|
|
Материалы рассылки
Весна 2006г.
29.05.06
PSY-PHI. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
От единства с телом один шаг до единства с миром. В сущности,
между телом и миром нет никакой разницы. Впрочем, как и между «я», телом
и миром. На том стоим.
Проблема в том, что разотождествление порождает разотождествление, что
фиксируется в от-дифференциациях и все более и более усложняющейся структуре,
и мы уже
никогда не вернемся в состояние доадамова греха. Естественно.
PSY-PHI. «СТРЕЛА ВРЕМЕНИ»
Лумановская «стрела времени» это дифференциация. Я могу,
конечно, вернуться к своим детским переживаниям и пережить их вновь. Но
все же, как ни верти, это будут
детские переживания взрослого человека. И се суть благо,
и колоссальный вдохновляющий потенциал роста.
PSY. «БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ДЛЯ…»
В тренингах и индивидуальной терапии формируется не просто
безопасное пространство, а «безопасное пространство для…». Ибо просто
безопасное пространство само по
себе суть форма остановки – пространство релаксации. И не
более того. Необходимое (как позитивный ресурс), но не достаточное условие
для дальнейшего движения вперед –
развития, роста.
PSY. НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Мозг – это компьютер, который самопроизвольно (аутопойетически)
меняет не только soft, но и hard.
- Сначала в теле, и в первую очередь, в мозгу, и в первую очередь в коре
головного мозга, в передних долях, формируется субстрат (в частности,
специфическая
нейронная сеть; в частности, специфическая сеть функциональных
состояний внутренних органов), на котором далее (одновременно) развивается
процесс сознавания (в т.ч.
осознавания), который может быть описан феноменологически.
И наоборот, процесс сознавания (сознание) провоцирует формирование нового
субстрата.
- А с точки зрения лумановского системного подхода, речь идет о самовоспроизводстве
операции, для которой и субстрат мышления, и феномен сознания выступают
«внешними мирами». Вопрос в том, что это за операция?
24.05.06
PHI. МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ
Модернизацию религии я вижу в развитии основополагающего
религиозного мифа в духе его явления в современной бытовой жизни людей.
Столь же эффективно работающего,
как какие-нибудь мистические и псевдонаучные учения.
- Сегодня религия выполняет роль лишь идеологии психотерапии, а могла
бы и сама быть частью терапевтической практики.
PHI-PSY. ГЕШТАЛЬТТРЕХДНЕВКА.
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ИТОГ
Самый важный итог трехдневки в том, что мне удалось найти
феноменологическую (с одной стороны, и логическую, объективную – с другой)
связку между мифическим,
сказочным миром чудищ, богов и демонов (злых сил) и объективным,
рациональным, научно познаваемым миром. И то, и другое реально.
- В частности, нет разницы между «полным» исчезновением сознания после
смерти в объективном мире и таким же «полным» уничтожением оного посредством
«злых сил» в мифическом мире феноменологии. Но так же точно
можно предположить, что имеется бесконечное множество миров, как объективных
(вроде разных научных
парадигм), так и феноменологических, где сознание сохраняется
после смерти.
- В частности, в парадигме полностью каузального мира ничто не проходит
без следа; следовательно, и сознание не исчезает полностью – оставляет
свой след, а это
феномен из мира бытия.
PHI. ФОРМА И СУТЬ
Я знаю, что любое явление можно проанализировать и классифицировать,
но это совсем не значит – понять!
ДНЕВНИК. MED. САМОАНАЛИЗ.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «МОЕЙ БОЛЕЗНИ» (ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ)
- «Нехватка времени» – мой «личный миф» (Минделл), моя
«болезнь», мой образ судьбы. Другое название гипотезы о «подпороговом
возбуждении». «Подпороговое
возбуждение» – соматическое определение, «нехватка времени»
– феноменологическое.
- Как быть? – Например, не бояться тратить время. В частности, не бояться
тратить столько времени, сколько надо, чтобы организовать возможность
некоего действия,
которое я полагаю абсолютно своевременным, в том числе,
спонтанного действия. (В частности, в терапевтической работе – поддержка
клиента с точки зрения обеспечения
абсолютно удобных, полных внешних условий проведения сессии).
- Не бояться тратить время. Вообще не бояться времени как закрытого пространства,
от которого я завишу, но которое не контролирую, как я не контролирую
полет
самолета или кабину лифта.
PSY. ТЕЛО КАК ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ
МЕХАНИЗМ
Структура тела, как механизма, в психосоматике суть структура
феноменологического ощущения связи симптомов, их взаимозависимости. Или,
иначе говоря, структура и
принципы связи «Personality» и «представления о своем теле»
клиента (очевидные и бессознательные).
PSY-PHI. ПРИНЦИП СОБЛАЗНА
- Секс – это присвоение формы (философское определение).
Соблазнять – значит заниматься сексом на тонких уровнях
(в смысле не на основном – биологическом). Так, партнер может думать,
что ты читаешь стихи, а на самом деле «ты
ей вставляешь» (если речь идет об отношении мужчины к женщине).
Или она у тебя отнимает твое «мужское достоинство» (если речь идет об
отношении женщины к мужчине).
Соответственно, существуют всем известные градации уровней
– от прямого, биологического, материального («грязного» – pollution) совокупления
до психического (когда
играешь в прозрачную гендерную игру) и до духовного – культурного
или религиозного. Так, в средневековой традиции рыцарства речь могла идти
о соблазнении Богородицы.
20.05.06
PR. ВОПРОС О КУЛЬТУРЕ
После того, как бывшие завлабы и бухгалтера стали олигархами,
остро встал вопрос о культуре.
PR. МОВЕТОН
Истинная, а не декларативная оппозиция режиму Путина сегодня
это дурной тон, моветон. За это могут и в тюрьму посадить.
PHI. СИЛА ФИЛОСОФИИ
Сила философии в ее принципиально разрушительном характере.
С упорством достойным лучшего применения, она в каждой новой отрасли знания
или практики ищет
принципиально неразрешимые проблемы и успокаивается только
тогда, когда находит их.
- В этом – разрушающем – смысле это поистине наука, учащая умиранию.
- Что такое кантовская «вещь в себе», как не выражение крайнего пессимизма
по поводу возможностей познания. Единственное, что может быть противопоставлено
этому пессимизму, это его же «категорический императив»,
диктующий такую же неумолимость действий, какова и безнадежность их целей.
ДНЕВНИК. 888
Если человек не любит маринованных огурцов, то это надолго.
PHI-PSY. СИСТЕМНОЕ КОЛЬЦО
Можно выстроить цепочку: секс – эротика – эстетика. Далее,
слева, перед «сексом», я бы поставил «эйфорию», а справа, после «эстетики»
– «различение» (в лумановском
смысле). Таким образом, получим следующую цепочку взаимосвязанных
(сопряженных?) сфер: эйфория – секс – эротика – эстетика – различение.
Если же раздвигать е дальше,
то она окажется закольцованной на себя через представление
о «целом» – т.е. и справа, и слева я бы поставил «Целое» (суть Бог).
PHI-PSY. ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС
Если кто-то в будущем, после моей смерти реконструирует
мою личность, то буду ли это я? Ныне я справедливо полагаю – may be, атеистически,
– что, умерев, я не смогу
очнуться. Однако если кто-то в будущем реконструирует мою
личность, то буду ли это я?
- В конце концов, когда я выхожу из обморока или комы, или просто просыпаюсь
утром после глубокого сна без сновидений, откуда я знаю, что я – это я?
- Нет разницы между «полным» исчезновением сознания после смерти в объективном
мире и таким же «полным» уничтожением оного посредством «злых сил» в
мифическом мире феноменологии. Но так же точно можно предположить,
что имеется бесконечное множество миров, как объективных (вроде разных
научных парадигм), так и
феноменологических, где сознание сохраняется после смерти.
PSY-PHI. ТЕРПАПИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ
ПРАКТИКА
Я думаю, что терапия, так же, как и философия, «учит умирать».
И в этом смысле она бесконечна, – т.е. оканчивается только со смертью
человека. В этом оправдание терапии,
как «философской практики».
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. ЭВОЛЮЦИЯ
КАК КО-ЭВОЛЮЦИЯ
Сознание находится между обществом и природой – между коммуникацией
и отграничением. При этом, и первое, и второе, и третье суть самодостаточные,
аутопойетические,
системы. Коммуникация – базовая операция общества; отграничение
– биологической системы. Соответственно, эволюция этих трех систем осуществляется
как ко-эволюция
мозга (биологической системы), мышления (системы сознания)
и общества (социальной системы, системы коммуникаций). Соответственно,
расширяя эту логику на все
остальные возможные типы систем (физические, химические
и проч.), можно говорить об эволюции (всеобщей эволюции, эволюции Вселенной;
эволюции эволюции?) как
ко-эволюции совокупности сопряженных между собой систем.
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. БОГ КАК
ПРОГРАММА
Можно ли сказать, что система «персональный компьютер –
программное обеспечение» эволюционирует так же, как в свое время эволюционировала
система «мозг –
мышление»? И если «да», то, в какой момент произойдет качественный
скачок этой системы? Иначе говоря, когда в компьютере проснется сознание?
С другой стороны, если не
подходить к этой системе со столь примитивной аналогией
(ПК-программа = мозг-мышление), то, что собой представляет эта система,
для которой, очевидно, и общество, и
сознание являются «внешними мирами» – необходимыми элементами
некоего действия (операции), приводящего к совершенствованию программ?
Мне представляется, что
логика этого вопроса приводит нас, далее, к шарденовской
«точке Омега», где, наконец, некая программа будет реализована – проявлена
– как базис физического мира.
- Мир – это программа. Бог – это программа, etc.
- ВОПРОС-ОТВЕТ. Можно ли сказать, что система «персональный компьютер
– программное обеспечение» эволюционирует так же, как в свое время
эволюционировала система «мозг – мышление»? – Отчасти, «да»,
но для эволюции системы сознания горизонтом выступала биологическая система;
соответственно, для
эволюции системы программы горизонтом должно являться общество
(система коммуникаций).
16.05.06
PSY. СИЛА ПСИХИЧЕСКОГО
Как один человек может повлиять на другого? Что, собственно,
является той психической силой, которая способна заставить измениться
другого человека? С помощью насилия
можно запросто (но не надолго) изменить поведение человека,
можно сломать его психику (волю) как таковую (надолго, если не навсегда),
но при этом сам человек перестанет
быть человеком – по крайней мере, тем, о ком шла речь первоначально.
Очевидно, действительно ненасильственно, по-настоящему глубоко другого
человека можно изменить
лишь посредством любви. Но что это значит для любящего,
дающего любовь? – Это жертва, жертва себя ради другого, во имя другого.
То есть сила моей психики, действительно
способная подействовать на другого человека, по-настоящему
изменить его – это жертва. Довольно болезненная вещь.
Что касается терапии, то терапевт, разумеется, не жертвует
собою, но продает себя. Однако, можно предположить, что чем больше эта
продажа напоминает жертву, тем сильнее
воздействие терапевта на клиента. Рассматривая эту проблему
с более общих позиций, можно сказать, что терапевт жертвует собой не ради
одного отдельно взятого клиента, а
ради своей профессии (так же точно, как любой человек приносит
себя в жертву своей судьбе). Таким образом, чем больше в рамках работы
с отдельным клиентом терапевту
удается продвинуться в своей профессионализации, тем полнее
эффект его терапии.
PHI. СПОНТАННОСТЬ СУДЬБЫ
Вообще говоря, если вы представите себе, что срок вашей
жизни ограничен и весьма короток, скажем полгода или год, то много, что
вы делаете в своей жизни сейчас, отпадет.
А вопрос, потратить свое время для собственного удовольствия
или сделать что-то полезное для дела в это же самое время, чрезвычайно
обострится. До того момента, пока вам
не станет ясно, что и то, и другое действие равно оправдано
– равно осмысленно, так же как и равно бессмысленно. И то, и другое –
судьба. А решение принимает случай –
спонтанность, спонтанность судьбы. Как сказал дон Хуан Кастанеде
по поводу пойманного ими кролика, которого тот никак не хотел убивать,
но все же убил случайно:
- Кончилось его время бродить по этой прекрасной пустыне.
- «Пустыня» – судьба. «Бродить по пустыне» – спонтанно реализовывать
свою судьбу.
ДНЕВНИК. ЕСТЬ ВРЕМЯ
Пока сливается холодная вода из горячего крана, есть время
подумать о вечном.
LVD. ПРИНЦИП РОДЕНА
Смысл работы литератора тот же, что и скульптора – отсекать
все лишнее. Лишние слова, выражения, фразы, образы и пр., ликвидировать,
так называемый, «проходной текст».
Ликвидировать все лишнее, как с точки зрения своего собственного
творчества, так и поелику возможно, с точки зрения культуры в целом.
PHI-LVD. В КОНТЕКСТЕ ЛУМАНА.
СМЫСЛ «ЧЕРНОГО КВАДРАТА» МАЛЕВИЧА
Смысл «Черного квадрата» Малевича – в статуировании художественного
творчества как такового (в первую очередь, разумеется, живописного). Искусства
как
самостоятельной социальной системы, независимой от других
систем. В утверждении наблюдателя второго порядка – наблюдателя наблюдателя.
Если первый наблюдатель –
художник – наблюдает мир и, соответственно, так или иначе
отображает его (отсюда натурализм классического искусства), то наблюдатель
наблюдателя наблюдает уже
отображенный, изображенный мир и, более того, – художника
в нем. Таким образом, «Черный квадрат» Малевича можно, конечно, выставить
на обозрение широкой публики,
но лишь в расчете на тот ничтожный процент зрителей, которые
впоследствии станут художниками. Для остальных зрителей он останется на
уровне изобразительного «шума». В
лучшем случае, как вызов.
- Это в большей мере социальная акция, чем художественная, – вернее, художественное
представление (репрезентация) социального.
10.05.06
PHI-MED. КОНСПЕКТИРУЯ ЛУМАНА.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – «КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»
Внутренняя системная сторона структурного сопряжения может
быть обозначена понятием раздражения (или помехи, пертурбации)… Даже в
своей раздражимости системы, а
именно, как системы сознания, так и система коммуникации
общество – являются абсолютно автономными. Раздражения проистекают из
внутреннего сравнения (поначалу не
специфицированных) событий с собственными возможностями,
прежде всего, с установившимися структурами, с ожиданиями. Поэтому в окружающем
мире системы не
существует никакого раздражения и не существует никакого
трансфера раздражения из окружающего мира в систему. Речь неизменно идет
о внутрисистемном продукте,
неизменно – о само-раздражении – правда, возникающем в силу
воздействий со стороны окружающего мира. Система получает затем возможность
либо находить причины
раздражений в самой себе и на этом учиться, либо приписывать
раздражение окружающему миру и на этой основе рассматривать его как «случайность»,
либо же, отыскивая
источник раздражения в окружающем мире, использовать его
или нейтрализовывать. Также и эти различные возможности накладываются
на внутрисистемное различение
само-референции и ино-референции, а если однажды появилась
возможность распоряжаться их различением, то становится возможным менять
перспективы и комбинировать
реакции – допустим, учиться и одновременно отождествлять
причины в окружающем мире (Луман-2, с.122-123).
- MED. Проблема медицинской экспертизы (речь идет об экспертизе человеком
новой для него области здоровья, медицинских и оздоровительных практик)
так же,
впрочем, как и любой другой экспертизы, в том, что люди
пытаются свести все возможные практические случаи к одной-единственной
концепции (теории, науке) и,
соответственно, классифицировать их неким однородным способом
(традицию чему положил еще Аристотель). Между тем, сколько случаев – столько
концепций или сколько
систем – столько классификаций (или, более узко, по пословице,
«сколько людей – столько мнений»). Системный подход Лумана, допуская парадокс,
позволяет свести воедино
разные типы классификаций – говоря его словами, позволяющие
учиться, случайные и «объективные». При этом возможен переход и, соответственно,
перенос случаев из
одного типа в другой. Иначе говоря, чему-то можно научиться,
разобравшись в себе (наиболее яркий пример, излечение психосоматических
заболеваний), с чем-то приходится
считаться как со случайностью (очевидно, здесь следует поместить
случаи травматизма), а что-то можно объяснить посредством медицинских
и оздоровительных теорий
(схематизируя организм, рассматривая его как механизм).
- Системный подход Лумана я бы назвал «парадоксальной классификацией»,
поскольку он позволяет (и даже с необходимостью предполагает) работать
с
парадоксальными объектами (вносить сам принцип классификации
– «различение» – в саму классификацию – «систему»). Образно говоря, в
«городе Лумана» известен ответ
на вопрос, бреют или не бреют себя брадобреи, которые бреют
всех тех, кто не бреется сам.
PHI-PR. «КОММУНИСТИЧЕСКИЙ
ЛУМАН»
«Советскому человеку» феноменологически должны быть близки
идеи Никласа Лумана, поскольку он говорит о возможности реального существования
в социуме достаточно
фантастических идей (дифференциаций). Так, у меня есть четкое
ощущение, что идея коммунистического общества работала в Советском Союзе
(и работает ныне), несмотря на
всю ту пропагандистскую, идеологическую и уголовную фальшь,
которая к ней приплеталась. Это никакая не уголовная «страна Лимония»,
и не «Светлое будущее» партбоссов,
но это реально возможная социальная система, над возможностью
построения которой думают лучшие умы человечества. Я полагаю, что в СССР
многие люди сознательно или
неосознанно полагали (феноменологически ощущали), что идея
коммунизма работает против идеи тоталитаризма. И это была одна из сил,
разрушивших тоталитарный режим.
ДНЕВНИК. САМОНАЛИЗ. РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ
СИЛЫ
- Чтобы рано вставать, надо рано ложиться.
Задачи рано вставать и рано ложиться спать выглядят, как попытка воспитать
разнонаправленные силы (создать противоположные сущности) в себе. Первое
(рано вставать) –
прерывание удовольствия, воспитание силы воли, решимости.
Второе (рано ложиться) – приучение себя к удовольствию, которое запланировано,
преждевременному
удовольствию. Первое – решимость быть несчастным; второе
– решимость быть счастливым.
LVD. ЛИТЕРАТУРА КАК ТЕРАПИЯ
Если терапевт приводит к интеграции отдельного человека
или группу (если речь идет о факторе сплоченности), то писатель приводит
к интеграции (резюме, эпилогу) текст
своего произведения. Если это эпилог плох, говорят о трагедии;
если хорош – обо всех остальных жанрах (комедии, драме, мелодраме и проч.)
2.05.06
PHI. КОНСПЕКТИРУЯ ЛУМАНА.
ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВА: ВЕЩЬ ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ КАК БЫ САМА ПО СЕБЕ
Социальная система по Луману, это наблюдатель, который,
естественно, всегда невидим. Единственное, о чем может идти речь в плане
наблюдения этого "наблюдателя" (общества, социальной системы
в целом, вообще), - это об усложнении системы, повышении ее комплексности,
как системы, пытающейся парадоксальным способом наблюдать самое себя.
Речь может идти лишь об аутопойетическом процессе, строящем себя из себя
самого. Естественно, что все создаваемые таким - парадоксальным! - способом
элементы системы (элементы комплексности;
в частности, знания) лишь отчасти реальны, но отчасти иллюзорны. Иллюзия
и реальность, как форма и содержание, таким образом, суть два нераздельных
основания "настоящей полной реальности", полноты бытия. Иллюзия
заключается в полагании актуальным того, что на самом деле уже является
прошлым - в видении вещей такими, какие они есть как бы сами по себе.
- У феноменологической редукции нет "дна".
- Изучение себя напоминает плавание на паруснике против ветра. В общем,
пылть можно, но хитро.
PHI-PSY. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ
ПАРАДОКС АУТОПОЙЕЗИСА ПСИХИКИ
Проблема в том, что, чем полнее, как я полагаю, я знаю
себя, тем сильнее я заблуждаюсь. Ибо знать можно что-то сущее, истинное,
между тем, как "я" суть имманентный процесс наблюдения, называемый
(тематизируемый) в случае познания себя как "самонаблюдение"
(и, соответственно, на втором шаге - "самопознание"), что невозможно
по-определению.
- Наблюдение - это то, что наблюдает за чем-то, но не то, что само наблюдаемо
- кем или чем?
PHI-PSY. "СИНХРОФАЗОТРОН"
В ГОЛОВЕ
Флуктуации микромира суть контингенция физической системы.
Исследовать их можно посредством физических приборов (синхрофазотрона
и пр.), создавая, таким образом, "физическую картину мира";
а можно - исследуя контингенцию (флуктуации) своего "я" (процесс
случайного возникновения и угасания внутренних интенций - флуктуацию интенций),
создавая, таким образом, "феноменологическую картину мира".
Первое служит основой дальнейшего создания физических приборов и машин,
второе - психической техники. И одно не заменяет
другого, но, как можно предположить, - дополняет. Бессмысленно пытаться
получить знания о физическом мире, используя психическую технику; образно
говоря, феномен "желтого цвета" и явление длины волны, соответствующей
желтому цвету, - разные вещи, которые могут быть и не связанными между
собой.
- Быть может, в будущем я смогу перемещаться в пространстве и создавать
предметы лишь "усилием своей мысли", но этому я смогу "научиться"
лишь используя физическую технику.
PHI-PSY. КОНСПЕКТИРУЯ ЛУМАНА.
ВЕЩЬ КАК БЫ В СЕБЕ (ВЕЩЬ ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ КАК БЫ САМА ПО СЕБЕ)
На уровне собственных операций невозможен никакой прорыв
в окружающий мир, и столь же невероятной является возможность того, чтобы
системы окружающего мира соучаствовали бы в аутопойетических процессах
операционно замкнутой системы... Всякое наблюдение должно осуществляться
в самой системе в виде внутренней активности и с помощью собственных различений
(для которых в окружающем мире не существует никакого соответствия). В
противном случае не было бы никакого смысла в том, чтобы говорить о наблюдении
окружающего
мира. Всякое его наблюдение предполагает различение само-рефренции и ино-референции,
которое может осуществляться лишь в самой системе (а где же еще?)... Правда
это различение между контактом с окружающим миром и ино-референцией, способной
лишь к внутреннему подсоединению, не учитывается на уровне наблюдения
первого порядка ни в системах сознания, ни в системах коммуникации. Стираются
все следы операционной замкнутости… Мы видим, что солнце "восходит",
и не можем это видеть иначе, хотя и знаем, что это всего
лишь обман зрения. Другими словами на уровне наблюдение первого порядка,
полное снятие которого никогда не удастся осуществить, невозможно различить
между реальностью и иллюзией реальности (Луман-2, с.98-99).
- То есть, перефразируя Канта, речь идет о "вещах таких, какие они
есть как бы сами по себе".
- Если бы это было не так, не было бы представления о моем "я",
находящемся по эту сторону границы (по отношению к окружающему миру) и,
одновременно, не находящего нигде, поскольку в пространстве не существует
точки местонахождения моего "я". И уж конечно, не было бы трансперсонального
представления о "я", которому доступен весь мир и которое этот
мир создает.
- Рай - это пиковое, трансперсональное переживание, ощущение мира до "уровня
наблюдения первого порядка".
- ПРЕДМЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как говорил К.Г. Юнг в Тавистокских лекциях, "желтый
цвет - это тоже наша проекция". Таким образом, с точки зрения терапии,
проекция проекции рознь - одни проекции реальны, другие иллюзорны, хотя
"на уровне наблюдения первого порядка, полное снятие которого никогда
не удастся осуществить, невозможно различить между реальностью и иллюзией
реальности" (Луман-2, с.99). Вопрос в том, чтобы уметь различать
иллюзию и реальность. А вопрос терапевтического исследования - психотерапии
как науки - в изучении границы между иллюзией и реальностью; иначе говоря,
границы между терапией и жизнью. Ведь что такое терапевтическая сессия,
как не иллюзия жизни? Вопрос лишь в том, в какой мере и как?
29.04.06
LVD. ОТЛИЧИЕ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ОТ МИРОВОЙ
Отличие русской литературы, я имею ввиду лучшие ее образцы, от мировой
только в одном - в том,
что она написана на русском языке.
27.03.06
КОММЕНТАРИЙ. ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ
(ВК). ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
ЛЖ: В последнее время я принял обыкновение
10-15 минут сидеть в позе лотоса - по-йоговски - и, не скажу медитировать,
но стараться освободить свой ум от чего бы то ни было.
ВК: 0-15 минут в день - это хорошее начало
для практики самонаблюдения! Обычно
для того, чтобы заметить более глубокие внутренние явления, рекомендуют
заниматься чуть дольше. Например, 20-30 мин. А если требуются совсем глубокие
состояния, то минимум - это 1 час утром и 1 час вечером. Или сразу - 2
часа
подряд.
ЛЖ: В идеале было бы, конечно, не становясь
трупом, войти, как я это называю, в состояние <ничто>. Но, как я
уже сказал, это невозможно - невозможно даже по чисто
логическим соображениям, философски, потому что <ничто> это не ничего,
не отсутствие чего бы то ни было (не отсутствие какого бы то ни было присутствия).
ВК: Да, полного "ничто", конечно
не бывает. Но некоторую пустотность вполне можно
заметить.
ЛЖ: Если не входить в состояние <ничто>,
то, по крайней мере, очистить свой ум - не думать.
ВК: Это вполне возможно, хотя бы на некоторое
(поначалу небольшое) время.
ЛЖ: Или все же есть некий промежуток между
ощущением и словом? Или промежуток между разными ощущениями?
ВК: Да, такой промежуток есть. Чтобы его
заметить, обычно советуют увеличить
глубину состояния внутреннего покоя. Также полезно подольше развивать
однонаправленность внимания (на один объект) и постоянство внимания (наблюдать
объект непрерывно, не отвлекаясь).
Так же, как воде нужно немалое время, чтобы отстояться от
мутных примесей,
так и нашему уму требуется время для вхождения в глубокие состояния. Иногда
для этого занимаются наблюдением внутренней реальности несколько дней
подряд.
Но дело того стоит.
КОММЕНТАРИЙ. ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК). ШИРЬ - ТЕОРИЯ, ГЛУБЬ - ПРАКТИКА?
ЛЖ: Базовая интенция науки - что мир может
быть познан до конца. Очевидно ложная. И, тем не менее, в лживости своей
недоказуемая.
ВК: Здесь нужно различать познание вширь
и познание вглубь. На мой взгляд, вглубь (т.е. по сути) мир может быть
познан до конца. А вот вширь (во всем его многообразии), конечно же, нет.
Хотя бы потому, что он бесконечен.
ЛЖ: Я думаю, что то, что ты называешь "познанием
вглубь", не имеет отношения к науке. Вообще, я различаю "знание
о предмете" и "владение предметом". Первое знание - теоретическое
(логическое, дискурсивное), второе - практическое (в том числе, неосознаваемое,
бессознательное). Кант писал о "чистом" и о "практическом"
разуме. Научное знание - теоретическое, подтверждаемое определенной очень
рафинированной специфической практикой. Вера - практическое знание.
PHI. ВЕРА В КОНТЕКСТЕ ПОЗНАНИЯ
Вера, кроме всего прочего, это признание того простого
и очевидного факта, что силы человеческого ума недостаточно для того,
чтобы познать все тайны мира.
- Вера в Бога - это уверенность, что во мне есть некая тайна, которой
я владею, но которую я никогда не познаю до конца. При этом пытаться узнать
- значит сомневаться; овладеть - значит поверить. Владея, я не пытаюсь
узнать, потому что просто знаю, что все, что мне нужно знать о Боге, я
узнаю в тот самый момент, как мне это потребуется.
КОММЕНТАРИЙ. ЛИЯ НИЗАМОВА (ЛН). ПРО АМЕРИКАНЦЕВ...
ЛЖ: В 1983 году никто не мог спрогнозировать,
что советская империя в одночасье и так быстро рухнет. Почему же сегодня
все так уверены в надежности американской системы?
ЛН: А мне кажется, уже не все в этом уверены.
То, что делает Буш, настроения американского народа по отношению к Бушу,
стихийные бедствия, ожирения, бесплодие заставляют усомниться в том, что
американцы самые прогрессивные и все делают правильно. Я ничего не имею
против американского народа, и не хочу <накаркать>, но, мне кажется,
что они как бы изжили свой потенциал. Они жили за счет будущего. Напротив,
Китай, следуя своей религии, одним из основных принципов которой является
<вначале работа, вложенная энергия,
и только потом результат>, сейчас как раз начинают пожинать плоды.
Их накопленный за много-много столетий потенциал дает результат. А вообще,
не хотелось бы, чтобы с американским народом что-то плохое случилось.
PHI. ЭВОЛЮЦИЯ: ЭМЕРЖДЕНТНОСТЬ
ПОРЯДКА
- Emerge - появляться, возникать.
- Emergence - появление.
- Emergency - крайность, непредвиденный случай, критическое положение.
С точки зрения самой системы, окружающий мир оказывает на
нее случайные воздействия. Но ведь именно эта случайность является необходимой
для эмерждентности порядка, причем эта необходимость усиливается с ростом
комплексности этого порядка (Луман-2, с.68).
ДНЕВНИК. PSY. НИЧТО НЕ АБСОЛЮТНО:
ОПЫТ "ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЯ" В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ
- Отказ в понимании моей позиции, при том, что я готов
обеспечить конечный результат требований оппонента, я объясняю единственным
способом, а именно как силовое давление на меня - понимание моей позиции
и умышленное сокрытие этого понимания, представление себя непонимающим,
более того, принципиально непонимающим, непонимающим настолько, как будто
я ничего не произносил вовсе, как будто моей позиции не существует в природе,
а есть лишь позиция моего оппонента, повторяемая вновь и вновь. Однако
в такой позиции
оппонента явлена одновременно и его слабость, поскольку он чувствует себя
уверенно только в одной-единственной системе правил, обеспечиваемой ему
его позицией, и он боится сойти с этой позиции, чтобы в конечном счете,
на втором шаге, не потерять все.
- Сила во взаимопонимании. Настаивание на взаимонепонимании - слабость.
И эта слабость обеспечивается парадоксальным способом - коммуникацией
без понимания. Однако выявление притворства "непонимания" рушит
эту основу.
- Итак, дабы сохранить баланс свой, твоего оппонента и мира в целом, поступай
"по честному" - в интересах твоего оппонента, твоих собственных
и мировых принципов, т.е. на основе взаимопонимания.
- Окончательный вывод: взаимопонимание возможно всегда. Нет такого лимита
времени, которое не позволит его достичь. Ничто не абсолютно.
- Время - жизнь.
- Жизни всегда достаточно для того, чтобы приготовиться к смерти.
- Тут я так же вспоминаю случаи "принципиального непонимания"
со стороны некоторых своих клиентов. И во всех случаях, для меня, принципиален
был дефицит времени, которое не хотелось тратить на это непонимание. А
зря. Очень поучительные обстоятельства в смысле личностного роста, - если
только довести ситуацию (свой ресурс жизни) до конца, до "притворного
непонимания" и замкнуть конечный результат на механизм "либо-либо"
- либо понимаете (пусть и не соглашаясь) и получаете желаемое, либо "не
понимаете", оставаясь
при своих.
25.03.06
PHI-PSY. ПОЛЕМИЗИРУЯ С ЛУМАНОМ
ПО ПОВОДУ СМЫСЛА
Смысл – в качестве универсального медиума всех психических
и социальных систем, а также всех систем, оперирующих в виде сознания
или в виде коммуникации, – регенерирует вместе с аутопойезисом этих систем
без напряжения и как бы сам собой (Луман-2, с.51).
– На мой взгляд, все же, смысл – это то, что относится к области феноменов,
а, значит, из всех систем встречающаяся только в системе сознания и ни
в какой другой – обществе, компьютере, живом организме и пр. Так, смысл
не имеет никакого отношения к коре головного мозга человека, сколько бы
раз ни заявляли нейрофизиологи, что именно там и происходит мышление.
Ну и что? Другое дело, что в медиуме смысла, как в некоей феноменологической
субстанции, происходят некие операции, аналоги которым мы можем встретить
и в других системах (социальных, психических, биологических и т.д.), но,
очевидно, протекающие в иных – не смысловых – субстанциях, «медиумах».
– Пожалуй лишь приписывая качество психичности (а через нее – сознательности)
разным системам, начиная с биологических организмов, высших млекопитающих,
можно попытаться размыть границы принадлежности смысла лишь к сфере человеческого
сознания. И то сказать, ведь человек – дитя природы!
– И сам я был не детище природы, но мысль ее, но зыбкий ум ее! (Н. Заболоцкий).
PHI-PSY. ЕВАНГЕЛИЕ. ГНЕВАЕТСЯ
ЛИ СВЯТОЙ?
Известно, что Бог Яхве бывал часто гневлив. Иисус Христос
тоже гневался. Например, когда изгонял торговцев из храма. Вопрос, гневаются
ли святые?
– Что позволено кесарю, не разрешено простым смертным.
– 21. 12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих
в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и
говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали
его вертепом разбойников.
PSY-PHI. ГЕНИЙ – «СВЕТСКИЙ
СВЯТОЙ»
В сущности, гений – это человек, которому удается вложить
свою жизнь в какое-то свое дело. Это самопожертвование и определяет его
харизму, и вызывает наше уважение и восхищение. Ибо чьим-то делом всегда
можно воспользоваться себе на благо, в то время, как чужая жизнь – «terra
incognita», «вещь в себе».
– Гений, в общем, ничем не отличается от святого – полностью аналогичен
ему, но лишь в светской сфере.
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. БОГ ВМЕСТО
«БОГА ИЗ МАШИНЫ»
Дарвин изгнал из эволюционной теории «Бога из машины»,
что было, как говорят, «на ура» воспринято научной общественностью, но
Бог как таковой никуда не делся. В этом причина жизнеспособности и перспективности
ламарковского подхода.
– Все науки я бы поделил на описательные и креативные. Описательные –
материалистические, механистические, аналитические и, в конечном счете,
прагматичные – дающие прикладной, инженерный эффект. То, что Кун назвал
«стандартной наукой». Креативные же науки – те, что совершают революцию,
создают новые парадигмы, созидательные. Я бы даже сказал – живые, романтические,
не брезгующие иллюзиями, если они достаточно «сумасшедшие».
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. ТАЙНА
КАК ОСНОВАНИЕ ЗНАНИЯ
Какими бы глубокими знаниями мы не обладали, мы всегда
будем упираться в тайну духа, с оной стороны, и тайну природы, – с другой.
Только на этих основах и возможно знание.
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. ОНТОЛОГИЯ
СМЫСЛА ВМЕСТО ОНТОЛГИИ ВЕЩИ
Перенося центр тяжести с вещей на коммуникации, Луман как
бы уничтожает онтологию. «Мир уже нельзя понимать как совокупность вещей
или их отношений, – пишет он, – а следует истолковывать как ненаблюдаемое
в чистом виде, которое воспроизводится при всякой смене различений» (Луман-2,
с.57). Однако парадоксальным способом онтология воскресает вновь в его
подходе, как говорят «не проходя в дверь, лезет в окно» – сама коммуникация
превращается в вещь; в частности, смыслу, который неотделим от нее, уже
мало быть
просто смыслом – ему становится нужен «медиум смысла». И т.д.
– Впрочем, это нисколько не преуменьшает силы исходного посыла лумановского
подхода. А статься и так (очень вероятно), что я просто не вполне понимаю
того, о чем он говорит.
PHI. ОКОЛО ЛУМАНА. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ПОНЯТИЯ?
Рассмотрение коммуникации в качестве именно такой операции,
которая воспроизводит специфически социальные системы, ориентируется на
различение медиума и формы (Луман-2, с.59).
– По аналогии: коммуникация – базис социальных систем; сила – физических?
слово – языковых?
– Сила – именно такая операция, которая воспроизводит специфически физические
системы? Слово – именно такая операция, которая воспроизводит специфически
языковые системы?
22.03.06
PHI. ТИПЫ ОПИСАНИЙ
1. Действительность, реальность, опыт, эмпирика, «то, что
есть» (физика, объективная реальность) – описание того, что есть.
2. Теория, идея, представление, воображаемая реальность, иллюзия – описание
того, что может быть (математика, логика, лингвистика, теоретическая физика,
гуманитарные науки).
PHI. ПРИНЦИП «СТА ЦВЕТОВ»
ПРОТИВ ПРИНЦИПА РАЦИОНАЛИЗМА
Проблема, с которой сталкивается Поппер, когда отказывает
в праве на истинность теориям Маркса и Фрейда, в том, что ведь и та, и
другая теория работают! Правда, далее, следуя этой логике рассуждений,
должно сказать, что и такие «науки» как астрология и оккультизм тоже работают.
Что ж, если мы хотим всерьез относиться к этим «наукам», нам можем воспользоваться
теорией Юнга, прокладывающей мостик от них к общепризнанной науке. Таким
образом, нет ничего в обществе, что следовало бы безоговорочно выбросить
на основании
лишь того, что существуют те или иные нормы и критерии.
– То, что Луман называет комплексностью, я называю обобщением, насколько
я могу судить.
PSY. ОБЪЯСНЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ
ЧУДЕС
Еще одно и, в общем, неоригинальное объяснение евангельских
чудес. Возможно, что, читая описания евангельских чудес, следует помнить
о существенной и трудно вообразимой разнице восприятий нынешнего человека
и современника И.Х. В свое время, еще Юнг писал о более примитивном восприятии
наших предков, примитивном – в смысле более выразительном, детском, более
впечатляющем. В сущности, таково восприятие человека в глубоком трансе,
под гипнозом, когда воображаемый предмет он видит как совершенно реальный.
Мы, по
сравнению с древним человеком, проводим более тонкую границу между нашим
воображением и реальным восприятием. То, что древний человек мог счесть
абсолютной реальностью, например, хождение Иисуса по воде, мы бы на его
месте назвали бы лишь нашим воображением, рожденным страстным желанием
увидеть это. Эволюционный переворот, совершавшийся в первые века христианства,
как раз и заключался в том, что на порядок увеличивался уровень свободы
человека по отношению к его восприятию, по сути, в качественном усилении
рациональной составляющей человеческого сознания – человек впервые получал
возможность манипулировать своим внутренним миром. Все христовы чудеса,
начиная с превращение воды в вино, и есть демонстрация таких манипуляций.
Следствием этого переворота и стало статуирование «чудес» как чудес. Целый
пласт явлений после этого переместился из «настоящей реальности» в область
«воображаемой реальности», в том числе, и те воображаемые образы, внушения,
которые потом стали называть чудесами.
– Сегодня это явление – отсутствие принципиальной границы между «воображаемой»
и «настоящей» (истинной) реальностью – служит основой целой серии психотерапевтических
методов. Например, представьте себе свою болезнь в виде какого-либо образа.
Далее мы можем с этот образ трансформировать в сторону гармонизации. Лучше
проделывать эту работу вместе с терапевтом, но можно и самостоятельно.
Удивительно, но оказывается, что таким – нереальным – способом можно вылечиться.
Чудо.
– 14. 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться
прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23 И, отпустив народ,
Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер
был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по
морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили:
это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними
и сказал:
ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если
это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя
из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный
ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус
тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты
усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке
подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
PHI. ЛУМАН. ПРОСТО ЦИТАТА
Идентичности «не существуют», они суть лишь функции упорядочивания
рекурсивностей, так чтобы во всяком процессировании смысла можно было
ретроспективно обращаться и предвосхищать нечто многократно используемое
(Луман-2, с.47).
PHI. ЛУМАН. АНАЛИЗИРУЯ ПРИНЦИП
КРУГОВОГО АРГУМЕНТА
Смысл – это продукт операций, использующих смысл, а не
какое-то свойство мира, обязанное своим происхождением какому-либо творению,
учреждению или источнику…
Предположения основанных на смысле систем, будто бы устойчивые во времени
идентичности уже существовали изначально и будут существовать и в дальнейшем,
и будто бы к ним можно было бы отнестись как к чему-то наличному, – являются
самообманом (Луман-2, с.45).
– Проблема в том, что в данном подходе ведь и сама система вместе со своим
понятием (саморефлексией) суть такая же заранее заданная «идентичность»,
которую, очевидно, следует считать фикцией, виртуальной реальностью (виртуальностью),
иллюзией. Впрочем, в контексте лумановского подхода, вполне плодотворной
иллюзией, как, я полагаю, и традиционный научный подход с его онтологией
субъективного/объективного деления.
– «Круговой аргумент» – замкнутое само на себя объяснение.
– Подтверждений виртуальности казалось бы вполне твердо установленных
представлений (объектов, «идентичностей») немало. Например, всем известные
«каналы» на Марсе, оказавшиеся фикцией. Или, скажем, декартовские атомы,
которые сегодня уже превратились в конгломераты элементарных частиц, завтра
могут стать не очень понятными «суперструнами», а послезавтра чем-то совсем
невообразимым, что можно представить лишь в форме какого-то сложного числа
– красивой математической структуры, не имеющей никакого аналога или
метафоры в повседневной действительности, но обозначающей что-то называемое
общим представлением о мире. Как лумановская «коммуникация» лежит в основе
его общего представления об обществе.
PR. ПРИНЦИП МОНОПОЛИЗМА
Всякий человек может стать монополистом, только монополизм
его может статься ограничится очень узкой территорией – пространством
его квартиры, например.
18.03.06
PR. СПАМ – МУСОР
Спам – это маркетинговый мусор. В норме реклама стоит слишком
дорого, чтобы иметь возможность существенным образом замусоривать информационное
пространство людей. Ни о чем подобном не могло быть и речи до тех пор,
пока не появилась технология автоматического бесконтрольного размножения
информации по желанию любого отдельно взятого человека, практически без
ограничений с точки зрения ресурсов, необходимых для данной деятельности.
– Ближайшая аналогия – космический мусор на орбите Земли – так же легко
создается и так же трудно, вернее непонятно как, утилизируется.
PHI. К ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ КАК
СИСТЕМЫ
Подобно тому, как люди у Лумана находятся вне общества
– в окружающем мире, притом, что само общество, как таковое, рассматривается
как система – в аналогичном системном подходе, очевидно, следует рассматривать
и нейроны как находящиеся вне сознания. В противном случае сознание следует
считать принципиально зависимым от нейронов, что, вообще говоря, ниоткуда
не следует (а, кроме того, ставит крест на всех попытках создателей ИИ
разбудить интеллект в компьютере). Так же точно, обобщая далее применение
теории
систем к явлению жизни, следует отказаться от принципиальной привязанности
жизни к органическому носителю (что уж давно не новость у фантастов).
– Се известный принцип появления нового качества на каждом новом уровне
организации (чего? – материи? – духа? – коммуникации?).
– Каждая новая творческая мысль по сути есть нечто, возникшее из ничто.
PHI. ЛУМАН. КРИЗИС СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЙ
ПАРАДИГМЫ
В случае ориентированного на человека понятия общества
в последнее включается слишком много, а в случае территориального понятия
общества – слишком мало. В обоих случаях приверженность таким непригодным
концептам могла бы быть связана с тем, что общество стремятся мыслить
чем-то таким, что можно наблюдать извне. При этом все таки приходится
опираться на давно устаревшую теорию познания, которая исходит из таких
различений, как мышление/бытие, познание/предмет, субъект/объект, а реальный
процесс познания способна
постигать лишь как рефлексию, локализованную, соответственно, на одной
стороне этого различения (Луман-2, с.28).
– Даже физический мир оказывается тем, что невозможно наблюдать со стороны
(см. парадоксы квантовой теории и теории относительности).
PHI-PR. К ТЕОРИИ ГЛОБАЛЬНОГО
ПРОЦЕССА. МАРГИНАЛЫ – РЕСУРС ЭВОЛЮЦИИ
Возможно, об эволюционном процессе применительно к форме
его проявления в отдельном человеке, следует говорить лишь для той категории
людей, которых называют маргиналами. Ибо тот, кто уже состоялся и получил
свое определение в обществе, свою социальную роль – особенно это касается
истеблишмента – как нечто состоявшееся, как сформированная личность (устойчивый
социальный предмет), уже не может меняться, эволюционировать (поскольку,
эволюционируя, он будет предавать ту социальную роль, которую он должен
и хочет
выполнять). Эти состоявшиеся люди в лучшем случае могут лишь поддержать
процесс развития, обеспечить ему в рамках своих ресурсов лучшие материальные
условия, а в худшем (почувствовав угрозу себе) – попытаться загасить его.
– Революцию делают маргиналы, поддерживаемые реформаторами. А осознавать
и формулировать революционные цели им помогают консерваторы – своим сопротивлением.
– Таким образом, в «центре циклона» – центре международного форума (сети
форумов, а так же ежедневно совершающихся во всем мире организационных
событий, в коих явлен непрерывно протекающий эволюционный процесс) – видится
маргинальная тусовка, которая по мере самоопределения ее участников (дифференциации,
– по Луману) расщепляется на деятелей (профессионалов; тех, кто профессионально
статуируется в некотором поле деятельности) и супервизоров. Причем супервизия
как самостоятельная отдельная универсальная социальная
роль только сейчас получает свое осмысление.
15.03.06
ДНЕВНИК. PSY. САМОАНАЛИЗ.
«МЫ С ИРКОЙ». NEXT
Сильней всего ранит фрустрация внутреннего ребенка; удар
именно в то место, где открываешься; детское ожидание чуда, становящееся,
ставшее поводом и причиной наказания и пр.
– Почему-то мне казалось, да, признаться и сейчас кажется, что подготовка
к празднику – придумывание всяких штук, игр, разработка сценария, предвкушение
чего-то – занятие не менее, а может даже и более увлекательное, чем сам
праздник. В некотором смысле уникальное, поскольку оно недоступно участникам
праздника, но лишь тем, кто его подготавливает, организует… Впрочем, этим
можно заняться и в одиночку. Хорошая мысль – заняться самому.
PR. ПО ПОВОДУ ФИНАНСОВОГО
БИЗНЕСА
Операции с деньгами собственно и составляют предмет финансового
бизнеса, рынки, биржи и банки суть его инструменты. Входным билетом в
это царство финансов является процедура оценки той стоимости, которая
производится во всех других видах бизнеса и вообще деятельности.
– Стоимость в данной терминологии это минимальный объем ресурсов, необходимый
для воспроизводства продукта, определяемого как «рыночный продукт». Так,
картина никому неизвестного Ван-Гога не стоит почти ничего и может десятки
лет храниться на чердаке какого-нибудь деревенского дома; но та же сама
картина на аукционе «Сотбис» стоит десятки миллионов долларов и требует
совершенно особого и высокозатратного подхода к условиям своего хранения
и экспонирования. А теперь зададимся вопросом, чем отличается настоящий
Ван-Гог от настоящего «Пупкина»? – Ответ: процедурой оценки и, в частности,
этим же он отличается от поддельного Ван-Гога. При этом совсем не удивительно,
что поддельный Ван-Гог стоит дороже настоящего «Пупкина».
PSY. «ПОЧВА» ТАНАТОТЕРАПИИ
Смерть – это последний рубеж страха. Глубокое, базальное
расслабление, которое, как я понимаю, лежит в основе танатотерапевтического
подхода действительно мощный инструмент (почва, фон) для трансформации
чувства страха смерти, вернее, проращивания на этой «почве» истинного
чувства жизни. Страх смерти суть дорога, ведущая к жизни.
PHI. РАДИКАЛЬНО АНТИГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
Дальнейшие исследования берут на себя риск перехода к этому
радикально антигуманистическому, радикально антирелигиозному и радикально
конструктивистскому понятию общества (Луман-2, с.30).
– Можно сказать «свобода», а можно – «квантовая неопределенность», или
«флуктуация», или «случайность». И то, и другое верно, но применимо в
разных сферах. Понятием «свободы» мы пользуемся в философском, культурологическом,
литературоведческом и прочих гуманитарных контекстах. Понятием «флуктуации»
– в физике; «случайностью» – в математике. Но физические понятия работают
и на стыке – например, в сфере феноменологической социологии, как я думаю,
в терапии (в частности, в процессуальном подходе Минделла). Каждой
исследовательско-деятельностной сфере соответствует свой предмет вместе
с прилагающимся к нему набором инструментов (методов). Такой инструмент,
как понятие «свободы» мы никак не можем использовать в физике (во всяком
случае, пока что – в известных нам сферах физики).
– Если бы лумановский когнитивизм (конструктивизм) скрестить с шизоанализом
Делеза, то получилось бы то, о чем я говорю.
– Очевидно, что понятие «коммуникации» не может быть абсолютной универсалией
(ноуменом, предметом, подходом, сферой, точкой зрения) годной для использования
в любых ситуациях, потому что возможны и другие подходы. И любая другая
точка пространства (например, структурированного в координатах предмет-инструмент-человек)
содержит в себе потенциал сопротивления такому универсально-коммуникативному
подходу и, соответственно, демонстрации какой-либо другой позиции (подхода).
PSY. СУТЬ СУПЕРВИЗИИ: ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
Я понял суть проблемы «ничто» применительно к групповому
процессу. Суть в том, что при этом – при выходе в пространство отсутствия
задач (сферу «ничто») – супервизор (ведущий) актуализирует свою нерешенную
проблему и это (подсознательно) его страшит и останавливает. Возникает
блок, разрушающий группу. И, тем не менее, только в этом и заключается
смысл супервизии – мы находим точку, в которой определяется направление
дальнейшего движения (в случае самоидентификации и прохождения «блока»).
Поэтому два со-ведущих
образуют качественно более сильную систему, чем один. Супервизия в этом
случае может быть встроена в несознающий сам себя групповой процесс.
PSY-PHI-PR. К ТЕОРИИ ГЛОБАЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Можно предположить, что процесс эволюции человечества время
от времени оказывается явлен нам на разного рода международных форумах.
Таким образом, человек, работающий с этим процессом, мог бы быть связан
с организаторами и участниками таких – эволюционных – форумов в качестве
супервизора (например, как наблюдатель со стороны). Отсюда можно сформулировать
следующие организационные задачи:
1. Договориться с организаторами таких форумов о супервизии.
2. Создать собственный международный форум супервизоров, как структуру,
поддерживающую, в частности, первую задачу.
3. Найти деньги (побеспокоиться о финансовом обеспечении) пп.1 и 2.
PHI. СОБАКА СЕРЛЯ. NEXT
Нейрон, не имеющий никакого отношения к квантовой теории,
это, конечно же, нечто качественно иное (и более далекое), чем собака,
не вполне понимающая своего хозяина, в голове которого расположен тот
же самый нейрон.
PSY-PHI. К ТЕОРИИ ГЛОБАЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
- Мультитематическая неструктурированная динамическая группа.
- Процесс - глобальный? Или тотальный?
11.03.06
PHI. КОММУНИКАЦИЯ
КАК СВЕРХСОЗНАНИЕ
Никлас Луман предлагает социологии отказаться от представления,
что общество состоит из людей. В каком-то смысле это верно – ведь мы же
не предполагаем, что сознание состоит из нейронов. Хотя одно и связано
с другим.
PHI. В СТИЛЕ
ЛУМАНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА
Функция суть рефлексия процесса; процесс, остановленный
как тайна и явленный как предмет; феномен, трансформированный в явление
или даже объект. Единственный вариант процессуального функционирования
– самосознание – рефлексия рефлексии рефлексии etc. «Я» – это неощутимая
и вечно ускользающая саморефлексия – идентификация того, чего уже нет
и, одновременно, что еще не стало. В пространстве между прошлым и будущим.
Здесь и сейчас. В ничто.
PHI. АБСОЛЮТНАЯ ИЛЛЮЗИЯ ПОЗНАНИЯ
Вне всякого сомнения, что человек может быть полностью
описан как нейрофизиологическая, психическая и социальная машина. Но так
же точно, что нечто человеческое всегда будет ускользать из этой схемы
– вроде квантовой флуктуации, которую мы можем описать, но которую мы
никогда не сможем реально поймать. Всегда останется элемент неожиданности.
Луман пишет: «Ведь однажды нужно было понять, в первую очередь,
то, почему общество создает для самого себя столько проблем, если, конечно,
полностью отвлечься от того, что они совершенствуются как идеи (больше
солидарности, эмансипации, разумного взаимопонимания, социальной интеграции
и т.д.). Свое отношение к обществу социология должна была бы постигать
как такое отношение, которое состоит в обучении, а не в поучении. Предлежащие
проблемы она должна была бы анализировать, в некоторых обстоятельствах
– вытеснять, а в некоторых – преобразовывать в неразрешимые проблемы,
даже не обладая знанием того, каким образом можно было бы все-таки предлагать
«научно проверенные» решения. Для этого требовалось теоретически фундированное
описание современного общества. Если социология должна признать, что до
сих пор она не сформулировала общественную теорию такого типа, то как
может она объяснить свою неспособность выполнить задачу, однозначно входящую
в ее предмет и столь важную для ее общественного признания?» (Луман Н.
Общество как социальная система. Пер.с нем./А. Антоновский. М.: Издательство
«Логос». 2004, с.21). – Как будто может найтись властитель, который добровольно
ограничит свою власть теорией! Пусть даже и очень хорошей, самой лучшей
теорией; пусть даже абсолютно истинной… Вот абсолютная иллюзия исследователя.
Эта та самая точка разрыва – «толщиной в волос» – где практика никогда
не сольется с теорией. – Как говорил булгаковский Воланд: плохо не то,
что человек смертен, а то, что он внезапно смертен.
PHI. ПРИНЦИП ВЛАСТИ
Фундаментальная иллюзия – неискоренимый элемент любого отражения-знания
(рефлексии). Наивно думать, что власти нужно что-то еще от знания, кроме
своего оправдания и дополнительного утверждения. Власть, задумавшаяся
о себе, теряет себя.
09.03.06
Прощайте Всеволод Вильчек
Комментарий Леонид Жукова
Я познакомился с Всеволодом Вильчеком в 1989 или 1990 году - сразу после
выхода его книги "Алгоритмы истории" ("Прощание с Марксом")
в издательстве "Прометей", если не ошибаюсь, с которым мы поддерживали
довольно тесные отношения. Вильчек приходил к нам на философский семинар
(в офис на ул. Дмитриевского, около Остоженки). Однако дальнейшего развития
этот контакт не получил.
В понедельник, 20.02.2006, в возрасте 68 лет скончался Всеволод
Вильчек - выдающийся социолог, стоявший у истоков современного российского
телевидения. Коллеги называли его одним из лучших организаторов средств
массовой информации в России.
В понедельник в возрасте 68 лет скончался Всеволод Вильчек - выдающийся
социолог, стоявший у истоков современного российского телевидения. Коллеги
называли его одним из лучших организаторов средств массовой информации
в России.
Всеволод Михайлович Вильчек родился 5 апреля 1937 в городе Полтаве Украинской
ССР. В 1959 году окончил филологический факультет Ташкентского государственного
университета. Около года проработал редактором Ташкентского ТВ, затем
два года - старшим редактором Норильского телевидения. В 1962 году вернулся
в Ташкент на должность научного сотрудника Института искусствознания.
В 1967 году в качестве корреспондента начал сотрудничать с журналом "Журналист".
В 1991 году с поста главного редактора именно этого издания Всеволод Вильчек
по приглашению Егора Яковлева перешел в телерадиокомпанию "Останкино",
переживавшую в тот момент, как и вся страна, период радикальных преобразований.
С тех пор жизнь Вильчека была почти всегда связана с российским телевидением
- в медийной среде он известен как один из создателей ОРТ и НТВ. Коллеги
называли его одним из лучших организаторов средств массовой информации
в России.
Именно Всеволод Вильчек стоял у истоков социологии российских СМИ. За
относительно короткий срок ему удалось стать непререкаемым авторитетом
для всей индустрии - он как никто другой знал и понимал, чего ждет от
канала аудитория, каковы зрительские ожидания.
С 1991 по 1994 года Вильчек занимал пост директора созданной с нуля Социологической
службы РГТРК "Останкино", позже руководил Социологической службой
ОРТВ. В июне 1997 года стал советником главного продюсера телекомпании
НТВ Леонида Парфенова по социологии, а в декабре того же года возглавил
Службу социологического анализа ЗАО "НТВ-Холдинг". Одновременно
с этим Вильчек консультировал "Фонд Сороса", входил в Совет
гарантов "Общей газеты", сотрудничал с Фондом защиты гласности.
В 2001 году вместе с командой Евгения Киселева Всеволод Вильчек перешел
на ТВ-6, а потом и на ТВС. Последним местом его работы стал грузинский
телеканал "Имеди".
"Всеволод Михайлович был человеком-легендой, - рассказал в понедельник
в эфире телеканала НТВ президент фонда "Общественное мнение"
Александр Ослон. - Он написал легендарную книгу "Прощание с Марксом".
Он создал легендарную "службу Вильчека". В 90-е годы ни один
телевизионщик не мог не посоветоваться с ним. Он обладал какой-то удивительной
интуицией, он чувствовал телевизионную аудиторию. Таких людей больше не
делают. Это был особый человек, твердый как алмаз, удивительный человек".
По словам заместителя главного редактора журнала "Большая политика"
Михаила Шевелева, уход из жизни Всеволода Вильчека - "это огромная
потеря для профессиональной и честной журналистики".
08.03.06
PHI. НИЧТО НЕ ОБЪЯСНИТ «НИЧТО»
Лумановская «коммуникация», объясняя все, выглядит как
философский камень – лекарство от всех болезней. И в этом ее дефект, как
и любой другой «теории всего». Она предметна (как идея, как образ и пр.),
а, значит, ограниченна. Проблема же познания в том, что ничто нам не объяснит
«ничто».
– Лумановская «коммуникация», похожа на гегелевский дух, способный принимать
любые формы, продвигая самого себя. В этой связи встает вопрос, насколько
вообще интересен принцип самообъяснения? (Самореференции). В конце концов,
многообразие объясняемых единым способом форм начинает казаться дурной
последовательностью и становится просто скучно.
– Такой же самообъясняющей силой, как я понимаю, является эволюция в спенсеровской
теории?
– Самообъяснимый Бог в религиозных системах выполняет другую, не научную
(не эпистемологическую), а практическую функцию, являясь необходимой частью
ритуала, и потому уместен.
Итак, всяком предмету должно указать его границы.
ДНЕВНИК. PSY-PHI. СТРАХ БУДУЩЕГО
Страшна не смерть, но мысль о смерти.
– Кто это сказал?
PR. ПРИНЦИП СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА (СИСТЕМЫ
MLM)
Специфика сетевого бизнеса в том, что это бизнес в сфере
обучения, правда, достаточно своеобразного, специфического обучения. Я
бы определил это обучение как воспитание привычки к чему-то. Поэтому продукт,
продаваемый по системе MLM, должен быть чем-то, что используется в повседневности,
составляет черту устойчивого быта, привычного бытия человека, стандартной
организации его жизни, и что можно бесконечно совершенствовать (как человек
совершенствует свою квартиру, делая в ней периодически ремонт, – «вьет
гнездо»).
Пищевые добавки, косметика, парфюмерия (может быть, одежда, может быть,
игра – типа еженедельного «клуба встреч») и т.д. – вот идеальные варианты
типовых для сетевого маркетинга продуктов. Недаром система MLM у нас ассоциируется
с «гербалайфом» (может, и во всем мире так – ведь гербалайф, как я понимаю,
был одним из первых сетевых продуктов?). Наконец, сам по себе этот бизнес
как продукт – в форме тематического «клуба встреч» («Золотой клуб», «Электронный
магазин» и пр.). Конечно, по этой системе можно продавать
и танки, как мне заметил один из менеджеров известной, в свое время консалтинговой
компании «Save invest» (продававшей швейцарские страховки). Но я бы сказал,
что в данном случае речь идет о продаже не «танков», а умения их продавать
– т.е. продуктом сетевой торговли являются не «танки», а непрерывно совершенствующийся
учебный курс по их продаже (а собственно продажа «танков» в нем выступает
как учебный пример и форма стажировки).
04.03.06
PSY. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИМУЛОВ
Я делю стимулы на внешние и внутренние. Что такое внешний
стимул, понятно – это страх насилия, наказания, фрустрации и т.д., короче,
«стимул» – острая палка, которой погоняют слонов. Внутренний стимул –
это страх не успеть; не успеть сделать добро – «Страх Божий», как я его
называю. Но это лишь один из видов внутреннего стимула, хотя, может быть,
и наиболее мощный в философском смысле. Другим видом может выступить механизм
долженствования – просто ни на чем не основанное «так надо». Наконец,
по-видимому, любая объективированная интенция (или лишь желания?) могут
рассматриваться как внутренние стимулы. Под каждую проблему свой стимул.
Универсального же стимула, каким, как я полагал, является «Страх Божий»,
нет.
PHI. СОЦИОЛОГИЯ. БАЗИС ВСЕГО
Дело в том, что можно общество (и в том числе, мое «я»,
верования, представления об истине и пр.) рассматривать с точки зрения
власти. А можно – с точки зрения веры (религии), или знания (истины, науки),
или дела (бизнеса, экономики, прагматической парадигмы), или и т.д. При
этом ясно, что «историческая сила» (исторически сложившееся положение
вещей) каких-то подходов значительней, а каких-то менее значима. Случайность
или закономерность именно такого хода дел (такой исторической конфигурации
различных подходов – тотальных точек зрения) – предмет исторического исследования.
С точки зрения базовой исторической случайности того или иного подхода
(точки зрения) следует ожидать дальнейшего развития общества до состояния
«цветения ста цветов» (при этом предметом научного внимания становятся
свойства и объем полного каталога всех возможных подходов). С точки зрения
закономерности что-то одно – например, власть или вера – должно быть поставлено
во главу угла всего общественного устройства – истины самосознания. Маркс
поставил на это место связку «производительные силы – производственные
отношения». Постмодернизм ничему не отдает предпочтения. Луман говорит
о принципе коммуникации в социуме (в общем виде, очевидно, коммуникации
чего-то с чем-то).
PSY. MED. ЧТО ТАКОЕ?
Что такое здоровье и что такое болезнь? – Это строительство
или деструкция (или неправильная реконструкция) своего тела, осуществляемые
произвольно или бессознательно.
PHI. СНОВА «ИИ»
ИИ будет создан в тот самый момент, как только удастся
подключить к моему мозгу «компьютер» таким способом, чтобы я феноменологически
смог идентифицировать его как свой собственный (неотъемлемый, природный)
ресурс – часть моего «я», наподобие руки, или глаза, или памяти, etc.
Лишь в этом случае мое сознание – сознание как таковое – сможет разместиться
в искусственном приборе.
– Правда, эта мысль, скорее метафора; или идея мысленного эксперимента?
– Действительно ли компьютерная мышь в моей руке, как некая отдельность,
так уж сильно отличается от образа этой же мыши в моей памяти – такой
же отдельности?
– ИИ – Искусственный Интеллект.
PSY. МЕТАФОРА: ФРУСТРИРУЮЩИЙ МЕТОД
.Птица – мать – выталкивает птенца из гнезда, чтобы он,
наконец, полетел. (В параллель лошади, самостоятельно бредущей к дому
– метафоре Милтона Эриксона)
PSY. ВАРИАНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Вариант терапевтической теории. Мне кажется, внутри каждого
из нас сидит маленький ребенок, который хочет играть, проказить... А его
обижают. Причем эта обида суть смерть, поскольку уходит время. Времени
для жизни никогда не хватает.
PR-PHI. ФОРМУЛА ВЛАСТИ
Одно из определений власти: власть суть творчество в области
организации и управления. Насилие – лишь один ресурсов власти (одна из
красок), в современном мире не главный и даже далеко не главный. Власть
не может избежать творчества. А творчество здесь определяется задачами
«личностного роста общества» (в пределе – «личностного роста всего человечества»);
или, переводя с феноменологического на естественнонаучный язык, – эволюцией
мира (предметнее – эволюцией сознания или человеческого общества). Эволюция
осуществляется через конкуренцию идей – разных моделей (парадигм, гештальтов)
устройства общества. В идеях же, если говорить о них с позиции объективного
знания, явлены разные аспекты физического устройства Вселенной. И т.д.
– Формула власти: свобода = творчество = власть.
– Идея власти – явление мировоззрения.
01.03.06
PSY. СВЕТЛАЯ ЧАСТЬ ТРАГЕДИИ
Cветлая часть трагедии – это то, что остается после смерти
человека – как окончательной, физической смерти, так и промежуточных смертей
на разных этапах его жизни, когда одновременно личность возрождается в
новом качестве (происходит личностный рост).
Это новое качество суть и есть свет.
– Под человеком здесь я понимаю, в основном, «эго» во фрейдовском смысле
– маленького испуганного зверька, который стремится выжить любой ценой,
независимо от духовного (интеллектуального?) уровня, на котором он находится.
Физическая смерть сопровождает перерождение на самом нижнем, базовом,
физическом уровне. При этом человек освобождается не только от очередной
части «эго», но и от тела. Можно сказать, что ничего не остается.
PHI. ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ФОНА СЕРЛА
- Дело в том, что «принимать нечто за очевидное» не обязательно
должно обозначать интенциональное состояние, тождественное с убеждением
или наличием гипотезы (Серл,
с.174).
Серлевский «фон» похож на априорное знание Канта – на знание
об условиях (возможности) знания. Отсюда видится следующий шаг Серла –
проделать такую же работу, какую проделал Кант в своей «Критике чистого
разума» – систематизировать фон.
– Фон – это материальный (физический) ответ ментальному состоянию – интенции,
причем, прежде всего, интенции, находящейся в форме высшей из всех возможных
в данной ситуации.
– Фон проницает интенцию посредством фоновой способности. Интенция проницает
фон через свои низшие формы.
PSY-MED. СВОЙ СПЕЦИАЛИСТ
Как быстро разобраться в чужой профессиональной области?
– Вопрос в том, чтобы найти такого профессионала, которого ты, не кривя
душой, по праву сможешь назвать своим – «своего специалиста». Здесь важно
сложение человеческих и профессиональных качеств. Он, несомненно, должен
хорошо разбираться в своей области (ему не обязательно быть лидером, но
он должен быть в курсе последних достижений того, что делают другие),
и он должен хорошо чувствовать тебя – так же как и ты его, поскольку на
этом базируется ваше взаимопонимание. Таким образом, твой специалист –
это человек, который сможет дать тебе человеческую поддержку (в психотерапевтическом
смысле) и, одновременно, сумеет поделиться своими профессиональными знаниями
(осуществить грамотный ликбез) в том объеме, который тебе необходим для
надежной ориентации в сфере его деятельности. Как в области фундаментальных,
так и прикладных вопросов (как правило, начиная с прикладных и заканчивая
фундаментальными).
ДНЕВНИК. «ПРОЕКТ-0312»
Позавчера я вывел повесть «Проект-0312» из этого текста
– в первую очередь, из
соображений упрощения редактуры и правки. Но не только. Тактически она
перестала быть совместимой с этим текстом. Я мог бы ее вернуть сюда всю
целиком, по завершении работы, но не так, как сейчас, пишущимися изо дня
в день кусочками. Здесь я мог
бы оставить, пожалуй, лишь блоки «Из записной книжки писателя» – ту ее
часть,
которую я оцениваю как «адаптированный мусор».
PSY. СПЕЦКУРС. К ТЕОРИИ ГРУППЫ. СТРУКТУРА
ОНТОЛОГИИ
Три оболочки (уровня) малой группы:
1. Индивидуальная феноменология (осознанная и бессознательная).
2. Внутренние правила группы (сформулированные и принятые или принятые,
но несформулированные,
т.е. существующие по-факту, феноменологически).
3. Правила ведущих (так же – названные и неназванные).
Следующие оболочки касаются уже больших и сверхбольших групп,
и здесь речь идет о ритуалах и власти, которые на феноменологическом уровне
присутствуют, конечно, в каждой из обозначенных оболочек малой группы.
Ко всему названному философы вроде Серля добавляют такое
понятие как «фон», однако тут для меня открывается поле интересной дискуссии
о таких понятиях как материя или «физический объект» – чем «фон» от них
отличается? Разве лишь своим качеством «сознательности» – нахождением
в парадигме представлений о сознании.
PSY. СПЕЦКУРС. ФАТАЛЬНОЕ НЕПОНИМАНИЕ
Гипотеза. Я думаю, что причиной полной невозможности для
двух людей понять друг друга, по определенному кругу вопросов в рамках
отведенного для этого времени, является влияние феноменов высших оболочек
(феноменов сверхбольших, а может быть и просто больших, групп) на низшие
оболочки – индивидуальную и малой группы, где, собственно, и происходит
интеракция (индивидуальное общение). Иными словами, влияние социальных
ролей (или других феноменов), индивидуально переживаемых участниками диалога
(интеракции). Так, мои вопросы, нацеленные на более точное понимание позиции
собеседника, тот может воспринимать лишь как попытку изменить его статус
начальника или клиента, находящегося в своем праве. Подстроившись под
него, я могу поговорить лишь о чем-либо еще, но тогда я не получу информации,
необходимой мне для дальнейшего планирования своих действий в интересах
нашего с ним (начальником или клиентом) дела. То есть предмет интеракции
(нашего диалога) будет заморожен, незавершен.
PSY. СПЕЦКУРС. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИСТИКИ
Мистика – это феноменология сверхбольших групп на индивидуальном
уровне. Иначе: опыт переживания форм бытия сверхбольших групп. Например,
по Минделлу – «канал Земли» – духи разных мест, вещей, организаций…
PSY. ПРИНЦИП ЭКСПЕРТИЗЫ
Ориентация в неизвестной деятельности для меня – это про
умение удерживать свою позицию, несмотря ни на какое давление извне. Но
не фанатично, а интегрируя в себя все чужие точки зрения и мнения.
|