|
Материалы рассылкиОсень 2006г.29.11.06 PHI-PR. ЭТИОЛОГИЯ ВЛАСТИ С точки зрения этиологии власти, интересно проследить (и,
кажется, такое исследование существует) формирование формального названия
должности лидера Советского государства – «генеральный секретарь», а вовсе
никакой ни председатель или президент, или царь, или вождь, или «отец
народов», – ни один из тех, кто стоит на вершине. А всего лишь «скромный»
подчиненный – секретарь, хотя и генеральный. И здесь была явственно ощутимая
идеологическая ложь – ложь, которую в принципе невозможно ликвидировать
в силу ее логической F-PHI. КАК ВЫЖИТЬ? Я бы предположил, вслед за Лемом, что человеческая цивилизация,
просуществуй она еще несколько сот миллионов лет, нашла бы способ добавить
топлива в солнечный реактор, чтобы солнце не погасло; равно как и создать
защитный экран для солнечной системы, чтобы ее не уничтожила вспышка какой-нибудь
близлежащей сверхновой звезды, или чтоб на Землю не грохнулся невзначай
какой-нибудь очередной гигантский метеорит. А в перспективе, вообще переделать
«под себя» весь космос. Вместе с тем, изображенные только что мои технические Если же подойти к вопросу чисто логически (философски?),
то видится лишь два принципиальных способа выживания – изменять так называемую
«окружающую среду» («внешний мир», Вселенную) или изменять самого себя
(тело, мозг, технику, «носитель сознания»). Или, скорее всего, и то, и
другое одновременно (в соответствии с теорией аутопойэтической системы).
О третьем, принципиально новом, таинственном и не укладывающемся в схему
«я-мир» феномене, который может решить проблемы выживания человеческой
цивилизации, можно
22.10.06 MED. НАУКА КАК «ТОЧКА ОПОРЫ»Мы лелеем нашу свободу воли и хотим оставаться за пределами детерминизма. Вместе с тем, мы хотели бы обрести лекаря, который бы врачевал наши недуги, рассматривая нас как структурно детерминированные системы (Матурана, с.108). PHI-F. НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ HOMO SAPIENS Направление эволюции Homo sapiens как биологического вида
суть изменение «под себя» все более широких классов форм «окружающей среды»
(внешнего мира). От погодных факторов на Земле до факторов космической
стабильности в Солнечной системе, в нашей Галактике и т.д. В этом смысле
я присоединяюсь к предсказанию Станислава Лема, что высокоразвитая цивилизация,
начиняя с определенной стадии своего развития, способна управлять законами
всей Вселенной. На этот процесс можно посмотреть и как на «приспособление»
к внешнему PHI. АГРУМЕНТ ПРОТИВ «ИИ»Познание феномена «сознания» столь же неисчерпаемо, как и познание любого другого природного явления – биологического, физического, квантового и пр. В этом смысле ИИ (искусственный интеллект) никогда не будет создан. Но, быть может, мог бы возникнуть случайно в лабораторном эксперименте, оставаясь, таким образом, столь же неисчерпаемым для познания явлением (феноменом). PSY. ВЫРАЖАЯСЬ КИБЕРНЕТИЧЕСКИ Выражаясь кибернетически, до момента осознавания – на этапе
эмоций и ощущений – в психике человека действует аналоговая система переработки
информации, а с момента осознавания – «цифровая». PHI. К ВОПРОСУ О ТОМ, МОЖЕТ ЛИ БОГ СОЗДАТЬ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ НЕ СМОЖЕТ САМ ПОДНЯТЬ? Кроме того, если иметь ввиду, что в головном мозгу человека
находится более 10 в десятой степени, а может быть и более 10 в одиннадцатой
степени нейронов (т.е. десятки и сотни миллиардов нейронов), и на каждом
из них оканчиваются многочисленные отростки (контакты) от других нейронов,
а они, в свою очередь, связаны со многими клетками, то стане ясно, что
число возможных комбинаций – величина более, чем астрономическая (Матурана,
с.140). 24.10.06 PHI. К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАНИЯ Знание шахматиста я классифицирую как явно не научное.
Но и паранаучным, как, скажем, астрология или алхимия (или уфология и
проч.), его не назовешь. Я бы определил этот тип знаний как практические
знания (возможно, пересекающиеся отчасти с гуманитарными знаниями). И
сюда же – к практическим знаниям – я отношу всю сферу консалтинга и терапии
(как частный случай консалтинга). PSY. К ТЕОРИИ ГИПНОЗАГипноз – это явление, существующее на стыке сознания и тела, это, так сказать, «бессознательное сознание». Это рефлекс (условный или безусловный), однако контролируемый определенным способом – либо посредством гипнотизера, либо посредством собственного сознания (при самогипнозе). А в действительности, в любом случае – посредством самосознания, опирающегося либо на себя, либо, до определенных пределов, на доверенное лицо вне (гипнотизера). PSY. ТЕОРИЯ ГРУППЫ. ПРАВИЛА И СПЛОЧЕННОСТЬВ сущности, настоящие (естественные) правила в группе – это групповые роли ее участников. И чем более они прояснены, тем выше сплоченность группы. Одновременно справедливо и обратное утверждение – чем выше сплоченность группы, тем более прояснены роли ее участников. PHI-PSY. ЦИТАТА. МАТУРАНА. ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ: О ЧЕМ СПОРИМ, ГОСПОДА?!Две крайности, или ловушки, существовали с самых первых попыток понять познание. Ныне превалирует репрезентационалистская крайность, в другие времена предпочтение отдавалось противоположной (солипсической) точке зрения. Теперь мы намереваемся изложить способ, позволя¬ющий рассечь этот явный гордиев узел и найти естественный подход, позволяющий избежать бездн по обе стороны лезвия бритвы. Ключ к решению в том, чтобы следовать точному логическому расчету. Это означает, что мы не должны терять из виду то, что утверждали в самом начале: все сказанное сказано кем-то. Решение, как и во всех случаях видимых противоречий, лежит в уходе от противопоставления и в изменении характера вопроса с тем, чтобы он охватывал более широкий контекст. В действительности ситуация проста. Как наблюдатели мы можем
рассматривать единство в различных областях, в зависимости от тех операций
различения, которые мы проводим. Так, с одной стороны, мы можем рассматривать
систему в той области, в которой действуют ее компоненты, в области ее
внутренних состояний и структурных изменений. При таком подходе для внутренней
динамики системы окружающая среда не существует — она не нужна. С другой
стороны, мы можем рассматривать единство, которое взаимодействует также
и со Ни один из этих двух вариантов описания сам по себе не является
проблемой: оба описания необходимы для нашего понимания единства. Именно
наблюдатель со своей внешней точки зрения коррелирует оба эти описания.
Именно он осознает, что структура системы определяет ее взаимодействия,
и выделяет те конфигурации окружающей среды, которые могут запускать структурные
изменения в системе. Именно наблюдатель убеждается, что окружающая среда
не определяет и не направляет структурные изменения системы. Проблема
возникает, Возможно, аналогия поможет лучше понять сказанное. Представим
себе человека, который постоянно живет в подводной лодке. Он никогда не
покидает ее и умеет обращаться со всеми устройствами и меха¬низмами на
ее борту. Мы стоим на берегу и наблюдаем за элегантно всплывающей подводной
лодкой. Затем берем в руки микрофон и по радио передаем мореплавателю,
находящемуся внутри субмарины: «Поздравляем! Вам удалось миновать рифы,
а ваше всплытие выше всяких похвал. Вы действительно знаете, как обращаться
с подводной лодкой». Для человека, обитающего внутри подводной лодки, существуют
только показания приборов, кнопки, ручки и способы установления определенных
соответствий между показаниями приборов и положениями ручек и кнопок.
И только для нас, находящихся вне подводной лодки и наблюдающих за тем,
как изменяются отношения между подводной лодкой и окружающей ее средой,
существует поведение подводной лодки, которое в зависимости от последствий
представляется более или менее адекватным. Если мы хотим следовать логическому
расчету То, что мы, наблюдая изменения в состоянии организма в окружающей
среде, называем поведением, соответствует нашему описанию движений организма
в той окружающей среде, на которую мы указываем. Поведение — это не то,
что живое существо делает в самом себе… (Матурана, с. 119). 17.10.06PSY. ВРЕМЯ И СТАТУСГипотеза. Чем выше статус (иерархический уровень) системы (организма, организации, существа), тем меньшим временем для раскачки (приготовления к действию) она обладает. Больше всего времени у моего «я», мало – у больших групп и совсем его нет у человечества в целом. При этом, можно предположить, что границы рассматриваемого класса систем можно расширить до сознания как такового, с одной стороны, и биологических и физических систем, с другой. PSY. АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬМожет случиться так, что король останется без королевства, но не без власти. PSY. «ЦЕЛЬ» ТЕРАПИИГлавное в терапии - это эффективность или прямизна пути от "здесь и сейчас" до "там и тогда". Проблема в том, чтобы спрямлять пути, как можно скорее уходить от трудных и запутанных троп. PSY-PHI. СВЯЗЬ С ФИЗИКОЙ? Как я понимаю, эйнштейновское пространство (в отличие от
ньютоновского) – это функция скорости. Чем быстрее движется объект, тем
сильнее сжимается пространство. До тех пор, пока, при скорости света,
оно не сожмется в точку. PSY. ДНЕВНИК. «ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА» Существует то, что я назвал бы «естественными правилами»
системы, попадание в сферу которых возможно при любой структуре власти.
Ибо «естественные правила» неким таинственным образом учитывают интересы
всех участников группы (системы), в том числе, властвующих.
15.10.06 PHI-PSY. РЕАЛЬНА ЛИШЬ ГРАНИЦА Проводя грань между «истиной» и «видимостью», мы, в конце
концов, дойдем до парадоксальной идеи «саморазличающегося тождества».
Ибо если на одном краю континуума мы находим/размещаем физические объекты
(«материальные»), то на другом – символические («идеальные»). И если первые
объекты всегда «с очевидностью» даны нам лишь в форме представлений наших
органов чувств и наших приборов, то вторые (символы), по крайней мере,
на этапе своего возникновения, кажутся тождественными сами себе; однако
впоследствии и в них PSY. «ЦИКЛ-АГА» Перлзовский «цикл контакта» страдает тем недостатком, что
для него все-равно, какие циклы были до цикла, имеющего быть сейчас, и
какие будут после – все это находится в фоне. Но еще больший (аналогичный)
недостаток в том, что не учтено качество самого имеющегося, происходящего
«здесь и сейчас», цикла. В частности, без внимания остается вопрос, какой
это цикл? – Обычной, текущей жизни (так сказать, «проходной»)? Или цикл
творческого акта, когда происходит открытие, инсайт, просветление (назовем
его «цикл-ага»)? 11.10.06 PHI-PSY. СУЕВЕРИЕ КАК «ЦИФРА» Суеверие – это «цифра» ставшая сущностью. PSY. «ЦИФРА» И СУЩНОСТЬМожно говорить о границе между «цифрой» и сущностью (иначе говоря, аналоговым принципом); или между формой и сущностью – о чем пишет Бейтсон; или между формой и содержанием. Сущность процессуальна, аналогова. Например, формирование фобии полетов на самолете на первом этапе просто идея, на втором, прочно втемяшившись в голову и осев в теле, о – сущность. То же самое, правда в меньшей степени выраженности, относится к суеверию. PHI. КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИКибернетика узурпировала теорию систем. Но ведь кибернетические системы – частный случай возможных систем. Это лишь один взгляд (аспект) на вещи – я бы сказал, логико-символический (кибернетический, когнитивистский). PHI. ЦИТАТА. БЕЙТСОН. БИБЛИЯРассмотрим, например, центральный иудео-христианский миф о происхождении. Каковы те фундаментальные философские и научные проблемы, которые затрагивает этот миф? (1) В начале сотворил Бог небо и землю. (2) Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (3) И сказал бог: да будет свет. И стал свет. (4) И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. (5) и назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (6) И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (7) И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. (8) И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. (9) И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (10) И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. Из этих первых десяти громоподобных стихов мы можем извлечь некоторые предпосылки фундаментальных понятий древней халдейской мысли. Становится странно, почти жутко, когда замечаешь, как много фундаментальных понятий и проблем современной науки предвосхищено в этом древнем документе. 1) Проблема происхождения и природы материи в целом опускается; У племени ятмулов (latmul) из Новой Гвинеи центральный миф
о происхождении, как и история из Книги Бытия, касается вопроса о том,
как сухая земля была отделена от воды. Они говорят, что в начале крокодил
Кзввокмали бултыхал своими передними ногами и своими задними ногами, и
это бултыхание удерживало грязь в воде. Великий культурный герой Кевембуангга
пришел со своим копьем и убил Каввок-мали. После этого грязь осела и образовалась
сухая земля. Тогда Кевембуангга топнул ногой по сухой земле, т.е. гордо
продемонстрировал, Здесь содержится более сильный довод в пользу извлечения мифа из опыта в сочетании с индуктивными рассуждениями. В конце концов, грязь действительно остается а состоянии суспензии, если ее перемешивать, и действительно оседает, если перемешивание прекращается. Более того, ятмулы живут на обширных болотах в долине реки Се-пик, где разделение земли и воды оставляет желать лучшего. Вполне понятно, что они могут быть заинтересованы в разделении земли и воды. Как бы то ни было, племя ятмулов пришло к теории порядка, почти точно противоположной той, что изложена в Книге Бытия. По мысли ятмулов, сортировка происходит, если предотвратить беспорядочность. Согласно Книге Бытия, для сортировки и разделения вызывается агент. Однако обе культуры равно предполагают фундаментальное разделение
между проблемами сотворения материи и проблемами порядка и дифференциации. 8.11.06 PSY. ЦИТАТА ВАЦЛАВИК. ПРИМЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДВОЙНОЙ ЛОВУШКИ Предполагается, что врачи исцеляют. С интеракционной точки
зрения, это ставит их в очень забавное положение: они занимают ведущую
позицию во взаимоотношениях врач—пациент до тех пор, пока их лечение успешно.
С другой стороны, когда их усилия проваливаются, позиции меняются; во
взаимоотношениях врач—пациент доминирует нелегкое состояние пациента,
и терапевт обнаруживает, что занимает ведомую позицию. Тогда, похоже,
он сам оказывается в двойной ловушке, благодаря тем пациентам, которые
часто по неясным причинам Такой пациент, женщина средних лет, обратилась к психиатру
из-за постоянной головной боли. Боль началась сразу же после того, как
она получила затылочную травму во время аварии. Эта травма была залечена
без сложностей, и исчерпывающие медицинские обследования не показали что-либо,
что могло бы объяснить ее головные боли. Страховая компания предложила
пациентке адекватную компенсацию, и никакие судебные иски или дальнейшие
требования не остались неразрешенными. До того, как обратиться к психоаналитику,
она лечилась Изучая ее случай, психиатр понял, что в этой истории медицинских
«провалов» любой намек на то, что психотерапия может помочь, обречет такое
лечение на провал с самого начала. Поэтому он начал с того, что проинформировал
клиентку, что если исходить из результатов всех предыдущих исследований
и из того, что ни одно лечение не принесло ей ни малейшего облегчения,
не может быть сомнений в том, что ее состояние — необратимо. Сообщая ей
этот прискорбный факт, он добавил, что единственное что он может для нее
сделать PHI-MED. КВАНТОВАЯ ГОМЕОПАТИЯГомеопатическая техника удивительно напоминает квантовые эффекты – увидеть то, что далее станет реальностью. Правда первое работает на биологическом уровне, а второе на физическом. Что могло бы быть аналогом гомеопатического (квантового) подхода на социальном уровне? PSY. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ: НЕЗАВИСИМОСТЬ ЧЕРЕЗ СЛИЯНИЕ Личностный рост – это процесс непрерывного подтверждения
своего «я». Это парадоксальный процесс все большего утверждения своей
независимости от мира через все большее слияние с ним. 01.11.06 PSY. ВЛАСТЬ ЛИДЕРА И ВЛАСТИТЕЛЯ Грань между властью лидера и властителя неразличима. Она
нечетка, размыта вследствие того, что формируется, так сказать, «окончательно»
в результате «рекурсивного оборота» («повторного входа», по Луману) одной
и той же операции (реализации властных возможностей), формирующей социальный
(«окончательный») код власти. PR-PSY. 888Делать то, что тебе нравится, не обращая внимания на окружающих людей, все-равно заниматься онанизмом на публике. Наверное, это не очень "нормально", по крайней мере, не очень прилично. PHI. ЕЩЕ РАЗ О МЮНХГАУЗЕНЕНаиболее поразительная особенность аутопоэзной системы состоит в том, что она вытаскивает сама себя за волосы и становится отличной от окружающей среды посредством собственной динамики, но при этом продолжает составлять с ней единое целое (Матурана Умберто, Варела Франциско. Древо познания. Перевод с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-традиция, 2001, с.41). 26.10.06 PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. АБСОЛЮТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРАПИИ Не взирая на все, что делает аналитик, чтобы привнести
изменение, ситуация сама по себе, в действительности, – это сложная терапевтическая
двойная ловушка, в которой пациент «меняется, если он делает, и меняется,
если не делает». Так же видно, что это справедливо не только в отношении
психоаналитической ситуации, но и в отношении психотерапии в более широком
смысле слова (Вацлавик, с.259). PR. НАУКА В КОНТЕКСТЕ СМИ: «ВЕС ДУШИ» Телеведущий в программе о чудесах поделился с телезрителями
«таким научным фактом»: оказывается, ученые установили, что в момент смерти
человек становится легче на 21 грамм – вот вес отлетевшей души! PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ОРГАНИЗМЫ? Почему организмы, начиная с беспозвоночных и заканчивая
людьми, так восприимчивы к эффектам парадокса, до сих пор остается наиболее
неясным… (Вацлавик, с.267). (09.04.05). PSY. МЫСЛЬМысль - это остановленное чувство. А чувство, как сказано, - «остановленное движение». PSY. АВТОРИТЕТ ТЕРАПЕВТАДумать, что у меня есть серьезный опыт терапевтической работы с клиентами, не набрав большого количества часов работы, большая самонадеянность. Но думать, что такой опыт есть, если эти часы набраны, самонадеянность едва ли не большая. PSY. ТЕХНИКА ВЫХОДА ИЗ ПРОЦЕССА – ПЕРЕХОД НА МЕТАУРОВЕНЬВыход из процесса. Можно привязаться к какому-то формальному правилу коммуникации, создать специальную формальную характеристику системы, означающую переход на метауровень. Например, останавливаться каждые пятнадцать минут и "подводить итоги" (в частности, проводить «шеринг») или переходить в определенные моменты на время в невербальный способ взаимодействия (ведь отношения невербальны) и пр. PR. КОНЦЕПТОЛОГИЯ Чтобы грамотно продавать концепцию как документ, надо создать
новую научную дисциплину - концептологию. Иначе говоря, стать экспертом
в области оценки концепций. 18.10.06 PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. «ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ»: БОЛЕЗНЬ ОТ УМА В психотерапевтической работе с интеллигентными больными
шизофренией снова и снова возникает соблазн придти к мысли, что им было
бы намного лучше и они были бы более «нормальными», если бы они могли
каким-то образом притупить остроту своего мышления и, таким образом, уменьшить
парализующий эффект, который оно оказывает на их поступки. Их образ мышления
отличается от мышления героя Достоевского из повести «Записки из подполья»,
который объясняет: «…Ну как я, например, себя успокою? Где у меня первоначальные
причины, PHI-MED. ЭФФЕКТ ПРЕДСКАЗУЕМОГО КОНЦА Медицинская парадигма включает в себя, помимо всего прочего,
эффект предсказуемого конца. Если диагноз поставлен верно и случай безнадежный,
то врач довольно точно может предсказать, когда наступит смерть. Итак,
пользуясь услугами медиков, в полной ли мере вы осознаете такое следствие? PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. 7.1. ИЛЛЮЗИИ АЛЬТЕРНАТИВ. 7.11. «ЖЕНА РЫЦАРЯ ИЗ ОРДЕНА БАНИ» В сказке «Жена рыцаря из ордена Бани» Чосер (Chaucer) рассказывает
историю одного из рыцаря Короля Артура, который «однажды возвращаясь верхом
после соколиной охоты» по дороге домой напал на девушку и изнасиловал
ее. Это злодеяние, «в котором крик был столь пронзительным», едва не стоило
ему жизни, если бы Артур не предоставил решать судьбу рыцаря королеве,
а она и ее дамы не сжалились над ним. Королева гарантирует рыцарю жизнь,
если он ответит на вопрос: «О чем больше всего мечтают большинство женщин?»
На это Для рыцаря женщина кажется невинной девушкой, королевой,
ведьмой и блудницей, и се власть над ним остается под этими же масками
до тех пор, пока он больше не чувствует, что, делая выбор вновь и вновь,
оказывается в затруднительном положении, и в конце концов задается вопросом
о необходимости самого выбора. (Сравните это со знаменитым Дзэн коаном
(парадоксальной медитацией), предложенным Тай-ху, с бамбуковой палочкой:
«Если ты называешь это палочкой, ты утверждаешь, если ты называешь это
не палочкой, ты отрицаешь. Сказка «Жена рыцаря ордена Бани» — это прекрасный пример
женской психологии, и самый интересный ее анализ был сделан Штейном (Stein)
(148). В рамках нашей концепции мы бы сказали, что до тех пор пока такой
тип женщин способен захватывать мужчин двойной петлей, предлагая бесконечные
иллюзии альтернатив (и, конечно же, до тех пока мужчины не смогут выпутываться
сами), он не сможет освободиться и будет оставаться в плену иллюзии альтернатив,
подразумевающих или уродство, или неразборчивость в связях как единственный ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: THE TALE OF THE WIFE OF BATH Now in the olden days of King Arthur, Of whom the Britons
speak with great honour, All this wide land was land of faery. The elf-queen,
with her jolly company, Danced oftentimes on many a green mead; This was
the old opinion, as I read. I speak of many hundred years ago; But now
no man can see the elves, you know. For now the so-great charity and prayers
Of limiters and other holy friars That do infest each land and every stream
As thick as motes are in a bright sunbeam, Blessing halls, chambers, kitchens,
ladies' 14.10.06 ДНЕВНИК. ЧЕМ СОВЕРШЕННЕЙ, ТЕМ НЕЗАМЕТНЕЙ Фильм «Звездные войны» напоминает мне проект воздушного
шара на 1000 персон, девятнадцатого века. Это впечатляет. PSY. ДНЕВНИК. «ПРАВИЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ»: ДВИГАЯСЬ ПО «ЛЕСТНИЦЕ МАСЛОУ» Как составить такое расписание на день, чтобы все успеть
сделать? Как нагрузить на себя дел ровно столько, сколько способен выполнить
– ни больше, ни меньше? Иначе говоря, как составить «правильное расписание»?
Находясь в парадигме потребностей, т.е. рассматривая человека как существо,
движимое потребностями, можно попробовать двинуться по «лестнице Маслоу»
– от базовых (витальных) потребностей к высшим. Таким образом, поесть
и привести себя в физический порядок утром в рейтинге дел следует поставить
на первое PHI. «ТОТ МИР» К вопросу о «реальности» бесов. В той мере, в какой «тот»
(загробный) мир связан с этим, имеют место все традиционные (фундаменталистские)
церковные его представления (загробная оценка, «страдания» и правила искупления
греха). Но в той мере, в какой «тот» мир не связан с «этим», «там» может
быть все, что угодно – то, что описывает, в частности, Моуди. Или, скажем,
поездка в рай на такси (ниже, – см. Роуз). Однако философская традиция
представляет варианты и других «взаимоотношений» этих миров (если такая
формулировка PHI. К ТЕОРИИ БОЛЬШИХ ГРУПП. СОЦИАЛЬНЫЙ АУТИЗМ (СИЛА «ОСТАНОВКИ») Поскольку «движения нет», можно заниматься описанием всего
лишь одной неподвижной сущности, называемой миром, строя, таким образом,
как бы свою индивидуальную метафизику. Однако, чем неподвижней будет этот
«онтологический объект», тем большей провокационной (интервенционалистской)
силой он будет обладать, возбуждая злость и ненависть в одних и слепое
поклонение и фанатизм в других, а в целом, усиливая и ускоряя групповую
динамику. PSY-PHI. «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ»Маргарет Мид (M. Mead), описывая разницу между американцами и русскими, отметила, что первый сошлется на головную боль, чтобы не пойти на вечеринку, в то время как у русского действительно заболит голова (Вацлавик, с.76). 12.10.06 PSY-PHI. ТЕОРИЯ «БОЛЬШОЙ ГРУППЫ». ПОДХОД К СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГОПроблема в том, что социальные феномены запросто могут маскироваться под феномены индивидуальной психики, межличностных отношений или групповые. Более того, я бы предположил, что аспект социального присутствует везде, на каждом их трех названных уровней. Таким образом, «большая группа» – социум – как метауровень явлена на любом нижележащем уровне. Продолжая эту мысль, можно говорить, нисходя далее, так же и о биологическом и физическом уровнях. PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ 1. В индивидуальной терапии: терапевт – человек. PSY. СУТЬ ТЕРАПИИ. БЫТЬ МОЖЕТ, ГРАНИЦА… Быть может граница между терапией и жизнью парадоксальна.
Ибо терапия, как имитация жизни (лаборатория), так же парадоксальна, как
приказ – «будь спонтанным!» Вопрос же индивидуальных стилей и направлений
терапии суть вопрос, у кого какой «конек» или что ставится во главу угла
терапевтической практики и соответствующего парадокса. PSY. ОСОЗНАВАНИЕДля меня осознать, это не всегда открыть некое логическое значение вещи (предмета, действия). Часто осознать для меня – значит почувствовать, ощутить, или, вот нужное слово, – ухватить. Ухватить смысл. Почувствовать смысл. При том, что смысл – это нечто существенно большее, чем значение, это источник значений, процесс, порождающий значения. PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. СРЕАГИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ИЛИ ЗАХВАТИТЬ ВЛАСТЬ Первый пример. Синтаксически и семантически правильно написать:
Чикаго — это населенный город, и было бы совершенно неправильно написать:
Чикаго — это трехсложное слово, т. к. в этом случае должны быть использованы
знаки цитирования: «Чикаго» — это трехсложное слово. Различия в этих двух
употреблениях слов заключаются в том, что в первом утверждении слово определяется
как объект (город), в то время как во втором утверждении то же слово определяется
как имя (которое является словом) и, следовательно, само себя. * [Здесь надо отдать уважение математику Фриджу (Frege),
который еще в 1893 году писал: «Возможно частое употребление кавычек будет
казать¬ся странным: с их помощью я различаю случаи, в которых я говорю
о самом знаке с теми случаями, в которых я говорю об их смысле. Хотя,
возможно, это кажется педантичным, тем не менее, я придерживаюсь этого
по необходимости. Ин¬тересно, как неточная манера речи или письма, которая
воз¬можно использовалась первоначально только ради удобства и краткости,
с полной осведомленностью Позвольте нам сейчас предположить странную возможность,
когда кто-то объединяет два утвержде¬ния о Чикаго в одном {Чикаго — населенный
город и трехсложное слово), диктуя его своему секретарю и угрожая ей увольнением,
если она не сможет или не захочет написать его до конца правильно. Конечно,
она не сможет (да и не смогла бы, как мы знаем из предшествующего). Чем
же тогда является поведенческий эффект такой коммуникации? — ибо это вопрос
прагматики человеческой коммуникации. Бессодержательность настоящего примера Возникает совершенно иная ситуация, если секретарь не остается
в рамках служебных инструкций, комментируя ситуацию, другими словами,
если она не реагирует на содержание диктовки босса, но комментирует его
сообщение. Она, тем самым, выходит из контекста, созданного боссом, и,
таким образом, избегает дилеммы. Однако это непросто. Одна причина (эта
причина уже несколько раз иллюстрировалась в предыдущих главах) заключается
в том, что трудно общаться по поводу коммуникации. Секретарь должна была
бы указать, почему 09.10.06PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. «ВЫХОДА НЕТ»Это дилемма человека, страдающего ночными кошмарами: ничего, чтобы он не пытался сделать в своем сне, не приносит пользу*. Он может прервать свой кошмар, только проснувшись, что означает выйти из сна. Но пробуждение — это не часть сна, оно — это иная система координат, это — не сон. * [Обратимей опять к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»,
которая (как и «Аписа в Стране Чудес») является скорее примером проблем
в логике, чем детской книжкой. Траляля и Труляля говорят о спящем Черном
Короле: ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ "It's only the Red King snoring," said Tweedledee. - "He's dreaming now," said Tweedledee: "and
what do you think he's dreaming about?" "You won't make yourself a bit realler by crying,"
Tweedledee remarked: "there's nothing to cry about."
04.10.06 PSY. ПРОСВЕТЛЕНИЕ НА ФОНЕ ШИЗОФРЕНИИ Шизофрения – это остановка, невозможность что-либо делать,
ибо бессмысленно. Но самое ужасное – невозможное, невыносимое переживание
– это, что и не делать ничего невозможно! Я могу предположить, что любой,
так называемый, «здоровый» («нормальный») человек может столкнуться с
такой ситуацией. Выход здесь в том, что у нее, как ни странно, есть еще
одна, иная, положительная сторона – просветление. Иначе говоря, в системе
координат данной терапевтической технологии, «ухватить смысл» можно лишь
дойдя до дна отчаяния PSY. ЦИТАТА. ВАЦЛАВИК. ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ: 130 ЛЕТ НАЗАДИз-за своих «голосов» пациент оказывается в ужасных ситуациях, а затем его обвиняют в том, что он хитрит или уклоняется, когда он не находит в себе силы уступать их парадоксальным предписаниям. Его рассказ исключителен, потому что он был написан почти 130 лет назад, задолго до появления современной психиатрической теории: «Меня измучили требования того, который, как я полагаю,
был Снятым Духом, говорить некоторые вещи, что я часто и пытался. В начале
меня упрекали моим собственным голосом и чужим голосом, который мне не
дан. Эти противоречивые требования сейчас, как и прежде, были причиной
непоследовательности моего поведения, а эти фантазии в конце концов явились
основными причинами моего общего психического расстройства. Т.к. мне приказывали
говорить, возникала боль из-за ужасных мучений, из-за гнева Святого Духа
и от ощущения 29.09.06 PSY. ЦИТАТА. ГРЕГОРИ БЕЙТСОН. «DOUBLE BIND»При подготовке перевода к публикации мы столкнулись с рядом трудностей. В частности, перевод на русский язык термина «double bind» представляется достаточно сложной задачей, поскольку семантическая структура русского языка не позволяет сохранить всю смысловую многозначность этого английского выражения, возникающую из соединения при¬лагательного «double» и существительного «bind». В отечественной литературе сложилась некоторая традиция перевода этого термина как «двойная связь» (см., например, А.М. Руткевич. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985, с. 132). Однако существуют и такие варианты, как «двойной сигнал», «двойная команда», «двойной приказ», «двойной узел», «двойной зажим», «двойной капкан» и т.д. Не ставя под сомнение ни один из вариантов, мы хотим ввиду принципиальной важности данного термина наметить границы смыслового спектра, который этот оборот имеет в английском языке. Глагол «to bind» обычно переводится как «скреплять, обязывать».
Словарь COLLINS дает следующий список синонимов: В английском языке есть идиоматические выражения «tо get into a bind» или «to be in a bind», что означает «попасть в безвыходную ситуацию, попасть в переплет». Из ходового ан¬глийского юридического оборота «the agreement is binding upon both parties» («соглашение обязательно к исполнению обеими сторонами») ясно видны такие свойства «bind», как императивность, вчинение и вменение. Также отчетливо видна имплицированная возможность применения санкций в случае неисполнения данного вменения. Прилагательное «double» кроме ряда значений, связанных с
удвоением в смысле физического удваивания, сдваивания и арифметического
умножения на два, имеет активную смысловую ветвь, связанную с обманом
и нечестностью. COLLINS дает в этом отношении следующие синонимы: double
(adj) Этой смысловой ветви отвечают следующие выражения и обороты: Очевидно, что при переводе double bind оборотом типа «двойной сигнал» этот ряд смыслов полностью утрачивается. Сами по себе выражения «двойной сигналя или «двойная связь» по-русски звучат достаточно этически нейтрально и не порождают ассоциаций с чем-то ложным, обманным, мо¬шенническим, коварным, злонамеренным, циничным и даже, возможно, криминальным. Между тем, Бейтсон прямо определяет индивидуума, находящегося в ситуации double bind, как «жертву. Учитывая все сказанное выше, можно было бы предложить следующее
описание ситуации double bind: double bind— это недобросовестно (а возможно,
и злонамеренно) вмененная двоякого рода обязанность, которая содержит
внутреннее противоречие и никоим образом не может быть исполнена в принципе,
что совершенно не освобождает жертву этого вменения от наказания за его
«неисполнение». Классический пример — знаменитое требование: «Приказываю
тебе не исполнять моих приказов». В известном смысле double bind можно
рассматривать Увы, ценой сохранения иллюзий часто становится гибель рассудка. Приходится только удивляться, что многим такая цена отнюдь не кажется чрезмерной. Думаем, что именно здесь и проходит грань между «двойным
сигналом» и double bind. Для того чтобы «двойной сигнал» превратился во
вменяющий double bind, этот сигнал должен быть получен от инстанции, за
которой его получатель признает право «вменять» и чьи вменения считаются
обязательными к исполнению и обсуждению не подлежат. Коммуникация такого
рода предполагает не только специфические нарушения в сфере формальной
логики, но и асимметричное распределение власти в коммуникативном контексте.
Это остается верным Нужно сказать, что по мере расширения и углубления исследований
сферы коммуникаций людей, неантропоидных млекопитающих и прочих организмов
и выхода этих исследо¬ваний за первоначальные рамки чисто психиатрических
феноменов, во взглядах Бейтсона и его ближайших сотрудников на проблему
double bind наметилась тенденция к снижению, если можно так выразиться,
межличностного драматизма и принятию более формальной и беспристрастной
позиции. Можно привести цитату из заключительного параграфа статьи Бейтсона,
Джексона, Исследовательский проект прекратил свое существование в
1962 году после десяти лет совместной работы. Суммарная фор¬мулировка
общего мнения группы касательно double bind к мо¬менту прекращения проекта
включала следующие пункты: Тем не менее, в статье 1960 года «Групповая динамика шизофрении» {см. в этой книге) Бейтсон все еще описывает double-binding как вид нечестной борьбы, а в статье 1969 года говорит о крайней болезненности и потенциальной патогенности пребывания в ситуациях односторонне навязанного double bind, хотя субъектами таких ситуаций в этой статье являются не люди, а дельфины. Приняв во внимание все вышеприведенные соображения, переводчики сошлись во мнении, что на данный момент наиболее приемлемым русским оборотом для «double bind» является вариант «двойное послание». Этот вариант, с одной стороны, несет определенные коммуникативные коннотации, а с другой — видится как разумный компромисс между чрезмерной страдательностью «зажима» и «капкана» и полной абстрактностью «сигнала». Хотя вполне возможно, что через некоторое время рус¬ский язык ассимилирует этого «пришельца», и сочетание «дабл-байнд» будет не более затруднительным для русского языка и уха, чем уже вполне обрусевшие «гештальт», «паттерн», «интерфейс» или «виртуальный веб-сайт на сервере провайдера» (Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер.с англ. М.: Смысл, 2000, Переводя Бейтсона, Д.Я. Федотов, М.Л. Папуш, с.12). 26.09.06 PHI. ТАИНСТВО ВЛАСТИВласть – это такая же таинственная вещь, как и деньги, как время и пространство или как, так называемая, объективная истина. PSY. К ВОПРОСУ О ВЛАСТИ: CRIME’S RULE – «ЛИБО-ЛИБО»Как я понимаю, в криминальной среде вопрос стоит просто – или ты такой же крутой, как и я, но тогда докажи это. Причем сила и умение драться здесь имеют значение, по свидетельству многих но, в общем, может оказаться достаточно ума, куража и прочей психологии. Либо ты лох (объект манипуляции, а не действующий субъект), но тогда уж изволь оставаться в своей роли. Никакого смешения. Никакой неопределенности. Либо-либо, и третьего не дано. PSY. К ТЕОРИИ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА Где находится сознание в момент, когда одна тема (осознавание)
уже окончилась, а другая еще не началась (в самой нижней точке цикла контакта)? ДНЕВНИК. КАЧЕСТВО КОНТАКТАМне, может быть, зачастую не нужны частые контакты с другим человеком – мне нужны гарантированные контакты. ДНЕВНИК. ОБЪЕМ ЭНЕРГИИТакое впечатление, как будто объем моей ежедневной энергии ограничен – так что каждый день к концу дня, когда я исчерпываю его, мне становится скучно. Я не понимаю, что мне делать дальше, даже если у меня есть план работ. Я перестаю видеть смысл в своих делах. Остается лишь заниматься бессмысленным занятием поиска смысла. PSY. ДНЕВНИК. НИЧТО НЕ ЛУЧШЕМои мозги устроены так, что мне больше нравится гештальт подход, нежели какой-либо иной, – например, психоанализ. Хотя с точки зрения ценности одной или другой теории, обе они равнозначны. Кому-то больше нравится психоанализ. PSY. НАРРАТИВ ПРОТИВ ОБЪЯСНЕНИЯПожалуй, я мог бы сказать, что с моей точки зрения, между объяснением и называнием нет никакой разницы. Частный случай проявления этого тождества – нарратив. PSY-PHI. «ПРОСТРАНСТВО ЕСТЬ, В ТО ВРЕМЯ КАК ЕГО НЕТ» Самая очевидная «двойная ловушка» (double bind), к которой
мы настолько привыкли, что просто ее не замечаем, заключается в том, что
«пространство есть, в то время как его нет». 16.09.06 PSY. «НАЗЫВАНИЕ» – ГЛАВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИЛА Не просто называние обладает терапевтическим эффектом,
но очевидное называние, само себя доказывающее называние, вроде самоосуществляющегося
пророчества. PSY. ЦЕЛЬ ТЕРАПИИ - Называние – освобождение, получение свободы. ДНЕВНИК. PSY. КОНКУРЕНЦИЯ (БОРЬБА?) ЗА ВЛАСТЬ? - Не бывает учебного захвата власти, ибо и учебный процесс
тоже основан на властной функции. Власть не может не быть тотально серьезной. PSY. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО Власть – социальный феномен, феномен «большой группы».
Лидерство – психологический. PSY. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИЧего я точно не смогу решить в одиночку, так это проблему своей коммуникации с другим человеком. По-определению. PHI. ТАИНСТВО ВЛАСТИВласть – это такая же таинственная вещь, как и деньги, как время и пространство или как, так называемая, объективная истина. PSY. К ВОПРОСУ О ВЛАСТИ: CRIME’S RULE – «ЛИБО-ЛИБО» Как я понимаю, в криминальной среде вопрос стоит просто
– или ты такой же крутой, как и я, но тогда докажи это. Причем сила и
умение драться здесь имеют значение, по свидетельству многих но, в общем,
может оказаться достаточно ума, куража и прочей психологии. Либо ты лох
(объект манипуляции, а не действующий субъект), но тогда уж изволь оставаться
в своей роли. Никакого смешения. Никакой неопределенности. Либо-либо,
и третьего не дано. По крайней мере, в том коммуникативном эпизоде (интеракции),
в который ты PSY. К ТЕОРИИ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА Где находится сознание в момент, когда одна тема (осознавание)
уже окончилась, а другая еще не началась (в самой нижней точке цикла контакта)? 15.09.06 PSY-PHI. ЕВАНГЕЛИЕ. БЫЛИ СРЕДИ НИХ И ТЕ… Я думаю, что среди тех, кто две тысячи лет назад участвовал
в казни Христа, были и те, кто хотел бы поверить, но полагал, что веру
можно проверить, – ведь если бы он был Богом, то запросто мог бы сойти
с креста. Бог мог бы и не мучиться. Так они ему и кричали, втайне, как
мне кажется, надеясь, что так оно и случится. Но Он обманул их надежды.
Он был Богом, но все же принял мучения. Потому что он был «Богом, который
принял мучения»; в отличие от Других, прежних, языческих Богов, стремившихся,
так понятно по-человечески, PSY-PHI. СЛИЯНИЕ-ЗАВИСИМОСТЬ И СЛИЯНИЕ-ЕДИНЕНИЕПо поводу слияния. Я полагаю, что имеет смысл говорить отдельно о слиянии-зависимости (расцениваемом зачастую как патология) и слиянии-единении или феномене «свободы», по сути, высшем уровне развития отношений и сознания как такового. Ибо в единении единство не только с другим человеком, но и со всей Вселенной. Образно говоря, речь о слиянии с маленькой буквы и о Слиянии с большой буквы. PSY-PHI. СВЯТОЙ ЭТО… Если отвлечься от социального и телеологического смысла,
то святой это просто хорошо (глубоко) проработанный с терапевтической
точки зрения человек. ДНЕВНИК. PSY. СОН НАЯВУ ИЛИ МЕРА СВОБОДЫ В сущности, нет разницы между тем, как я смотрю боевик
по ТВ и, оторвавшись на минутку, обращаю внимание на бессмысленно уходящее
время, и тем, как я спросонья смотрю на часы рано утром и «решаю» все
же поспать еще часок, поскольку нет острой необходимости вставать именно
сейчас. И в том, и в другом случае едва ли можно сказать, что я действую
произвольно, хотя, очевидно, в какой-то мере осознанно. Весь вопрос, в
какой? PSY. ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ НА ФОНЕ ЗАКОНА «ВЗАИМО» Треугольник Карпмана в интерпретации Тенькова иллюстрирует
закон человеческих взаимоотношений в триаде: Любовь (мать) – Признание
(отец) – Получатель (ребенок). В нормальных взаимоотношениях происходит
прямой взаимный обмен: любовь на любовь, признание на признание. Правило метакоммуникации в данном случае я бы наделил силой
закона (одного типа с прочими естественными законами природы, которые
действуют объективно), поскольку он выполняется в коммуникации в любом
случае, вопрос лишь в том – как, открыто (прямо) или закрыто (криво)?
Например, в случае «кривой» (закрытой) коммуникации, я даю тебе любовь,
а ты (по закону взаимности) даешь мне тоже любовь, но не прямо (открыто),
а криво, – к примеру, под маской ненависти. Форма реализации закона (принципа)
суть правила коммуникации. Треугольник взаимоотношений можно сравнить с известным архетипом
«Троицы»: Дух Святой (Любовь) – Бог Отец (Признание) – Сын (Жертва). Однако,
как писал Юнг, эта Троица может быть дополнена четвертым, незаконным,
членом (превращаясь, соответственно, в «Четверицу») – Низвергнутым Ангелом
(Сатаной, Злым Духом и пр.) Но где его место? И что он означает в этой
системе? – Его место в четвертой точке, дающей рисунку объем, превращающей
треугольник в тетраэдр. А его значение суть правила, искажающие коммуникацию
во 09.09.06 PSY. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ТЕРАПИИ И ЖИЗНИ Находясь в процессе, невозможно функционировать; функционируя,
невозможно находиться в процессе. В данном случае, под процессом я подразумеваю
жизнь, под функционированием – терапию. Одновременно находиться и в том
и в другом состоянии нельзя; определенность одного состояния уничтожает
определенность другого. PSY. К ТЕХНОЛОГИИ ВЫХОДА ИЗ ПРОЦЕССА К технологии создания терапевтического пространства (ТП)
изнутри процесса. Речь идет о том, как участник группы может перевести
коммуникацию в группе (конфликтную) на метауровень? Как выйти за пределы
имманентности групповой (межличностной) коммуникации? И возможно ли это
в принципе? – Быть может, первое, что следует сделать в этой ситуации
– это закрыть актуальные смыслы, иначе говоря, – снять симптом (провести
терапию медицинском смысле), или, поскольку речь идет о группе, остановить
конфликт – «раздать всем сестрам по серьгам», пообещать каждому страждущему
исполнение его желаний и требований. Если к этому действию привлекается
ведущий – по сути, человек со стороны, находящийся вне группы – то уже
само его включение в конфликт (процесс) является удовлетворением этих
конфликтующих ожиданий; как писал поэт: «Мастер Гриша придет – все наладит,
все исправит…». Следующее действие остановиться и провести диагностику
своих ощущений – поделиться чувствами в группе (провести шеринг). Далее,
как мне представляется, участник, производящий действие выхода из процесса
и входа в терапевтическое пространство, должен получить статус от группы,
роль фасилитатора, уполномоченного осуществлять функцию «входа-выхода»
из процесса (жизни, имманентной групповой коммуникации) в функционирование
(терапевтическое пространство) и назад – в жизнь. Т.е. группа, таким образом,
должна создать, отсутствовавшую у нее ранее функцию управления взаимодополнительными
режимами, состояниями – жизни (процесса, прямого коммуницирования) и терапии
(осознавания). Одновременно, если речь идет о большом процессе, состоящем
из многих циклов, фасилитатор должен быть наделен функцией хранителя целостности
группы, чтобы в одном из циклов группа не развалилась. Шеринг (остановка)
позволяет собрать и зафиксировать данные (на языке системного подхода).
Очевидно, следующий этап исследовать эти данные – проанализировать и построить
терапевтические гипотезы. При этом, естественно, изучению подвергается
лишь один, наиболее острый момент, конфликта. И, наконец, цикл может быть
повторен снова (или остановлен, купирован) – на основании созданной гипотезы
может быть сделана интервенция (провокация) и процесс проживания конфликта
продолжен до своего завершения в одном из последующих циклов. При этом
операция вхождения в процесс может выглядеть вполне естественной, «незаметной»
для участников группы, поскольку практически не требует энергетических
затрат –процесс двигает себя сам, в отличие от терапевтического функционирования,
требующего специального осознанного управления. PSY. К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА «ХАОСА»«Хаос» – внешне бессмысленная, стихийная, не ведущая ни к какому результату конфликтная коммуникация в группе, «война всех против всех» – это более сложное явление, чем просто выработка отношений («правил метакоммуникации») в группе, которая может проводиться в формах более или менее упорядоченных, цивилизованных, или даже попросту сплошь в терапевтической технике. Это, говоря метафорически, притирка друг к другу бессознательных частей – Ид – участников группы; и я бы продолжил метафору – создание общего бессознательного группы (вроде юнговского коллективного архетипа). Я думаю, что этот процесс неуправляем по-определению. Но может быть ограничен во времени и пространстве (т.е. возможно косвенное управление через манипуляцию временем и пространством). PSY-PHI. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (ТП)Терапевтическое пространство характеризуется не только безопасностью (комфортностью) и жизненностью (рисковостью), но и самим своим наличием, тем, что оно «имеет место быть». Общепризнанно, что ТП суть лаборатория. И в этом своем качестве оно является пространством метакоммуникации (или «осознанной коммуникации»), пространством осознавания взаимоотношений. Или, поскольку отношения между людьми уже являются метауровнем по отношению к прямой коммуникации (содержательной коммуникации – разговору по сути дела), осознавание отношений можно определить как мета-метауровень, мета-метакоммуникацию (лабораторную, исследовательскую). Это место, где можно остановиться, оглядеться и исследовать процесс, происходящий в жизни (собрать данные, проанализировать и построить гипотезы). И, одновременно, это интервенция в процесс, нацеленная на его стабилизацию и повышение его эффективности (перевода процессуальности в функциональность). Итак, вопрос развития (роста) для меня связан с вопросом
возможности создания в текущем процессе терапевтического пространства,
начиная просто с идеи ТП, и заканчивая временем, местом, безопасностью
и рисковостью. Далее, на деле, будучи однажды создано в системе (в любой
группе и, в частности, в семье), оно в реальной жизни (процессе) может
быть разбито на любые, сколь угодно малые части, встраиваясь в любое действие,
любую жизненную ситуацию (быть может, даже используясь участниками в гомеопатических
дозах смысла). Наличие ТП в группе – одна из характеристик феномена ее
устойчивости (гомеостаза). MED. PHI. ФИЛОСОФСКИЙ БАЗИС? МЕДИЦИНЫ PSY-PHI. СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – ПОДХОД К РАЗЛИЧЕНИЮСоциальная интеракция, например, обмен деньгами, отличается от личной коммуникации. Социальный смысл отличен от психологического, хотя и базируется на нем (по-лумановски, – базируется как на внешнем мире). Социальный смысл по своей неотвратимости производит впечатление объективной данности, тогда как психологический имеет относительную силу правил, якобы «произвольно» сформированных взаимоотношений. ДНЕВНИК. О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ И ТЕРАПИИЯ не страшный – я эффективный. 06.09.06 PSY. ВСЛЕД ЗА ФРЕЙДОМ Оговорка – это искусственность, это искусственная реакция
на искусственную ситуацию. Но рождается (создается) она вполне естественно
– путем подстановки искусственного элемента («неправильного» слова) в
естественную («правильную») фразу. Эту подстановку осуществляет бесенок
подсознательного, остро реагирующий на свою выключенность из ситуации,
на попытку ее сверх-контроля со стороны сознания. Коммуникативное значение оговорки – просьба бессознательного вернуться к «нормальному» – доминантному – ресурсу, перестать рисковать, перестать находится вискусственной, непонятной среде. PSY. MED. ФЕНОМЕН «НАЗЫВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА» «Внутренний доктор» – коммуникационное решение. Возьмите
в качестве лекарства (или в более широком смысле, – лечащего инструмента)
любую метафору, базирующуюся на описании вашей коммуникации, приводящей
к появлению симптома. И используйте эту метафору, как действие, ликвидирующее
симптом, разверните метафору в обратную сторону. Важная особенность –
необходимо, чтобы эта метафора была органична, естественна для вас. Иначе
говоря, ощущалась как нечто абсолютно очевидное. В таком случае она (метафора)
будет действовать так же и в бессознательной сфере, т.е. в некотором смысле
автономно от вас, т.е. действительно, как некая отдельная внутренняя сила
– «внутренний доктор». КОММЕНТАРИЙ: kinest - LJ Comment ЛЖ: О, с одной стороны, это очень простая вещь. Для начала, здесь подойдет любая, первая попавшаяся метафора, описывающая ваше заболевание и соответствующие симптомы. Так, Ирвин Ялом описывает известный клинический опыт с одной
женщиной, больной раком крови, которой доктор предложил представить ее
болезнь в виде какого-либо образа. И она представила раковые клетки в
форме гамбургеров, а лейкоциты, уничтожающие эти клетки, в форме гончих
псов. И далее каждый день в течение определенного времени она медитировала
с этим образом своей болезни. Сколько мне помнится, Ялом писал, что ему
неизвестен клинический результат этих медитаций (уменьшилось ли количество
раковых клеток в Другая история мне вспоминается из практики Милтона Эриксона.
К нему обратилась женщина, лежачая больная, которую мучили сильные боли,
причем ни один обезболивающий препарат не помогал. Эриксон проделан с
ней небольшую работу в стиле своей гипнотической практики (ныне известной
как «эриксоновский гипноз»), в рамках которой он внезапно предложил женщине
представить, что у нее под кроватью прямо сейчас сидит тигр. Женщина на
мгновение оцепенела, при этом ее боль как бы отодвинулась в сторону, а
Эриксон предложил Наконец, я хочу пересказать рассказ одного моего знакомого про человека, у которого так же был диагностирован рак, но который представил, что у него в печени находится фильтр, и с помощью этого фильтра он профильтровал всю свою кровь, клетка за клеткой, очистив ее, таким образом, от раковых клеток и, соответственно, излечившись от рака. Правда, за достоверность этой истории я не ручаюсь. Вот примеры. Однако тут есть другая сторона – хитрость этой
работы в том, чтобы, как я писал, эта метафора (образ) была органична,
естественна для вас. Чем искусственней образ, тем меньше у него шансов
перейти на уровень подсознания, где он сможет работать автоматически,
тем большее сознательное и волевое усилие требуется для его реализации.
При этом, как я понимаю, всегда будет существовать баланс между искусственностью
и естественностью образа, поэтому важно, чтобы он попал в точку некоей
вашей духовной характеристики, 1.09.06 PSY. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ВЕРИТЬ?
(УПРАЖНЕНИЕ ПО ТРЕНИРОВКЕ ВЕРЫ – НЕСКОЛЬКО ОПОРНЫХ МОМЕНТОВ)
|
|
Компания "Арт-реклама" Поддержка сайта |