В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Материалы рассылки

Осень 2007г.

28.11.07

PHI. ИДЕЯ ПОЛИФИЛЕТИЧНОСТИ МИРА

Идея полифилитичности мира (происхождения из многих источников) более интересна, по сравнению с монофилитической еще и с той точки зрения, что позволяет интегрировать в себе фактически неограниченное число возможных базовых категорий. Речь в этом случае, могла бы идти о неограниченном количестве аспектов (представлений), описывающих некий базовый, начальный, безымянный до момента называния феномен, интуитивно (иррационально) связанных между собой и потенциально способных образовать единую теорию как, скажем,
единый рациональный дискурс (по Гидденсу), описывающий весь мир в целом. Этот взгляд близок к идеям Спинозы. Но, конечно, речь идет лишь о потенциальной возможности объединения идей (аспектов), я бы сказал даже «принципиально потенциальной», поскольку в любой момент времени какие-то аспекты могут оставаться неведомыми нам, а какие-то могут быть признаны ложными.
- Например, речь могла бы идти о ряде следующих равно основательных понятий (аспектов): различение, гештальт, процесс, архетип, нарратив, смысл и пр.

F. РОЛЬ "СЕТИ"

Не случайно, что актуализация понятия "сети", а в некотором смысле, появление совершенно нового понятия, которым стало слово "сеть", связано с развитием компьютерных технологий и связи. "Сеть" в этом контексте не та структура, которая была раньше и могла пользоваться максимум что телефоном и факсом - это качественно новое образование (вот где микроэволюция, "видовые изменения", смыкается с макроэволюцией - появлением нового класса явлений). Время и пространство в сети, базирующейся на современных компьютерах
и средствах связи, приблизились по своему качеству к внутриорганизменным характеристикам и "сеть", соответственно, стала по-настоящему целостным объектом. При этом функцию "я" (как центр объединения, рефлексии и управления) в такой структуре выполняет программа и выглядит (в сфере внутренней феноменологии участников сети) как степень удобства программы для пользователя. Людям больше не надо выстраивать управленческую иерархию – она создается сама как единые для всех правила пользования коммуникативной программой
(включающей в себя как непосредственно связь, так и формы коммуникации и памяти). В заключение, следует заметить, что развитие локальных (специализированных по теме или форме) сетей происходит в сопряжении с развитием единой мегасети – глобального интернета. Так же точно, как развитие отдельных социальных структур сопряжено с развитием человеческого общества в целом.

PSY. К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП

К вопросу о роли социологического знания для внутренней феноменологии. От того, что я узнал о существовании такого социального феномена как патриархат, мое влечение к женщинам не ослабело. Однако, что-то изменилось – в том смысле, что я не чувствую себя должным влечься к прекрасному полу; в смысле, что если это и должно быть по каким-то там социологическим закономерностям, формирующим меня таким, каков я есть, то ведь я обладаю и другим качеством – способностью принимать самостоятельные решения. Лишний повод
поразмышлять о своей свободе.

PSY. MED. В УСЛУЖЕНИИ У ЗДОРОВЬЯ

Очень трудно примириться с мыслью, что автомобиль так же, как и здоровье, требует моего времени, поскольку более естественной кажется другая, прямо противоположная точка зрения, - что здоровье (автомобиль и проч.) должно служить мне, а не я ему. Меня это угнетает с детства, с тех пор еще, как меня приучали чистить зубы по утрам.
- Вывод: покупайте роллс-ройсы, которые, как говорят, никогда не ломаются. Или ходите пешком. Я думаю, что, в конце концов, каждый человек приходит к одному из этих двух сценариев.

24.11.07

PSY. ВИД СВЕРХУ: «ПОСЛЕ ДОЖДЯ БУДЕТ СОЛНЦЕ»

Если я перейду на более высокий системный уровень по отношению к своей проблеме, это вовсе не значит, что проблема исчезнет. В разные моменты жизни, в зависимости от невесть каких обстоятельств, мне будет все так же плохо или хорошо, как и было прежде. Но я, видя всю картину сверху, научусь, в некотором роде, управлять своим состоянием – от прямого ухода от «плохих» ситуаций до более или менее спокойного переживания их – ведь «после дождя будет солнце, не так ли?». И я буду знать, что если я буду долго уходить
от негатива в своей жизни, то, в конце концов, меня накроет и Бог знает, удержусь ли я на своей «высшей» позиции в таком случае?
- Подозреваю, что «святых» время от времени накрывает, только они об этом никому не рассказывают, да и никому это, я думаю, не интересно.

PHI-PSY. ЗАКОННИКИ ВСЕГДА ПРАВЫ?

Власть – основа законности. Власть создает пространство безопасное жизни для населения. Однако, пожалуй, не стоит забывать о такой давнишней практике успешных военноначальников как отдать город на разграбление собственной армии, на некоторое время. При этом армия, очевидно, превращалась в банду, а законом становилось беззаконие. Вполне легитимная, обычная практика. Вот базис общественного договора между властью и криминалом.

PHI. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СЕРВИС» – УСЛУГИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Новый вид сервиса, появившийся в 30-х годах прошлого века и развившийся к его концу, я называю «интеллектуальным сервисом» и включаю в него целых ряд сложных услуг. В частности: PR, различные виды консалтинга (в первую очередь, политическое и управленческое консультирование), психологические практики (психотерапию и оргконсультирование), логистику, аудит, маркетинг, рекламу, журналистику, IT-консультирование, аутсорсинг, юридические услуги и т.д. Сегодня я бы его определил как программный сервис. Определенные
(вышеназванные) виды деятельности настолько усложнились, что у заказчиков этого сервиса появилась потребность нанимать помощников не просто для выполнения конкретных операций, но для сложных их комплексов и, как в некоторый момент стало модно формулировать, - для управления определенными областями действий. Например, управления рисками, управления качеством, имиджем и т.д. Следующий логический шаг - полное выделение этих услуг в отдельный практически самостоятельно работающий блок - аутсорсинг. Однако, просматривается
еще один вариант - слияние с услугами компьютерного программирования.

PSY-PHI. ОТНОШЕНИЯ И МЕСТО В СООБЩЕСТВЕ

Можно говорить о социальной роли, а можно о месте человека в сообществе. Первое более изменчиво, второе более стабильно. Именно о втором – о месте – как я понимаю, говорят, что «выше головы не прыгнешь». Например, место как принадлежность человека к тому или иному классу. Можно предположить, что изменить свое место в сообществе очень трудно, практически невозможно и это проявляется действие социологического закона. Однако то, что невозможно в общем случае, «запросто» может быть реализовано в частном. Иными словами,
нет никаких причин, почему данный конкретный бедняк не смог бы стать капиталистом или Президентом Соединенных Штатов.
- В толпе все участники попадают на маргинальные места – они функциональны, но лишены принципов и норм (маргинализированы). На этом базируется описанный Ле Боном феномен заразительности толпы – между людьми нет барьеров.

Если говорить о внутренней феноменологии, место в сообществе, вероятно, можно было бы сравнить с ощущением своих стратегических отношений с другими людьми в группе и с группой в целом. Сообщество при этом представляется как одна или скорее, как ряд схожих групп.

С точки зрения внутренней феноменологии, по-видимому, можно говорить как об отношениях в большом, стратегическом смысле (социологически – как об институциональных отношениях; например, кровных, властных, экономических и пр.), так и об отношениях в узком смысле – об отношениях в данной интеракции, в данном контакте. В последнем случае, как мне представляется, речь идет о крайне подвижных миниролях в рамках контакта, коих миллион; например, о ролях поддержания или разрушения контакта и пр.

18.11.07

PHI. ОРГАНИЧЕНИЯ «ПЕРВОКЛАССНЫХ» ТЕОРИЙ

Так называемые, «первоклассные» научные теории (по Пенроузу), к которым он относит механику Ньютона, квантовую механику и теорию относительности – теории, позволяющие предсказывать результаты эксперимента с точностью до «…дцатого» знака, действуют лишь в очень ограниченных, жестких условиях. Грубо говоря, в условиях, где и младенцу не составит труда сделать верное предсказание. Весь фокус в том, чтобы выдумать эти условия, ибо это выдумывание (планирование нового эксперимента) служит прояснению тех или иных
представлений. При этом за скобкой остается вопрос к конкретному ученому, не имеющий ответа (и практически никогда не задаваемый), почему от занят прояснением именно «тех», а не «иных» представлений. При этом малейшее усложнение ситуации обращает предсказательную силу всех «первоклассных» теорий в ничто. Так, для классической механики неразрешимой задачей является уже расчет движения для тех тел. Что уж говорить о более сложных системах, о более общих задачах! Таким образом, пенроузовская первоклассность уместна
лишь для механических систем, где все рассчитано. Если же мы хотим добиться успеха в естественных условиях (естественной системе), то нам не на что положиться, кроме своей интуиции. Я знаю совершенно точно, что если я, здороваясь со знакомым мне человеком, протяну руку, то он машинально протянет свою тоже (вот первоклассный социологический прогноз в соответствии с пенроузовской классификацией), однако, планируя свои действия, я, скорее всего, никак не воспользуюсь этим знанием – зачем рассчитывать то, что и
так произойдет само собой?! Первоклассные теории нужны лишь для конструирования машин, но не для развития естественных систем. Переформулируя принцип дополнительности Гейзенберга, я бы сказал, что чем вероятнее возможность точного прогноза, тем примитивнее система, и наоборот.

PR. СМЕРТЬ ГУБЕРНАТОРА ЕВДОКИМОВА

Смерть Евдокимова в автокатастрофе – пример запрограммированной случайности или самоисполняющегося пророчества. Симметричная коммуникация с местной политико-бюрократической общественностью и федеральной властью подразумевала и такой исход.

ДНЕВНИК. PSY. САМОАНАЛИЗ. ПРОБЛЕМА

Один из вариантов формулировок моей нынешней проблемы – научиться чувствовать степень своей собственной самостоятельности в принятии взвешенных решений. «Взвешивая» свои решения, я кладу на одну чашу весов свои желания – стратегию, а на другую, – текущую, насущную необходимость делать то, что от меня требуют обстоятельства – тактику. В результате я принимаю или стратегическое, или тактическое решение. Как правило, в 99% случаев, тактическое. И это скучно. Вопрос в том, чтобы в тактическом выборе сохранять живое
ощущение стратегического движения. Решение мелких вопросов повседневного быта – суета – в ущерб стратегическим, вне ощущения стратегического контекста, говорит о несамостоятельности. Это все тот же давнишний диалог с обстоятельствами – кто кем управляет? – я ими или они мной?

F. ЛЕЧЕНИЕ СПИДА

Хотя предсказания занятие неблагодарное, но если его делать на десятилетия вперед, то, я полагаю, вполне безобидное, поскольку его успеют не единожды забыть. Итак, я думаю, что примерно к середине ХХI века будет решена проблема лечения СПИДа и за это открытие ученым, совершившим его, будет присуждена Нобелевская премия. Поскольку на 90%, как представляется, вопрос лечения СПИДа упирается в проблему механизмов функционирования генома человека. Открытие этого механизма и соответствующая разработка технологии генной
инженерии применительно к медицинской проблеме позволит не только решить проблему лечения СПИДа, но и всю медицину поднимет на качественно новый технологический уровень. Одновременно это позволяет решить проблему неограниченного продления человеческой жизни и произвольной модификации человеческих тел (что, очевидно, повлечет за собой очень неоднозначные последствия для всей человеческой цивилизации). Таким образом, открытие лечения СПИДа вписывается в ряд величайших биологических и медицинских открытий человечества
– открытие бактерий Луи Пастера и двойной спирали строения ДНК Уотсона и Крика.

PHI. ЗАКОН И МЕХАНИЗМ

То, что в природе - точнее, в естественных системах - мы называем "законами природы", в гуманитарных и инженерных системах мы называем механизмами или структурой связей. Ученые иногда используют метафору механизма для объяснения действия законов природы, но, думается, что по большому счету (если вникать во все детали) это неверно, поскольку предполагает в естественном явлении ("законе природы") телеологический смысл.

PHI. ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИКА ПЛЮС

Одной логики (осознаваемого дискурса) для того, чтобы теория состоялась как факт научной практики, как полагает Гидденс, мало. К логике необходимо добавить, как минимум, конвенцию - признание в научном сообществе.

14.11.07

PHI. ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИСКУРС: ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «ОБЪЕКТИВНЫЙ» МИР

Размышление о вопросе истинности, как одном из неразрешимых (парадоксальных) вопросов остается уделом философов, в то время как ученые, занимающиеся конкретными науками изучают вполне очевидные явления, феномены и процессы, строя объясняющие из непротиворечивые научные (теоретические) дискурсы в расчете ныне уже не столько на то, чтобы предсказать будущего, сколько его сконструировать, строя на базе теории вполне предсказуемые машины (в том числе, и психические, и социальные). Объективный или субъективный статус
феномена – лишь одна из многих его характеристик, которые надо учитывать в конструировании тех или иных гипотез и моделей.

Таким образом, говоря об объективном мире, Вселенной, жизни, разуме, обществе, эволюции, стоит держать в уме, что все это лишь одно из возможных описаний чего-то неведомого (unmarked space), что мы изучаем. Описание, как целостная картинка (фигура), это гештальт – сейчас он один, завтра может кардинальным образом измениться. Еще вчера вещество физической Вселенной для меня ассоциировалось с маленьким, пусть даже очень маленьким, шариком – атомом, электроном, фотоном, кварком – а уже сегодня физики предлагают
мне представить нечто невообразимое – одномерную маленькую струну. Чтобы не путать ее все же с настоящей струной, ее называют «суперструной», но все-равно ни я, ни один другой человек никогда не представит ее себе в воображении иначе, чем как очень маленькую, но все же трехмерную, струнку – вроде этакого маленького червячка. Иначе ее можно вообразить лишь как сухой математический знак, по-видимому, сопровождаемый неким непередаваемым ощущением (состоящим из причудливых, сновидческих обрывков образов, звуков,
тактильных ощущений и проч.) ученого-физика, глубоко погруженного в проблему.

PHI. NEXT. «КОШКА ШРЕДИНГЕРА»

Шредингер наделил элементарную частицу жизнью, и она превратилась в абсурд - "кошку Шредингера", которая обладает "суперпозицией состояний", т.е. и жива, и мертва одновременно. Пока мы ее не видим.
- Сказать «и жива, и мертва одновременно» применительно к «кошке Шредингера» более правильно, чем «ни жива, ни мертва». Ибо «ни жив, ни мертв» вполне известное, тривиальное состояние из разряда «я весь обмер».

PHI. НОВАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ: ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД И «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Для того, чтобы использовать Природу в своих целях вовсе не обязательно точно знать, как она устроена, достаточно знать лишь ее алгоритм как «черного ящика», выдающего одни и те же реакции на одни и те же воздействия. Так называемые, законы природы это не ответы на вопросы об устройстве, а алгоритмы «черного ящика». Таким образом, для «познания природы» физическое воображение не обязательно – достаточно математической логики. Воображение ныне нужно не физическое, а инженерное – чтобы понять, в какой машине можно
использовать тот или иной «черный ящик» («закон природы»). Вопрос постановки цели (ставящий задачу инженеру) сегодня становится более важным, чем вопрос ее реализации.

10.11.07

PHI. ЦИТАТА. ФЕЙНМАН. ЕЩЕ РАЗ ПРО «КОШКУ ШРЕДИНГЕРА»

Как показал в 1986 году Крамер, квантовый мир может точно описываться согласно теории излучения Уилера-Фейнмана, в которой опережающие и запаздывающие волны объединяются, чтобы создать эффективное «действие на расстоянии», на которое совсем не нужно времени. Изобразить это можно представив, что вы стоите вне времени и наблюдаете происходящее как цепочку последовательных событий, но при этом помните, что все они на самом деле происходят одновременно. На подобной картинке частица, которая потенциально может вступить
в квантовое взаимодействие, посылает то, что Крамер называет «волной-предложением» (offer), движущейся симметрично в обоих направлениях во времени: в прошлое и в будущее. В данном представлении роль прошлого ничем не отличается от роли будущего, но ради душевного спокойствия сосредоточимся на волне, которая движется во всех направлениях в будущее. Во Вселенной эта волна вызывает отклик; более того, она даже может вызвать множество откликов от многих других частиц. В каждом случае возбужденная частица посылает
«волну-подтверждение» (confirmation), которая также распространяется в прошлое и в будущее, указывая способность этой частицы принять участие во взаимодействии. Все волны-подтверждения, движущиеся назад во времени, прибывают к исходной частице в тот же момент, когда она сделала первое предложение, и эта частица, согласно уже знакомым нам правилам квантовой вероятности, «выбирает» одну из волн-подтверждений, чтобы принять участие в транзакции (transaction). Все остальные волны взаимоуничтожаются, оставляя лишь
одну транзакцию между двумя частицами (см. рисунок 16), составленную из обоих решений уравнения Шредингера и образующую крепкое «рукопожатие» (handshake) через пространство-время. С «точки зрения» самих волн, на все это тратится нулевое время.

Классический пример эксперимента с двумя щелями проясняет данную ситуацию. В этом случае волна-предложение проходит через обе щели прежде, чем электрон вообще начнет движение. Волна-подтверждение также возвращается через обе щели, более того, волны-подтверждения возвращаются по всем возможным путям, отовсюду, куда только может попасть электрон; это очень напоминает безумные траектории, по которым свет отражается от зеркала в КЭД. Однако электрон принимает только одну волну-подтверждение и потому в действительности
движется только по одному пути к месту назначения на детекторном экране. Но его положение на экране детектора (точка, где он образует пятно света) определяется всем экспериментом, с учетом обеих щелей, создающих интерференционную картину по мере того, как все большее и большее количество электронов сталкиваются с эквивалентным выбором. Важно, что если одна из щелей закрыта, то эта теория предсказывает, что поведение электронов и картина, которую они создают на экране детектора, будут изменяться именно так, как
они изменяются в ходе экспериментов. Наряду с полным использованием опережающих и запаздывающих волн, согласно такой картине природа действительно производит «суммирование историй», чтобы определить, куда, в конечном итоге, попадет электрон.

Этот взгляд разрешает знаменитый «парадокс кота Шредингера». В начале эксперимента опережающие волны из будущего предлагают квантовой системе сделать «выбор» в пользу мертвого кота или живого, и транзакция, подтверждающая реальность того или иного выбора, совершается по принципу пятьдесят на пятьдесят до того, как произойдет что-либо вообще. Судьбу кота действительно решают квантовые вероятности, но она предрешена с самого начала, так что нет нужды ни в «суперпозициии состояний», ни в роли наблюдателя, создающего
реальность таким образом, над которым глумился Фейнман. И все головоломки и загадки квантового мира таким образом исчезают, потому что любой квантовый объект, участвующий в любом квантовом эксперименте, действительно «знает» обо всей структуре этого эксперимента и о своей конечной судьбе, прежде чем в рамках человеческого времени произойдет хоть что-то.

Рис. 16. Джон Крамер развил идею о волнах, движущихся вперед и назад во времени, чтобы описать квантовые взаимодействия. Поскольку волна-предложение движется вперед во времени, а волна-подтверждение — назад во времени, на совершение транзакции совсем не нужно времени. Это объясняет квантовые загадки типа той, откуда электроны «заранее знают», открыта одна щель или обе в эксперименте с двумя щелями (см. рис. 4). Е — излучатель, А — поглотитель.
(Гриббин, с.259-260).

F. PHI. ПЕРСПЕКТИВА ВИРТУАЛИСТИКИ

Перспектива виртуалистики связана с изменениями физико-химических и биологических структур, а так же структур человеческого сознания и других аспектов внешнего мира ("внешнего" по отношению к смысловой, социальной системе) посредством инженерной практики. С одной стороны, через миниатюризацию (развитие нанотехнологий), с другой, через симбиоз технических устройств и биологических тел, с третьей, через программное обеспечение конструирования новых форм как отдельных людей, так и человеческих общностей, так и
всего окружающего мира в целом. Таким образом, логично предположить, что с течением времени природные основания существования Вселенной все более будут подменяться техническими - в некотором роде виртуальными (зависимыми от воображения инженеров) и, соответственно, окружающая среда будет все более виртуализироваться, смыкаясь с полностью виртуальной составляющей ее частью (которую, в зачаточном состоянии мы имеем уже сегодня).

9.11.07

PHI. F. ВИТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Виртуальная реальность только на первый взгляд (и, может быть, лишь на первом этапе) отрывает человека от реальной действительности, как, например, это показано в кинофильме «Матрица». Скорее можно предположить, что в дальнейшем через интеграцию человеческого сознания в виртуальное пространство человек, вернее, человеческое общество в целом, получит новые физические возможности взаимодействия с веществом физического мира. Начиная от возможностей перемещения на космические расстояния до нанотехнологий конструирования
окружающего мира, включая и собственное тело.
- Быть может, виртуальная система идет на смену социальной, как в свое время социальная пришла на смену биологической. Если по Луману социальная система суть система смысловая, знаковая, то виртуальную систему, очевидно, следует рассматривать как программную. На базе знаков делаются коды (коды социальных систем), на базе кодов – программы (уже систем виртуальных).

ДНЕВНИК. АНГЛИЙСКИЙ. НАСЧЕТ ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ

No job finished till the paperwork is done.

PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СОВЕТ. ПРО ДЕНЬГИ, А ИМЕННО, ОТКУДА ИХ ВЗЯТЬ?

Ты, который себя чувствует и сознает как отдельное существо со своими желаниями и потребностями, который может сказать другому человеку об этих желаниях и потребностях и попросить чего-то у него, это лишь одна сторона медали. Если говорить о деньгах, - это «карман», место, куда их можно сложить. Но есть и другая сторона - другой человек, который тебе эти деньги может дать, а может и не дать. Иными словами, речь идет о человеческих отношениях или о самом наличии денег как таковых. Ибо деньги это отношения и есть.
Деньги это экономический аспект человеческих отношений.

Отношения - это то, о чем обычно не говорят, но что подразумевается. Они всплывают на поверхность лишь в кризисных ситуациях. Однако от правильно выстроенных отношений зависит успех внешних - осознанных - коммуникаций и, в частности, эффективность реализации коммерческих договоров.

05.12.07

PHI-PSY. К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.

Кант говорил о чистом и практическом разуме. Энтони Гидденс пишет о дискурсивном и практическом мышлении, между которыми нет строгой границы. Вот как это выглядит в его изложении: «Субъекты деятельности или акторы – я использую эти термины как взаимозаменяемые – обладают способностью понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это является неотъемлемой характеристикой их деятельности. Способность к рефлексии, свойственная людям как субъектам деятельности, как правило, постоянно вовлечена в поток
повседневного поведения, демонстрируемого в контексте социальной активности. Вместе с тем механизм рефлексии функционирует на дискурсивном уровне лишь отчасти. Значительная часть того, что субъекты знают о своей деятельности и ее причинах – иными словами, их информированность и компетентность, – поддерживается на уровне практического сознания. Последнее состоит из неявно выраженных представлений акторов о том, как следует «вести себя» в различных условиях социального окружения, которые не поддаются прямой логической
операционализации. Значимость практического сознания – основная тема нашей работы, на протяжении которой мы пытаемся отделить этот тип сознания от разума (дискурсивного сознания или рассуждений, совершаемых путем логических умозаключений) и бессознательного… Между дискурсивным и практическим сознанием не существует преград; речь идет лишь о несовпадениях между тем, что может быть сказано, и тем, что обычно делается. Однако между дискурсивным сознанием и бессознательным – барьеры все же существуют; и, как правило,
они относятся к области вытеснения в подсознание» (Гидденс, с.17-18, с.46).

PHI-PSY. АГА! – ПОНИМАНИЕ КАК БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ

В понимании каждой конкретной ситуации (вообще понимании чего бы то ни было) присутствует различение, позволяющее отличить понимаемую целостность от всего остального мира. А различение, в свою очередь, хранит генетическую память о том, первом, еще дочеловеческом, доживом, добытийственном различении, которое нынешние физики называют Большим Взрывом. Таким образом, понимание соприродно творению. Вряд ли что-либо подобное можно сделать технически как бы далеко ни продвинулась наука.

PHI-PSY. ЭВОЛЮЦИЯ КАК РЕЗОНАНС

Быть может, базовой концепцией в теории эволюции следовало бы считать теорию резонанса - сложение нормальных волн и образование сверхволн (новых эволюционных форм), которые далее в норме становятся основой полей более высокого (иерархического) уровня. И далее следующий резонанс.

PHI. К ВОПРОСУ О ДИСКУРСИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Теоретически (математически) мы можем себе представить двумерное пространство, но практически (физически) нет. О чем это говорит? Не о том ли, что в физическом воображении присутствует практическое (по Гидденсу) знание, которое не может быть до конца описано дискурсивно (теоретически, математически)?
- Дискурсивное - значит рефлексивное логическое мышление.
- Не верно ли было бы определить математику как науку о дискурсивном знании? Науку о принципах дискурса? Математика суть теория дискурса? Математика - предел дискурса (предельно формализованное, максимально очищенное от иррационального содержания) описание? Соответственно, дискурс суть схема логики знаков.
- Проблема математики как раз и заключается в невозможности точно сформулировать значение знака. А развитие той или иной математической отрасли заключается в уточнении формулировок через доказательство теорем.
- Чтобы быть математиком, надо обладать вкусом к математическому языку и, соответственно, способностью легко его усваивать.

4.11.07

PHI. ОТРАЖЕНИЯ

Бог, несомненно, есть отражение человека на Небесах, но ведь и человек, в свою очередь, есть земное отражение Бога с Небес. И начала у этой цепочки отражений нет. Хотя, конечно, с чего-то оно все начиналось.

PHI. ДИХОТОМИЯ "ВЕЩЕСТВО-ПОЛЕ"

В дихотомии "вещество-поле" если на стороне "вещества" находится некий предмет, то на стороне "поля" - его качество. Поле вероятностно - оно может быть более или менее выраженным; вещество определенно - предмет или есть, или нет.
- Так, в исследовании кипящих чайников нам ясно, что "кипящий чайник" это определенная, наиболее вероятная характеристика поля "чайников, поставленных на огонь", однако в этом поле мы найдем и очень небольшой процент "ледяных чайников", хотя и тоже стоящих на огне (однако, по-видимому, недавно и только что с мороза). Существование поля "кипящих" и "ледяных" чайников результат процесса реализации операции постановки их на огонь и наоборот.
- Вероятность того, что вода в чайнике, если он не стоит на огне, вдруг закипит, хоть и мала, но не равна нулю. Однако это не означает того, что конкретно с моим чайником может произойти такое чудо. Напротив, конкретно в моем случае это совершенно исключено – вероятность именно равна нулю. Если же такое явление – самопроизвольное закипание чайников – все же имеет место, то в каждом конкретном случае можно изучить, почему это происходит. Иными словами, в каждом конкретном случае никакой вероятности нет (зато
налицо определенный предмет или явление). Вероятность есть лишь в поле возможностей.
- ДИХОТОМИЯ "ФУНКЦИЯ-ПРОЦЕСС". Процесс - поле функций (операций).

PHI. ИХ БЫЛО МНОГО: ПОЛИФИЛЕТИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Большой взрыв был не один - их было много. По сути, каждое мгновение нашей Вселенной есть результат Большого взрыва. Различить можно только пик случайного распределения полевых феноменов. Большой взрыв - это результат различения пикового феномена, повторяющегося достаточно большое количество раз, чтобы его можно было различить.

PHI. ПРОЦЕСС И ПОЛЕ

Различение создает как предмет (фигуру, по-гештальтистски), так и поле возможных предметов. Вернее сказать, предмет создает отдельная операция различения, а поле - процесс различения (постоянная циклически повторяющаяся операция различения).

PHI-PSY. СНАЧАЛА НАДО ОКАЗАТЬСЯ ОТ СОБСТВЕННОСТИ, А ПОТОМ ОТ ЛЮДЕЙ

Сначала надо отказаться от собственности и в первую очередь, очевидно, от денег, как от наиболее ликвидной ее части. А потом от людей. Но, надо заметить, что это не просто физический отказ от чего-либо, типа «отдал и забыл». Отказаться от другого человека, значит привести его к Богу – помочь стать таким же самостоятельным, как и ты сам. В результате ты не сможешь рассчитывать на его заботу о тебе – это было и так уже заведомо ясно, но и он перестанет нуждаться в твоей заботе. Вас воистину перестанет что-либо
связывать, кроме Бога. С вещами – собственностью и деньгами – в этом смысле обойтись проще, но исторически, поскольку в твоем развитии они стоят раньше, сделать это тяжелее. Речь, разумеется, идет не о том, чтобы отдать первому попавшемуся нищему все свои сбережения (чтобы он спустил их в ближайшем казино и публичном доме), а о том, чтобы начать тратить так, чтобы свобода моя и окружающих меня людей увеличивалась.

27.10.07

PHI-PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК «НЕМАРКИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО».
Как я понимаю Н. Лумана, «немаркированное пространство» (unmarked space) это фон различения как такового. То есть, говоря гештальтистски, есть «фигура» (гештальт, нечто), есть «фон» этой фигуры, а есть Фон (исследованием которого, как я понимаю, занимается так же Д. Серл) для «фигуры вместе в фоном». Быть может, это неидентифицируемое «немаркированное пространство», являющееся фоном для различения как такового, можно было бы сравнить с представлением о бессознательном в психологии (в понимании, скорее, Милтона
Эриксона, чем к Фрейда).

PHI. ЛОГИКА ХРИСТИАНСТВА
После того, как Иов "победил" Бога своим смирением и верой, тому не осталось ничего иного, как вочеловечиться. Что и произошло в образе Христа. В конце концов, ведь Бог не может проиграть...

PSY. БАЗИС МОШЕННИЧЕСТВА
Вникнуть в проблемы другого человека – значит уже отчасти взять на себя обязательство по их разрешению. Таким образом, если вы хотите облапошить кого-то, нагрузите его своими проблемами, а потом попросите денег – якобы для того, чтобы их разрешить. Мне кажется, мало кто в этой ситуации сможет устоять.

PHI. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» - ПАРАДИГМА НОВОЙ ЭПОХИ?
Механистический («Просветительский») взгляд на вещи породил представление о «черном ящике» как одном из видов механизмов. Однако на самом деле, как мне представляется, парадигма «черного ящика» коренным образом меняет наш подход к миру. Ибо ориентирует нас не на исследование механизма (структуры, элементов, связей, сил и пр.), хотя весь это пласт работ не утрачивает своей актуальности), а на исследование результатов (которые могут быть получены Бог знает какими путями – в «черном-то ящике»!). Это переворот,
сравнимый с Галилеевским («Просветительским»), пришедшим на смену созерцательно-холистической аристотелевской («Античной») парадигме. И, кстати, он очень органично корреспондирует с постмодернистским подходом.

PHI-PSY. "ИСТИННОСТЬ" СОЦИОЛОГИИ
Теорию Маркса, может быть, и можно было бы считать верной, если бы не ужасные результаты социальных экспериментов, апеллирующих к ней. Можно подумать, что критерий истинности в социальной теории не действует, будучи подменяем критерием приемлемости.
- Осведомлен - значит вооружен. Если теория не нравится. Знание теории в социологии (и психологии) суть ее фактический и исторический предел, за границей которого мы имеем возможность строить другую теорию. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация - теории, касающиеся вопросов человеческого бытия, не верны с момента своего возникновения; однако мы ничего не можем изменить в своей жизни, не пользуясь этими, "неверными", теориями. В данном случае я имею ввиду в том числе и интуитивные теории вроде ни
на чем не основанных заявлений типа "мне кажется, что так будет лучше...".

PSY. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. МОЕ PERSONALITY
Я считаю себя человеком, способным делать невежественные утверждения и задавать невежественные вопросы. Правда, порой чувство собственного достоинства меня тут все же подводит.

24.10.07

PHI. НЕГАТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ

не все то научно, что объективно.

PSY. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. СЛАВА ИЛИ ДЕНЬГИ?

Из двух вещей - славы и денег - я всегда выбирал славу, но всегда получал деньгами, причем недостаточно. Ибо денег, как и рекламы, много не бывает.
- Деньги это рутина.
- Вернее сказать, я предпочел бы выбрать деньги, но мне их никто не предлагал. Поэтому я выбирал славу... и т.д.

PHI. ЛОГИКА ДИСКУРСА

Можно сказать "логика", а можно сказать "дискурс". Первое звучит более плоско по сравнению со вторым. Но по сути, одно стоит другого. Дискурс выглядит просто как более структурно развитая и многомерная логика.
- Если не искать базовой интенции логики как таковой.

PHI. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС

Парадокс аксиоматического определения заключается в том, что его смысл лежит в его следствиях. Какова бы ни была практика введения (формулировки) аксиом, но полный их смысл можно постичь лишь представив себе всю систему в целом. Одновременно нюансы ограничений аксиом мы можем заметить лишь через несовершенства (проблемные области) системы.
- АКСИОМА - ЛОГИКА - ДИСКУРС. Аксиомы - фундамент дискурса. Полный дискурс - система теорем (следствий) логически сводимая к базовым аксиомам. Разные логики или дискурсы суть разные системы аксиом. При этом предполагается, что есть нечто, называемое логикой, что работает одинаково в различных аксиоматических системах - нечто, что, очевидно, следует назвать аксиоматикой логики.

PHI. ОБОСНОВАНИЕ АСТРОЛОГИИ

Астрология обоснована как форма дешевой терапевтической практики.

PHI. СООТНОШЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Принцип социологического подхода - исследование факторов, действующих независимо от сознания человека (которые или многие из которых в сфере психологических исследований могли бы быть объявлены подсознательными). При этом в эмпирической социологии сам выбор объекта исследования может быть вполне субъективным. Принцип психологического подхода противоположен - исследование лишь тех факторов, которые зависят от сознания человека. В том числе, бессознательное рассматривается лишь как временный статус фактора, ибо
работа с бессознательным в терапии, как правило, как раз и заключается в переводе его в сферу сознания. Исключая отдельные подходы, такие, как бихевиоризм, гипнотерапию и НЛП.

PHI-PSY. ВСЕ ВО МНЕ И Я ВО ВСЕМ

Самое мое глубокое переживание – осознавание самого себя как «я» – является, одновременно, и первым социальным феноменом. Ведь вне «я» бесполезно говорить о смысле, а значит о знаках, значении, языке и вообще о какой-либо социальной системе, как системе смысловой (по Луману).
- Первая основа языка – это «я». Вспомните, как трудно начать говорить на чужом языке. И не от незнания слов, а из страха их произнести.

20.10.07

PHI-PSY. ТВОРЧЕСТВО И ГРАФОМАНСТВО

Научные открытия, как известно, как правило, совершаются в молодом возрасте. Быть может феномен «молодых открытий» заключается в задоре - количестве энергии – которую молодой человек вкладывает в разработку сомнительной (лучше сказать, - сумасшедшей) гипотезы. В конце концов, это весело. А старику - трудно. Действительно, сумасшедшую гипотезу можно с известным трудом довести до стадии конфетки – продукта напоказ, но кто поручится, что этот продукт не окажется графоманским? Гарантий нет. Поэтому, наверное, в
мире так много графоманов; кстати, не только среди стариков, но и среди молодых людей…

PSY. БАЗИСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУПЕРВИЗИИ

Базисная концепция супервизии (быть может, вообще идея супервизии как действительно эффективного занятия), как мне думается, основана на известном представлении о том, что отношения между терапевтом и его супервизором повторяют отношения между терапевтом и его клиентом. Это похоже на маленькую расстановку Хелингера (еще один концепт для теории супервизии).

PSY. ТЕХНИКА СУПЕРВИЗИИ

Техника супервизии. Принцип работы супервизии: рассказывая о клиенте, иллюстрируя рассказ образом его поведения, я тем самым, как бы перевоплощаюсь в клиента - начинаю чувствовать то, что он чувствовал, когда я был у него терапевтом; соответственно, супервизор автоматически занимает мою терапевтическую позицию.

PSY. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. МОЯ ПРОБЛЕМА

Моя проблема – это любопытство о себе, ибо я вполне доволен существующим положением дел – в смысле, что могу жить и умереть с этим. Но, тем не менее, мне интересно узнать о себе что-то, чего я сам не вижу. Мне интересно понять еще неведомые смыслы – во множественном числе! – моей судьбы.

PHI-PSY. НАСЧЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Я верю, что два человека всегда могут договориться друг с другом. Разумеется, исключая те случаи, когда договориться невозможно. В последнем случае люди или расходятся, или убивают друг друга.

PR. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ

Искусство управления заключается в том, чтобы отдавать такие приказы, которые будут исполняться.
- Старая истина.
- Ошибка ГКЧП - эти руководители обнаружили, что их приказы не выполняются. То же самое случилось с хазбулатовским Верховным Советом
.

17.10.07

PSY. К СВЕДЕНИЮ. 888

Эвтаназия (от гр. eu – «хорошо» и thanatos – «смерть») – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Никогда не говори никогда.
- Само собой, не говори также «никогда».

PSY. ДНО ТОСКИ.

Тоска (депрессия) - это мое внутреннее состояние. Но если она не зависит от внешних обстоятельств, значит, я способен с ней справиться самостоятельно и в любой момент времени. Например, сказав себе, что тоска - это плохо, но поскольку это мое произведение, значит какая-то моя часть, ответственная за тоску, испытывает удовольствие от нее. И далее найти это удовольствие.

PR. СПОСОБЫ ПИСЬМЕННОСТИ

Иероглифы теплые. Буквы холодные. Рисовать иероглифы - искусство, писать слова - рутина.

PSY-PHI. ФАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ВООБРАЗИТЬ

По поводу пространственных размерностей. Представить отсутствие каких-то размерностей так же трудно, практически невозможно, как и наличие дополнительных к уже имеющимся. Это абстракции, которых не существует в природе, а потому их невозможно и вообразить.
- Вообразить можно лишь то, что могло бы существовать в действительности. Так, двумерный мир невозможно реально вообразить потому что, что воображение всегда будет пририсовывать ему торец – а значит, он не будет двумерным.
- Физики говорят, если не ошибаюсь, что Большой Взрыв случился в точке, в которую первоначально было свернуто все пространство-время. Однако, что собой представляет эта «точка»? Как мы ее себе представляем? – А очень просто, – как очень маленький объем пространства, вроде очень маленькой – сверхмаленькой! и т.д. – капельки («точки»!) в очень большом ящике, некоем «ничто», которое на самом деле в нашем воображении представляется как просто большой пустой ящик. Но ведь ничего этого нет! «Ящика» нет! Никакого пространства
нет! Нет ничего, по отношению к чему нечто можно было бы идентифицировать как «точку», т.е. как очень маленький объем по сравнению с очень большим объемом. Иначе говоря, и «точки» нет! А если она есть, то не понятно (невозможно вообразить), чем она отличается от имеющейся Вселенной, которая ведь тоже «точка в ничто». Другими словами, «точка», которая взорвалась вовсе не та точка, которую мы себе воображаем и можем, например, нарисовать на бумаге. Эта «точка» суть математический термин, под которым может скрываться
(если напрячь воображение) Бог знает что. Что угодно. И сбоку бантик.

PSY. ДНЕВНИК. ОДИНОЧЕСТВО И ЖИЗНЬ

Я уже давно примирился, вернее сказать, нашел глубокий смысл в полном одиночестве – вообще, но в частностях, как оказывается, я все время выпадаю из этого состояния, забываю о своем одиночестве и начинаю требовать внимания к себе, особенно, что касается близких мне людей – чем ближе, тем больнее. В этом смысле я несовершенен и боюсь, что это мое несовершенство будет продолжаться до смерти, как бы долго мне ни удалось прожить. Никакой возраст тут не поможет мне стать мудрее. Всегда удовольствие от одиночества
будет оборачиваться обидой от невнимания. Ибо если одиночество – это ответственность и защита, то жизнь – это слабость и беззащитность. Будучи одиноким я отвечаю за других людей, создаю им среду, пространство жизни, поддерживаю и оберегаю их – но лишь до тех пор, пока я сам забывшись (а может, намеренно «расслабившись») не получу удара, задевающего маленького ребенка моего эго. По Берну, сверхответственность – родительская (отцовско-материнская) позиция; отсутствие ответственности, чистая эмоция (жизнь) – детская
позиция; и, наконец, ответственность соотнесенная с жизнью (норма) – позиция взрослого.

PSY. СТРУКТУРА «ЭГО»

Я подумал, что структуру гештальтистского «эго» (механизма принятия решений) можно было бы представить, разложив его по двум линиям координат, на одной из которых были бы отложены три базовые роли по Берну (родителя, ребенка и взрослого), а на другой, принципы правил и воли (долженствования и удовольствия), быть может, плавно переходящие друг в друга. Соответственно, из такой структуры можно было бы вывести и типы личности. Так, очевидно, личность, у которой превалирует ответственность на фоне долженствования,
отличается от личности, у которой превалирует ответственность на фоне удовольствия.

PSY. «МЫ С ИРКОЙ». К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Когда взрослый человек находится в депрессии и жалуется на свою жизнь, он, конечно, не ноет, как ребенок, но смысл тот же.

15.10.07

R. К ТЕОРИИ ТЕРРОРИЗМА. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

С точки зрения криминального бизнеса, если бы терроризма не было, его стоило бы выдумать. В самом деле, информация о нападении на Нью-Йорк "11 сентября", как инсайдерская информация, дорогого стоит. Правда, и риск велик - ведь теракт мог быть и предотвращен. Но когда это было, чтобы риск, если ставки достаточно высоки, был помехой бизнесу?!

PSY. ТАЙНА РЕШИМОСТИ

В решимости есть тайна. Действительно, вы только представьте себе – человек в течение многих лет, колеблется, взвешивает все «за» и «против», сомневается, боится и вдруг решает и делает что-то что давно задумал. В общем, это очевидный случай, так сказать, «взвешенного» решения. Не понятно, правда, зачем было так долго ждать, если казалось бы, все было решено заранее. Казалось бы, все можно было бы решить спонтанно уже в самый первый момент и сразу покончить с этим дельцем. Вот тут-то и спрятана ловушка – кто
сказал, что надо делать сразу же все, что взбредет в голову?! Нет, конечно. Я даже думаю, что большинство идей такого сорта ошибочны и, соответственно, действия, совершенные под влиянием минуты, будут либо лишними, либо не нужными, либо даже вредными и т.д. Иначе говоря, есть настоящая (истинная) спонтанность и есть ложная (иллюзорная) спонтанность и нет никакого критерия для того, чтобы отличить их друга от друга. Т.е. герой Кафки, который до смерти колебался и так и не смог принять решение, принять ответственность
на себя в чем-то был прав, а именно в том, что таким образом подтвердил и утвердил идею отсутствия критерия тайны (истинной спонтанности).

Однако надо как-то жить, а в таком случае у меня все-равно остается вопрос – уже исследовательский (т.е. пока не имеющий ответа) – какими чувствами или ощущениями я мог бы руководствоваться, решая что-либо? Задавшись таким вопросом, я подумал, что мог бы, пожалуй, руководствоваться чувством целостности, полноты задуманного дела – неким ощущением, отвечающим на вопрос, могу ли я сделать задуманное дело за один раз и целиком (это не значит, что план реализации дела не может быть растянут на длительный срок), или
меня хватит только на часть этого дела и тогда эту часть мне стоило бы оценить с точки зрения целого дела. Может ли часть дела котироваться как целое самодостаточное дело или нет? Короче, резюме, к которому я подвожу, формулируется так: имеет смысл заниматься только полными делами, а все остальные можно попросту выбросить из головы. Другими словами, чтобы приблизиться к спонтанности, надо выкинуть из головы все лишние идеи. Очевидно, возвращаясь к тайне, эту мысль можно сформулировать и более банальным образом.

PSY. СИЛА СЛОВА

Известно, что "слово не воробей, вылетит - не поймаешь"; "написанного пером, не вырубишь топором". Т.е. применительно к терапии, по сути, любое утверждение – «слово терапевта» - работает. Хотя, конечно, "собака лает - ветер носит", "один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят", "а караван идет" и пр…

 

29.09.07

PSY. MED. К ФЕНОМЕНОЛОГИИ СМЕРТИ

Сколько я могу судить, примерно за три дня до смерти человек перестает есть. Потребление воды тоже снижается и, если не ошибаюсь, прекращается за сутки до смерти. Можно предположить, что в этот период человек начинает испытывать равнодушие или даже отвращение к еде. И вообще, к приему чего-либо внутрь.

MED. PSY. ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ: ЗА 2 МИНУТЫ ДО

Я думаю, что собственным здоровьем можно заниматься даже за две минуты до смерти. Другое дело, что можно предположить, что это временное ограничение очень специфично будет влиять на это занятие так, что оно будет проходить совсем не так, как в ситуации, когда времени полно. Вполне возможно, что вернется свежесть восприятия, как образ земляники из дзэнской притчи – «как хороши, как свежи были ягоды!»

PSY. КОМПРОМИСС

Компромисс это скрытый конфликт.

PHI. PR. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Почему бы не предположить, что и в самом деле, на разных уровнях организации естественных систем возможны периодические системы элементов по аналогии с системой Менделеева – в частности, периодическая система живых организмов (биологическая) или периодическая система человеческих обществ (социальная)? При таком подходе наряду с существованием наиболее распространенного элемента можно искать (или создавать) все другие «элементы» такой Периодической системы. Так, наряду с главенствующим индустриальным обществом
существуют и первобытно-общинные общества. Вообще говоря, это квантово-волновой принцип – наряду с реализовавшейся возможностью существуют и вероятные, которые с большим или меньшим трудом можно обнаружить в реальности.

LVD. PSY. «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» В МАСШТАБЕ ВСЕЛЕННОЙ

У Николая Заболоцкого есть стихотворение (наверное, не особо выдающееся с художественной точки зрения), но которое меня всегда пробирает до дрожи своим ощущением действующего события, момента «здесь и сейчас», растягивающегося во всю Вселенную. «Когда вдали угаснет свет дневной…» – речь в нем идет о том, что может быть, в этот самый момент мои чувства, обращенные к какому-то далекому, неведомому существу, совпадают с его чувствами, обращенными ко мне – для него такого же неведомого существа – как и он для меня.
И заканчивается оно строками:
- И, может быть, какой-нибудь поэт
Стоит в саду и думает с тоскою,
Зачем его я на исходе лет
Своей мечтой туманной беспокою.

Дело в том, что я почему-то как-то безусловно верю, что именно так все оно и было. Что, вообще говоря, можно найти аналогичные по смыслу строки этого неведомого поэта на «другом краю Вселенной», написанные именно в тот самый момент, когда Заболоцкий писал эти свои стихи здесь, на Земле. Во всяком случае, квантово-волновой принцип мог бы служить обоснованием такой вероятности.

LVD. PSY. АПОЛОГИЯ ДАНТЕСА

Дантес выстрелил первым и застрелил Пушкина потому, что очень сильно боялся быть убитым – ведь, не секрет, что тот был известным дуэлянтом и, как говорили, стрелял без промаха. В сущности, Дантесу просто повезло – в таком состоянии, в каком согласно приводимой гипотезе он находился во время дуэли, выстрелить и попасть было большой удачей. Косвенным свидетельством такой трактовки событий служит то, что он попал своему противнику в живот – как я понимаю в дуэльной традиции это законный, но не красивый, грязный,
выстрел. Красиво было бы попасть ему в лоб, чтоб, что называется, "наповал и без мучений".

PSY. ПАРАДОКС ПРИНЦИПА ЛИЧНОГО ОПЫТА

Принцип личного опыта: не отведав блюда в ресторане, не узнать, каково оно. Не испытав чего-то на личном опыте, трудно решить, надо ли это тебе. Однако, что касается личного опыта, не всякий опыт хочется поиметь, каким бы великолепным он ни казался. Так, у меня нет желания становится "президентом соединенных штатов", чтобы понять, каково это. С другой стороны, я думаю о том, что удерживает меня от опыта любовных или теперь уже, наверное, дружеских отношений с моей давнишней знакомой, который - я не исключаю
этого – мог бы дать мне колоссально много. А может, и ничего. И мне приходит на ум, что опыт этот есть тайна времени, которое заставляет частицы иногда устремляться друг к другу, а иногда разбегаться в противопожарные стороны. И самое большее, на что я могу рассчитывать, это либо совпасть с вектором времени, либо оказаться в оппозиции к нему. Но от меня – увы, или к счастью – эта диспозиция никак не зависит. Как сказал поэт: "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать!"

PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ КАК КОНЦЕПТ

Вообще-то у пациента нет ни одного шанса найти какое-либо иное объяснение происходящему с ним – ни его желания, ни объективные обстоятельства, ни стихийное бедствие – ничто не в силах стать для него иной причиной его поведения, нежели сопротивление, которое усмотрел в нем терапевт. И если концепт это весь мир, то сопротивление суть неотвратимая данность бытия, созданная терапевтом.

PSY. ХАРИЗМА КАК СУДЬБА

Харизма – это приятие своей судьбы. При этом вектор личной энергии совпадает с природным вектором судьбы. Логика черпает силы в тайне. Или, формулируя психологически, энергия личности совпадает с энергией бессознательного, включая и энергетику синхронии. Проблема лишь в том, чтобы принять судьбу, ибо принятие одновременно и сотворение ее, и тут важно попасть на волну чувства приятия-творения/творения-приятия. Принять судьбу – значит совершить самоубийство, поскольку тот «я», который был до приятия, должен исчезнуть,
а на его месте должно появиться другое «я» – «я» с судьбой. Это «самоубийство» своего «внутреннего ребенка», поскольку он должен совершить, по сути, взрослый акт – отказаться от каких бы то ни было даров других людей, вернее, перестать их желать, возжелав лишь даров нечеловеческих – божественных. И больше ничего.

 

20.09.07

PSY. PR. НАСЧЕТ СУДЬБЫ

В структуре общества не так много ключевых – уникальных – ролей, чтобы их могло хватить на все человечество, и даже только лишь на наиболее продвинутую его часть. И если судьбу понимать как соответствие своей уникальной самоидентификации и своей социальной роли, то понятно, что на всех «судеб» не хватит.

PR. БАЗИС ТЕРРОРИЗМА

Быть может, феномен международного терроризма и в самом деле демонстрирует нам борьбу между организациями и государствами? Или, как я слышал, вместо понятия "организации" использовалось более размытое понятие "властные элиты". Во всяком случае, очевидно, что государства, несмотря на всю их военную и разведывательную мощь, ничего не могут сделать с одной единственной организацией (построенной, правда, по сетевому принципу). Складывается впечатление, что "Аль-Каэда" живет в щелях между национальными государствами
(что, по-видимому, стало возможным благодаря развитию средств связи и обработки информации).
- Точно так же, как мафия живет в щелях между разными структурами государственной бюрократии.
- Мафия - генетический предшественник (прародитель) терроризма.
- Сегодняшний терроризм - это политическая мафия. Хотя так говорить, в общем, не совсем правильно, потому что понятие политики во многом противоречит понятию криминалитета.

PHI. ПРОИЗВОДСТВО: СОЦИОЛОГИЯ КАК ФИЗИКА

Социология как физика. Производство - это трансформация силы (иначе, - энергии, движения, действия, поля – чего-то вероятного, неопределенного) в предмет (материю, вещь, технологию – нечто определенное).
- Со времен Маркса (а, в общем, я думаю и раньше) принято считать, что производство, вернее его результаты (созданные им предметы) являются основой существования и развития общества. В особенности, если зацикливаться на Марксе, такие вещи как «средства производства» и «производственные отношения».

PHI. МЕТАФОРА КАК ПРИНЦИП ЕДИНСТВА

Пожалуй, метафора - единственное, что может служить базисом и выражением единства наук. Только метафора способна продемонстрировать одну и ту же закономерность, действующую одновременно, как в сфере физики, так и в сфере биологии, и психологии, и социологии и т.д.

19.09.07

PHI. ПРИНЦИП МОНАДЫ

Понять живой организм достаточно полно невозможно вне его связи с популяцией и всем живым миром в целом. Однако можно предположить, что в еще большей степени это правило должно быть применимо к неживой природе. Другими словами, понять атом или элементарную частицу невозможно вне ее связи со всей Вселенной.

PR. PSY. ХОТЕЛОСЬ БЫ СДЕЛАТЬ

Хотелось бы за время своей жизни сделать что-то, что сделало бы мир чуть более справедливым.
- Но что есть справедливость? - Для начала, сам факт бытия.
- Один из сценариев развития человечества - его самоуничтожение. И по историческим часам времени до финала осталось, как можно предположить, несколько "секунд".
- Фраза "на мой век хватит" меня не устраивает.

PHI. СУДЬБА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Социальная логика. Мы видим имеющие место быть социальные феномены, и пытаемся их объяснить с точки зрения общей теории. И затем применяем эту теорию к себе для того, чтобы понять свою роль во всей этой истории. Что касается меня, то я пытаюсь видеть одновременно и структуры, и коммуникации; хотя по большому счету, это невозможно – все-равно, что увидеть гештальтистскую «зайце-утку» Витгенштейна.
- Почему, например, с точки зрения общей теории в политике существует развитый бюрократический аппарат в форме государственной организации? А, скажем, в науке этот аппарат существенно менее силен?
- Один из базовых элементов теории Лумана (взятых им у Парсонса) это сочетание (констелляция) актора и эго в координатах переживания и действия.

PHI. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА

Коммуникации (по Луману) если их взять в качестве базиса общества, как такового, конечно имеют значение. Но и представление об обществе как о структуре или организме (устаревший, "староевропейский" по Луману подход) тоже значимы. Правда, эти подходы не могут рассматриваться в одной логике, т.е. некоторым образом не могут быть объединены в одну теорию (с общепринятой точки зрения на теорию как на нечто единое-целое). Ну и что?
- В самом деле, человек, равно как и организация (и, к примеру, национальное государство) суть "внешние миры" для коммуникации. И наоборот. Переживание, в некотором роде, не имеет никакого отношения к социальной роли человека – так же как нейронный процесс к мысли. Взаимные разоблачения в этом смысле, так же как и взаимные обоснования безосновательны; в каждом случае, как говорится, "король-то голый". Это вещи взаимно сопряженные, но каузально (причинно) друг от друга независимые.

TXT-LIT-PHI. 888

Я немецкий бы выучил только за то, что на нем изъяснялся Хайдеггер.

PHI. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО…

Человечество существует на Земле уже около 500 000 лет. Сельское хозяйство, служащее основой любого постоянного поселения, насчитывает только 12 000 лет. Возраст цивилизаций составляет в лучшем случае 6000 лет. Если мы будем отсчитывать человеческую историю в минутах, начиная с полуночи, то появление земледельческих обществ придется на 23 ч 56 мин, а цивилизаций на 23 ч 57 мин. Развитие современных обществ начнется за полминуты до наступления следующего дня! Однако совокупные изменения, происшедшие за весь день,
едва ли окажутся большими, чем свершившиеся в эти последние 30 секунд (Гидденс, с.48).

15.09.07

LVD. КОД ДА ВИНЧИ. ШУТ ГОСПОДА БОГА

Как известно, церковь негативно отозвалась о книге Дэна Брауна «Код да Винчи» (что, кстати, еще добавило популярности этому роману). В самом деле, фабула этого произведения наводит на мысль, что всякое историческое исследование служит разоблачению мифа. Поэтому церковь вовсе не должна быть заинтересована в действительно научном историческом исследовании. Между тем, как бы там ни было, и к чему бы ни привел прогресс в науке, наука никогда не сокрушит мифа. Полное «разоблачение» лишь укрепит его, поскольку очистит
от всяких иллюзий насчет научности и действительности, от всякой видимости материальности. Ибо миф реален таким, каков он есть – как смысл, – и он не нуждается ни в каких подпорках объективности. Убирая внешние костыли, мы помещаем миф туда, где он по праву царствует – внутрь человеческой души.

Другими словами, если бы И.Х. не было, Его стоило бы выдумать. В общем, не важно, был он или нет, а если был, то что из себя представлял как человек. Быть может, в Древней Иудее подобных странствующих проповедников распинали десятками, пока их проповеди не трансформировались в сказку о физическом воскрешении. На Руси было иное отношение к юродивым – их не вешали, а слушали наподобие неких сакральных шутов самого Господа Бога.

LTX-LIT. PR. СБРЕНДНИГ

Отходы диссертации. Предлагаю новую PR-услугу – «СБРЕНДНИГ». Производимую от услуги под названием «брендинг» посредством технологии «лапшеушинга».

PSY. ЧТО ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ?

«Принцип реальности» в терапии:
- Прими то, что есть и ты получишь то, что хочешь.
- Что хочешь, то и имеешь.

PHI. ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА

Структура - это застывший процесс, это результат действия процесса. Повторение процесса укрепляет структуру, изменение - разрушает ее. Прекращение процесса - смерть. Структура лишь тогда жива, когда в ней реализуется процесс. Иначе говоря, когда она функционирует, когда она функциональна. Функция - феномен процесса. Процесс - это поле возможных функций, более или менее вероятных. Очевидно, что, как правило, реализуются более вероятные функции. Но и невероятные тоже имеют шанс на реализацию. Реализация маловероятной
функции - мутация. Функция, таким образом, в своем становлении это зачаток структуры. Структура же в своем развитии - это интеграция поля схожих функций. Структуру, таким образом, иначе можно представить как сгусток поля или как образование нормы вероятности для определенного вида функций. Говоря о сформировавшейся структуре, в некотором роде можно говорить об образовании нового типа поля. Таким образом, понятие вещества (как обобщенное представление о структуре) на любом уровне сводимо к понятию поля. И наоборот.
Понятие же объединяющее их друг с другом, суть понятие процесса - феномена трансформации одного в другое.

PSY. СМЫСЛ ЧУВСТВ

Терапевтический процесс как художественный текст. Давеча читал детектив и думал, что если прочесть начало и конец – загадку и разгадку, – то середину читать уже не интересно. И в этом отличие детектива от настоящей художественной литературы, где как раз интерес к тексту не зависит от развязки. Художественный текст интересен сам по себе, в любом месте, потому что в любом месте можно обнаружить новый и неожиданный для себя смысл («развязку»), не имеющий отношения к сюжету, но важный для жизни. Так же точно и терапевтический
процесс, процесс переживания важен сплошь, в любой точке своего бытия. И не важно, к какому результату он приводит, вернее, не важно приводит ли он к результату, который сам клиент полагает для себя желаемым. Переживание и есть результат терапии. Другой вопрос, как клиент приноровится с ним обходиться в контексте своих желаний. Иначе говоря, как научится использовать свои переживания для реального достижения своих целей.

12.09.07

PHI. ДИССЕРТАЦИЯ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

Философия имеет дело с мышлением, замкнутым само на себя. Вывод, который делает философ, сам, в свою очередь, как вновь сотворенная "сущность", входит в состав рассматриваемого им феномена, изменяя на следующем шаге философского действия исходные предпосылки первоначального рассмотрения. И как в любой коммуникативной системе, в этой цепочке невозможно точно зафиксировать начало или конец. Философское мышление является философским действием в социальном плане, коммуникативным феноменом, осуществляющим селекцию
определенных - "философских" - смыслов. А поскольку эти смыслы, как было сказано выше, замкнуты сами на себя, они парадоксальны и, следовательно, бессмысленны вне сферы философии. Роль философии, таким образом, заключается в том, чтобы доводить до парадокса любую идею позитивной науки, постоянно обнаруживая и подтверждая, в конечном счете, парадоксальность самой природы и жизни. Другими словами, философию я мог бы классифицировать как практическую науку, занимающуюся построением моделей природы и жизни. И, в
общем, не важно, какими средствами выполнены эти модели - средствами научной логики или художественного описания. В зависимости же от объекта внимания и от метода действия, философия подразделяется на разные направления, имеющими дело с разными типами феноменов - социальными, психическими, объективными, языковыми, междисциплинарными и проч.

Еще одно замечание. Если бы формальным результатом философствования и в самом деле было доведение любой позитивной (т.е. имеющей смысл) идеи до бессмысленности, философия не имела бы шансов на выживание - просто в силу тенденции человеческого общества к рационализации. Поэтому коммуникативный цикл философского дискурса как бы смещен на один шаг назад - философское рассуждение не заканчивается, а начинается с констатации парадокса, имевшего место ранее (у оппонирующего данному философу автора) и, соответственно,
заканчивается построением нового смысла, "проясняющего" путаницу и ошибки предыдущей теории. Впрочем, как сказано, эта "ясность" держится лишь до следующего шага коммуникации - пока очередной автор не обнаружит в ней парадокса (раскроет, доведя до логического завершения). Таким образом, среди прочих наук философия удерживает свой статус хранительницы высшего смысла, впрочем, постоянно разрушая его (вот, если угодно, еще один вариант действия "критерия фальсификации" К. Поппера).

PSY. НАСЧЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Не бывает неверных интерпретаций. Бывают лишь более актуальные или менее актуальные интерпретации, более своевременные или менее своевременные. В этом смысле критерий фальсификации Поппера не работает и "теория терапии", какой бы она ни была, по-определению не является научной.

PSY. ДНЕВНИК. САМОАНАЛИЗ. ТЕМП

У меня очень низкий темп переживания. Я не очень хорошо (глубоко) понимаю, что это значит, но соглашаюсь, потому что вижу, что часто отстаю от других – всем уже все ясно, а я, что называется, еще только догоняю. Однако сейчас мне пришло в голову, что скорость можно повысить, если увеличить открытость, то есть более быстро, не задумываясь, предъявлять окружающим людям свои чувства – заполнить паузы своим переживанием.

04.09.07

PR-PSY. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГИПОТЕЗА ОБ ОДНОМ ИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Украина кажется принадлежащей к странам Западной Европы тем, что она замкнута и исхожена (хотя и не ухожена). В отличие от России, тоже неухоженной, однако, неограниченной, такой, что в каждой европейской точке ее (кроме Кенигсберга) есть направление - на Восток, - куда можно двигаться бесконечно и где, предположительно есть места никому еще неведомые. Там можно заблудиться и пропасть - сгинуть. Иначе говоря, Россия открыта и дика. И это пугает европейцев - тем глубже, чем сильнее стремление России к интеграции.

TXT-LIT. "МЫ С ИРКОЙ". НАСЧЕТ РАЗВОДА

Развод еще более безумное дело, чем женитьба.

PSY. ПРАВИЛО ТЕРАПИИ

Времени не может не хватить. Времени всегда ровно столько, сколько надо. Если же вам все же "не хватает времени", значит вы в чем-то потеряли себя, подчинились каким-то внешним силам или обстоятельствам. Вот проблема для терапевтического исследования.

PSY. БОГ ДЕЙСТВУЕТ МОМЕНТАЛЬНО

Бог действует моментально. Стоит у него что-либо попросить, и ты тут же получишь это. Проблема лишь в том, чтобы научиться читать его послания.
- Когда я писал этот текст, у меня случилась опечатка: «Проблема лишь в Ом». Очень примечательная.

PSY. ТЕРАПИЯ. БАЗОВЫЕ ДАННОСТИ: НА ЧТО ПОЛОЖИТЬСЯ...

Любовь это такая ужасно сложная штука! Всем хочется, чтобы любовь была палочкой-выручалочкой, чем-то таким, на что можно положиться. Но на самом деле, любви самой требуется внимание и защита.
- Положиться, отчасти, можно лишь на секс. И то лишь до тех пор, пока он играет "за" человека, которого, как ты полагаешь, ты любишь, а не "против".
- Секс, как симбиотический символ (по Луману), в некотором роде вещь более базовая, чем любовь. Точно так же, как тело зачастую представляется вещью более базовой, чем душа.
- Все, что можно сказать о том во вне меня, на что я мог бы положиться, это лишь то, что "там что-то есть", как сказал Даниил Хломов. Вот единственное, на что точно можно положиться.

TXT-LIT. ДНЕВНИК. «РЕЖЬТЕ, БРАТЦЫ, РЕЖЬТЕ»

Утром увидел печенье "Отрада" и тут же ко мне привязалась, как моль к кофте, русская псевдонародная песня: "Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет хода никому". В исполнении Валентины Толкуновой.

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта