR. МИФ ХАРИЗМЫ

Настоящие харизматические лидеры существуют лишь во временах, когда не существовало прямых письменных источников. Либо действительно как личности принципиально мифологизируемые, каковыми, например, являются художники.
- Так, скажем, говорят, что Пушкин должен был неизбежно погибнуть на последней дуэли, поскольку по сути своей личности (харизматической) не мог убить человека. Тезис, вообще говоря, сомнительный. Не знаю, насколько это верно, но один мой знакомый историк (В.А. Петров) задался целью выяснить, как окончились его предыдущие – успешные – дуэли. И узнал, по крайней мере так он утверждает, что Пушкин в течение своей жизни убил 5 или 6 человек.

09.08.07

PHI. ИДЕЯ КОЛЕБАНИЙ

Идея колебаний, лежащая в основе теории суперструн, кажется достаточно общей и, одновременно, как протаскивающей столь же общее представление о жизни (которое почти тождественно идее пульсаций), в глубь знаний об устройстве Вселенной.
- Если бытие – это онтология, метафизика, структура (сфера физики), а жизнь – колебание (сфера биологии), то чем тогда является разум, сознание (сфера психики)? – Знаком, символом?

PHI. ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ

Сила - более широкое понятие, чем насилие.
- По Луману, насилие является симбиотическим символом власти.

PSY. ФАКТОРЫ БОЛЬШИХ ГРУПП

Если разговор о факторах больших групп имеет смысл, то можно назвать такие, например, факторы, как:
- Отношения людей (функции?),
- Социальные роли,
- Функции?
- Групповые чувства (например, чувство причастности к определенной социальной категории людей, чувство зараженности некоей коллективной эмоцией и пр.),
- Социальные качества (например, всяческого рода дипломы и сертификаты, подтверждающие некое качество или, скажем, невербально подтверждаемое качество вроде харизмы и пр.)?

ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. ИСКУССТВЕННОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

По большому счету весь последний год меня интересуют лишь понятия, судьбы и предназначения. С одной стороны, это вещи в высшей мере естественные, но с другой, зачастую толкающие к действию против всех норм и установлений (общепринятых и считающихся естественными) - к действию принципиально одинокому и описываемому предельно искусственно, как какая-нибудь теория относительности или квантовая механика.
- Интуинтивистский критерий: главное, чтобы мне самому было очевидно то, что я делаю.

PHI. ПРИНЦИП РАЗЛИЧЕНИЯ

Принцип различения кажется таким же по уровню всеобщности, что и принцип относительности. А, может быть, даже более базовым - ведь прежде, чем соотносить что-то с чем-то, надо их отличить друг от друга!
- Однако, как интенции, они могут быть и одного порядка. Ведь различение одновременно и соотносит. И наоборот.

TXT-LIT. "МЫ С ИРКОЙ". ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

И тут я понял, что страдаю неизлечимой зависимостью от креветок и пива "Эдельвейс", а так же что я просто-напросто сухой любитель крабов. Но, конечно, мои проблемы меркнут на фоне Иркиной зависимости от денег.
- Химическая зависимость - болезнь, в которой человек не волен что-либо сделать собственными силами, разве что стать "сухим больным" - не потреблять веществ, от которых он зависит.

PR. ВОПРОС УСПЕХА

Я не верю, что поставленная цель, если она в принципе кажется достижимой пусть и с небольшой долей вероятности, может быть не достигнута. Однако она определенно не будет достигнута, если человеку не хватит решимости (мотивации) ее достичь. Таким образом, вопрос успеха это вопрос решимости. А вопрос квалификации это вопрос рутины в успехе.

21.07.07

ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВОЕЙ ДЕТСКОЙ ЧАСТЬЮ?

Что делать со своей детской частью, которая либо, в лучшем случае, не находит понимания у окружающих, либо, в худшем, вызывает агрессию? Проблема не в том, как ее уничтожить или задвинуть, а в том, как найти форму (способ), в которой она адекватно и в полной мере могла бы быть явлена.
- «Детская часть» - это полнота удовольствия в состоянии полноты безопасности.
- «Я несчастлив здесь, - писал Петр Капица в неотправленном письме Сталину, - а без этого, какая работа?!»
- Из глубины одиночества – тоска по миру.

ДНЕВНИК. "НОВОСТИ"

Я всегда предпочитал "новости", которые рождались у меня в голове сами по себе, изнутри меня самого, новостям, которые я узнавал от других людей. Вот почему меня никогда не тянуло встать у руля новостного процесса. Так называемые, "законодатели мод" манипулируют и комбинируют лишь "внешними новостями". Из этой же категории новостей мне, как любому обывателю, вполне хватает слухов и газет.

PHI. К ДИХОТОМИИ "ФЕНОМЕН/НОУМЕН"

- Терминология: номинативный и феноменологический (или, как у Парсонса, позитивистский) подходы; номиналист/позитивист.

Перевод с/на англ.:
феномен сущ.
1. phenomenon
2. whiz
nominal Noun
1. номинал
2. прил. номинальный
nominate Verb
1. назначать
2. выставлять кандидатуру

whiz Verb-Noun-Adj
1. глагол свистеть
2. сущ. феномен
назначать глагол
1. fix
2. appoint
3. assign
номинал сущ.
nominal value
номинальный прил.
nominal
номинация сущ.
nomination

PHI."МОЕ ЕВАНГЕЛИЕ". НАБАТ СУДНОГО ДНЯ

Человек, причастившийся вечности, как И.Х., сразу же должен услышать Набат Судного Дня. Жизнь пророка парадоксальна в том, что вечность ему явлена во времени – ситуация, невозможная по-определению. Поскольку либо я живу во времени и тогда до Судного дня еще далеко, либо в вечности и тогда он уже наступил. Но никак не то и другое вместе.
- 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

PHI. ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

Мне интересны простые вещи, очевидности: из математики - понятие точки, числа, предела бесконечности, беспредельности; из психологии - "я". И я думаю, что все эти простые штуки - одно и то же, разные углы одного и того же.

18.07.07

PHI. О "ТОЧКЕ" В СПОРЕ РЕЛИГИИ И НАУКИ

Сфера религии, как бальзаковская шагреневая кожа, сокращается и сокращается с каждым новым достижением цивилизации. Однако ясно, что она никогда не сократится до конца. Похожим образом сфера науки все расширяется и расширяется, но очевидно, что никогда так и не расширится до конца. Поэтому о "конце" или "начале" мира можно говорить лишь в кавычках, как о некоей сложной абстракции вроде идеи "математической точки".

PHI. АКСИОМЫ МАТЕМАТИКИ

Аксиомы математики - это наиболее обобщенные и потому сложные представления о различных сферах мышления человека. Идея "математической точки", например, невозможна вне контекста более или менее общего представления о геометрии и, далее, о математике. В "точке", таким образом, заключен смысл геометрии, который очевидно надо было чувствовать, формулируя впервые это понятие.

LVD. БРОДСКИЙ. НА ПРЕДЕЛЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

"Тоталитарный человек" более одинок, чем "массовый", хотя и более нагружен идеалами. Перейти из тоталитарного пространства в массовое, что проделал Иосиф Бродский, значит стать полностью, абсолютно одиноким и незащищенным - потерять мир иллюзий (идеалов), но не приобрести мира людей. Вот главный нерв его поэзии и открытие ХХ века.
- А если ты дом покидаешь – включи
звезду на прощанье в четыре свечи,
чтоб мир без вещей освещала она,
вослед тебе глядя, во все времена.
1993

PSY. НАУЧНЫЙ ВОПРОС

Если жизнь человека это процесс, то интересно узнать, как он заканчивается или как модернизируется? А, кроме того, - на уровне ощущений - как он связан с мировым процессом?

14.07.07

PR. МАФИЯ БЕССМЕРТНА
О ХАРИЗМЕ – 2

Теперь можно сделать реинтерпретацию понятия харизмы. Это — качество, которое придается людям и вещам посредством связи их «сверхъестественными», т.е. с неэмпирическими аспектами реальности в той мере, в которой они оказываются в отношениях с телеологическим «смыслом» человеческих актов и событий данного мира. Харизма — не метафизическая сущность, а эмпирически наблюдаемое качество людей и вещей, связанное с человеческими действиями и установками.

Хотя объем этого понятия шире, чем понятие религии в обычном смысле этого слова, оно присуще религиозной системе отсчета. То есть человеческие интересы, связанные с конечными ценностями, по природе своей неразрывно вплетены в представления о сверхъестественном в этом специфическом смысле. А следовательно, благодаря такому религиозному значению, харизма может служить источником законности (узаконения). Другими словами, существует внутреннее согласие между тем, что мы уважаем (будь это люди или абстракции), и
моральными правилами, управляющими отношениями и действиями. Эта согласованность связана с общим отношением всех этих вещей к сверхъестественному и с нашими понятиями о собственных конечных ценностях, а также интересах, которые соотносятся с этими понятиями о сверхъестественном. Различие между законностью и харизмой может быть выражено в самых общих чертах следующим образом: законность — это более узкое понятие, применимое только к нормам порядка, а не к лицам, вещам или «воображаемым» сущностям, и значение
его связано с регулированием действия по преимуществу в его внутренних аспектах. Законность, следовательно, — это институциональное применение или воплощение харизмы.

В заключение этого разбора интересно указать на чрезвычайное совпадение Дюркгейма с Вебером как в подходе к этой сфере проблем, так и в развитии их. Несмотря на их различие — на веберовскую погруженность в проблемы социальной динамики и почти полное равнодушие Дюркгейма к ним, на веберовскую связь с действием, а дюркгеймовскую — с познанием действительности — в той основной концептуальной модели, к которой они устремлены, их результаты совершенно идентичны. Эта идентичность относится, по крайней мере, к двум
стратегическим вопросам — к различению моральных и неморальных мотивов действия по отношению к нормам и к различению качества норм как таковых (у Вебера это законность, у Дюркгейма — моральный авторитет) и более абстрактного элемента, посредством которого они «манифестируются» (у Вебера — харизма, у Дюркгейма — сакральность). Это совпадение в действительности еще более тесное, поскольку оба этих ученых шли от двух противоположных полюсов мысли: Вебер — от исторического идеализма, Дюркгейм — от высшей степени
осознанного позитивизма. Более того, здесь нет следа какого-либо взаимного влияния. И это не единственная связь между работами этих двух авторов. Можно предположить, что такое согласие было бы наиболее правильно объяснять корректной интерпретацией одних и тех же видов фактов.

Наконец, совпадение распространяется и на социологические гипотезы, и не только на сами гипотезы, но и на форму их изложения. Следует напомнить, что дюркгеймовская точка зрения на это была «догружена» той, которая возникла в Германии. Это уже отмечалось как нечто необычное. Но в настоящем контексте важным является тот факт, что Вебер был сознательно и эксплицитно настроен против большинства из преобладавших в то время в Германии организмических социальных теорий, которые он идентифицировал, главным образом,
с интуитивистской методологией, критикуемой им столь сурово. Будучи противником такого направления, он был всегда воинствующим социальным номиналистом. И большая часть выступлений против него в Германии была основана именно на этом факте (79).

Вебер последовательно устраняет из своих работ все неэмпирические сущности, только Дух (Geist), с которым он все-таки имел дело, остается в его работах, но для него это вопрос эмпирических, наблюдаемых установок и идей, могущих быть непосредственно связанными с мотивацией действия, поддающейся интерпретации. Несмотря на это «отступление», он решительно становится на социологическую точку зрения. Одним из главных результатов такой позиции является представление о доминирующей социальной роли религиозных идей
и ценностных установок — специфических форм воплощения или ценностей харизмы, — которые разделяют все участники большого социального движения или даже общества в целом. В самом деле, только в той мере, в которой установки, следующие из доктрины кармы и переселения душ, разделяются всеми индуистами, могут быть узаконены касты; и только в той мере, в которой протестантская этика разделяется большей частью населения, может существовать адекватная мотивация к рационально-аскетическому совершенствованию в повседневной
жизни. Общество может быть субъектом только законного порядка, поэтому на небиологическом уровне должно существовать нечто, стоящее выше баланса силы и интересов, а это «нечто» может возникнуть лишь постольку, поскольку существуют общепризнанные ценностные установки в обществе.

Именно здесь опять-таки возникает Дюркгейм со своей интерпретацией возможного значения социальной реальности. Это то, что восполняет веберовский критицизм исторического органицизма в немецкой идеалистической традиции. Веберовская индивидуалистическая трактовка харизмы в связи с ролью пророка ни в коей мере не затрагивает этого аспекта. Она просто как бы служит для того, чтобы скорректировать основной недостаток, который может быть найден в позиции Дюркгейма и развитие которого сдерживалось его изначальным социологическим
позитивизмом. Этот недостаток — следствие смешения эмпирической роли ценностного элемента с санкционированием институционального status quo. Вебер посредством своей теории пророчества и процесса рутинизации харизмы показывает постоянно другую сторону этой картины. Его точка зрения, в конечном счете, не находится в противоречии с дюркгеймовской, она просто создает обеспечение для дальнейшего развития ее применений, которые самому Дюркгейму не удалось сделать. Такое развитие было осуществлено прежде всего благодаря
веберовской сравнительной точке зрения и его погруженности в проблемы социального изменения.

79 Наиболее яркий пример — рецензия Шпанна на работу «Wirtschaft und , Gesellschaft». См:. Spann О. Tote und Iebendige Wissenschaft. 2 Ed., Gustav Fischer, Jena, 1925.
(Парсонс, с.190-192).

11.07.07

TXT-LIT. «МЫ С ИРКОЙ». NO COMMENT

Смотрю, она читает модный журнал и держится за голову.
- Что, голова? – спрашиваю я ее, имея ввиду, не болит ли, мол.
- Нет, деньги, – отвечает она мне.

PHI. ЦИТАТА. ТАЛКОТТ ПАРСОНС. О ХАРИЗМЕ – 1

Такой унифицирующий принцип, несомненно, представлен в понятии «харизма».

Сам Вебер оперирует этим понятием во многих различных контекстах (65), в которых имеется резкое различие акцентов. Но есть определенная нить, непрерывно проходя¬щая сквозь все контексты, которая представляет собой именно связь понятия «харизма» с понятием «законность». Если проследить эту связь, то придется некоторым образом интерпретировать ее, выходя за рамки простого демонстрирования, но в данных обстоятельствах иное невозможно. Мы уже кратко занимались этой концепцией в связи с веберовской типологией религии.
Было отмечено, что Вебер принимает в качестве исходной точки противопоставления описываемого феномена повседневности (обыденности) (Alltag). Харизма, следовательно, — это качество предметов, лиц, благодаря которому они особенно выделяются из ординарности, повседневности, рутины (66). Интересно, что в некоторых случаях он специально противопоставляет харизму экономическому элементу. Она «spezifisch wirtschaftsfremd» (специфически противоположна экономике) (67).

Выделение из обыденности — это то, что характери¬зует харизматические предметы или лица. Следовательно, харизма непосредственно как таковая не связана с действием, она — качество конкретных вещей, лиц, актов и т.д. Но намек на связь с действием дан в том типе установки, которую люди принимают по отношению к ха¬ризматическим предметам и лицам. Вебер применяет несколько терминов, из них можно выбрать два. В применении к людям харизматическое качество — образцовость (vorbildlich) (68), т.е. нечто, чему можно подражать.
В то же время признание харизмы исключительным качеством, присущим престижу и авторитету (authority), есть долг (69). Харизматическим лидером никогда не будет признан тот, кто сопротивляется этому качеству или игнорирует его в своих требованиях как нечто существующее, но не подходящее выполнению в качестве обязательного. На основании таковой характеристики можно, по-видимому, с полным правом заключить, что харизма предполагает особую установку уважения и уподобление этого уважения тому, которое присуще признаваемому
долгу. Это явно ритуальная установка Дюркгейма: харизматическая власть — ступень моральной власти.

Другими словами, харизма непосредственно связана с законностью, и в веберовской системе она служит названием для любого источника узаконения. Основная трудность с этим понятием возникает из-за того, что Вебер первоначально не осмысляет его в этом общем контексте в связи со схемой структуры действия. Он рассматривает его в терминах гораздо более конкретной теории социального изменения и развивает на этой основе. Это для Вебера — возможность разработать теорию в терминах наиболее важного для него эмпирического
примера: роли пророка.

Основной контекст — это логика традиционного порядка. Следовательно, два наиболее важных аспекта понятия «харизма» — это ее связь с антитрадиционализмом, революционный характер, а также ее исключительно тесная связь с особым лицом, с лидером. Пророк это лидер, который противопоставляется явно и сознательно традиционному порядку — или некоторым его аспектам — и утверждает моральный авторитет своей точки зрения, в каких бы терминах ни выражалось то, что им предсказывается. Долг человека — слушать его и следовать
его пророчествам или его примеру. В этой связи также очень важно отметить, что пророк — это тот, кто чувствует себя возрожденным. Он качественно отличается от других людей тем, что причастен источнику авторитета, либо сам им является, причем авторитета гораздо более высокого, чем любой из существующих, причем повиновение ему может быть мотивировано расчетом на успех.

Если понятие «харизма » ориентировано на этот особый контекст, то важной проблемой становится проблема связи харизмы пророка с законностью порядка, которому подчинена повседневная жизнь. В таком революционном смысле, по мнению Вебера, харизма по своей природе —• явление временное. Как только миссия пророка воплощается в перманентную структуру будней, институционализируется — ее суть должна коренным образом измениться. В процессе такого изменения авторитет, которым пользуется пророк, в силу личной своей харизмы,
может начать превращаться во власть двумя путями — путем установления традиционализированной или рационализированной структуры.

Очень важная проблема возникает в связи с вопро¬сом о последовательности смены харизматического лидера. Нам нет никакой необходимости заниматься различными конкретными способами, которые с большим или меньшим успехом могут быть применены в такой ситуации. Следует отметить лишь два главных результата. В одном случае харизматическое качество передается в соответствии с одним из некоторого числа возможных правил от одного конкретного лица (или группы) к другому. Обычно главной, хотя и не единственной, возможностью
является наследственная харизма (Erbcharisma) (70). Следовательно, элемент сакральности, как квалификация определенных функций, имманентен определенному конкретному лицу в силу его рождения, и его акт в данной сфере становится законным в силу того, что именно он его совершает.

Коррелят этого — какое-то определение нормы, выполненной в пророческой миссии. В этом случае дана форма традиционализированной системы норм (сакральный закон), которой придается то же самое качество сакральности харизмы, что и личности руководителя. Таким образом, оказывается, что у Вебера две главные характеристики традиционной власти (71) — традиционный корпус норм, сакральный и неизменный, и внутри определенной сферы свободы остающийся открытым, а также возможность их интерпретации в сфере арбитральной личной
власти правителя, легитимизированной благодаря его общему личному харизматическому качеству. Посредством такого процесса, будучи первоначально специфической революционной силой, харизма становится затем, напротив, специфической санкцией неподвижного традиционализма (72).

Альтернатива этому способу — линия развития, включающая осмысление харизматического качества как объективированного, а следовательно, могущего быть отнятым от определенного конкретного лица. Оно становится, следовательно, качеством, которое либо а) можно передавать, либо б) приобретать собственными усилиями, либо, наконец, в) свойством не человека как такового, а учреждения или институциональной структуры, не связанным с личными качествами. Первые две характеристики еще связаны с отдельным лицом, хотя они и
не являются независимыми от способностей или крови людей, их наследующих. В третьем случае, однако, харизма становится наследственной только для учреждения или объективной системы правил. Едва ли необходимо указывать, что это путь, который ведет к бюрократической организации и «легальности » («законности») как стандарту узаконения. Здесь важно, что вопрос об источнике законности всегда восходит к харизматическому элементу, будь то апостольская преемственность, реформистский закон (кальвинистская «Женева») или
воля народа.

Таким образом, очевидно, что изменения, происходящие при сдвиге от революционного пророчества к обычной традиционной или рациональной власти — это свойство не харизмы как таковой, но конкретных видов ее воплощения (73) и ее связей с другими элементами данного конкретного комплекса. Действительно, наиболее полное рассмотрение Вебером законности не оставляет сомнений, что речь здесь идет не о чистом законном порядке без всякой примеси харизматического элемента. При традиционализме он всегда дан в сакральности
традиции (74). Это утверждение включает в себя нечто большее, чем просто факт, что что-то следует делать определенным способом и люди считают, что «хорошо » продолжать делать это именно таким способом. Точно так же и в рациональной бюрократической структуре всегда должен существовать источник законности данного порядка, который в конечном счете оказывается харизматическим. И наконец, то же можно сказать и о профетическом традиционализме.

Харизма в этой более широкой трактовке охватывает гораздо большую сферу, чем та, которую обычно называют религией. Но всегда следует помнить, что возможный генезис этого понятия в собственном сознании Вебера берет свое начало от роли пророка в более специфическом религиозном смысле. Каково же его отношение к религии? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к тому месту, которое занимает харизма в первобытной религии. Как уже указывалось нами выше в этой связи, конкретное, особое качество харизмы сопоставляется
с понятием мира сверхъестественных сущностей в особом смысле этого слова. В действительности этот смысл сверхъестественного — не что иное, как идеологический коррелят установки на уважение. Последнее, будучи связано с дуализмом установки, которая является сквозной как для теории Дюркгейма, так и для теории Вебера, установки как на морально нейтральное, утилитарное употребление, так и на моральное или ритуальное уважение, является одним из «миров» или систем
сущностей в наиболее широком смысле — как природном, так и сверхприродном (75).

ССЫЛКИ

65 Главные ссылки: Wirtschaft und Gesellschaft, S. 140 — 148, 221, etc., 250 — 261, 642 — 649, 753 — 778; Religionsoziologje. Vol. I, S. 268 — 269.
66 Рутина явно здесь означает не то, что выполняется по привычке, а скорее то, что выполняется «без знания »(«profane»). Утренняя молитва, хотя она творится ежедневно, — не Alltag.
67 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 142. Ср. с дюркгеймовским положением: «Труд — это неосознанная (profane) деятельность par excellence», см. выше, гл. XI.
68 Wirtschaft und Gesellschaft, S. 140.
69 Ibid.
70 Gentilcharisma — это подтип ее.
71 См.: Wirtschaft und Gesellschaft, S. 774.
72 Ibid., S. 771.
73 Рассматриваемого как переменная; сам элемент остается неизменным при целом ряде различных оценок.
74 Говоря о традиционализме, Вебер всегда использует термин «сакральное» (heilig).
75 Поскольку Дюркгейм сводит определение религии к тому, что относится к сверхъестественным вещам, понятие сверхъестественного у него отличается от используемого здесь. Все же очевидно, что последнее существенным образом совпадает с дюркгеймовским теоретическим подходом. Вебер определяет религиозное действие как действие по отношению к сверхъестественным сущностям, представляемым каким-то образом. Следовательно, в наиболее широком смысле, какой только вообще возможен, религиозные идеи могут быть определены как
любые понятия, связанные как с человеком, так и с природой. Следовательно, на символическом уровне должен быть включен вопрос о предполагаемом начале. События не просто «происходят » и «случаются » с человеком, они могут быть интерпретированы как имеющие значение в смысле символизации или выражения действий, воли или других аспектов сверхъестественных сущностей.
(Парсонс Т. О структуре социального действия. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2002, с.182-187).

7.07.07

PHI. СМЫСЛ РИТУАЛА: ВЕРА – ЭТО И ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК

Ритуал бессмысленен, поскольку это чисто искусственное установление человека. И, однако, он полон смысла, поскольку является символом определенного представления о человеке как таковом (знаком, предикатом человека). Без этого символа нет и представления, потому что представление должно в чем-то – чем-то! – выражаться. Нет представления – нет человека. Но человек, в любом случае, есть! Есть, как имеющая место быть сущность. Материальная или эпифеноменальная, как структура или как процесс – не важно. Важно, что
что-то есть. И это что-то мы (люди) выражаем в ритуале как форме бытования человеческой сущности как таковой, причем во всей ее полноте. Причем «полнота» здесь суть бессмысленность – вполне безосновательное конвенциональное искусственное утверждение, что так есть. А если кто-то не согласен, то он другой веры. Ритуал – это бытование некоего иррационального, интуитивного знания (о человечности), как такового. В ритуале знание дано в его полноте и потому в бессмысленности, поскольку «полного знания» (кроме интуитивного
ощущения) не существует.

Однако, если полнота владения внутренним, сокровенным знанием суть вера (в отличие от знания внешнего, научного, объективного), то ритуал – это форма веры. Иначе говоря, если вера это и есть человек, то смысл ритуала в утверждении человека через веру. Выражаясь философски, ритуал – это абсолютное знание о человеке.

Техники дзен-буддизма показывают бесконечное разнообразие форма ритуала.

PSY-PHI. СТРУКТУРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Любой терапевт, к какой бы школе он ни принадлежал, только тогда имеет возможность действовать, выполнять свою работу психотерапевта на терапевтической сессии, когда приходит к некоему пониманию того, с чем имеет дело, к некоему представлению о клиенте. Когда нечто непонятное, чем является психика другого человека (клиента), становится чем-то понятным. Иначе говоря, когда терапевт формулирует для себя некую гипотезу, объясняющую происходящее. Гипотез может быть мильон и в этом проявляется специфическое знание
каждой конкретной терапевтической ситуации. Однако далее находятся люди, которые обобщают эти эмпирические знания, формируя, таким образом, те или иные терапевтические подходы. Говоря, скажем, о либидо (Фрейд), гештальте (Перлз), архетипе (Юнг), процессе (Минделл) и проч. Здесь необходимо понимать, что речь в каждом случае идет об эмпирическом обобщении, но не о теоретическом знании, характеризующем классический научный подход. Эмпирическое обобщение в системе классической науки не более чем гипотеза («одна
из»), требующая своего доказательства.

PSY-PHI. ПРО СОПРОТИВЛЕНИЕ

Сопротивление – это плохо. Сопротивление – это то, что мне мешает. Есть сопротивление другого человека (врага), сопротивление мира (несчастье) и сопротивление моего собственного тела (болезнь). И, тем не менее, сопротивление – это та единственная вещь, которая есть реально; то, что я могу ощутить, потрогав рукой; то, во что я могу упереться. И, в конечном счете, то, на чем я стою. В сущности, сопротивление, которое я ощущаю, это и есть я – единственная способ, позволяющий мне ощутить самого себя. Все остальное
– гипотезы, иллюзии и предположения.

PHI. LVD. "ВЕЩЕСТВО ЗНАНИЯ"

Только такому упертому материалисту, как Станислав Лем могла придти в голову идея выращивать знания в пробирках. Превратив, по сути дела, молекулы в предикаты идей. Переворот поистине фантастический.

ВАРИАНТ ОБЪЯСНЕНИЯ СПИРИТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

Если можно видеть будущее, так же точно как и прошлое, то можно видеть и «вероятное будущее». Иначе говоря, предсказывать, что было бы, если бы человек был жив. И таким образом общаться с ним как если бы он был жив сейчас «за гробом». Получая, в том числе, новую, неизвестную медиуму, информацию, которая реально может быть подтверждена.

4.07.07

PSY. ГЛАВНОЕ В ОТНОШЕНИЯХ

Человек - это болото. Где-то ступишь и чувствуешь, что "почва" тебя держит, а где-то ступишь и проваливаешься. Главное не проваливаться до конца. Не рвать окончательно.

PSY-PR. ХАРИЗМА

Для меня, харизма - это вера в иррациональную правоту того или иного человека. В его соответствие своему предназначению, судьбе, если угодно, пусть даже судьба эта несчастлива, неестественна, ненормальна с точки зрения какого-то терапевтического представления о норме человеческой жизни. Но, тем не менее, именно такая судьба, какая есть, является именно тем элементом, без которого немыслимо современное общество и которая, благодаря этому, приобретает глубокий экзистенциальный смысл. Я бы сказал, что это высшая
точка самоактуализации человека. Сам по себе человек может и не чувствовать этой своей уникальности, харизмы. Но это очевидно для всех окружающих. Харизматический лидер - это тот, кто незаменим (в отличие и в контексте известной формулы, что "незаменимых нет"). Фактически любой "художник" таков (под "художником" я понимаю здесь обобщенное представление о творческом человеке, достигшим высших вершин в своем деле - иррациональной, естественной гармонии в сделанном). Но очень мало правителей (политиков) достигают
подобных вершин. Тут я мог бы привести в пример Петра-I или Ивана Грозного из отечественной истории - и то, быть может, не реальных людей, а их литературные образы. Из зарубежных деятелей Уинстона Черчилля и Наполеона. И никого из современных политиков. Из последних, ближайших к современности, может быть, лишь Джона Кеннеди?...
- "Художников" точно больше, чем завоевателей.

PSY. ИММОРАЛИСТ

Даниил Хломов говорит, что через 20 минут после смерти личность человека в его мозгу стирается, поскольку психика это процесс, а не структура. Нет никаких «кристаллов памяти». На сей счет, я бы хотел заметить, что я не знаю, что именно "стирается", но знаю, что этот стол, на котором стоит мой компьютер и этот стул никуда не сотрутся, если я внезапно скончаюсь. Так же как этот мозг и эти нейроны в моей голове. С этой точки зрения, заморозка, например, позволяет продлить двадцатиминутный срок, поскольку все же
структуры мозга с возможностью возобновления процессов в них сохраняются независимо от эмерджентного феномена психики. Известны случаи, когда оживляли утопленников, утонувших зимой через 1-2 часа. И ничего! Личность не пострадала. Это давний спор между идеалистическим и материалистическим подходами. Процесс кажется неуловимо идеалистичным, нейрон – материалистичным…

Х.СЕЛДОН. «ЭРА ПУТИНА»: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ (ПРО «ЮКОС»)

Понятно, что в рамках личной дипломатии вполне можно либо договориться со странами “третьего мира” либо решать конкретные военные вопросы. Но проводить постоянную институциализированную политику, не зависящую от личности конкретных руководителей зарубежных государств, Россия не в состоянии. Ни в пространстве СНГ, ни в ближнем зарубежье, ни в дальнем.

Следует отметить, что в данном случае личная компетентность чиновников не является принципиально важной — гораздо важнее их коллективная компетентность в чисто аппаратных схемах. Именно аппаратная компетенция и потеряна МИДом. Впрочем, похоже, подобная компетенция сейчас сохранилась только в тех самых приближенных к силовикам структурах, на которые и опирается “эфэсбэшная” административная система.

Кроме аппаратной и личной политики существует, как это понятно из предыдущего раздела, и третий вид геополитики — проектный. Если личная политика пришла к нам из доиндустриальных времен, а аппаратная — из развитого индустриализма, проектная политика носит ярко постиндустриальный характер. На карте проектов существующий аппарат, как уже отмечалось, вполне эффективно зачищает внутреннее пространство от внешних проектов (негативное стратегирование1), но не дает возможности сорганизоваться на территории РФ отдельному
глобальному проекту (отсутствие позитивного стратегирования). Так что, с точки зрения мировой проектности, Россия — просто пустыня, в которой политические отношения с кем-либо невозможны.

1 Действия административной структуры ФСБ в деле “ЮКОСа” определяются целевой рамкой выживания. “ЮКОС”, будучи компанией, обладающей представлением о своей миссии, является системой более сложной и, в перспективе, более сильной, нежели “эфэсбэшная” административная система российского государственного аппарата. Этот аппарат, выросший из ФСБ-КГБ, сознает трудности борьбы с подобными системами и стремится уничтожить их на ранней стадии эволюции. Между тем “ЮКОС” является представителем западной проектности, то
есть потенциальным геополитическим противником, и был уничтожен (как корпорация с собственным глобальным проектом), несмотря на политическую опасность и экономическую нецелесообразность этого шага

30.06.07

PR. «ПРИ ВЛАСТИ»

На самом деле позиция "при власти" довольно безответственна. Я имею ввиду "ответственность перед избирателями", перед теми, кем власть управляет. Не Президент, но Советник президента – перед кем он отвечает?! И что ему будет в случае чего? – Ну, снесут ему голову, ну понизят в должности! А сейчас-то и вовсе лафа - опустят в предпринимательский сектор...

PR. СУДЬБА "ЧЕЛОВЕКА"

Я думаю, что для всех этих любителей поцарапать чужую машину гвоздем приготовлено в Аду отдельное теплое местечко, где любые их добрые и красивые дела отдают в результате говнецом, да и сама судьба их такая же до скончания времен.

PR. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Система местного самоуправления, за которую ратует Александр Исаевич, быть может, и в самом деле способна решить вопросы власти, законности и правопорядка. По крайней мере, кажется единственной альтернативой господствующей ныне механико-бюрократической системе, возвращая нас к "обжитому космосу", поддерживающему уникальность человеческой жизни. Но с другой стороны, не станет ли она вариантом нового тоталитаризма, разрушающим свободу и независимость "человека массы", который ведь кроме отрицательных черт, приобрел
и серьезные достижения на пути к человечности.
- По сути, это возвращение к образцу русской деревенской общины середины XIX века. Пока, это единственная реальная ассоциация, которая возникает в связи с идеей А.И. Другие представления, может быть, и более соответствующие тому, что получится сегодня, можно рассматривать лишь как гипотезы - как то, что "могло бы быть, если...". Но что мы получим на самом деле?
- Очевидно, что «новая общине» не будет «старой общиной» (XIX века). Но что есть эта новая община?

27.06.07

LVD."РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ"

Я встречался с Булатом Шалвовичем лишь один раз, в 1985 году, когда пришел к нему домой (на проспекте Мира), чтобы записать его в Попечительский совет клуба "Поэзия" (орган так впоследствии и не состоявшийся). С этим вопросом мы разделались быстро и оставшиеся полчаса он, узнав что у меня язва, рассказывал мне о различных способах ее лечения, поскольку сам страдал тем же самым заболеванием. Было очень скучно.
- Окуджава, на мой взгляд, в авторской песне занимает примерно такое же место, как Тютчев в русской поэзии - он написал немного, но очень качественно.

PSY. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП

Во всяком феномене индивидуальной психики можно различить аспекты феноменологии, как малых, так и больших групп.

PR. КРАХ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Религиозные войны в XXI веке - это ли не исторический крах концепции Просвещения, базовой для Западной цивилизации.

PSY. К ВОПРОСУ О ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

- Жизнь как химическая зависимость от пищи.
- Все есть химическая зависимость (сравни: "Все есть вода", Фалес, Древняя Греция).
- Секс как химическая зависимость от гормонов.
- Курение как химическая зависимость от никотина.
- Наркомания как химическая зависимость от наркотика.
- В конце концов, может быть, стоит сузить термин "химическая зависимость", ограничившись лишь наркотической и алкогольной зависимостями? Поскольку только эти зависимости такие, от которых практически невозможно избавиться самостоятельно. Хотя, насколько мне известно, есть случаи.
- Естественная зависимость – например, зависимость от секса. «Естественная», в данном случае, – нормальная.
- Виртуальная зависимость – например, зависимость от голливудских боевиков. С «химической» точки зрения базируется на удовольствии и, соответственно, на определенном нейрогуморальном стимулировании ответственных за это зон головного мозга.
- Искусственная (наиболее человечная из всех перечисленных) зависимость – зависимость от принципа. Например, «я так решил», или «так надо» и проч. Хотя в терминах гештальт подхода здесь, может быть, следует говорить об обычном интроекте.
- Таким образом, теория зависимостей вполне может претендовать на одну из базовых позиций в системе объяснительных принципов психологии.

PR. СЛИШКОМ МНОГО БЛЕФА

Я думаю, что если побеседовать с террористическими лидерами, то обнаружится, что это вполне вменяемые и трезвомыслящие люди. И можно предположить, что в конечном счете, в их требованиях нет ничего невыполнимого, хотя их идеалы могут очень далеко расходиться существующими нормами. Однако кто поручится, что если удовлетворить их требования («договориться с террористами»), то они смогут соблюсти свои договоренности и защитить мир от новой генерации аналогичных деятелей, идущих на смену нынешним? Боюсь, что никто
не поручится. И в этом проблема, сформулированная в принципе, что «с террористами невозможно договориться». Три варианта подобных договоров – в Ираке, в Чечне и в Израиле – пока что показывают их весьма невысокую эффективность.
- Эти добродушные и человеколюбивые парни, которых беспринципные политики и журналисты почему-то называют террористами.

20.06.07

PR. МАФИЯ БЕССМЕРТНА

Существуют вещи в природе, которые общество целенаправленно поддерживает, но которые, тем не менее, неотвратимо исчезают с лица земли. Например, породы осетровых рыб и, соответственно, черная икра. В то же время, есть вещи, которые общество столь же целенаправленно уничтожает, но которые, тем не менее, лишь укрепляют базис своего существования на планете. Например, плантации конопли.

PR. БИЗНЕС: ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

Возможно, существуют проекты совершенно новые, которые можно только лишь с нуля выращивать. Либо, возможно, использовать пошаговый инновационный план - если использовать чужие (внешние) ресурсы.

TXT-LIT. "МЫ С ИРКОЙ". ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ВОЛОГДЫ В МОСКВУ ЧЕРЕЗ РЫБИНСК И УГЛИЧ.

Едва увидев корабль, Ирка чесанула к нему, бросив на ходу:
- Может, там есть вечерний экскурсионный тур.

Я тащился следом и думал:
- Наверно, она происходит из породы водных млекопитающих. Иначе, как объяснить эту ее тягу к воде, к рыбе...
К рыбе я и сам стал уже привыкать. В последний раз, в Рыбинске, я заказал жареного судака, хотя там был нормальный выбор свинины, шашлыка и проч. мяса. Увы, судак оказался старым и сухим, как подметка ботинка. Рыба мне не ответила взаимностью.

И вот, в Угличе, в то время, как я нацелился на главный угличский памятник культуры, Ирка чесанула к кораблю, хотя солнце уже садилось и все добропорядочные угльчане отправлялись по домам. Водная гладь Волги притягивала ее неодолимо.

PR-PHI. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИТАЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Уверен, что борьбу за качество, когда до этого дойдет дело, китайцы выиграют столь же успешно, как и борьбу за количество.

16.06.07

PR. К ЮБИЛЕЮ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ

История Второй мировой войны. Вот как можно было бы сформулировать результат схватки СССР и фашистской Германии: "Один монстр пожрал другого". Так часто и формулируют ныне.
- Ничего личного - просто социология.

PSY-PHI.ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Я не gestaltist, я therapist.

PSY. ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

Засада романтических любовных отношений заключается в том, что каждый ждет от партнера, что тот станет для него "точкой опоры". Между тем, проблема заключается в том, чтобы не брать, а давать - не искать опоры в другом, а самому давать ему эту опору.
- Всякая опора во вне - иллюзия, без которой, впрочем, невозможно прожить. Вот парадокс романтической любви.

TXT-LIT. НАСЧЕТ ПОРНУШКИ (ПРО ПОРНУШКУ–1)

- Корр: Как вы относитесь к порнофильмам?
- Д: Меня они задевают. И в качестве самооправдания я бы хотел сказать, что не верю, что есть люди, которых порнушка не цепляла бы. Особое подозрение вызывают у меня неистовые борцы с развратом, особенно не за себя старающиеся...
- Корр: Вы о чем-то задумались?
- Д: Я задумался о том, возможен ли в принципе такой человек, может быть, с детства как-то по особенному воспитанный или много над собой поработавший, этакий святой... А почему, собственно, этакий? - Просто святой, решивший для себя проблему секса. Я попробовал ощутить в себе возможность такого опыта. И знаете, я склонен ответить - нет. Нет такого человека...

PR. ГОДОВЩИНА БЕСЛАНА

Я знаю, что это звучит цинично, но все же если говорить не о мертвых, а о живых, то чем бы был Беслан, если бы не трагедия, устроенная боевиками?! - Ничем. Никому не известным глухим захолустьем.
- Из телефильма о Беслане. "Бесланские матери": они встречаются и вместе погружаются в горе. Уже год.
- «Беслан» превращается в бренд.

15.06.07

PHI. НЕПРЕДСТАВИМАЯ СЛОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Кажется логичным предположение, что сложность человека во много раз превосходит сложность физических объектов, в частности, элементарных частиц. И значит, по идее, должны существовать непредставимые наглядно, но элегантно описываемые в высокоспециализированных научных терминах представления о человеке. Наподобие, скажем, спина электрона, который, конечно же, ведь не является ни каким «вращением», как о нем говорят популяризаторы физики. Если только подобного сорта непредставимые представления элементарных частиц
не являются напрямую представлениями о человеке. Вроде параллелей Минделла – о психике как метафоре поведения элементарных частиц.

PHI. СТИЛЬ ТЕХНО

Черные очки, большие наушники на ушах (это по минимуму), кожаный комбинезон, шлем, сапоги, перчатки, пирсинг и проч. (полный комплект) - образ человекоподобного жука или робота - механического человека - искусственный стиль предельно далекий от природного. Внешнее выражение технической природы человеческой цивилизации, оборотная сторона культуры аутентичности. Естественное дитя неестественной человечности.

PSY. "ПОНИМАНИЕТЕРАПИЯ" (AWAKE THERAPY)

Мой терапевтический метод очень прост - это понимание, если говорить обычным человеческим языком. Иначе говоря, чтобы что-то делать, мне надо понимать. Соответственно, он состоит из двух шагов - понимания и терапевтического действия. Представьте себе, что вы входите в темную комнату. Двигаясь по ней, вы, естественно, натыкаетесь на расставленную там мебель. Однако, через некоторое время, вам становится понятно, что, скажем, справа расположен стол, в центре комнаты почему-то стоит стул, в углу - телевизор и т.д.
А вы находитесь по отношению ко всем этим предметам в таком-то и таком-то положении. И если двинетесь, предложим, вперед, то рискуете задеть стол или натолкнуться на стул и пр. Вот это знание я называю пониманием. Имея понимание, можно действовать. Вопрос только в том, что делать? И в этом самая большая загадка терапии, ибо "что делать?" не знает никто. Потому что этот самый вопрос и есть предмет терапевтического исследования. Общая задача - выйти из темной комнаты на свет. Или, по крайней мере, включить свет
в этой комнате. Но где в ней присобачил выключатель сумасшедший строитель и где дверь, Бог весть. А, может быть, свет надо зажигать от спички в керосиновой лампе? И т.д., и т.п. Способы выяснения всех этих подробностей суть терапевтические техники и эксперименты. И, в общем, по сути все они одинаковы и заключаются в фокусировке внимания на той или иной детали. Главное заметить, натолкнуться на эту деталь.

PSY. КОНЦЕПЦИЯ ВЛИЯНИЯ

Взяв на вооружение концепцию влияния (вмешательства) как базовую теорию, можно построить целую лестницу градаций эффективности от кухонных советов, которые тоже ведь иногда оказываются кстати, до хирургического вмешательства, от результатов которого - 100% эффективности - никуда не денешься по-определению. В промежутке же лежат все остальные виды воздействия оператора на реципиента: психотерапия, телесно ориентированная терапия, психосоматическая терапия, гипноз, медицинская фармакология.

10.06.07

PHI-PSY. ИСТОРИЯ И PR

На сегодняшний день, история - это, в основном, история возникновения национальных государств. Маркс, не без успеха, попробовал переписать ее, как историю становления классов. Луман пишет об истории коммуникативных систем. История, таким образом, обязана социологии своим смыслом как истории появления и развития социальных организмов или систем - от первобытной семьи к современному государству.
- Социальная психология занимается изучением социальных феноменов в психике отдельного человека. Психология масс (психология социумов, психология больших групп) занимается феноменами больших групп (как они проявляются в группе и в каждом ее участнике) и возможностями манипулировать ими. Соответственно, практика манипуляции феноменами больших групп суть PR.
- Изучение психических феноменов принадлежит не науке, а практике; не психологии, а терапии. Таким образом, PR можно классифицировать как социальную терапию.

PR-PSY. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАЗНИМОГО

Дополнительным наказанием для преступника в публичной казни было то, что она являлась развлекательным мероприятием, шоу - обидно, когда другие веселятся за твой счет.

PR. БЫЛЬ ПРО Х.

И адвокаты-то все у Х. какие-то хреновые - что ни попросят у суда, во всем им отказ. Зато прокуроры молодцы - что ни скажут, все по их выходит.

PHI. СОЦИАЛЬНОЕ "Я"

Вычленение в обществе подсистемы "наблюдателя наблюдателей" - аналог функции "Я" в индивидуальной психике.

LVD. РУССКИЙ РОБИН ГУД

В образе героя Бодрова-младшего (фильм "Брат") выведен Робин Гуд нашего времени. Когда государство российское в лице насквозь коррумпированной полиции, по сути, отказалось защищать своих граждан и им пришлось обратиться за охраной к бандитам. Но разве бандит может быть защитником?! - Только такой, какого и в природе-то не существует - бандит с "моральными принципами". Сказочный персонаж - Робин Гуд, гражданин Деточкин. Очень симпатичная личность - русская ипостась голливудского супергероя.

PR. «НИЧЕГО ЛИЧНОГО»

Как организовать охрану, если любой личный охранник может быть перекуплен, ибо нет никакого ни экономического, ни какого другого смысла платить охраннику больше, чем киллеру. А любые моральные принципы - чувства - сегодня запросто замещаются фразой - "ничего личного - просто бизнес".

PHI. ШИРОКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ

Если феномену можно дать определение в терминах логики, то он может быть использован в системе научного знания. Но такое определение можно дать любому феномену. Следовательно, любое явление (феномен) может быть исследовано средствами науки. Т.е. научному исследованию подвержен весь мир. Естественно, за исключением тех феноменов, которым не дано логическое определение. В разряд последних попадают либо еще неизвестные, осознанно ненаблюдаемые явления (феномены), либо те, которым такое определение не дается намеренно
(в силу тех или иных причин, например, из сферы морали или эстетики). Наконец, существует еще один класс феноменов (самый большой из спорных), для которых существует много различных, в том числе, противоречивых и парадоксальных определений, вследствие чего реальность которых носит несколько иллюзорный характер.
- Система научного знания – это система логики, описывающая более или менее широкий класс феноменов мира.

PHI. СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА (СНФР)

По телевизору показали фильм BBC, который оканчивался предположением, что в будущем, возможно, младенцев будут уже в момент рождения программировать на бессмертие. Но ведь в этом вопросе есть моральный аспект. Проблема бессмертия – это проблема выбора взрослого человека, в котором он должен быть полностью свободен. С другой стороны, интересный вопрос возникает в случае, если человек окажется от бессмертия – ведь традиционная медицина может достичь такого развития, что она фактически обеспечит человеку бессмертие,
но инженерными, техническими способами. И т.д.

06.06.07

PHI-PSY. ВЕДОМСТВО БОГА

По мере развития философии и терапии, Богу остается все меньше реального места в жизни человека. Но место это укрепляется - чувство чудесного и священные обряды - вот что неотъемлемо принадлежит религии и церкви и, как представляется, никогда не перейдет в ведение какого-либо другого института человеческого существования.

PSY. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ: КОНФЛИКТ "ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА"

Сопротивление можно определить как негативный контакт - разговор о том, о чем клиент не хочет говорить. Важным здесь, однако, является ситуация действия - ситуация реального контакта с некоторой глубинной сущностью человека, существование которой сам он в значительной мере (или вовсе) не сознает. По сути, сопротивление являет ситуацию терапевтического "двойного послания" клиента: "я хочу сделать то, что я не хочу" ("хочу" - декларируется; "не хочу" - реально делается). Задача терапевта в его исследовании сопротивления
в этой ситуации - сформулировать терапевтический "double bind" приказ, который в общей формулировке звучит как "делай что хочешь!" ("делай" адресовано Ид, подсознанию и, по сути, есть поддержка реального действия сопротивления; а "что хочешь" адресовано сознанию, которое реально того, что хочет в декларации не делает, подменяя реальное действие иллюзорным). В вербальном варианте это фрустрирующая техника, в невербальном - гипнотическая.
- В вербальном варианте эту технику демонстрирует Борис Новодежкин.

Чтобы выработать стратегию внушения, терапевту достаточно лишь однажды осознать этот конфликт "хочу - не хочу" (конфликт "запретного плода"), чтобы выработать формулу внушения: на фоне успокаивающего иллюзорного сознательного "хочу" дать разрешение реальному "хочу" бессознательного. С того момента как терапевт осознает этот конфликт "запретного плода", он может целиком взять инициативу в свои руки (в технике гипнотерапии).
- Перефразируя Фрейда, я бы сказал, что сопротивление - "царская дорога" эриксоновского гипноза.
- Ведь "запретный плод" не потому плох, что он "запретный", а потому что он "плод", т.е. реально жизненно необходим клиенту для его развития, но в то же время недоступен ему.

LVD. ЧИТАТЬ ЯЗЫК

Настоящий писатель пишет не только о новых вещах в мире, но и новым языком. Так что настоящую художественную литературу невозможно прочесть наискось, ибо читать интересно не только содержание, но и язык. А классиков можно пробегать наскоро, поскольку новизна их языка неактуальна в контексте современности.

PSY. «ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД»: ВАРИАНТ ТЕХНИКИ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА

Разглагольствуя полной мерой о том, что плод запретен и как это правильно (с чем клиент всецело рационально согласен), вкраплять замечания, заякоренные положительной эмоциональной окраской, о том, как он (плод) сладок! И как естественно и социально приемлемо в определенных условиях эту сладость ощутить!

03.06.07

PSY. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. МИФ О СПАСАТЕЛЯХ

Моя проблема на языке семейной терапии – «Миф о спасателях», борьба за справедливость и проч.

PSY. ПРОЕКЦИЯ ПРОЕКЦИИ РОЗНЬ

Карл Юнг в Тавистокских лекциях говорит, что желтый свет это тоже наша проекция. На самом деле, как известно из физики, никаких цветов нет, а есть лишь длины волн и т.д. На сей счет мне бы хотелось сказать, что, может, желтый цвет и проекция, но эта «проекция» качественно отличается по своей достоверности (истинности, нормальности) от проекции типа «я думаю, что он так сказал, потому что не любит меня» и проч. Проекция проекции рознь.
- Проекцию, о которой говорит Юнг, я бы назвал конституционной проекцией, в отличие от динамической, которую обозначил я. Залипание в первой, конституционной, проекции не страшно и даже необходимо для нормальной жизни человека (всем известно, с какими сложностями сталкиваются дальтоники). В то же время, залипание в динамической проекции ненормально.

PSY-PHI. КОГДА МЫ ГОВОРИМ…

Когда мы говорим, что будущее столь же детерминировано, как и прошлое, иногда следует помнить и об обратной стороне этого утверждения – прошлое столь же подвержено произвольному изменению, как и будущее.

TXT-LIT. ЧТО БУДЕТ

Меня охватывает легкая грусть, когда я думаю, что все мое имущество, особенно библиотека, после моей смерти разойдется куда попало, а мои тексты, скорее всего, довольно быстро затеряются и будут по разным причинам уничтожены. С другой стороны, мне представилась картинка дома-музея какого-нибудь великого человека, где все, о чем я сожалею, сохранено. Например, дома-музея Чехова – вот, под стеклом витрины, лежит его пенсне, вот чернильница на столе, вот покрытая пылью открытая книга с его пометками на полях страницы
и пр. Как это все убого. Едва ли, будь я знаменит, я пожелал бы такой посмертной участи. Нет. В действительности мне бы хотелось, чтобы память обо мне сохранилась в деле, которое я затеял. Вот по-настоящему живая вещь, где, быть может, и музей мог бы быть, если бы он функционально зачем-то оказался бы нужен…

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта