В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


01.10.04. (30-31.01.04). TXT-LIT. ДИАЛОГ

Это похоже на анекдот. Наш клиент, человек весьма состоятельный, говорит рекламному банковскому агенту, с которым его случайно соединила секретарь: - Что нужно столь высокочтимому представителю банка от столь низкочтимого российского предпринимателя? (На мой взгляд, очень художественно).

PR. LVD. ФАНТАСМАГОРИЯ

Клички бесланских бандитов: Манас, Фантомас и Полковник. В духе фантасмагорий Булгакова или Пелевина.

PHI. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?


- Только не спрашивайте, что такое мышление о философа. Спросите лучше у обычного среднего человека, - говорит Юнг (Тавистокские лекции).
- Что может сказать ученый (философ) о том, чего нет? - Очень много, а фактически ничего.

PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ТАЙНА ПРИРОДЫ

Если бессознательное взаимодействует с сознанием, то его уже нельзя считать бессознательным. Если же такого взаимодействия нет, то мы ничего не можем о нем знать. Вот почему я говорю, что бессознательного нет. Есть лишь еще неидентифицированные нами взаимодействия уже открытых и еще неизвестных нам частей или свойств сознания. Правильней считать бессознательное сущностью сознания, которая, как и любая другая природная сущность, непознаваема до конца.
- Бессознательное - та часть сознания, которую мы вправе назвать тайной природы. Наука раскрывает тайны, вера овладевает ими.
- (439) Человек развивал свое сознание медленно и трудно. Потребовались бессчетные века, чтобы достичь современного цивилизованного состояния (которое произвольно датируется со времени изобретения письменности около 4000 лет до н.э.) Эта эволюция и сейчас далека от завершения, поскольку значительные области человеческого разума погружены в темноту. То, что мы называем "психическим", "душой", ни в коей мере не идентично нашему сознанию и его содержанию. Тот, кто отрицает существование бессознательного, предполагает, что наше нынешнее знание психики фактически является полным. Но эта вера с очевидностью ложна, так же как ложно и предположение, что мы знаем все, что можно знать о вселенной. Наша психика - лишь часть природы, и тайна ее безгранична, поэтому мы не можем дать полное определение ни психическому, ни природе. Мы можем лишь заявлять, что верим в их существование и описываем, как умеем, - лучшее из того, что мы можем, - каким образом они действуют (Юнг, с.211).

PHI. СИНХРОНИЯ - ГАРМОНИЯ

Юнговская синхрония, если говорить по-простому, - гармония. Хотя, разумеется, философски и теологически понятие гармонии глубже более научного термина "синхрония".

PHI. ИСКУССТВЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Для того чтобы добиться успеха в деле создания искусственного разума, надо каким-то образом присоединить его к процессу эволюции. Однако если искусственный разум станет естественным следствием естественного процесса эволюции, он сам поистине должен будет считаться естественным. Коротко говоря, создавая искусственное сознание нельзя обойтись без создания искусственного бессознательного. Самый грубый аналог такого "бессознательного" (грубый в силу своего технического несовершенства) генератор случайных чисел. Искусственный разум, в некотором роде, должен стать естественным подобно тому, как "искусственное" произведение искусства, например, картина Рембрандта, в некотором роде, по уровню своего совершенства может быть поставлена в один ряд с естественными природными объектами; артефакт, становящийся природным явлением. Тайна картины гения соразмерна тайне природы, над которой бьется ученый.
- Размышления о технологии создания искусственного разума приводят к идее о том, что, образно говоря, искусство должно сойти со стен художественных галерей и раствориться в жизни. Жизнь должна стать искусством! Кстати, быть может, шоу-бизнес, несмотря на всю свою вульгарность, по большому счету служит именно этой идее, именно в этом его смысл (ведь не в пошлых же текстах песен и глупых шутках!)
- Полнота "искусственного интеллекта" (искусственного сознания) требует создания "искусственного бессознательного".
- 31.10.04. Технология создания ИИ (Искусственного Интеллекта): создавать его так же, как художник создает свою картину. ИИ - как результат искусства в сфере техники.

PR. VIP-ЭКОНОМИКА

Люди готовы платить большие деньги за точечное, разовое удовольствие (например, на дорогом горнолыжном курорте купить часы за $10 000 или бутылку вина за $5000), и очень большие деньги - за статусные вещи (например, те же часы - за $500 000). Цена - часть жизни или часть имиджа.
- Я могу брать большие или очень большие деньги лишь за то, что я мог бы отдать и бесплатно.

27.09.04. (29.01.04). PR. ВЛАСТЬ И ХАРИЗМА

Власть Путина кажется более сильной, чем ельцинская, в свое время. Хотя, при этом, сам он кажется личностью менее сильной, чем Ельцин.

PR-PSY. АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕЧИ: "ФИГА ПОЗНЕРА"

Следует отличать понятие "властителя" от "лидера". Путин - властитель; Ходорковский - лидер. Так мне кажется, в нынешнем раскладе сил в стране. Только этим можно объяснить нарочитую несуразность речи Президента (кажется, от 4 сентября), ее подчеркнутую "пиарность" - когда было сказано о враге, но сам враг не назван. Так что два десятка довольно умных людей в студии Познера (программа "Времена" от 26.09.04) так и не смогли понять - придти к общему мнению, - кто же он, этот "враг", кто именно "хочет оторвать от России кусок пожирнее"? Задаться этим вопросом, в такой именно форме, я думаю, для Познера было довольно рискованно, но он все же сделал это! Присутствующие эксперты озвучили разные ответы, кого именно следовало бы назвать врагом. Но один ответ не прозвучал вообще - что никакого врага нет! Что сама постановка вопроса о враге ошибочна! Что Президент ошибся! (Впрочем, это тот ответ, который, прозвучи он, разрушил бы сам познеровский вопрос). Это ответ, который мог бы дать не властитель или его представитель, но лидер, - человек, чье место в студии Познера пустовало, вернее его просто и там не было в натуре.
- Это мне напомнило советские времена, а Познер сознательно или неосознанно предстал как деятель с "фигой в кармане". В самом деле, этот ответ (про ошибку Президента), если быть по-журналистски честным, должен был прозвучать в спектре голосов, но не прозвучал ("осознанная фига"), и не звучит на других равномощных каналах телевидения ("неосознанная фига Познера").
- Еще один, уже профессиональный вопрос, могли ли пиарщики Президента избежать этой "ошибки"? - Я думаю, что не могли (тут стоило бы подробно проанализировать процессуально-функциональную сторону вопроса необходимости и техники подготовки президентских речей и данной речи, в частности), ибо тут требовалось действие лидера. А Путин не лидер. Ибо только лидер мог сказать не о некоем туманном враге, а о чем-то конкретном. Сказать, например: "Я виноват" (как однажды сказал Ельцин) и принять далее не только властные, но и лидерские решения, которые не только обеспечивают обществу возможности существования (власть), но и интегрируют, развивают его (лидерство).
- Впрочем, быть может, у Путина случится личностный рост, и он станет-таки лидером?

PSY. ЛИЧНОСТЬ ПО ЮНГУ

Что же такое личность по Юнгу? - Здесь, прежде всего, следует сказать об Эго - некоем психическом центре, одержимом различного рода комплексами (как бы частичными, не полными персонами, личностями, хотя и обладающими всей полнотой аспектов - и духовной и телесной частями). Эго не в состоянии объединить все эти комплексы вместе, оно лишь предоставляет им место быть. Объединяет же их, помнит о них всех, видит их "со стороны" как раз личность - другой центр психики человека, я бы назвал его центром, ответственным за сознание или центром ясности сознания и даже - сознания как такового. Именно отсюда открывается обозрение на всю картину психического, за исключением внеличностных, базисных, архетипических его частей (коллективного бессознательного). Но и эта, бессознательная, часть психики должна быть, в свое время, проработана сознанием - именно как базис его, основание личности как, говоря словами Юнга, "не Эго-центр" (non-ego center).
- Я бы сказал, что этот центр суть кантовский "категорический императив". Мне удобнее называть его попросту "центром человечности" (или идеей человека как такового). Отчасти, в области своей проявленности (реализованной идеи), этот центр соответствует гештальтистской функции "self".

PSY. СУТЬ МЕТОДОЛОГИИ ЮНГА

(377) Четвертую стадию терапии переноса я называю объективизацией безличностных образов. Это существенная часть процесса индивидуации. Ее цель - отделить сознание от объекта настолько, чтобы индивид больше не помещал гарантию своего счастья, а иногда и жизни, в неких внешних посредников, будь то люди, идеи, обстоятельства. Чтобы он пришел к осознанию, что все зависит от того, владеет ли он сокровищем или нет. Если он чувствует, что сокровище в его руках, то центр тяжести находится в самом индивиде, а не в объекте, от которого он зависел. Достичь состояния такого освобождения - цель духовной практики на Востоке и цель всех наставлений Церкви (Юнг, с.177).
- По Юнгу, вопрос, куда движется человеческое сознание, куда иду я, суть вопрос развития архетипов, символов, их смыслов, форм и значений. Я это символ, в котором я понимаю себя и окружающий мир.

LVD. ВВЕДЕНИЕ

Классический роман вставлен в ничем не примечательный сумбур обычной жизни обычного человека. Но само это соседство кардинальным образом меняет форму этой непримечательности - как ахматовский одуванчик озаряет своим светом сор, из которого он родился.
- "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда…."

TXT-LIT. НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Я хотел бы рассказать о некоторых принципах моей кадровой политики. Она исходит из того, что я знаю, что нет идеальных работников. Как бы строго мы не выбирали людей, принимая их на работу, как бы не шлифовали преподаватели их профессиональные качества в вузах и на различного рода курсах, ничто не может гарантировать их эффективности и качества работы. Хотя, конечно, все это важно. С другой стороны, я знаю, что как бы плохо не проявил себя человек в каком-либо деле, в другой сфере он вполне может выступить так качественно, как никто другой - вопрос только в том, чтобы правильно определить сферу его деятельности. И, наконец, я знаю, что мое видение и мой стиль того, как надо делать ту или иную работу всегда будет отличаться от видения и стиля другого человека; мне всегда будет казаться, что другой действует не так - менее перспективно, менее эффективно. Итак, что же помогает мне находить людей для тех дел, которые надо делать? - Случай! Но и там, где все складывается успешно, где удается найти эффективных работников, мне неизбежно приходится корректировать способ ведения дел.
- Впрочем, не так же ли случайно, в конце концов, происходит набор сотрудников на любой другой, даже самой "крутой" фирме?! Единственный достоверный критерий при приеме на работу - успешный опыт работы в той же сфере в другом месте.

PHI. ПОЛНОТА СУТИ

Дело, недоделанное лишь на волосок, можно считать не сделанным вовсе. Вернее, не просто "можно считать", а именно так оно и есть на самом деле. Это абсолютная истина.

22.09.04. (28.01.04). PSY. ГЕНИЙ

Чем скорее ты сможешь увидеть свою роль в жизни, тем эффективнее ты сможешь реализовать ее, прожить жизнь. Трудность здесь заключается в том, что это страшно, потому что видишь не только начало, но и конец; не только возможности, но и ограничения; не только то, что будет или может быть, но и то, чего не будет никогда, даже если что-то "не твое" само идет тебе в руки (подобного рода вещи - сигнал конца). А эффективность жизни человека это, в том числе, и его социальный статус. Человека, которому удается достичь максимальной эффективности, называют гением. Но только он один в глубине своей души знает, как ужасно он ограничен.
- Все мы гении в той или иной степени, в своем роде. Так называемая "искра Божья", жизнь как таковая и есть гениальность.
- Если, с одной стороны, речь идет о призвании (возможностях), то, с другой, - о судьбе (ограничениях).
- Смерть - это страх гения. Вернее, причина ее; одержимость жалким человеческим эго - болезнь, боязнь, стечение обстоятельств…
- Страх Христа объективирован в мифологии как сюжет в Гефсиманском саду и, далее, как предсмертный выкрик.
- ЦИТАТА. Я не собираюсь этим хвастаться. Но меня всегда озадачивает, когда мои коллеги спрашивают: "Как вы поставили такой диагноз или пришли к такому заключению?" Я отвечаю: "Хорошо, я объясню, но для начала мне придется растолковать, что вы должны знать для того, чтобы быть в состоянии это понять". Я ощутил это на себе, когда знаменитый Эйнштейн был профессором в Цюрихе. Он тогда начинал работать над своей теорией относительности. Мы часто виделись, нередко он бывал у меня дома, и я выспрашивал у него об этой теории. Я лишен математического дара, и нужно видеть, чтобы представить, с какими мучениями этот бедняга объяснял мне, что такое относительность. Он не знал, как это сделать. Я готов был провалиться сквозь землю и чувствовал себя полностью никчемным, видя, как он мучается со мной. Но однажды он спросил меня о чем-то из области психологии. Тут-то я и взял реванш! (Юнг, с.75; Тавистокские лекции, п.140). Судьба сводит незаурядных людей вместе - лишнее проявление синхронии, как, вероятно, мог бы отметить Юнг.

ДНЕВНИК. ЛИТЕРАТУРА КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В свое время я прочел "Темные аллеи" Бунина как энциклопедию любви. Так же, как позднее, "Сказки роботов" Станислава Лема - как энциклопедию философии (существенно более полную в философском смысле вещь, чем его же "Сумма технологии").

PR. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР. ПУТИН КАК ПЯТАЧОК

У харизматического лидера нет какой-либо руководящей идеи или принципа. - Зачем? - Ведь у него есть то, что порождает идеи и принципы - интуиция. Вместо идей у него харизма, архетип интуиции, очевидный толпе. В юнговской психической механике это интуитивно-ощущающий тип, а не рационально-чувствующий (или, может быть, чувственный, а не мыслительный).
- Путин - не харизматическая личность. Он похож на Пятачка, у которого есть план. В отличие от настоящего харизматического "Вини Пуха" - Ельцина.

PR. ПУСТОЕ ВРЕМЯ

Просмотр телевизионных сериалов и шоу напоминает мне такое же пустое времяпрепровождение, как маоистская кампания по истреблению воробьев. А чем еще занять массы в свободное от основной работы время?

18.09.04. (27.01.04). PR. РЕПЛИКА. Ш.БАСАЕВ

Шамиль Басаев взял на себя ответственность за теракт в Беслане. Это сказано в его письме, которое опубликовал сайт чеченских сепаратистов "Кавказ-центр", сообщает радиостанция "Эхо Москвы" (Росбизнесконсалтинг, 19.09.04, http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2004/09/17/17085831_bod.shtml)
- С чем его и поздравляем.
- После Беслана, Шамилю Басаеву пора присваивать орден Покорителя школ и больниц. Правда, чтобы дотянуть до полного кавалера ему следовало бы захватить еще детский сад и ясли.
- ЦЕНА ЖИЗНИ. NEXT. "Басаев взял также на себя ответственность за взрывы самолетов и у метро "Рижская" в Москве. Он сообщает, что взрывы самолетов обошлись в 4 тысячи долларов, на Каширской и у метро Рижская - 7 тысяч, а теракт в Беслане - 8 тысяч евро".

PR. КЕТАМИН КАК БАРОМЕТР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Люди, говорящие об отсутствии у нас гражданского общества; люди, удивляющиеся, каким это образом любители кошек и собак могут участвовать в управлении страной, не видят реальных фактов действия этого самого общества. Они не видят пронесшуюся недавно общественную кетаминовую кампанию, потрясшую все этажи силовой и исполнительной систем власти. Они забывают о бесславном конце ГКЧП, проигравшим отнюдь не силовым структурам.
- Говоря о гражданском обществе, надо лишь помнить, что в отличие от партии или государственной организации оно неоднородно. Откуда следует, что на каждого умного и доброго гражданина найдется злой и глупый, который имеет точно такое же право рулить, как и первый.
- Да и сами госчиновники, противопоставляемые гражданам, какой-то своей частью остаются теми же самыми гражданами. Мне почему-то это ясно было видно по извиняющемуся лицу, прокурорского работника, комментировавшего с экрана телевизора весь этот кетаминовый абсурд. Он отвечал, в первую очередь, не обвинителям, но самому себе.

PHI. ВЕРА, ДВИГАЮЩАЯ ГОРЫ

В сущности, совершенно не важно движет моя свободная воля горой или мизинцем моей руки - одно стоит другого!
- Чем принципиально былинка отличается от горы? - Ничем!
- Интересное слово - "былинка" (в отличие от "пылинки").

PSY. МЕТОД ЮНГА

Юнг занимается поиском утраченных (явленных, но неосознанных) смыслов, которые и служат причиной психических проблем и болезней. Эти смыслы для него суть закрытые двери, вследствие чего бессознательное не может проникнуть в сознание, личностный рост приостановлен, и личность не может интегрироваться (сознание не может объединиться с бессознательным). Крайний случай - глобальная дезинтеграция личности - отсутствие смысла целостности - шизофрения.
- Что касается персонально Юнга, фактически он работает целиком в интеллектуальной сфере, стремясь открыть путь чувствам (и через них бессознательному). Такое у меня впечатление от Тавистокских лекций.

PSY-PHI. ЦИТАТА. "ВОЛОСОК"

Хогэн спросил у мастера Сюдзана:
- Различие в один волосок, и они столь же далеки друг от друга, как Небо и Земля. Что вы думаете об этом изречении?
- Различие в один волосок, и они столь же далеки друг от друга, как Небо и Земля, ответил Сюдзан.
- Зачем так говорить?
- Больше я сказать не могу. А что скажешь ты?
- Различие в один волосок, и они столь же далеки друг от друга, как Небо и Земля.

Хогэн цитирует отрывок из дзэнского трактата-стихотворения "Синдзинмэй". Смысл этих слов в том, что даже величайшая музыка, если ее исполнять на расстроенном инструменте или хотя бы немного выбиться из ритма, не отличается от какофонии, даже хуже ее. Это означает, что люди либо добры, либо плохи, действия либо совершенны, либо несовершенны, третьего не дано. Человек имеет либо хороший вкус, либо плохой - и никакого промежуточного. Малейший проблеск эгоизма, сентиментальности, жестокости, заносчивости, вульгарности (это в действительности одно и то же), и все потеряно. Дзэнское видение, конечно, не предъявляет к человеку высоких требований, и "просветленного" вполне может испортить неисправимая врожденная бесчувственность или глупость (Дзэн, с.93).

13.03.04 PR. РЕПЛИКА. ВЫБОРЫ ПУТИНА

На предстоящих (14.03) выборах Путина мне интересны две цифры: явка и количество проголосовавших "против всех". Ибо проблемы нынешней администрации, явленные в отсутствии оппозиции, очевидны. Честно говоря, имеющийся состав кандидатов президентских выборов сигнализирует о полном провале позитивной части этого мероприятия. А кандидат Березовского - Рыбкин - и вовсе превращает серьезное мероприятие в фарс: вопрос, куда делся Рыбкин - уникален!
- Это не выборы, а "выборы Путина".

PR. РЕПЛИКА. НАКОНЕЦ-ТО

Новость. Наши идут: "Р. Абрамович - самый богатый человек в Англии".
- Сбывается хрущевский лозунг: "Догнать и перегнать!"
- Газета Mail On Sunday опубликовала список 300 самых богатых людей Великобритании. В него вошли как предприниматели, сколотившие состояние относительно недавно, так и представители британской аристократии, получившие свое богатство по наследству. Об этом пишет сегодня "Коммерсантъ". Главной сенсацией стало первое место губернатора Чукотки Романа Абрамовича, состояние которого после трех месяцев тщательного расследования эксперты газеты определили в ?7,2 млрд ($13,32 млрд).

TXT-LIT. КРИТИКА

Критика никогда не права.
- Правда, не скажу, что несправедлива.

PHI-PSY. "ОБЪЕМ" ЛОГИКИ

ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК): Символ 4-значной логики - 4-угольная пирамида (объем!). Ведь переход от линейной логики к пространственной - это же скачок! И не такой уж малый!

ЛЖ: Мне пришло в голову, что четырехзначность вообще обладает объемом - смысловым! Юнг, анализируя символ троицы, пишет, в частности, и о символе "четверицы". Правда четвертый член этой конструкции, как он отмечает, - плохой, негодный, отпавший, но он имеется в наличии как таковой. Я же, представляя себе, образ креста, как символа, как архетипа, вижу его воткнутым в землю - три его конца находятся в воздухе ("на небесах"), а четвертый - в земле, могиле, Шеломе. С другой стороны, нам привычно рассматривать крест как пересечение координат. Если эти "координаты" картрируют мандалу, получаются интересные конструкции. Тот же Юнг, например, предлагает схематическую структуру сознания человека, используя пересекающиеся координаты: мысль-чувство и ощущение-интуиция. А вот как похожую структуру использует Кен Уилбер для описания мира ("всего"): - По мысли Уилбера, эта мандала состоит из четырех секторов (квадрантов), образующихся при делении плоскости образа Космоса-мира двумя перпендикулярными прямыми, с осями по направлениям индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее. Сектора представляют четыре фундаментальных мира, которые не сводимы друг к другу по предмету, методам познания, критериям истины и языку. Это миры: субъекта (интроспекция, феноменология), объекта (классический научный метод и наука), интерсубъективности (теория культуры) и интеробъективности (социология, теория систем). Как же работает этот подход у автора? Возьмем, например, такое ключевое для теории познания понятие, как критерий достоверности или истина. В мире субъекта истина понимается как правда, искренность, прямота, степень доверия; в мире объекта - это пропорциональный или репрезентативный тип истины, коротко выражаемый как соответствие карты и территории; в мире интеробъективности истина - это системность и структурно-функциональное соответствие. И, наконец, в мире интерсубъективности истина - это справедливость, культурное соответствие, правота. Ни один из этих типов истины не может подменять или упразднять все другие типы. Соответственно, автономны и не сводимы друг к другу языки четырех секторов, каждый из которых полностью верен только в своем мире (Уилбер К. Око духа: Интегральное видение слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; пер.с англ. В. Самойлова под ред. А. Киселева. - М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2002; с.9, В.Майков. Предисловие редактора).

Еще одно соображение. Логика (как таковая, как "локальная логика") суть инструмент анализа, "скальпель хирурга", расчленяющий предмет на части, чтобы каждую из них исследовать по отдельности. При таком взгляде термин "нелокальная логика" кажется непоследовательным, внутренне противоречивым, то есть в данном случае, может быть, правильнее говорить не о логике, а о процессе, или, скажем, о бергсоновской "длительности"? Первое делит, разрушает; второе - создает, творит (по сути, "нечто" из "ничего"). Первое нужно нам для закрепления найденного - описания, культуролизации; второе - для обнаружения. Итак, с некоей мета-позиции можно рассматривать ось: логика-процесс.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта