В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Весна 2008г.

29.05.08

PSY-PHI. "СИНИЦА В РУКАХ"

Хорошее в жизни случается так же неожиданно, как и плохое. И так же точно требует себе внимания, ресурсов и ведет к потерям. Поэтому, наверное, говорят "бойся, что то, чего ты желаешь, произойдет". В некотором смысле то, что я имею уже сейчас, является лучшим из всех иных возможностей. Реальное лучше возможного.

PHI. «БЕСПРИЧИННЫЕ НАУКИ»

«Как и естественные науки, социология исходит из предположения, что все события имеют некие причины» (Гидднес-2, с.552).
- Однако причины вещей некоторого класса искать бессмысленно. Например, причины многих видов раковых заболеваний. Или, скажем, причины коммуникации (в частности, причины негативной комплиментарной коммуникации – взаимных обвинений друг друга). Чтобы как-то обойтись с причинами в этих случаях, умные люди придумали термин – «мультифакторные причины», который ничего не объясняет, но звучит внушительно.
- Или, например, насколько осмыслен вопрос, что является причиной возникновения Вселенной? Или возникновения разума?
- Иначе говоря, есть науки (в частности, я думаю, философия), которые вовсе не «как естественные науки» учатся в своих объяснительных конструкциях обходиться без причин. Феномен жизни, по-видимому, лежит на водоразделе «причинных» и «беспричинных» наук.

PSY-PHI. "ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН"

Вместо вопроса, как мысль влияет на движение руки, правильней было бы, наверное, спросить, как она участвует в этом движении?

PSY-PHI. «Я» И «ОБЩЕСТВО»

Я - это и есть общество, поскольку мое "я" проявляет себя на границе отношений с другими людьми и внешним миром. "Я" явлено в точке контакта.
- Если общество по отношению ко мне является "внешним миром", то и "я" по отношению к обществу являюсь таким же внешним миром.

PHI. ОБЩЕСТВО КАК ПОНИМАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Чем общество отличается от объединения животных? - Очевидно, тем же, чем человек отличается от животного - наличием разума или понимания. Общество, таким образом, это "понимательная" система, а не просто объединение существ, умеющих хорошо координировать свои действия.

 

15.05.08

PSY. ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ

"Таким образом, self представляет собой первичный процесс или структуру, необходимую для выживания человека - ранимого, решающего задачи животного, обитающего в постоянно меняющемся физическом поле" (Уилер, с.148, представление о self Пола Гудмена).
- И все же я считаю, что человек не животное. Более того, что человек принципиально не животное, что между человеком и животным существует качественное отличие, не оставляющее в сфере человеческого ни грана животного. Хотя человек, несомненно, связан с животным миром и произошел от животного. В этом смысле, вопрос выживания в той или иной человеческой интерпретации (например, как миссия или судьба) вполне возможно является центральным - во всяком случае, одним из наиболее энергетически заряженных; по крайней
мере, для некоторых людей.

PHI. НАСЧЕТ СКОРОСТИ СВЕТА

Это правда, что мы не можем перемещаться в пространстве быстрее скорости света. Но разве современная физика запрещает переходить из одной точки пространства в другую, не перемещаясь в нем? Например, на основании того, что все мы и так находимся в одной точке. Иными словами, что пространства, в некотором (абстрактно физическом) смысле, не существует так же, как и времени.
- К физикам, психологам и философам. Времени нет, пространства нет. Что это у вас, за что ни хватишься, ничего нет?

PHI. ИНТУИТИВНАЯ ЯСНОСТЬ

Интуиция дает такое же ясное представление (понимание) о происходящем, как и логика. Правда, по-видимости, ни на чем не основанное. Основание интуиции - внутренняя убежденность.
- Интуиция аксиоматична, логика теоретична.

09.05.08

PHI. ЗВУК КАК СИГНАЛЬНОЕ "ВЕЩЕСТВО ЯЗЫКА"

Подобно тому, как можно исследовать характеристики углерода как уникального "вещества жизни", можно исследовать характеристики звука как "вещества языка" (например, его особенности как носителя сигнала). Так же как углерод идеально приспособлен к жизни, звук идеально приспособлен к языку.

PSY. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ МИРА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ: ЧТО БЫЛО ВНАЧАЛЕ?

Можем ли мы реконструировать психологию пралюдей (или просто наших далеких предков)? - Я думаю, что нет. Единственный вариант реконструкции напоминает реконструкцию предыдущих ходов в шахматной партии - чем ближе к началу, тем больше вариантов. При этом следует учесть, что и сама шахматная партия, как таковая, может оказаться вовсе не шахматной, а, скажем, шашечной или каким-нибудь крикетом.
- Исходную парадигму, таким образом, мы никогда не узнаем, если только не извлечем ее из ситуации "здесь и сейчас", установив непосредственный контакт (в психологическом смысле) с нашими первыми предками.

PHI. ГРАНИЦЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ

В самом деле, общую теорию систем можно применить к любой системе. Вопрос, однако, в том, качеством какого типа с точки зрения "полной системы" мы будем наделять нашу казалось бы совершенно индифферентную "общую систему"? В какой парадигме мы ее будем числить? - Как физическую, биологическую, разумную или общественную систему?

PHI-PSY. "ИИ" КАК СУВЕРЕНЫЙ РАЗУМ

Понимание - это феномен естественной интеграции с миром. Если когда-либо мы признаем наличие понимания у компьютера, мы должны будем наделить его суверенитетом разума. Однако поскольку мы не всегда признаем разум у обычных - биологических - людей, вряд ли когда-либо мы придем к согласию по этому вопросу относительно механических устройств.

PHI. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ФОН

Что-то всегда происходит на фоне чего-то другого. Что из себя представляет "конечный фон"? What is "фон" для Вселенной?
- Фон Вселенной - это представление о Вселенной. Вопрос, однако, упирается в качество этого представления, поскольку это нечто нематериальное и недуховное одновременно. Быть может, символическое? Как математическое понятие? Или как религиозный символ? Например, Бог? Или как культурный символ?

PHI. ПОЛНАЯ СИСТЕМА

Элемент системы и сама система качественно меняются, если речь идет о "полной" системе - системе, включающей в себя "фон". Орган в организме, живое существо в биосфере, объект в физическом мире - вот примеры качественно различных систем и элементов. Понятно, что "живое существо" - это нечто иное, чем "объект". Причем каждый фон обладает типообразующими качествами. И, вместе с тем, по-видимому, не имеет смысла рассматривать элемент одного типа в структуре другого, например, рассматривать живое существо как объект.
Это можно сделать, но это не интересно. В физическом мире существуют более интересные виды, и даже классы объектов, чем живое существо.
- Виды полных систем: элемент разума и разум; член семьи и семья; член общества и общество.
- Четыре типа полных систем: физическая, биологическая, разумная, общественная.

07.05.08

PSY. WHAT IS СПОСОБНОСТЬ?

По поводу психических способностей. Способность - это решительность. Это умение в определенный момент времени остановиться и принять решение - независимо от того достаточно для этого данных или нет. Более того, я готов утверждать, что "данных" для принятия решения никогда не будет достаточно.
- "Эта особенность процесса осознавания является главной для понимания того, каким образом мы его совершаем: конструируем и удерживаем образы, сравниваем между собой, свободно модифицируем и отображаем результаты изменений. "Мышление" или планирование состоят именно в этих действиях. Важно уточнить, что эта способность является не просто центральным компонентом сознания, самоосознания и творчества, порождения новых сочетаний и решений; скорее она, можно сказать, представляет собой то же самое, что эти способности"
(Уилер Г. Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма. М.: Смысл; ЧеРо, 2005, с.131).
- Компьютер либо никогда не принимает решения (не способен), либо принимает их слишком быстро. – Отсюда при критически недопустимом жизненном недостатке данных (слишком исполнителен и потому глуп) искусственный интеллект (компьютер) обречен на гарантированное вымирание. Живые существа недостаток данных компенсируют, сочиняя их, или вырабатывая приспособление к более широкому классу внешних условий (эволюция по Бейтсону).


PHI-PSY. ЧЕЛОВЕК НА ФОНЕ ОБЩЕСТВА

Что такое индивидуальные качества человека? Какими особенностями (характеристиками) должен обладать человек как элемент (член) общества для того, чтобы быть носителем смысла? Человек как элемент поля (точка, в которой поле проявляется)? Иначе говоря, индивидуальные качества человека индивидуальны лишь относительно - лишь на фоне полевых (групповых) качеств, на фоне (и в контексте) общества.
- Человек, как таковой, - бессмыслица.
- Человеческие качества по Уилеру: понимание (конструирование), мышление (воображение), эмоции, ценности, эксперимент. Или "когнитивные, аффективные и оценочно-этические процессы". Или "восприятие - воображение - суждение - оценка - действие" (с.142). Или "создание смыслов, интерпретации, воображение, чувства, ценности и эксперимент и объединяющее измерение интерсубьективности" (с.150).
- Человеческие качества по Юнгу: мышление (логика), чувства (ценности), эмоции, интуиция.

PHI-PSY. БОГ ВОСКРЕС!

Вслед за Ницше ныне впору, переиначив его лозунг, воскликнуть: "Бог воскрес!". Правда, воскрес Он не сам по себе, как Верховный Правитель мира и Перводвижитель, а внутри человека, даруя, таким образом, человеку относительную независимость от внешнего мира. Ибо что может причинить мир человеку, если только от его собственного решения зависит его спасение или падение. Если позиция оптимизма (свободы) суть лишь мое решение и больше ничто, как бы ни пытался мир навязать мне позицию пессимизма (зависимости). В конце
концов, в моем распоряжении всегда остается формула "смертию смерть поправ".

PSY. ЭСТРАДНЫЕ ЧУДЕСА

Эстрадные чудеса - это гарантированная демонстрация идеосенсорных феноменов (психофизических эффектов) и синхронии. Настоящее чудо единично и уникально. Любой эстрадный гипнотизер без проблем превратит воду в вино. Единственный вид чудес, которые способен творить человек, это чудо творчества. А масштаб этого чуда определяет общество - от индивидуального до всечеловеческого значения. Единственное, чем отличается творчество ребенка от творчества гения - масштабом.
- Еще один вид чуда – чудо понимания смысла некоего гениального произведения искусства.

03.05.08

PHI. "УЖЕ-ЗНАНИЕ" И "ЕЩЕ-ЗНАНИЕ"

Понятие "нулевой суммы" присутствует во всяком произведенном (уже!) знании и отсутствует во всяком производящемся (еще!) знании, ощущаясь как сопричастность чуду - открытию нового.
- Чудо - это новизна.
- Одно из новейших открытий физики - теория о том, что Вселенная обладает «нулевой энергией», т.е. что количество материи в ней равно количеству антиматерии. Принцип симметрии.

PHI-PSY. ПРИНЦИП ЖЕЛАЕМОСТИ

Характеристикой вновь возникающего феномена большой группы является ощущение желаемости. Таким образом, если феномен большой группы это правило, то его новизна ощущается как "правило, которому хочется следовать". Вот субъективная основа поддержки и воспроизводства правила.

PHI. ФУНКЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Как совместить представление о Большом Взрыве - этой мегафлуктуации в масштабе всей Вселенной - с представлением о квантовой флуктуации, существующей лишь на квантовом уровне? - Очевидно посредством идеи об иерархической относительности. То, что в прошлом было нормой, находилось на пике нормального распределения, теперь сместилось на периферию, и более того, локализовалось на своем, отдельном от всех прочих, уровне. В некотором смысле микроскопическая квантовая флуктуация и есть Большой Взрыв - но в отсутствие
всей остальной сложности. Вопрос в том, с чем сравнивать? - Если нет макромира - следующего иерархического уровня - то "вся Вселенная" ограничивается микроуровнем и, в частности, данной квантовой флуктуацией, которая, таким образом, оказывается тождественной Большому Взрыву. Отсюда, я бы предположил, что на определенном этапе Больших Взрывов было бесконечно много, это было нормальное состояние Вселенной, существующей на квантовом уровне. До тех пор, пока эти квантовые флюктуации не объединились (сложились) в
одну мегафлуктуацию, положившую начало уровню макромира (описываемому классической физикой). Более того, можно предположить, что мегафлуктуаций было много - просто, начиная с какого-то (точно не определимого) момента времени из разового, уникального явления оно стало нормой, положив, таким образом, начало уровню классического макромира. И т.д. Развитие, в основе которого лежит функция воспроизводства, редупликации нормальных феноменов.
- Мир - это процесс самовоспроизводства. В некотором смысле, Большой Взрыв происходит прямо сейчас - просто он переместился на уровень разума и осуществляется в форме творческой активности человека.
- Критерием сравнения более сложной структуры из менее сложной, из которой она произошла, является потенциально возможная еще более сложная структура. Все остальные критерии относительны. Но и этот критерий не абсолютен, поскольку вариантов потенциальной сложности бесконечно много - как вариантов теорий описания мира.

30.04.08

PSY-PHI. «РЕЗУЛЬТАТ» ИЛИ КАК РАБОТАТЬ С ИЛЛЮЗИЕЙ

Результат проистекает из знания «о себе» и знания о том, «как это устроено» (знания о мире). Знание о себе, в частности, предполагает знание, как долго ты готов мириться со своими ошибками, которые выглядят, после того как ты принял решение и совершил некие действия, как обстоятельства, которые тебя не удовлетворяют. Некоторые мирятся с этим всю жизнь. По себе я заметил, что совершаю некие действия, которые заведомо неуспешны, но которые мне нужны на некоторое время, в течение которого я мог бы испытывать надежду
и тем самым как бы подзаряжаться от этого своего ощущения. Но при этом, мне кажется, мне стоило бы более четко понимать, что тем самым я уменьшаю свой абсолютный конечный результат.

PSY. ГЕНИАЛЬНАЯ РУТИНА

Для гения его творчество должно представляться довольно-таки рутинной работой, где "горбится его верстак". Ведь он ничего другого делать не умеет!
- Он жаждал воли и покоя,
А годы шли примерно так,
Как облака над головою,
Где горбился его верстак
(Борис Пастернак

27.04.08

PHI. ВЛАСТЬ КАК ЗНАНИЕ

Насчет «власти знания» М.Фуко. Я думаю, что речь все же идет о власти ценностей (или, скажем, парадигм), представленных на более низком иерархическом уровне как знания.
- Крокодил не знал, что должен подчиниться охотнику и съел его.

PSY. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЮ РОЗНЬ

Мне кажется удивительным, что посмертный опыт не страхует от сумасшествия, но, напротив, может выступать одним из оснований его. Хотя, казалось бы, вот одна из форм просветления.

PHI. ПАРАДИГМА ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ

Жизнь - это парадокс. Бытие парадоксально - это то, чего не может быть. Оно начинается с парадокса и парадоксом заканчивается - вот два основания цельной (целостной) сущности, начало и конец. Что такое наша Вселенная как не Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота, какая-то невообразимая флюктуация!

PHI. КАТАСТРОФА НЕИЗБЕЖНА?

"При том огромном глобальном неравенстве, которое существует сейчас, вряд ли следует ожидать, что бедные страны из развивающегося мира пожертвуют своим собственным экономическим развитием из-за проблем с окружающей средой, возникших главным образом по вине богатых стран" (Гидденс-2, с.544).
- Однако признать права бедных (в рамках нынешних "правил игры") - это путь к банкротству. Под банкротством я подразумеваю индустриально-экологическую катастрофу в масштабах всего человечества. Нынешние "правила игры" - развитие за счет невозобновляемых ресурсов (в том числе, структурных - если иметь ввиду терпимое отношение к глобальному потеплению или даже просто к возможности этого феномена).

 

05.04.08

PHI-PSY. F. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПАРАЗИТ

Электронное устройство (правильней сказать, «интеллектуальный помощник»), которое удастся напрямую подключить к мозгу человека наподобие этакого «компьютерного протеза», логично будет назвать, кроме всего прочего, «компьютерным паразитом» (применительно к некоторым возможным фантастическим ситуациям).

PSY. СЛУХ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

Звук - сигнал, зрение - образ, ... Т.о. слух - сигнальная система в отличие от прочих сенсорных систем. Слух - раскодирование, речь - кодирование.
- Сигнал опасности - самый главный из всех видов сигналов! - стая ловит, прежде всего, на слух. И даже зрительный образ опасности требует слухового подтверждения в процессе реагирования.

PSY. К ВОПРОСУ О НОРМЕ

Классификация взаимодействий: правильное (нормальное), проблемное (терапевтическое), неправильное (криминальное). Отсутствие взаимодействия – болезнь, сумасшествие.
- Вопрос клиенту: «Как вы себя чувствуете?». Ответ: «Нормально».

PSY. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В коммуникации есть дискурсивная (теоретическая) – информационная, осознаваемая часть, и есть практическая – бессознательная – часть. Отсюда вопрос, о чем мы говорим – о коммуникации или взаимодействии? Одновременно вопрос, в какой парадигме находимся – парадигме коммуникации (Лумана) или действия (Парсонса)? Или коммуникация и взаимодействие разные формы чего-то третьего, например, контакта? Или просто это разные нарративы (в постмодернистском видении)?

PHI-PSY. К КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЬШИХ ГРУПП

Классификация больших групп по типам коммуникации, начиная с типов прямых интеракций. И по времени – «здесь и сейчас» или заочно.

Прямые интеракции:
1. Между двумя людьми;
2. Между одним человеком и большой группой, где люди имеют возможность знать друг друга. Например, в кругу, состоящем из 30 человек.
3. Между одним человеком и сверхбольшой группой, где люди не имеют возможность быть знакомыми друг с другом. Например, в аудитории в несколько сот (в кинозале) или тысяч (на стадионе) человек.
4. Между одним человеком и массой людей (массовая коммуникация). Например, с телевизионной, радио или читательской аудиторией.

По времени:
1. В момент совершения события.
2. Заочно – через другого человека, через письмо, через электронную запись. Заочная коммуникация возможна только по направлению из прошлого в будущее. Иначе говоря, я могу влиять на будущие поколения, но мои потомки на меня нет. Однако это (влияние будущего на прошлое) возможно, как можно предположить, в прямой интеракции «здесь и сейчас». Группы, сумевшие построить заочные коммуникации, обладают большей жизнеспособностью по сравнению с живущими только сегодняшним днем.

02.04.08


PHI-PSY. ПАРАДОКС БЫТИЯ

Я могу обнаружить свое "я" во всякой вещи, поскольку всякая вещь есть результат моего творения (как минимум, - видения). И в то же время, меня нет нигде, ибо я всегда "внутри". Нет ничего более сокрытого и защищенного от мира, чем мое "я".

PHI. PR. ЧИТАЯ ГИДДЕНСА. ВЛАДЕТЬ И ЗАЩИЩАТЬСЯ

В прежние времена бедные были людьми второго сорта по сравнению с богатыми. Это был народ, толпа, челядь - те, кого надлежало держать в "черном теле" и чья жизнь мало значила. Убить простолюдина для дворянина не считалось преступлением - он был в своем праве. А сегодня оказалось, что бедные это такие же люди, как и богатые. И их уровень жизни сравним (в смысле, достоин сравнения) с уровнем жизни богатых людей, как бы велика ни была разница. И это различие не выдерживает никакой критики. В результате, в отличие
от прошлых времен, богатые вынуждены защищаться и прятаться. Одно дело владеть народом (по взаимному согласию), другое дело защищаться от него. Увы, защита является заведомо проигрышной стратегией.
- "Особо дорогие пространства новых мегасооружений и торговых суперкомплексов сосредоточиваются в центре, фасад, обращенный к улице, обнажается, общественная деятельность сортируется на строго функциональные подразделения, а передвижение происходит внутри коридоров под надзором частной полиции" (Гидденс-2, с.516; Майкл Дэвис, исследование Лос-Анжелеса, Davis, 1990, 226).

PHI-PSY. СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА (СНР). «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ»

Что чувствовал бы человек, окажись он в положении "профессора Доуэля". Научная основа рассказа – известные опыты с шимпанзе, чей мозг продолжал проявлять электрическую активность (функционировал?) в течение многих дней, а если не ошибаюсь, недель и месяцев спустя после их смерти, т.е. после того, как был помещен в физраствор, поддерживающий его существование. Каковы ощущения полностью отключенного тела? Это похоже на эквитермальную ванну (кажется, так называется устройство для сенсорной депривации?), уничтожающую
сенсорные сигналы. Что делать с зачесавшейся виртуальной рукой или ногой? А если боль в этой виртуальной конечности будет нестерпимой? Например, боль в шее – в месте отсечения головы от тела? Или, в конце концов, все эти телесные ощущения уйдут? Но если не будет никакого контакта с окружающим миром, с другими людьми, не начнет ли работать «эффект Маугли». Не прекратится ли жизнь, в конечном счете, в этом уединенном мозге в силу наступившей апатии, как у младенца, лишенного контакта с матерью? А если все же будет
канал связи, достаточно ли его окажется для жизни? Что значит сойти с ума, будучи голым мозгом? Или все мы уже и так сумасшедшие, полагающие свое «я» расположенным глубоко внутри и независимым, по большому счету, от внешнего мира.
- Как известно, в рассказе советского фантаста Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" сюжет строился на том, что голова человека может существовать отдельно от тела.
- У Лема в Сказках для роботов есть рассказ про электронный мозг, выброшенный на свалку и построивший в себе целую Вселенную, пока работал источник питания. Можно ли предположить, что образы этой «Вселенной» могли бы быть формами переживаний? И во что трансформируется переживание в отсутствие тела? Мне все же интересны ощущения и переживания, а не идеи. А идеи и образы лишь в той мере, в какой они жизненны – в какой в них сквозит боль и удовольствие.

30.03.08

ДНЕВНИК. PHI. ВЕРА - ЭТО ДОВЕРИЕ

Моя знакомая говорила, что "вера - это доверие" ко всему, что приходит. Я понимаю ее слова так, что это доверие к тому, в частности, что боль не будет чрезмерной, а счастье и удивление от исполнения желаний, когда такое случится, превзойдет все мыслимые ожидания. Надо просто видеть и чувствовать. В конце концов, то, что дано - как раз в данную минуту, в данном месте! - намного чудеснее того, что только мог бы вообразить себе человек.

PHI. К КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ («ПРОЕКТ РД»)

Международная конференция "Движение за интеграцию". Результатом конференции должна стать процессуальная работа, приводящая к большей интеграции людей и социальных процессов (форм функционирования) в том или ином направлении деятельности (теме). Речь идет как об интеграции в рамках отдельных тем (социальных трендов, направлений деятельности), так и об общей интеграции всех направлений, всех тем, проявляющейся, в частности, в феномене глобализации и антиглобалистском движении. Представление о процессе, процессуальную
деятельность и, соответственно, ее результат можно рассматривать, как в рамках теории Минделла, так и на другой основе - например, на базе представлений организационного консультирования в гештальт подходе или в рамках тех или иных консалтинговых теорий. Психологически это ощущение единства, взаимопонимания и мира. Формально это может быть совместное подписание каких-либо документов - деклараций, правил, организационных текстов; или установление связей - деловых, дружеских, информационных и пр. А может, это
могли бы быть политические решения каких-либо политических секций конференции? Какие-то задачи, очевидно, должны быть определены изначально. Эту конференцию я вижу как мегаконференцию - собрание, отражающее в себе через своих участников все другие конференции и саммиты, происходящие в мире в текущем году – по крайней мере, такое отражение могло бы быть одним из фокусов (тем) конференции.
- Конференция "Движение за социальную интеграцию".

PSY. ОТНОШЕНИЯ

На смену подростковому отношению одиночества (и, соответственно, поиска партнера - на кого можно опереться) приходит взрослое отношение партнерства. И обнаруживается, что уровень понимания людьми друг друга может быть различным. И всегда есть предел партнерства, определяемый этим уровнем понимания, за которым остается абсолютное одиночество (экзистенция). Максимум, что вы можете - это быть рядом, не вмешиваясь.
- "Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного" (Курт Воннегут).
- Что в сексе, что в делах, что в какой-либо иной жизненной сфере – хотелось бы, конечно, продвинуться глубже в понимании своих проблем и обстоятельств своей жизни. И я знаю, что с помощью другого человека мне это удалось бы сделать быстрее и полнее. Но ведь, в конце концов, любому другому человеку глубоко безразличны мои проблемы, даже если, как мне кажется, их решение будет полезно этому другому, близкому мне человеку (партнеру). Итак, я должен понимать и принимать предел его заинтересованности быть мне полезным.
В конце концов, мой собственный темп развития достаточен и желать большего бессмысленно.

26.03.08

ДНЕВНИК. КАК ПЛАНИРОВАТЬ?

План или проект связаны с моим текущим состоянием через ощущение целесообразности и настоятельной необходимости совершить то или иное действие. А так же удовольствия типа "я сделал это!" даже если то, что я сделал не совсем то, что хотел бы сделать в отсутствие необходимости (в ситуации "будь моя воля"). В то же время, разрыв между долгом и удовольствием, очевидно, не должен превышать некоей допустимой величины, когда тревога по этому поводу из приятно-будоражащей превращается в опасную. И соответственно, действие
требует "отключения чувств" (становится механическим).
- Итак, формула "правильного" действия - действовать, чувствуя и сознавая.
- Почему Милтон Эриксон не жаловал теорию? - Потому что не хотел создавать ограничений для своей интуиции. Теория полезна лишь до тех пор, пока она не убивает чувствительность.

PHI. ИНТЕНЦИЯ И ТРЕНД

Интенция как основание, причина наблюдаемого феномена. И интенция как следствие, результат его действия, один из возможных направлений, трендов. Может быть, лучше говорить - интенция и тренд? Тренд последовательно превращается в интенцию (для вновь возникающего феномена), а интенция – в тренд (для феномена имеющегося).

PHI. ГЕРМЕТИЗМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

На каждом новом уровне организации материи (или идеи?) происходит тот же самый акт, что и на самом первом уровне - акт рождения Вселенной. Возникновение нечто из ничего. И в этом смысле каждый уровень качественно автономен. Так, жизнь качественно отличается от «мертвой» (физической) материи, а сознание – от жизни. Качество жизни никак не следует и никак не может быть сведено к физике. Это просто новая флуктуация чего-то, называемого «жизнью», из чего развился весь живой мир (Вселенная жизни). Так же точно обстоит
дело и с сознанием; равно как первоначально – с физикой.

PHI-PSY. МОЯ ВЕРА

Моя первоначальная Вера была очень проста – это была Вера в Свет. Просто ответ на вопрос: как я предпочитаю умирать – уходя в свет или во тьму? (Я очень хорошо помню свое переживание этого открытия). И, в сущности, принцип действия моей Веры – выбирая свет, как желаемую форму ухода, или когда я сдвигаю своей Верой гору, один и тот же – «просто сделай это!». Это «голое» ни на чем не основанное решение (ни на чем не основанное извне, а изнутри основанное на желании – «я хочу» – вот единственная «причина» чуда).
И далее изучение реальных возможностей, обучение и все лучшее и лучшее, все более профессиональное действие – действие, приводящее ко все более эффективному результату. Хотя и самый большой профессионал, в конечном счете, не застрахован от ошибок и случайностей.

PSY. ПРИНЦИП ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА (ЭГ). "МОЙ ЭГ"

Гипноз - это просто взаимная договоренность, но необычная по форме. Это "договоренность через", "договоренность сквозь" - договоренность с бессознательным в обход сознания. При этом клиент и в самом деле может не сознавать этой договоренности или сознавать ее лишь отчасти, как некий "второй план" разговора, как нечто подразумеваемое о чем мы разговариваем на фоне основного - сознательного - разговора. Но для меня, как для терапевта, этот "вторичный", подспудный, подразумеваемый является основным, находится в
центре моего основного фокуса внимания. Я как бы говорю собеседнику: "Ну, ты же понимаешь, о чем идет речь, просто есть причины, почему нам неудобно говорить об этом в открытую (напимер, из-за окружающих людей, или нехватки времени, или эмоционального неудобства в использовании неких слов, представлений, образов). Поэтому, давай договоримся о... (и далее идет внушение)". Я, конечно, могу сказать все это и открытым текстом - но ни в коем случае не настаивая, не давя, не оказывая какого-либо силового давления
на собеседника, чтобы он типа "раскрылся" (не пытаясь сделать разговор откровенным); иными словами не создавая у клиента сопротивления. Но лишь нащупывая его (сопротивление клиента) и пользуясь им в своем движении к бессознательному.
- Перефразируя Фрейда: сопротивление - это царская дорога к бессознательному. (Кажется, я уже формулировал эту идею).

22.03.08

PHI-PSY. ЭКО...

Экология в широком смысле - наука о целостности (холизме). «Экология разума» Грегори Бейтсона суть концепция целостности сознания.

PSY. ИНТЕГРАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Отсутствие интеграции в некоей сфере потребностей лишает возможности управлять этой сферой. Например, дезинтеграция между сексом и любовью (довольно распространенная, как мне представляется, вещь) не позволяет плавно переходить от одного к другому и, таким образом, лишает чувства свободы в этой сфере, а реально – возможности управлять как своим духовным, так и сексуальным состоянием. За редким исключением, когда обстоятельства сами собой складываются гармонично. Что-то одно – или сексуальная, или духовная часть
– остается неудовлетворенным. Это кажется неправильным. Я ищу способы уйти от ситуации, когда в своем партнере я вижу что-то одно – или женственность или секс. А по большому счету, я ищу пути выйти из ситуации несвободы.

PSY. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ. СПОСОБ КОСВЕННОГО ВНУШЕНИЯ

Когда мне надо от тебя чего-то добиться, я просто "хочу и жду". Все остальное - собственно внушение - делает мое бессознательное. Этот тип косвенного внушения работает с теми людьми, с кем находишься в близком контакте - у детей с родителями, у супругов в браке.
- Довольно трудный метод, поскольку в отдельные моменты тут особенно ярко чувствуется, что разум действительно похож на "бешенную обезьяну на привязи", которой все время надо что-то делать.

PHI. ТРИ ИНТЕНЦИИ ОБЩЕСТВА

Естественная (гештальт), искусственная (целенаправленное действие) и специфическая (язык и осмысленная коммуникация) части - три составляющие человеческого общества.

PR. TXT-LIT. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Этот муравейник идей, контактов, начинаний и дел. Обсуждений, встреч, споров, борьбы. Рассудочных и инстинктивных действий. Сознательных и бессознательных влияний. И результатов – удачных, никаких, волшебных, разгромных, резко отрицательных, разрушительных, нормальных, ожидаемых и проч. Все это складывается в образ варева, бурлящего и непредсказуемого, в котле гражданского общества. Я ставлю цели и что-то планирую относительно себя лично и относительно других людей. Однако, наверное, правильнее всего было бы
считать эти мои цели и планы, впрочем, как и цели и планы любого другого, даже самого могущественного, человека на Земле, – одним из бесчисленных пузырей, всплывающих со дна этого котла, подогреваемого, как резонно можно предположить, энергией, замешенной в топке Вселенной.
- «Пузыри Земли», Александр Блок.
- И вы хотите, чтобы я что-то спланировал?! – Извольте.

ДНЕВНИК. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОЕКТ

План жизни автоматически превращается в проект, соединяющий в себе то, что имеется и намечающий то, что еще требуется добрать для того, чтобы придти к некоторой цели. Затем один проект сменяет другой. В то время как какие-то маленькие, локальные подпроекты вполне могут быть реализованы по ходу дела, а какие-то отброшены. В то время как большой проект – проект жизни – тонет в тумане. И это понятно. Потому что разве у жизни может быть цель? Время от времени…
- САМОАНАЛИЗ. Ощущение «оторванности от проекта». Чувство опасности.
- Бизнес на фоне диссертации.

19.03.08

PHI-PSY. РАБОТА СВЯТОГО

Мир никогда не оставит попыток расщепить мою сущность на плотскую и духовную составляющие (и я бы добавил, - всегда преуспеет в этом). Например, разделить секс и любовь. Значит, мне всегда предстоит работа воссоединения, интеграции своей целостности. По большому счету это и есть "работа святого".

PHI-PSY. ЭСТЕТИКА, ЭРОТИКА, СЕКС

Эротика - это форма, рассчитанная на присвоение, а секс, соответственно, присвоение формы. Эстетика - форма как таковая.
- Секс, таким образом, лежит за гранью эстетики, а эротика - на границе эстетики и этики (как сферы действий, целей и ценностей).

PHI. ПРОЦЕСС И ФУНКЦИЯ

Процесс отличается от функции (процессуальность – от функционирования) так же, как аналоговый принцип от квантового. Или, вероятно, более продуктивно было бы сказать - как холистический принцип (а не аналоговый).

PHI. МОЯ ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Деконструкция, очевидно, явлена на фоне конструирования. Т.о. эти два принципа последовательно сменяют друг друга, наподобие областей квантовой (деконструкция) и классической физики.
- Варианты деконструкции: операции со временем (структура: «можно представить себе»), операции с "я" (структуры: «имеет место быть», «имеется», «есть»), операции с нарративом (структуры: судьба и биография, непрерывность текста).

PHI. СУМАСШЕСТВИЕ СУМАСШЕСТВИЮ РОЗНЬ

Есть идеи законные, но "сумасшедшие". А есть "графоманские" – так же "сумасшедшие", но не законные.

PHI. БЕЗОБИДНЫЙ НАРРАТИВ

В самом деле, насколько можно судить по ощущениям, понятие нарратива (истории, рассказа) существенно менее агрессивно, чем понятия парадигмы и мифа, я уж не говорю о догме.

16.03.08

PHI. ПРАВИЛА И НОРМЫ

В малой группе – правила; в большой – нормы.

PSY. СЕКС И СВОБОДА

Сексуальное влечение иногда кажется мне неодолимым. И в некотором смысле, это именно так и есть, ибо ставить здесь волевые запреты бессмысленно, если не опасно (для здоровья – душевного или телесного). И тут, пожалуй, стоит признать, что на самом деле, ничто не запрещает мне, когда я поддамся сексуальному влечению, заниматься мастурбацией или рассматривать порнокартинки или порнофильмы, или снять проститутку и т.д. Проблема лишь в том, зачем мне это надо? Что даст мне это действие? Как продвинет в решении моих
задач? Чем поможет моему самопознанию и дальнейшему росту? Если уж я и делаю что-то, пусть даже в значительной мере непроизвольно, стоит, пожалуй, это как-то использовать. Для начала, наверное, хотя бы понаблюдать, что происходит? И как? – Вот моя свобода – даже находясь в русле неодолимого течения, сохранять ясность сознания и целей. Как минимум исследовать ситуацию.
- Исследование как характеристика свободы.
- Я волен принимать решения в сфере духа – например, любить или не любить другого человека. Но насколько я волен в своих решениях в сфере своей биологии (плоти)? Фрейд говорил о сублимации. Я не верю в сублимацию, я верю в отношения. Иначе говоря, в то, что с плотью (Ид, бессознательным) можно договориться. Вопрос только, как? Вот это и является предметом исследования. Фрейдовская сублимация в моей терминологии – это интеграция, взаимопонимание и единство разных частей, из которых состоит моя психика.

PHI. ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА

"Либидо" Фрейда - догадка того же уровня точности попадания, что и принцип систематики Карла Линнея, основывающейся на репродуктивных органах растений или предположение Грегора Менделя о квантовом принципе наследственности.
- В основе лежит важнейшая характеристика процесса - функция воспроизводства.

PSY. ЧЕМУ УЧИТ ТЕРАПИЯ

Быть может, единственное, чему учит терапия - это искусству и технике общения со своим бессознательным.

MED. PSY. ПОВОД БОЛЕЗНИ

В начале болезни (любой - маленькой, большой, хронической, смертельной) что-то всегда является точкой начала, поводом. Я думаю, что всегда можно отследить какую-то мелочь - царапину, удар, стрессовое переживание - которая явилась толчком. И бессмысленно рвать на себе волосы по этому случаю, сожалея о своей «невнимательности». Поскольку не будь этой причины, была бы другая. Главное болезнь. Бессмысленно беречься от болезни. В конце концов, болезнь это механизм умирания. Это конечно не значит, что вообще невозможно
уберечься ни от каких болезней - от каких-то можно, если заниматься этим целенаправленно.

14.03.08

PSY-PR. СУПРУЖЕСКАЯ ВЕРНОСТЬ

Быть вместе, будучи свободными, на порядок сложнее, чем быть вместе, будучи скованными определенными правилами. «Быть вместе» – в смысле сохранять верность друг другу. На деле же, как правило, не работает ни тот, ни другой принцип. Люди предпочитают быть свободными под маской формальных правил. Иначе говоря, гулять на сторону, соблюдая формальные приличия. По формуле: «Меня вполне устраивает, что я знаю, что ты знаешь о моей измене, но делаешь вид, что не знаешь этого».

PHI. ПРАКТИКА - ВРЕМЯ

Как только речь заходит о жизни (или реальной практике) вступает в действие фактор времени. То, что можно сделать сегодня, бессмысленно или невозможно делать завтра. Быть может, время (тождественное смыслу) следует считать предпосылкой (условием) практики.
- Силлогизм: практика - время; время - деньги. Деньги - практика.
- Время - смысл. Есть время - есть смысл; нет времени - нет смысла.
- Смысл потому не тождественен значению, что привязан ко времени.

PHI. ПРАКТИКА ЖИЗНИ

Социологическая идея (теория), будучи сформулирована (дискурсивно оформлена), приобретает практический (недискурсивный) смысл и тем самым отчасти, а в некоторых случаях кардинально, утрачивает смысл теоретический. Не существует полностью идеальных (свободных от практики) социологических представлений. Но в то же время, имеется, я думаю, немало еще не описанных дискурсивно практик жизни. А поскольку любой дискурс имеет социальную составляющую, постольку чистой теории ("чистого разума") нигде не существует. Жизнь
скорее бессмысленна, чем осмыслена.

PHI-PSY. МЫШЛЕНИЕ КАК ЭВОЛЮЦИЯ

Человеческий разум отличается от искусственного интеллекта (ИИ) тем, что мышление организовано не по алгоритмическому, а по эволюционному принципу. Алгоритм слишком скучен для жизни. Пожалуй, я бы сказал, что мысль - это всегда открытие, революция в существующей системе. Мысль никогда не логична до конца, даже в математике. В точности логичное утверждение - тождество.
- "Талант - единственная новость, которая всегда нова".
- Тождества лежат в основании философии как науки.

PHI. ЭТАЖИ СМЕРТИ

Регрессируя в детство, почему не продолжить этот процесс, проходя далее – по ступеням земноводных, рыб, иглокожих и ниже – химических комплексов и макромолекул, и еще ниже – атомов и элементарных частиц, и, наконец, последнего - вернее, первого! - колебания Вселенной. Какого-то абстрактного намека на мысль.
- Спускаясь вниз по этажам Вселенной…

9.03.08

PSY. ЧТО ДАНО...

Ничего не дано, кроме того, что отдано.
- В смысле, что не стоит рассчитывать на любовь других людей к себе, даже близких. Однако в своей любви, которую отдаешь другим людям, пусть даже и втуне, можно быть твердо уверенным.

PHI-PSY. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

"Индивидуализм", характеризующий, так называемое, "западное" отношение к жизни, сильная парадигма. Но, во-первых, не единственная (поскольку существует противоположный конец дихотомии). А, во вторых, почему именно этим понятием определяемая? Хотя, конечно, если непременно нужна парадигма и прямо сейчас, то почему не эта?
- Еще одна парадигма - что у человека вообще существует психика (парадигма психологии как таковой).
- Интересней все же говорить, наверное, о постмодернистской парадигме.

PHI. "НЕВЕРУЮЩИЕ"

Третья по мощи религиозная система после христиан и мусульман - "неверующие". А атеисты занимают лишь 6 место.
- Из таблицы "Религиозной принадлежности населения земного шара, 1993 г." (Гидденс-2, с.465).

PSY. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ГЛАДКОСТЬ ФУНКЦИИ

Интеграция - приводит к "гладкости" (физический термин: «гладкая функция») или отсутствию разделения (границы) между двумя феноменами, к возможности непрерывного перехода от одного феномена к другому. Например, от любви к сексу.
- Полная интеграция, чувство единства "я" и мира – просветление.
- А «гладкость», в свою очередь является характеристикой аналогового принципа, в отличие от цифрового (или квантового).

PSY. ПО СЛЕДАМ ГЕШТАЛЬТ КОНФЕРЕНЦИИ МГИ. РАЗДРАЖЕНИЕ

Насчет боли. Более широкое понятие, присущее всему живому, - раздражимость. В этом контексте боль - это всего лишь чрезмерное раздражение. Нормальное раздражение, наоборот, характеризуется чувством комфорта и удовольствия. Ощущения на границе боли и удовольствия известны как мазохистские. Недостаток раздражимости - анемия, бесчувственность, наркоз.
- К утверждению Д. Хломова, что в основе сознания лежит боль. Все же, я думаю, не боль, а раздражимость, если вообще такой подход интересен.

8.03.08

PSY. ЕЩЕ ОДНА ПРИЧИНА…

Еще одна причина, почему не надо заниматься терапией с друзьями, заключается в том, что в этой ситуации нет границ ни по времени, ни по деньгам, ни прочих, следующих из ролей терапевта и клиента. Терапия при этом грозит стать шоковой. Ответственность «терапевта», его обязательства и, как следствие, сила воздействия на «клиента» могут оказаться чрезмерными для дальнейшего сохранения дружеских отношений (дружеского контекста). Дружба, таким образом, прекратится. Хотя терапия в результате, как мне представляется,
все же окажется более эффективной, чем в обычном случае. Сильный стресс и прекращение дружеских отношений – вот настоящая плата за эту работу. Я думаю, что в большинстве случаев такая игра не стоит свеч.

ДНЕВНИК. PSY. «ЗАБВЕНИЕ ДРУГИХ». НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ…

На следующий день, после того как я позволяю себе побыть ребенком, я испытываю стыд. Даже в том случае, если это было, что называется, договорено с окружающими людьми (если только все не играли в детсад). Я боюсь, что кого-то обидел, если был агрессивен или чрезмерно игрив или что кого-то проигнорировал и тем самым тоже обидел. Короче, мне хочется извиняться, и «краска стыда приливает к моим щекам». «Забвение других» мне не полезно. И тут мне приходит на ум, что такая моя реакция является проявлением семейного
мифа о спасателях. Я вспоминаю свою бабушку, которая участвовала в Октябрьской революции, будучи изначально воодушевлена разночинно-интеллигентскими представлениями о социальном благе. И думаю о фразе вроде того, что «я должен помогать окружающим меня людям», звучащей во мне ее голосом. Но, вместе с тем, и о том, что этот интроект очень близок к моей собственной установке, утверждающей, что основа жизни – это любовь. И, в общем, мне не хочется ничего менять в этой структуре; хотя иногда…

ДНЕВНИК. Я БЫ ХОТЕЛ

Я бы хотел заняться терапией всего человечества. Поэтому мне интересны феномены больших групп.
- 26.02.06. Терапия всего человечества. Чем бы это могло быть? - Понятно, что это работа с большой группой, некая социальная деятельность. Причем, можно предположить, что эта деятельность может быть любой - общественной, политической и т.д. Важно лишь качество - некая особенность - ее. И эта особенность суть интеграция духовного и материального аспектов жизни. Но в то же самое время это может быть и специфически социальная деятельность, называемая, например, "социальной терапией" (а почему бы и нет?). При этом
очевидно, можно поискать, имеются ли аналоги этой деятельности среди ныне существующих видов? Например, в консалтинговой сфере или среди психотерапевтического движения (как вида деятельности и как совокупности групп и более или менее широких общественных движений) или в рамках неких видов миссионерской деятельности? И т.д.

PHI. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАДИГМЫ

Парадигма, олицетворяемая дихотомией «объективное-субъективное», не более сильна, чем дихотомия «внешнее-внутреннее». И в той же мере ограничена. Но, открыв счет сопоставлению парадигм (что несколько расходится, на мой взгляд, с определением этого понятия, поскольку парадигма может быть лишь одна), можно предложить и такую парадигмальную дихотомию как «механическое-целостное» (или «механическое-холистическое»). Впрочем, последний пример менее показателен, чем первый (внешнее-внутреннее), ибо парадигма должна
быть тверда в своем базовом дискурсе (терминах дихотомии).
- Реальное – нереальное (иллюзорное, ирреальное, мистическое…)

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта