|
Материалы рассылкиВесна 2008г.29.05.08 PSY-PHI. "СИНИЦА В РУКАХ" Хорошее в жизни случается так же неожиданно, как и плохое. И так же точно требует себе внимания, ресурсов и ведет к потерям. Поэтому, наверное, говорят "бойся, что то, чего ты желаешь, произойдет". В некотором смысле то, что я имею уже сейчас, является лучшим из всех иных возможностей. Реальное лучше возможного. PHI. «БЕСПРИЧИННЫЕ НАУКИ» «Как и естественные науки, социология исходит из предположения, что все события имеют некие причины» (Гидднес-2, с.552). PSY-PHI. "ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН" Вместо вопроса, как мысль влияет на движение руки, правильней было бы, наверное, спросить, как она участвует в этом движении? PSY-PHI. «Я» И «ОБЩЕСТВО» Я - это и есть общество, поскольку мое "я" проявляет себя на границе отношений с другими людьми и внешним миром. "Я" явлено в точке контакта. PHI. ОБЩЕСТВО КАК ПОНИМАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Чем общество отличается от объединения животных? - Очевидно, тем же, чем человек отличается от животного - наличием разума или понимания. Общество, таким образом, это "понимательная" система, а не просто объединение существ, умеющих хорошо координировать свои действия.
15.05.08 PSY. ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ "Таким образом, self представляет собой первичный процесс или структуру, необходимую для выживания человека - ранимого, решающего задачи животного, обитающего в постоянно меняющемся физическом поле" (Уилер, с.148, представление о self Пола Гудмена). PHI. НАСЧЕТ СКОРОСТИ СВЕТА Это правда, что мы не можем перемещаться в пространстве быстрее скорости света. Но разве современная физика запрещает переходить из одной точки пространства в другую, не перемещаясь в нем? Например, на основании того, что все мы и так находимся в одной точке. Иными словами, что пространства, в некотором (абстрактно физическом) смысле, не существует так же, как и времени. PHI. ИНТУИТИВНАЯ ЯСНОСТЬ Интуиция дает такое же ясное представление (понимание) о происходящем, как и логика. Правда, по-видимости, ни на чем не основанное. Основание интуиции - внутренняя убежденность. 09.05.08 PHI. ЗВУК КАК СИГНАЛЬНОЕ "ВЕЩЕСТВО ЯЗЫКА" Подобно тому, как можно исследовать характеристики углерода как уникального "вещества жизни", можно исследовать характеристики звука как "вещества языка" (например, его особенности как носителя сигнала). Так же как углерод идеально приспособлен к жизни, звук идеально приспособлен к языку. PSY. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ МИРА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ: ЧТО БЫЛО ВНАЧАЛЕ? Можем ли мы реконструировать психологию пралюдей (или просто наших далеких предков)? - Я думаю, что нет. Единственный вариант реконструкции напоминает реконструкцию предыдущих ходов в шахматной партии - чем ближе к началу, тем больше вариантов. При этом следует учесть, что и сама шахматная партия, как таковая, может оказаться вовсе не шахматной, а, скажем, шашечной или каким-нибудь крикетом. PHI. ГРАНИЦЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ В самом деле, общую теорию систем можно применить к любой системе. Вопрос, однако, в том, качеством какого типа с точки зрения "полной системы" мы будем наделять нашу казалось бы совершенно индифферентную "общую систему"? В какой парадигме мы ее будем числить? - Как физическую, биологическую, разумную или общественную систему? PHI-PSY. "ИИ" КАК СУВЕРЕНЫЙ РАЗУМ Понимание - это феномен естественной интеграции с миром. Если когда-либо мы признаем наличие понимания у компьютера, мы должны будем наделить его суверенитетом разума. Однако поскольку мы не всегда признаем разум у обычных - биологических - людей, вряд ли когда-либо мы придем к согласию по этому вопросу относительно механических устройств. PHI. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ФОН Что-то всегда происходит на фоне чего-то другого. Что из себя представляет "конечный фон"? What is "фон" для Вселенной? PHI. ПОЛНАЯ СИСТЕМА Элемент системы и сама система качественно меняются, если речь идет о "полной" системе - системе, включающей в себя "фон". Орган в организме, живое существо в биосфере, объект в физическом мире - вот примеры качественно различных систем и элементов. Понятно, что "живое существо" - это нечто иное, чем "объект". Причем каждый фон обладает типообразующими качествами. И, вместе с тем, по-видимому, не имеет смысла рассматривать элемент одного типа в структуре другого, например, рассматривать живое существо как объект. 07.05.08 PSY. WHAT IS СПОСОБНОСТЬ? По поводу психических способностей. Способность - это решительность. Это умение в определенный момент времени остановиться и принять решение - независимо от того достаточно для этого данных или нет. Более того, я готов утверждать, что "данных" для принятия решения никогда не будет достаточно.
Что такое индивидуальные качества человека? Какими особенностями (характеристиками) должен обладать человек как элемент (член) общества для того, чтобы быть носителем смысла? Человек как элемент поля (точка, в которой поле проявляется)? Иначе говоря, индивидуальные качества человека индивидуальны лишь относительно - лишь на фоне полевых (групповых) качеств, на фоне (и в контексте) общества. PHI-PSY. БОГ ВОСКРЕС! Вслед за Ницше ныне впору, переиначив его лозунг, воскликнуть: "Бог воскрес!". Правда, воскрес Он не сам по себе, как Верховный Правитель мира и Перводвижитель, а внутри человека, даруя, таким образом, человеку относительную независимость от внешнего мира. Ибо что может причинить мир человеку, если только от его собственного решения зависит его спасение или падение. Если позиция оптимизма (свободы) суть лишь мое решение и больше ничто, как бы ни пытался мир навязать мне позицию пессимизма (зависимости). В конце PSY. ЭСТРАДНЫЕ ЧУДЕСА Эстрадные чудеса - это гарантированная демонстрация идеосенсорных феноменов (психофизических эффектов) и синхронии. Настоящее чудо единично и уникально. Любой эстрадный гипнотизер без проблем превратит воду в вино. Единственный вид чудес, которые способен творить человек, это чудо творчества. А масштаб этого чуда определяет общество - от индивидуального до всечеловеческого значения. Единственное, чем отличается творчество ребенка от творчества гения - масштабом. 03.05.08 PHI. "УЖЕ-ЗНАНИЕ" И "ЕЩЕ-ЗНАНИЕ" Понятие "нулевой суммы" присутствует во всяком произведенном (уже!) знании и отсутствует во всяком производящемся (еще!) знании, ощущаясь как сопричастность чуду - открытию нового. PHI-PSY. ПРИНЦИП ЖЕЛАЕМОСТИ Характеристикой вновь возникающего феномена большой группы является ощущение желаемости. Таким образом, если феномен большой группы это правило, то его новизна ощущается как "правило, которому хочется следовать". Вот субъективная основа поддержки и воспроизводства правила. PHI. ФУНКЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА Как совместить представление о Большом Взрыве - этой мегафлуктуации в масштабе всей Вселенной - с представлением о квантовой флуктуации, существующей лишь на квантовом уровне? - Очевидно посредством идеи об иерархической относительности. То, что в прошлом было нормой, находилось на пике нормального распределения, теперь сместилось на периферию, и более того, локализовалось на своем, отдельном от всех прочих, уровне. В некотором смысле микроскопическая квантовая флуктуация и есть Большой Взрыв - но в отсутствие 30.04.08 PSY-PHI. «РЕЗУЛЬТАТ» ИЛИ КАК РАБОТАТЬ С ИЛЛЮЗИЕЙ Результат проистекает из знания «о себе» и знания о том, «как это устроено» (знания о мире). Знание о себе, в частности, предполагает знание, как долго ты готов мириться со своими ошибками, которые выглядят, после того как ты принял решение и совершил некие действия, как обстоятельства, которые тебя не удовлетворяют. Некоторые мирятся с этим всю жизнь. По себе я заметил, что совершаю некие действия, которые заведомо неуспешны, но которые мне нужны на некоторое время, в течение которого я мог бы испытывать надежду PSY. ГЕНИАЛЬНАЯ РУТИНА Для гения его творчество должно представляться довольно-таки рутинной работой, где "горбится его верстак". Ведь он ничего другого делать не умеет! 27.04.08 PHI. ВЛАСТЬ КАК ЗНАНИЕ Насчет «власти знания» М.Фуко. Я думаю, что речь все же идет о власти ценностей (или, скажем, парадигм), представленных на более низком иерархическом уровне как знания. PSY. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЮ РОЗНЬ Мне кажется удивительным, что посмертный опыт не страхует от сумасшествия, но, напротив, может выступать одним из оснований его. Хотя, казалось бы, вот одна из форм просветления. PHI. ПАРАДИГМА ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ Жизнь - это парадокс. Бытие парадоксально - это то, чего не может быть. Оно начинается с парадокса и парадоксом заканчивается - вот два основания цельной (целостной) сущности, начало и конец. Что такое наша Вселенная как не Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота, какая-то невообразимая флюктуация! PHI. КАТАСТРОФА НЕИЗБЕЖНА? "При том огромном глобальном неравенстве, которое существует сейчас, вряд ли следует ожидать, что бедные страны из развивающегося мира пожертвуют своим собственным экономическим развитием из-за проблем с окружающей средой, возникших главным образом по вине богатых стран" (Гидденс-2, с.544).
05.04.08 PHI-PSY. F. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПАРАЗИТ Электронное устройство (правильней сказать, «интеллектуальный помощник»), которое удастся напрямую подключить к мозгу человека наподобие этакого «компьютерного протеза», логично будет назвать, кроме всего прочего, «компьютерным паразитом» (применительно к некоторым возможным фантастическим ситуациям). PSY. СЛУХ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ Звук - сигнал, зрение - образ, ... Т.о. слух - сигнальная система в отличие от прочих сенсорных систем. Слух - раскодирование, речь - кодирование. PSY. К ВОПРОСУ О НОРМЕ Классификация взаимодействий: правильное (нормальное), проблемное (терапевтическое), неправильное (криминальное). Отсутствие взаимодействия – болезнь, сумасшествие. PSY. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В коммуникации есть дискурсивная (теоретическая) – информационная, осознаваемая часть, и есть практическая – бессознательная – часть. Отсюда вопрос, о чем мы говорим – о коммуникации или взаимодействии? Одновременно вопрос, в какой парадигме находимся – парадигме коммуникации (Лумана) или действия (Парсонса)? Или коммуникация и взаимодействие разные формы чего-то третьего, например, контакта? Или просто это разные нарративы (в постмодернистском видении)? PHI-PSY. К КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЬШИХ ГРУПП Классификация больших групп по типам коммуникации, начиная с типов прямых интеракций. И по времени – «здесь и сейчас» или заочно. 02.04.08
Я могу обнаружить свое "я" во всякой вещи, поскольку всякая вещь есть результат моего творения (как минимум, - видения). И в то же время, меня нет нигде, ибо я всегда "внутри". Нет ничего более сокрытого и защищенного от мира, чем мое "я". PHI. PR. ЧИТАЯ ГИДДЕНСА. ВЛАДЕТЬ И ЗАЩИЩАТЬСЯ В прежние времена бедные были людьми второго сорта по сравнению с богатыми. Это был народ, толпа, челядь - те, кого надлежало держать в "черном теле" и чья жизнь мало значила. Убить простолюдина для дворянина не считалось преступлением - он был в своем праве. А сегодня оказалось, что бедные это такие же люди, как и богатые. И их уровень жизни сравним (в смысле, достоин сравнения) с уровнем жизни богатых людей, как бы велика ни была разница. И это различие не выдерживает никакой критики. В результате, в отличие PHI-PSY. СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА (СНР). «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ» Что чувствовал бы человек, окажись он в положении "профессора Доуэля". Научная основа рассказа – известные опыты с шимпанзе, чей мозг продолжал проявлять электрическую активность (функционировал?) в течение многих дней, а если не ошибаюсь, недель и месяцев спустя после их смерти, т.е. после того, как был помещен в физраствор, поддерживающий его существование. Каковы ощущения полностью отключенного тела? Это похоже на эквитермальную ванну (кажется, так называется устройство для сенсорной депривации?), уничтожающую 30.03.08 ДНЕВНИК. PHI. ВЕРА - ЭТО ДОВЕРИЕ Моя знакомая говорила, что "вера - это доверие" ко всему, что приходит. Я понимаю ее слова так, что это доверие к тому, в частности, что боль не будет чрезмерной, а счастье и удивление от исполнения желаний, когда такое случится, превзойдет все мыслимые ожидания. Надо просто видеть и чувствовать. В конце концов, то, что дано - как раз в данную минуту, в данном месте! - намного чудеснее того, что только мог бы вообразить себе человек. PHI. К КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ («ПРОЕКТ РД») Международная конференция "Движение за интеграцию". Результатом конференции должна стать процессуальная работа, приводящая к большей интеграции людей и социальных процессов (форм функционирования) в том или ином направлении деятельности (теме). Речь идет как об интеграции в рамках отдельных тем (социальных трендов, направлений деятельности), так и об общей интеграции всех направлений, всех тем, проявляющейся, в частности, в феномене глобализации и антиглобалистском движении. Представление о процессе, процессуальную PSY. ОТНОШЕНИЯ На смену подростковому отношению одиночества (и, соответственно, поиска партнера - на кого можно опереться) приходит взрослое отношение партнерства. И обнаруживается, что уровень понимания людьми друг друга может быть различным. И всегда есть предел партнерства, определяемый этим уровнем понимания, за которым остается абсолютное одиночество (экзистенция). Максимум, что вы можете - это быть рядом, не вмешиваясь. 26.03.08 ДНЕВНИК. КАК ПЛАНИРОВАТЬ? План или проект связаны с моим текущим состоянием через ощущение целесообразности и настоятельной необходимости совершить то или иное действие. А так же удовольствия типа "я сделал это!" даже если то, что я сделал не совсем то, что хотел бы сделать в отсутствие необходимости (в ситуации "будь моя воля"). В то же время, разрыв между долгом и удовольствием, очевидно, не должен превышать некоей допустимой величины, когда тревога по этому поводу из приятно-будоражащей превращается в опасную. И соответственно, действие PHI. ИНТЕНЦИЯ И ТРЕНД Интенция как основание, причина наблюдаемого феномена. И интенция как следствие, результат его действия, один из возможных направлений, трендов. Может быть, лучше говорить - интенция и тренд? Тренд последовательно превращается в интенцию (для вновь возникающего феномена), а интенция – в тренд (для феномена имеющегося). PHI. ГЕРМЕТИЗМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ На каждом новом уровне организации материи (или идеи?) происходит тот же самый акт, что и на самом первом уровне - акт рождения Вселенной. Возникновение нечто из ничего. И в этом смысле каждый уровень качественно автономен. Так, жизнь качественно отличается от «мертвой» (физической) материи, а сознание – от жизни. Качество жизни никак не следует и никак не может быть сведено к физике. Это просто новая флуктуация чего-то, называемого «жизнью», из чего развился весь живой мир (Вселенная жизни). Так же точно обстоит PHI-PSY. МОЯ ВЕРА Моя первоначальная Вера была очень проста – это была Вера в Свет. Просто ответ на вопрос: как я предпочитаю умирать – уходя в свет или во тьму? (Я очень хорошо помню свое переживание этого открытия). И, в сущности, принцип действия моей Веры – выбирая свет, как желаемую форму ухода, или когда я сдвигаю своей Верой гору, один и тот же – «просто сделай это!». Это «голое» ни на чем не основанное решение (ни на чем не основанное извне, а изнутри основанное на желании – «я хочу» – вот единственная «причина» чуда). PSY. ПРИНЦИП ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА (ЭГ). "МОЙ ЭГ" Гипноз - это просто взаимная договоренность, но необычная по форме. Это "договоренность через", "договоренность сквозь" - договоренность с бессознательным в обход сознания. При этом клиент и в самом деле может не сознавать этой договоренности или сознавать ее лишь отчасти, как некий "второй план" разговора, как нечто подразумеваемое о чем мы разговариваем на фоне основного - сознательного - разговора. Но для меня, как для терапевта, этот "вторичный", подспудный, подразумеваемый является основным, находится в 22.03.08 PHI-PSY. ЭКО... Экология в широком смысле - наука о целостности (холизме). «Экология разума» Грегори Бейтсона суть концепция целостности сознания. PSY. ИНТЕГРАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Отсутствие интеграции в некоей сфере потребностей лишает возможности управлять этой сферой. Например, дезинтеграция между сексом и любовью (довольно распространенная, как мне представляется, вещь) не позволяет плавно переходить от одного к другому и, таким образом, лишает чувства свободы в этой сфере, а реально – возможности управлять как своим духовным, так и сексуальным состоянием. За редким исключением, когда обстоятельства сами собой складываются гармонично. Что-то одно – или сексуальная, или духовная часть PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. СПОСОБ КОСВЕННОГО ВНУШЕНИЯ Когда мне надо от тебя чего-то добиться, я просто "хочу и жду". Все остальное - собственно внушение - делает мое бессознательное. Этот тип косвенного внушения работает с теми людьми, с кем находишься в близком контакте - у детей с родителями, у супругов в браке. PHI. ТРИ ИНТЕНЦИИ ОБЩЕСТВА Естественная (гештальт), искусственная (целенаправленное действие) и специфическая (язык и осмысленная коммуникация) части - три составляющие человеческого общества. PR. TXT-LIT. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Этот муравейник идей, контактов, начинаний и дел. Обсуждений, встреч, споров, борьбы. Рассудочных и инстинктивных действий. Сознательных и бессознательных влияний. И результатов – удачных, никаких, волшебных, разгромных, резко отрицательных, разрушительных, нормальных, ожидаемых и проч. Все это складывается в образ варева, бурлящего и непредсказуемого, в котле гражданского общества. Я ставлю цели и что-то планирую относительно себя лично и относительно других людей. Однако, наверное, правильнее всего было бы ДНЕВНИК. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОЕКТ План жизни автоматически превращается в проект, соединяющий в себе то, что имеется и намечающий то, что еще требуется добрать для того, чтобы придти к некоторой цели. Затем один проект сменяет другой. В то время как какие-то маленькие, локальные подпроекты вполне могут быть реализованы по ходу дела, а какие-то отброшены. В то время как большой проект – проект жизни – тонет в тумане. И это понятно. Потому что разве у жизни может быть цель? Время от времени… 19.03.08 PHI-PSY. РАБОТА СВЯТОГО Мир никогда не оставит попыток расщепить мою сущность на плотскую и духовную составляющие (и я бы добавил, - всегда преуспеет в этом). Например, разделить секс и любовь. Значит, мне всегда предстоит работа воссоединения, интеграции своей целостности. По большому счету это и есть "работа святого". PHI-PSY. ЭСТЕТИКА, ЭРОТИКА, СЕКС Эротика - это форма, рассчитанная на присвоение, а секс, соответственно, присвоение формы. Эстетика - форма как таковая. PHI. ПРОЦЕСС И ФУНКЦИЯ Процесс отличается от функции (процессуальность – от функционирования) так же, как аналоговый принцип от квантового. Или, вероятно, более продуктивно было бы сказать - как холистический принцип (а не аналоговый). PHI. МОЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ Деконструкция, очевидно, явлена на фоне конструирования. Т.о. эти два принципа последовательно сменяют друг друга, наподобие областей квантовой (деконструкция) и классической физики. PHI. СУМАСШЕСТВИЕ СУМАСШЕСТВИЮ РОЗНЬ Есть идеи законные, но "сумасшедшие". А есть "графоманские" – так же "сумасшедшие", но не законные. PHI. БЕЗОБИДНЫЙ НАРРАТИВ В самом деле, насколько можно судить по ощущениям, понятие нарратива (истории, рассказа) существенно менее агрессивно, чем понятия парадигмы и мифа, я уж не говорю о догме. 16.03.08 PHI. ПРАВИЛА И НОРМЫ В малой группе – правила; в большой – нормы. PSY. СЕКС И СВОБОДА Сексуальное влечение иногда кажется мне неодолимым. И в некотором смысле, это именно так и есть, ибо ставить здесь волевые запреты бессмысленно, если не опасно (для здоровья – душевного или телесного). И тут, пожалуй, стоит признать, что на самом деле, ничто не запрещает мне, когда я поддамся сексуальному влечению, заниматься мастурбацией или рассматривать порнокартинки или порнофильмы, или снять проститутку и т.д. Проблема лишь в том, зачем мне это надо? Что даст мне это действие? Как продвинет в решении моих PHI. ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА "Либидо" Фрейда - догадка того же уровня точности попадания, что и принцип систематики Карла Линнея, основывающейся на репродуктивных органах растений или предположение Грегора Менделя о квантовом принципе наследственности. PSY. ЧЕМУ УЧИТ ТЕРАПИЯ Быть может, единственное, чему учит терапия - это искусству и технике общения со своим бессознательным. MED. PSY. ПОВОД БОЛЕЗНИ В начале болезни (любой - маленькой, большой, хронической, смертельной) что-то всегда является точкой начала, поводом. Я думаю, что всегда можно отследить какую-то мелочь - царапину, удар, стрессовое переживание - которая явилась толчком. И бессмысленно рвать на себе волосы по этому случаю, сожалея о своей «невнимательности». Поскольку не будь этой причины, была бы другая. Главное болезнь. Бессмысленно беречься от болезни. В конце концов, болезнь это механизм умирания. Это конечно не значит, что вообще невозможно 14.03.08 PSY-PR. СУПРУЖЕСКАЯ ВЕРНОСТЬ Быть вместе, будучи свободными, на порядок сложнее, чем быть вместе, будучи скованными определенными правилами. «Быть вместе» – в смысле сохранять верность друг другу. На деле же, как правило, не работает ни тот, ни другой принцип. Люди предпочитают быть свободными под маской формальных правил. Иначе говоря, гулять на сторону, соблюдая формальные приличия. По формуле: «Меня вполне устраивает, что я знаю, что ты знаешь о моей измене, но делаешь вид, что не знаешь этого». PHI. ПРАКТИКА - ВРЕМЯ Как только речь заходит о жизни (или реальной практике) вступает в действие фактор времени. То, что можно сделать сегодня, бессмысленно или невозможно делать завтра. Быть может, время (тождественное смыслу) следует считать предпосылкой (условием) практики. PHI. ПРАКТИКА ЖИЗНИ Социологическая идея (теория), будучи сформулирована (дискурсивно оформлена), приобретает практический (недискурсивный) смысл и тем самым отчасти, а в некоторых случаях кардинально, утрачивает смысл теоретический. Не существует полностью идеальных (свободных от практики) социологических представлений. Но в то же время, имеется, я думаю, немало еще не описанных дискурсивно практик жизни. А поскольку любой дискурс имеет социальную составляющую, постольку чистой теории ("чистого разума") нигде не существует. Жизнь PHI-PSY. МЫШЛЕНИЕ КАК ЭВОЛЮЦИЯ Человеческий разум отличается от искусственного интеллекта (ИИ) тем, что мышление организовано не по алгоритмическому, а по эволюционному принципу. Алгоритм слишком скучен для жизни. Пожалуй, я бы сказал, что мысль - это всегда открытие, революция в существующей системе. Мысль никогда не логична до конца, даже в математике. В точности логичное утверждение - тождество. PHI. ЭТАЖИ СМЕРТИ Регрессируя в детство, почему не продолжить этот процесс, проходя далее – по ступеням земноводных, рыб, иглокожих и ниже – химических комплексов и макромолекул, и еще ниже – атомов и элементарных частиц, и, наконец, последнего - вернее, первого! - колебания Вселенной. Какого-то абстрактного намека на мысль. 9.03.08 PSY. ЧТО ДАНО... Ничего не дано, кроме того, что отдано. PHI-PSY. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА "Индивидуализм", характеризующий, так называемое, "западное" отношение к жизни, сильная парадигма. Но, во-первых, не единственная (поскольку существует противоположный конец дихотомии). А, во вторых, почему именно этим понятием определяемая? Хотя, конечно, если непременно нужна парадигма и прямо сейчас, то почему не эта? PHI. "НЕВЕРУЮЩИЕ" Третья по мощи религиозная система после христиан и мусульман - "неверующие". А атеисты занимают лишь 6 место. PSY. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ГЛАДКОСТЬ ФУНКЦИИ Интеграция - приводит к "гладкости" (физический термин: «гладкая функция») или отсутствию разделения (границы) между двумя феноменами, к возможности непрерывного перехода от одного феномена к другому. Например, от любви к сексу. PSY. ПО СЛЕДАМ ГЕШТАЛЬТ КОНФЕРЕНЦИИ МГИ. РАЗДРАЖЕНИЕ Насчет боли. Более широкое понятие, присущее всему живому, - раздражимость. В этом контексте боль - это всего лишь чрезмерное раздражение. Нормальное раздражение, наоборот, характеризуется чувством комфорта и удовольствия. Ощущения на границе боли и удовольствия известны как мазохистские. Недостаток раздражимости - анемия, бесчувственность, наркоз. 8.03.08 PSY. ЕЩЕ ОДНА ПРИЧИНА… Еще одна причина, почему не надо заниматься терапией с друзьями, заключается в том, что в этой ситуации нет границ ни по времени, ни по деньгам, ни прочих, следующих из ролей терапевта и клиента. Терапия при этом грозит стать шоковой. Ответственность «терапевта», его обязательства и, как следствие, сила воздействия на «клиента» могут оказаться чрезмерными для дальнейшего сохранения дружеских отношений (дружеского контекста). Дружба, таким образом, прекратится. Хотя терапия в результате, как мне представляется, ДНЕВНИК. PSY. «ЗАБВЕНИЕ ДРУГИХ». НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ… На следующий день, после того как я позволяю себе побыть ребенком, я испытываю стыд. Даже в том случае, если это было, что называется, договорено с окружающими людьми (если только все не играли в детсад). Я боюсь, что кого-то обидел, если был агрессивен или чрезмерно игрив или что кого-то проигнорировал и тем самым тоже обидел. Короче, мне хочется извиняться, и «краска стыда приливает к моим щекам». «Забвение других» мне не полезно. И тут мне приходит на ум, что такая моя реакция является проявлением семейного ДНЕВНИК. Я БЫ ХОТЕЛ Я бы хотел заняться терапией всего человечества. Поэтому мне интересны феномены больших групп. PHI. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАДИГМЫ Парадигма, олицетворяемая дихотомией «объективное-субъективное», не более сильна, чем дихотомия «внешнее-внутреннее». И в той же мере ограничена. Но, открыв счет сопоставлению парадигм (что несколько расходится, на мой взгляд, с определением этого понятия, поскольку парадигма может быть лишь одна), можно предложить и такую парадигмальную дихотомию как «механическое-целостное» (или «механическое-холистическое»). Впрочем, последний пример менее показателен, чем первый (внешнее-внутреннее), ибо парадигма должна
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|