|
|
Материалы рассылки
Август 2004г.
31.08.05. (25-26.08.04).
PHI. ВЕЧНЫЙ СЮЖЕТ
Кажется, что люди просто не верят в Любовь. Поэтому, сталкиваясь с ней,
каждый раз подвергают ее испытанию на прочность. Причем доводят всю ситуацию
до предела – что в случае с Сократом, что с И.Х.; что во многих беллетристических
сюжетах – как с князем Мышкиным, например. Что в своей личной жизни, будучи
обуянными амбивалентными желаниями, – желая и боясь одновременно приблизиться
к состоянию Гармонии. Ведь за Гармонию надо платить! – Как правило, жертвой.
Но за Высшую Гармонию (Любовь) – Высшей Жертвой – Смертью.
– Сократу повезло больше, чем Христу – ему не хватило всего лишь нескольких
голосов своих сторонников, голосовавших против казни. Количество последователей
И.Х. было уже гораздо меньше.
PHI-PSY. ПОЛНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Полная реальность состоит из двух реальностей – Любви и быта, что, в
сущности, одно и то же. Как Дзэн и Конфуцианство. Лишь юность склонна
отделять их друг от друга, впадая в экстаз (идеализацию) или разочарование
(цинизм, рационализм, депрессию).
– Если хочешь всем нравиться, будь никем – всегда ровным, вежливым, скучным
– обычным!
– Быт – это Ничто.
TXT-LIT. PHI. CONVENIENCE
Проспать свою жизнь подобно Обломову. Это так по-русски! Так удобно
для всех!
PSY-PHI. ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОБЩЕСТВА
Для того, чтобы я мог управлять генетической структурой моего организма,
должно измениться все человеческое общество. Образно говоря, юнговское
коллективное бессознательное, актуализированное в настоящем. Без этого,
какой бы глубины телесного самопознания я не достиг, у меня не будет в
руках нужного инструмента для действия. Однако такое, предвосхищающее
будущее – измененное состояние общества – возможно в переломные моменты
истории. Отсюда «чудеса» – воображаемые и реальные.
- По аналогии с измененным состоянием сознания.
PSY-PHI. НАДЕЖДА
В психологии существуют данные, обосновывающие мнение, что надежда,
как основа позитивных эмоций, поддерживает способность к абстрактному
мышлению, созданию перспективных планов и поддержанию интеллектуального
контроля над событиями. Здесь я представляю тезис о связи надежды со смыслом
жизни. Ведь легко показать, что отсутствие надежды уничтожает смысл жизни
(Обуховский, Казимеж. Галактика потребностей. Психология влечений человека.
– СПб.: Издательство «Речь», 2003, с.236).
- LVD. 888. Маленькая, но глубоко продуманная книжка польского терапевта
Казимежа Обуховского.
Реальная надежда в отличие от иллюзорной осуществляется в любом случае
– как со знаком плюс (успех), так и со знаком минус (неуспех). Просто
в случае со знаком минус мы говорим, что ведь был реальный шанс (сколь
бы фантастичным он ни был), но случай не позволил ему реализоваться. Однако
остался опыт – для другого раза, других обстоятельств, другого человека…
В отличие от иллюзорной надежды, которая в случае неудачи, а, может быть,
задолго до нее, просто исчезает как таковая, становясь основанием и обоснованием
для отчаяния.
PSY-PR. НАРКОТИК КАК ДИАГНОЗ
НЕСОВЕРШЕНСТВА ОБЩЕСТВА
Я не считаю наркотики проблемой. Я считаю проблемой несовершенство гражданского
общества на фоне доминирования государственно-корпоративных структур.
Дайте человеку часть государственной власти и он перестанет быть наркоманом!
– разумеется, эту фразу не следует расценивать как организационное предписание,
но лишь как психологическую метафору.
- Сначала государство создает условия для потребления наркотиков (я имею
ввиду воспитание стратегической безответственности граждан), а потом героически
борется с ними.
- Кстати, проблема коррупции так же симптом слишком слабого гражданского
общества. Конечно, ни бизнес, ни государство не способны победить коррупцию
– по-определению. Но так же верно, что она не непобедима.
PSY-PHI. ЗАСЛУГА ФРЕЙДА
Я все больше склоняюсь к мысли, что главной заслугой Зигмунда Фрейда
было создание Психоаналитической ассоциации – по сути, нового социального
института психотерапии – а совсем не его теории, коих уже в его время
было предостаточно, ничуть не менее оригинальных и эффективных.
– Так же как и имя Ницше связано с социальными процессами в обществе,
в отличие от других философов, его современников. В этом смысле он, в
который раз, вернул философии сократовский дух.
– Литературно выражаясь, и Фрейд, и Ницше воспели противоположные полюсы
человеческой натуры. Фрейд – животное начало (Эго, фрейдовское «я»), Ницше
– человеческое (Сверх-я). И в пределе оба эти начала парадоксальным образом
сошлись. Двадцатый век показал всю немыслимую бесчеловечность, так называемого,
человеческого лица – в издержках тоталитарных режимов; но так же проявилось
бесконечное человеческое содержание животного начала – в безусловной незащищенности
человеческого существа.
? 27.08.05. (23.08.04).
ДНЕВНИК. МЕЖДУ СНОМ И РАБОТОЙ
Лежал и думал, что надо написать текст для терапевтического центра,
письмо Минделлу, приложение к договору, текст гештальт-анализа 10 сессий,
два текста диссертаций, наконец, художественные тексты, которые заявляют
себя уже здесь. Все это интересно. И я лежал и думал, что все это интересно.
И ничего не делал. Постепенно погружаясь в полудрему. О, эта мышечная
усталость в уголках тяжелеющих век! Хотя, разумеется, я знал, что сели
займусь чем-либо, то постепенно раскочегарюсь, сон отлетит от меня, и
я сделаю, что хочу. Если, когда тебе грустно, растягивать губы в улыбке,
то постепенно тебе точно станет веселее. Но я не хотел ничего делать.
Более того, попытался представить себе, что бы я чувствовал, если бы это
были мои последние мгновения на земле. И подумал, что, наверное, мог бы
почувствовать, что вот, через мгновение, я смогу разом сделать все, что
хочу – полностью и окончательно. Потому что ведь смерть удовлетворяет
все желания?... Итак, что же делать сейчас, в этой точке баланса между
сном и творчеством? Или сном и работой?
PSY. ПАРАДОКС ВОЛИ
Я знаю, что могу сделать то, что не могу, потому что не делаю. Так,
я знаю, что могу вставать в пять-шесть часов утра каждый день, но не могу
этого сделать, т.к. не встаю. Но ведь раньше вставал! – В чем дело? –
Не хватает мотивации? Или стимуляции? – Проблема в том, что никакой прошлый
опыт не может служить гарантией настоящего. Только живое ощущение баланса
воли…
PSY. РЕАЛЬНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ
Довольно трудно двигаться в неизвестность одному. Вот, когда тут оказываются
задействованными еще другие люди! – Появляется чувство ответственности
перед другими. Временами не очень приятное, надо сказать, чувство. Временами
– когда охота отдохнуть. Вот стимул.
– Межличностная коммуникация – и мотив, и стимул.
TXT-LIT. «ЭЛЕКТРОННАЯ ФОТОГРАФИЯ»:
СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА
Фотография – это, своего рода, база данных – довольно объемная информация
о настоящем моменте. Иначе говоря, форма представления данных – оболочка
для удобства пользования информацией. Другие базы данных, в других оболочках
хранят другую информацию – текстовую, числовую, звуковую. При этом проблема
любой базы данных – как искать именно ту информацию, которая тебе нужна?
Особенно актуальная эта проблема для очень больших баз данных – где тотальный
перебор всех записей с целью поиска искомой записи начинает занимать уже
большое время. Проблема эта решается с помощью различных электронных помощников,
а если всех этих помощников обобщить в одно электронное устройство, логично
это устройство назвать Искусственным Интеллектом (ИИ). Итак, идеальная
база данных – та, в которой оболочкой является ИИ. А если в этой базе
данных хранится информация о моей жизни? – В таком случае, естественно
представить зрительный образ ИИ в виде моего образа, моей, скажем так,
«умной электронной фотографии». Эта фотография могла бы быть сделана в
форме подвижного моего образа на экране дисплея или в форме, так же подвижной,
объемной голографической фотографии. Сей ИИ, изображающий меня, мог бы
конструироваться в течение всей моей жизни, храня в себе бесчисленное
множество моих фотографий, видеофильмов, текстов, аудиозаписей и т.д.,
и т.п. При этом. Моделируя мой стиль поведения, он мог бы предоставлять
эти материалы желающим в уникальной моей манере, которая как раз и служила
бы проводником в этом необозримом море информации. Более того, эта база
могла бы пополняться и после моей смерти, отображая контакты ИИ, изображающего
меня, с окружающим миром, совершенствуя попутно систему навигации в этой
базе данных.
– Мне кажется, что это не особо сложный проект, поскольку он может реализовываться
поэтапно. Более того, возможно, его реализация стихийно уже началась,
являясь нам в виде персональных Веб-страниц юзеров интернета.
MED-PHI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье – это понимание, контроль и управление своим телом. Точнее,
– своим организмом. Отчасти, это знание своего организма, которое можно
получить в консультациях с врачами. Отчасти – осознавание своих ощущений,
внутренних сил, интенций. В идеале – это полнота практического понимания,
включающего и объективное (медицинское) знание, и владение тайной своей
жизни – причастность личному мифу, судьбе. Здоровье – это осознавание
смысла жизни на фоне возможностей современной медицины. Состояния, описываемые
терминологией «удовольствия-неудовольствия», «болит - не болит» – только
часть, и даже не главная, состояния здоровья. Главнее вопрос, зачем мне
это нужно? Или зачем мне это дано? – Ответив на который, можно далее идти
к медикам, или священникам, или никуда не идти.
– Раньше я определял норму или патологию своего состояния с помощью формулы:
ты командуешь ситуацией или ситуация командует тобой? В общем, она сохраняет
для меня свое значение и сейчас. На уровне феноменологии.
24.08.05. (21-22.08.04).
PR. РЕПЛИКА. «СВЯЩЕННАЯ РЕКЛАМА»
Вначале было Слово. Потом оно обрело свою цену. А потом появилась 50%
скидка. – Пользуйтесь услугами мобильной связи!
TXT-LIT. ЗАМЫСЕЛ ВЕГЕТАРИАНСКОЙ
НОВЕЛЛЫ. «ГУРМАН»
– У-мм, как вкусно! Курица, обжаренная под майонезом в грибном соусе!
– восклицал шоумен в гастрономической телепередаче перед публикой, у которой
тоже, можно предположить, уже текли слюнки, и начинал выделяться желудочный
сок.
– Бедная курица, – подумал я, – ее поймали, убили, ощипали, и теперь вот
готовят в соусе. – А ведь была, наверное, счастливым живым существом!
– Но, может быть, наоборот, – думал я дальше, – ее душа сейчас испытывает
счастье, видя как точно, и правильно осуществляется ее предназначение,
и как ее бренное тельце идет в духовку, чтобы послужить Высшим Существам?!
– Нам с вами.
И тут я представил себе неких Высших Существ, «Гулливеров», для которых
уже мы с вами служим такими же «курицами», как настоящие курицы – для
нас. Как эти самые Существа разыгрывают свое шоу на планете Земля. Только
питаются они не нашими телами, а нашими душами. И как, насылая на нас
те или иные удовольствия или страдания, они готовят наши души к тому,
чтобы они обрели тот – истинно тонкий вкус – который насытит их после
нашей смерти.
– Вот душа, – говорит такой шоумен своей аудитории, – человека доведенного
до суицида, и в самый последний момент, буквально за несколько секунд
его падения с моста в реку, просветленного и обретшего бога! U-mm, it’s
delicious!
– Delicatessen-store – гастрономический прилавок (амер.)
PHI. ИДЕЯ РАЗУМА
Благая Весть, Спасение, Вечная Жизнь – открытие, совершенное людьми
в Новозаветные времена (явленное людям), суть открытие переживания трансценденции
– рефлексии разума как таковой, как идеи данной здесь и сейчас, живой
навсегда. Холодный и одинокий мир платоновских идей вдруг наполнился теплом
и жизнью, обрел цвет. Разумеется, эта идея – идея жизни разума – требовала
понятных форм описания и, соответственно, была изображена в образе И.Х.
В экзистенциальном смысле, переживание изоляции и одиночества сменилось
переживанием уникальности и высшей ответственности человека перед природой.
Человек как бы вернулся домой – в природу; Космос перестал быть Адом,
но стал Домом.
– Изменилось представление о Боге Отце – он стал похож на доброго дедушку.
В отличие от Ветхозаветного Бога, который зачастую был гневлив и злобен
(как замечает Карл Юнг). Люди на Бога смотрели из ада – холода и одиночества.
Первым делом И.Х. вывел праведников из преисподней.
PHI. БИЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Биологическая эволюция человека продолжается – это развитие его способности
понимания (осознания) и, соответствующих, структур мозга. Феноменологически
это выглядит как увеличение скорости обучения и, соответственно, восприятие
каждым новым поколением все большего объема информации. Проблема в том,
что процесс этот нелинейный, т.е. действующий все время по новым правилам.
Подобно тому, как у эволюции, хотя и есть одно лишь правило – выживания,
– но формы его реализации бесконечно разнообразны. Структурное же (конституционное,
материальное) изменение человеческого мозга происходит при этом на таком
тонком уровне, который еще неразличим современной наукой (впрочем, здесь
проблема, по-видимому, еще и в том, что тонкость этого уровня еще и возрастает
со временем – по мере развития познания; т.е. этот уровень изменения структур
мозга никогда не будет различим наукой до конца).
21.08.05. (19-20.08.04). PHI. ВТОРОЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА
– 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле
храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:
Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься
о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа
Бога твоего (Новый Завет от Матфея, гл.4).
Искушение – делать то, в чем нет нужды. То, что ты в принципе можешь
(а, может, лишь думаешь, что можешь; for instance, находясь в экстатическом
состоянии), но в данный момент времени нет нужды делать это. Ибо очевидно,
что будет облом – «гора не сдвинется по твоему слову и по воде, яко посуху,
ты не пройдешь». Желание, вследствие чьего-то побуждения, сделать то,
что не нужно суть искушение. А тот, кто тебя побуждает к этому – внутри
тебя – суть Искуситель. Ты, разумеется, можешь осуществить свое искушение,
но результат получишь естественный и объективный.
Бог не занимается фокусами (Дзэн). Бог не играет в рулетку (Эйнштейн).
ДНЕВНИК.
Когда я был охвачен порывом первой влюбленности, мне казалось, что любое
чудо возможно, но нет смысла делать чудеса, ибо и сам мир – такой, каким
он дан – чудесен. Впрочем, можно попробовать, испытать его на чудесность…
– вот искушение.
Искушение суть испытание веры.
MED-PHI. ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ
МЕДИЦИНЫ
Проблема современной медицины – системные нарушения. Не ремонт отдельных
деталей или функций (процессов, болезней), в чем медицина уже достигла
впечатляющих успехов, а комплексная наладка организма. То, чем в общем-то
должен заниматься терапевт – самое слабое звено в сообществе современных
медицинских узких профессионалов. Более того, наладка эта должна происходить
с учетом генетики человека, а также истории и современного состояния общества
и окружающей среды. То есть речь идет о человеке как системе, встроенной
во внешнюю систему (Вселенную) и управляющейся со внутренними системами
(системами органов).
– Самая верхняя часть медицинской терапии – психотерапия. И наоборот,
медицинская терапия – самая нижняя (в смысле примитивности используемых
технологий) часть психотерапии.
– Медицинский подход: организм как машина, которую можно починить.
– Все части организма могут быть новыми и хорошими, но система плохой,
не держащей их вместе, приводящей к поломке то одного, то другого.
Проблема в том, что вопрос подгонки частей такой – широко понимаемой
– системы столь же неисчерпаем, как и объективное познание этой системы.
Однако его можно решать практически – используя интуицию. В рамках медицинской
практики – технологии, а не техники – действующего мифа, а не объективного
знания; знания, опирающего на интуицию, а не научный эксперимент.
PHI-PR. ЧТО ЦЕННЕЕ?
Миф о ценности информации. Что, собственно, стоит больших денег? Что
дороже? – Информация или имидж?
– В российском генеалогическом бизнесе информация о предках ныне стоит
столько же, сколько и дизайн Фамильного Древа, который создается на основе
этой информации.
– Я бы сказал, что ценится и информации, и имидж как некий нераздельный
комплекс, наподобие формы и содержания.
ДНЕВНИК. PSY. ЗАМЕТИЛ
Часто утром я уже вовсю работаю, а мое тело еще бреется, чистит зубы,
умывается, делает зарядку, завтракает…
– Это насчет того, умеешь ли ты жить в настоящем? А так же насчет проблем
диссоциации личности.
– Почему бы не сказать, что всякая мысль диссациативна, проблемна для
моего цельного проживания момента «здесь и сейчас», поскольку уводит меня
от ощущения настоящего и фиксирует на идее (мысли), трансцендентной живому
времени.
PSY. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА?
Что собственно видит терапевт, работающий с клиентом? – Дезинтеграцию
психики клиента. Раздвоение на первичный и вторичный процессы (по Минделлу).
Соответственно, задача терапевта – интеграция. Я, для начала, ищу «базис
доверия», совместное «чувство надежности». И это для меня, как терапевта,
становится начальной точкой терапии (читай, – интеграции) клиента.
– Профессиональный навык – это память о своем статусе терапевта. Насколько
часто в процессе сеанса терапии мне удается вспомнить об этом и, соответственно,
исследовать границы теории в контексте данного случая. Отсюда, высшее
достижение терапии – развитие теории (совместно с клиентом). Не потому
ли встречаются особые успешные случаи, когда клиент впоследствии сам становится
профессиональным терапевтом.
17.08.05. (16-17.08.04).
LVD-TXT. О.М. И ПАСТЕРНАК
– О.М. – Осип Мандельштам.
По моему внутреннему ощущению: стихи О.М. очень экзистенциональны, бытийственны.
Будь то восхищенное описание («Сладковатого меда струя из бутылки текла…»)
или абсолютно обнаженный голос человека, находящегося в полной изоляции
(«Мы с тобой на кухне посидим…»). Он дает вещь изнутри – как часть своей
жизни, души, вне которой ничего нет. Пастернак, напротив, всегда вне вещи
– даже, если речь идет об изображении его собственного впечатления, как
будто внутри ничего нет («В стихи я б внес дыханье роз…»). Он предметен,
действенен. О.М. же статичен, сущностен. О.М. беззащитен; Пастернак всеволен.
Он вносит мир в стихи; О.М. – раскрывает их в мире, проращивает из мира.
– Ныне мне ближе Пастернак; до начала восьмидесятых – О.М.
PHI-PSY. ИЛЛЮЗИЯ ЖЕРТВЫ
В жертве есть иллюзорность, поскольку жертвуя, приобретаешь. Напротив,
в увеличении своей власти, материальных возможностей кажется, что иллюзии
нет – что все это по-настоящему. Как при выздоровлении, ощущение, что
возвращаешься к своему нормальному состоянию из ненормального, болезненного.
Под нормой здесь негласно подразумевается естественность. Однако логичней
было бы считать нормой – настоящей, истинной реальностью – неотъемлемость.
Например, нельзя отнять того, чего нет – отсюда норма Дао – Ничто. В этой
системе координат любое, даже духовное, приобретение (или, скажем, жизненный
опыт) носит оттенок иллюзии, поскольку может исчезнуть. Отсюда поскольку,
жертвуя материальными благами, приобретаешь духовные, я говорю, что в
жертве есть иллюзорность.
– В своем существовании я ищу надежность.
PSY. УТОЧНЕНИЕ ТЕРМИНА
Невербальное – несловесное; от слова «verb» (англ., – «глагол»). То
есть я могу видеть, слышать, чувствовать и пр., но не называть. Видеть,
но не соотносить с каким-либо значением, не понимать. Как это возможно?
– Во сне? В состоянии транса?
– Я бы не стал называть гипноз или состояние транса простым явлением,
как это делает Даниил Хломов (хотя, надо полагать, я его просто не так
понял), поскольку эти вещи связаны с нашим пониманием сознания (и, соответственно,
определением), которое еще далеко от совершенства.
PHI-MED. «СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ»
КАК ОБРАЗ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Должна ли нас в чем-либо убеждать тысячелетняя история человечества
(10-, 20-, 100-тысячелетняя)? – Очень может быть, что нет! Ибо, я думаю,
что то совершенство и те духовные подвиги, которые, как мы знаем (или
верим) совершали пассионарные личности прошлого (я говорю сейчас лишь
о сфере духовных и психических свершений), значительно теряли во внешней
эффективности в силу несовершенства социальной организации общества. А
библейские чудеса кажутся присочиненными (в духе коллективного творчества)
с целью показать все же открывшийся в те времена людям и поразивший их
потенциал возможностей человека. Потенциал на уровне психической реальности
– как достоверное ощущение того, что человек мог бы делать, если бы… (была
на то воля Божья). То есть «Золотой век» (в смысле биологических возможностей
человека) в прошлом – сказка, нацеленная в будущее. Я думаю, что историческая
наука вполне четко сможет доказать со временем, что ни имеющаяся социальная
ситуация, ни возможности рода (биологическая ситуация), ни личные возможности
(психическая ситуация), как интегрированная реализация «здесь и сейчас»
первого и второго не давали человеку возможности реального (объективного),
а не сказочного эффекта. Библейские предания суть мечты, изображенные
как нечто бывшее в прошлом.
– Тут, кстати, интересно проследить, в какие времена, о чем люди мечтали?
PHI-MED. КОГДА НУЖНА ТЕХНИКА?
Техника нужна тогда, когда ты чувствуешь ее органичность – понятность
– для твоего материального существования (более узко, – телесного существования,
если речь о здоровье). То есть, нет необходимости пользоваться техникой
даже когда попадаешь в безвыходную ситуацию, хотя «безвыходность» одно
из важных условий (аргументов в пользу технического решения проблемы),
может быть даже необходимое. Прежде всего, техника связана с желанием
– «хочу», и только во вторую очередь – с «не хочу», нежеланием.
– Медицина – телесная техника. В отличие от технологий – психотерапии
и нетрадиционных подходов к лечению (в т.ч. гомеопатии, хотя она и признана
официальной медициной; но не объяснена). Гомеопатическая техника на самом
деле не техника, а технология, поскольку она не дает гарантированного,
механического, результата.
– Если говорить о технике в контексте «хочу». Образно говоря, техника
это только временная подпорка для того, чтобы научиться двигаться самостоятельно.
Как годовалому малышу, который учится ходить, дают «ходульки».
13.08.05. (15.08.04).
PSY-PHI. ОКОЛО ВИТАКЕРА.
ТОЧКА ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ
– Можно ли, хотя бы теоретически, говорить о реактивации генов, чтобы
организм сам реконструировал себя? Мы все еще подразумеваем, что возможная
причина рака – реактивированная клетка, возвращающаяся к эмбриональному
способу роста. Если психотерапия сможет сделать это, что дальше? Однажды
мы сможем помочь телу отрастить ампутированную ногу? Сделаем подвижным
сустав, на многие голы онемевший вследствие артрита? Психотерапевт вряд
ли осмелится ответить утвердительно, а ученый-биохимик осмелится (Витакер,
Карл. Полуночные размышления семейного терапевта / Пер.с англ. М.И. Завалова.
– М.: Независимая фирма «Класс», 2004, с.69).
Чтобы в психотерапии начать заниматься проблемами психосоматики (или
скажу сильнее – чисто медицинскими и даже биологическими) проблемами,
надо перейти от индивидуальных проблем клиента к коллективным, или даже
лучше сказать, – к социальным проблемам. К проблемам рода – и таким образом,
мы соприкоснемся с историей человечества (а шире, – жизни и бытия); и
к проблемам имеющегося сейчас коллективного тела – социума – т тогда мы
получим образ политики в терапии (в индивидуальной психике человека).
Соединяя в одно целое эти два психотерапевтических образа – политики и
истории – мы действительно можем заняться вопросом личностного роста во
всем его объеме – как индивидуального изменения человека, так и изменения
общественного (социального), так и исторического. Это та точка, где личная
история сливается с общественной, и с историей развития мира – эволюционной.
А сила эволюции и есть та сила, которая может совершить любые материальные
преобразования тела. Вплоть до теологического аспекта – чуда (вроде «телесного
взятия на Небеса»; преобразования телесной субстанции в «небесную»).
– Иногда мне кажется, что я чувствую и могу выразить в словах такую необъятную
глубину жизни человека и бытия мира!..
PSY-PHI. ОКОЛО ВИТАКЕРА.
СИСТЕМА ВИТАКЕРА? – ТЕМИНОЛОГИЯ
Бред истинен, иллюзия реалистична, настоящая реальность материалистична
по-матерински. Материалистически-материнский подход. Материалистично то,
что материнистично; материя – от слова «мать».
PSY. ПСИХОГЕНЕТИЧЕКАЯ ТЕРАПИЯ
Мое тело суть граница контакта с моими предками – ведь это именно то,
что я от них получил. Поэтому, исследуя свое тело и, далее, занимаясь
его здоровьем, я занимаюсь здоровьем всего своего рода (лечу свой род).
– УТОЧНЯЯ ДАНИИЛА ХЛОМОВА.
Если есть понятие «нормы», то есть понятие «патологии». Если есть понятие
«естественного», то есть понятие «неестественного» в смысле неправильного
– того, что надо исправить. Таким образом, если считать медицинскую функцию
терапии мифом, то мифом лишь в смысле эффективной (т.е. дающей результат)
технологии, не вписывающейся при этом в медицинский подход. И это в самом
деле так, ибо в медицине «врач делает», а в терапии – «клиент делает».
(Если терапия выполняет медицинскую функцию, клиент превращается в пациента).
PSY-MED. ТЕЗИСЫ. СРЕДИННЫЙ
ПУТЬ В МЕДИЦИНЕ
Срединный путь в медицине. Техника и технология. Технология подразумевает
свободу человека (или даже основана на ней). Техника – только действие
сил и надежность материалов.
Срединный путь в медицине – баланс личного, социального и исторического.
Можно предположить, что в особые, поворотные, моменты истории, являющиеся
одновременно и эволюционными моментами для человека как биологического
существа, появляются особо эффективные личности (в смысле трех, названных
выше аспектов эффективности), которых Гумилев назвал пассионарными, которые
способны «творить чудеса» (в частности, по Витакеру «реактивировать гены,
чтобы организм сам реконструировал себя»), кого впоследствии назовут мессией…
– Теология – наука, исследующая Священную Историю с точки зрения ее мифологичности
(вплоть до сказочности) и реалистичности (вплоть до объективности). (Еще
одно определение этой науки). С позиции такого контекста, я мог бы сказать,
что человек, называемый Иисусом Христом, вполне мог бы существовать объективно,
включая все его чудеса и вознесение на Небо, точно так, как это описано
в Библии, но такой подход все же больше похож на сказку.
– Уровни фантастичности (или реальности): сказка – миф – реальность –
объективность. Впрочем, одно пересекается с другим. Практика (технология)
– область пересечения мифа и реальности.
PSY-PHI. ОКОЛО ВИТАКЕРА.
ВОПРОСЫ ТЕРАПЕВТА
Я много говорил о человеке, как творце, создателе мира, но только сейчас
обратил на него внимание, как на точку схождения - точку, где весь мир
- эволюция, история и политика - сходятся в образ одного человека (психику,
личность). Вопросы терапевта к себе: Что говорит психический образ человека
о мире? О развитии мира?
? 10.08.05.
(12-14.08.04). PHI. СМЫСЛ
ЧУДА
Настоящее чудо заключается в том, что на том полюсе, где расположен
Бог в душе человеческой, есть жизнь!
PSY. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
Решительность, о которой я говорю, подразумевает не только принятие
решение, но и объективную возможность его выполнения, а также, может быть
самое главное, – уверенность, что оно действительно будет выполнено! Уверенность,
которую в иных обстоятельствах можно было бы назвать ясновидением.
PR-PSY. КЕМ ТЕБЯ СОЧТУТ
Я не боюсь, что сойду с ума - я боюсь, что меня сочтут сумасшедшим.
Хотя, вообще-то это разные вещи – сойти с ума и «сочтут сумасшедшим».
В годы Советской власти, бывало, диссидентов считали сумасшедшими. А еще
раньше власть сочла сумасшедшим Чаадаева.
PSY-PHI. ПРИЧИНА ПЛОХОГО
Общее состояние мира можно охарактеризовать как "ладится"
или "неладится". И кто скажет, где лежит причина плохого: внутри
или вне? - Если угодно, - вне; если угодно, внутри. Как вам угодно?
Можно попытаться почувствовать. Или определить опытным путем - попытавшись
воздействовать на ситуацию, чтобы изменить ее в лучшую сторону. И т.д.
- Ответов миллион, т.к. это вопрос о том, от чего зависит принятие того
или иного решения. (В гештальте это структура функции селф).
PR. ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ ТЕРРОРИЗМА
Мировой терроризм это провокация и вызов современной цивилизации. Это
вызов не отдельным государствам, но государственной власти всех государств
вмесите взятых, и, в данных обстоятельствах, – власти как таковой. Это
вызов еще не установившейся, но уже возможной, мировой власти. И это провокация
этой – еще не существующей в полном объеме – власти. По сути, мировой
терроризм подталкивает государства к образованию единой общемировой властной
(силовой) структуры. Он ускоряет процесс возникновения именно того, с
чем борется – универсальной (глобальной) цивилизации, где нет места полностью
самостоятельным национальным государствам. «Исламское государство» в контексте
террористической технологии – абсолютный миф (некое «светлое будущее»
или «золотой век»).
– Вместе с тем, дихотомия одиночки и общности неискоренима.
– Глобалисты не могли бы придумать ничего лучшего, чем создать «Бен-Ладена»
и снабдить его самым мощным современным оружием. Volens nolens именно
это и произошло.
– Бен Ладен поступил бы глупо, если бы не играл на бирже 11 сентября.
– Конечно, обнаружение позитивной роли в таком отрицательном явлении как
терроризм, свидетельствует лишь о дикости современного, так сказать «цивилизованного»,
человека.
PR. ТРИ ПРИНЦИПА УСПЕХА
o Не имеет смысла участвовать в выборах, не рассчитывая на первое место,
как бы ни были плохи твои стартовые условия.
o Не имеет смысла заниматься продажами, если ты не уверен, что можешь
продать свой товар буквально каждому потенциальному покупателю.
o Не имеет смысла заниматься бизнесом, не рассчитывая стать монополистом
на своем рынке.
? 06.08.05.
(11.08.04). PSY. СОВЕТ
Если вы еще не достигли полного спокойствия, то можете успокоиться, поняв,
наконец, что ваши влечения и желания неискоренимы. Максимум на что вы
способны – лишь наблюдать стихию своих аффектов.
– Тихон Задонский говорит: к Царству Божию редко кто идет от победы к
победе; большей частью движемся мы туда от поражения к поражению, но тот
доходит, который после каждого поражения встанет, покается и, не оплакивая
себя, пойдет вперед, дальше, все ближе и ближе к цели, к которой призывает
нас Господь (Сурожский, с.280).
– ВЕКТОР ЦЕЛИ. В каком-то смысле нам всем суждено стать «сухими алкоголиками»
по жизни, если мы хотим быть успешными.
PHI. ВЕС ВСЕЛЕННОЙ
С тех пор, как люди занялись наукой, количество материи в мире все время
прибавляется. Будет ли этому положен предел? Конечно, кто-то может сказать,
что количество материи в мире остается неизменным – увеличивается лишь
объем наших знаний о ней. Однако я думаю, что это утверждение недоказуемо,
т.е. мы можем принять его лишь как гипотезу. Объем наших знаний о материи
зависит, образно говоря, от нашей чувствительности – наших возможностей
«потрогать ее руками», от возможности, на сегодняшний день, увидеть результаты
действия элементарных частиц (но уже не их самих!) в камере Вильсона.
И, наконец, квантовая физика приходит к выводу (см. эксперимент, демонстрирующий
квантово-волновой дуализм), что «трогая руками», мы творим (создаем) то,
что трогаем. От реального эксперимента наука (прежде всего, квантовая
физика) переходит воображаемому, расширяя, таким образом, пределы нашей
воспринимающей мир чувствительности до границ возможностей человеческой
логики как таковой. Сама математика, как таковая, становится инструментом
эксперимента, ум заменяет физические приборы. Психика человека, ибо ведь
мысль неотделима от ощущения, становится инструментом познания. И если
ощущения (в любых каналах) мы можем соотнести с геометрическими представлениями,
в которых мозг работает как аналоговый механизм, то собственно ум, мысль
можно представить как алгебру или цифровую, вычислительную машину. Вычислительные
операции позволяю увеличивать разрядность – увеличение (увеличение чувствительности,
силу «микроскопа» нашего умственного, воображаемого эксперимента) – до
бесконечности. И так же точно бесконечно разнообразие геометрических форм
– собственно чувства реальности. Отсюда я делаю тривиальный вывод, что
познание бесконечно, количество «открываемой» материи в мире и дальше
будет непрерывно нарастать и, в некотором роде, объем ее зависит от нашего
воображения.
– Думаю, не ошибусь, если предскажу возможность открытия новой формы материи
– не волны, и не частицы – которая в очередной раз кардинально изменит
наши представления о весе Вселенной. (Хотя дихотомия частица-целое, конечно,
останется). Почему, например, не подумать о свойстве «измерительности»
(как форме материи) – в смысле еще одного измерения плюс к имеющимся четырем
известным нашего пространства-времени.
– Все эти энерго-информационные бредни вполне реальны – для тех, кто умеет
извлекать из них надежный эффект и тех, кто этим эффектом пользуется.
А в дальнейшем, почему этим концепциям не быть включенными в систему науки?
– Вот, ведь и алхимия (и астрология) вполне эффективно может быть использована
в психотерапии (в юнгианском подходе).
PHI-PSY. МАТЕМАТИКА ДЛЯ ПСИХОЛОГА
Математика – это как раз тот вид умственной деятельности (в стилистике
знания, а не переживания), который позволяет нам ощутить пределы нашей
чувствительности и, соответственно, – пределы предметности мира. То, что
невозможно потрогать руками или увидеть в микроскоп можно узреть посредством
логики – умственного зрения, умозрения. И, естественно, ощутить в форме
определенных переживаний (которые уже мог бы изобразить художник, если
бы в этот момент он заступил на место ученого). Так познавая мир, мы познаем
себя – таков смысл математики для психолога. Математика может быть инструментом
– одной из техник – самоисследования и, вообще, исследования человека
по аналогии, например, с арт-терапией.
– Геометрия – правополушарная форма мышления, алгебра – левополушарная.
– Говоря о невычислимости, Пенроуз исследует его геометрическую функцию.
– ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: от геометрии к алгебре, от формы к числу, от аналоговой
системы к цифровой, от мира к идее, от материи к сознанию, от жизни к
смерти.
PHI. КОММЕНТАРИЙ К ЕВАНГЕЛИЮ.
ТОЛКОВАНИЕ ТРОИЦЫ
Бог Отец – экзистенциальный принцип. Дух Святой – природное начало.
Иисус Христос – человеческое начало.
– Как сказано в Евангелии: Кто предаст Сына Человеческого может быть прощен,
но тому, кто предаст Духа Святого не будет прощения во веки.
? 03.08.05. (10-11.08.04).
PHI. НАУКА В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРИИ
Даже фундаментальная наука не выходит за рамки инженерного подхода, поскольку
ее творчество – это творчество конструирования, оно технологично и нацелено
на создание системы знаний как сложной, взаимоувязанной и эффективно работающей
структуры (мэмфордовской мегамашины). И если сегодня наука поражает нас
эффектами логики (выводами и экспериментами), то завтра – эффектами техники
(машинами). Первое – область фундаментальной науки, второе – прикладной.
PHI-PSY. НИКТО НЕ ПОМОЖЕТ
– «Судьба» – исполнение своего предназначения.
– «Предельная забота» – забота о Боге, о том, у кого и так все есть.
– Никто не поможет. Чудо – это откровение, новое явление мира, который
и так дан каждую минуту.
– Бог не приходит к святым – только к грешникам, потому что им он нужнее.
– Нет ничего в мире, что бы требовало заботы само по себе, но лишь как
данное Богом.
PHI-PSY. «МОНАСТЫРЬ»
Монастырь для меня – это метафора сильного решения. Это реализация воли
к смерти. Соответственно, «слабое решение» – это реализация воли к удовольствию.
«Сильное решение» можно сравнить с плаванием против течения или, более
представимо, – с плаванием парусника против ветра. При том, что энергию
для такого движения можно черпать только у ветра же (метафорически, –
у «течения жизни»). «Слабое решение» я бы назвал еще иначе «волей к жизни».
Это движение, происходящее в соответствии природой – следуя своим влечениям,
желаниям, удовольствию и прочим естественным интенциям. Противоположное
движение и решения, как уже сказано, можно назвать «волей к смерти» (вероятно,
это представление можно сравнить с похожим фрейдовским; соответственно,
«волю к жизни» – с либидо). «Воля к смерти» очень интересная вещь (надо
полагать, в гештальтподходе, по крайней мере, в первом приближении, оно
сплошь интроективно; а в окончательном своем воплощении это, очевидно,
метапозиция человека), поскольку смерть полностью противоположна жизни
и в этом смысле нереальна, неестественна, неприродна (направлена против
течения). Это кантовский «категорический императив», это позиция абсолютного
долженствования (интроект), это идеальная (платоновская) сущность, артефакт.
При том, что смерть здесь рассматривается как абсолютно положительная
сущность, как, например, ее изображает Кришнамурти. Вслед за ним, я говорю
о смерти как о высшем проявлении жизни (в отличие, скажем, от иллюзии
смерти в душе самоубийцы). Положительный (без отрицательного!) полюс,
что, конечно, является нонсенсом. То есть мы можем стремиться к этому
идеалу, зная, что никогда его не достигнем. В самом деле, в жизни смерти
нет (по-определению). А в смерти – нет жизни (по той же самой причине).
Поэтому о смерти мы можем говорить не как о неком достижимом состоянии,
но только лишь как о направлении к нему, некоему вектору – «воле к смерти».
Смертельное решение – решение, приближающее нас к идеалу. Например, когда
мы от сексуального удовольствия движемся к Любви. В самом общем случае,
я бы сказал, что это движение от эстетики (и, в том числе, эроса) к этике.
(Математически, – от геометрии к алгебре?) Но, конечно, в действительности
– вне нашего умственного анализа – это вещи неразделимые.
Смертельное решение – сильное решение. Быть может, это тот аспект решения,
который можно назвать «экзистенциальным выбором» (в отличие от «волевого
усилия»). Это решение, которое суть жертва – отказ от какой-то части своей
жизни и, соответственно, от мира. Этот отказ вовсе не простая вещь. Вот
как рассказывает об этом опыте митрополит Антоний Сурожский: «Келья выносима
только, если она больше той внутренней кельи, где ты живешь. У епископа
Феофана Затворника есть поразительное письмо, где он описывает, как он
привыкал к затвору. Нам всегда кажется: он святой, ему туда и хотелось.
В каком-то смысле так оно и есть, но когда он начал к этому приближаться,
оказалось, что это совершенно не так просто. Он пошел в монастырь и сначала
позволял себе ходить по монастырю, выходить из кельи, подниматься на стены
и смотреть на русскую равнину. Потом он себе положил никогда больше не
подниматься на стену и не смотреть наружу; вдруг весь мир закрылся стеной,
и он обнаружил, что его душа по ту сторону стены, что она не умещается
в пределах монастыря, что ему хочется видеть простор, ему хочется дышать
ветром, который приходит через просторы русские. Потом он привык, то есть
просто по-человечески отвык желать этого. Тогда он себя еще немножко сузил:
вместо того, чтобы ходить по всему монастырю, он стал ходить из кельи
в церковь и в трапезную. Когда к этому привык, еще ограничил себя, и так
постепенно он закрыл за собой келью на двадцать восемь лет. Но это заняло
у него долгое время; нам только кажется, что это не так трудно. Найти
простор в этой комнате можно, только если живешь в своем сердце, которое
еще меньше; тогда комната будет громадная; но если внутрь себя не войти,
то весь мир мал» (Сурожский, с.74). Еще больше в этом смысле поражают
воображение затворники Киево-Печерского монастыря, остававшиеся в своих
темных пещерах до самой смерти. И ведь это не сумасшествие, не «перетянутая
струна», а норма. Я полагаю, что именно благодаря таким духовным подвигам
утвержден нынешний европейский идеал человечности, основанный на логике,
на рацио.
Уход от мира – основной принцип построения монастыря. Я могу, конечно,
не строить крепостных стен, не уходить от людей в лес, а заниматься своими
внутренними проблемами, отказывая себе последовательно в удовольствиях.
Но такой путь – более сложное решение, чем работа со внешними обстоятельствами
жизни. Образно говоря, я могу, конечно, научиться медитировать, не обращая
на него внимания на укусы слепней, но не проще ли просто пойти в помещение,
где их нет?! Таков принцип наименьшего сопротивления: не стоит искать
сложных путей там, где есть простые. Тем не менее, когда вы изменяете
свою жизнь, внешне обедняя ее, жертвуя чем-то ради высшего идеала – Любви,
Добра, Красоты, Истины и т.д., – вы по сути дела (по идее) строите «монастырь».
– АССОЦИАЦИИ (КСТАТИ): Два вектора смерти: «В природе смерти нет, но есть
покой и воля» (Пушкин); «Покоя нет, покой нам только снится» (Блок). Правильно
ли сказать, что первое суть иллюзия смерти и реальность жизни, а второе
– иллюзия жизни и реальность смерти? Впрочем, знаки «иллюзии-реальности»
(что чем считать) можно поменять – в зависимости от того, что брать в
качестве начала координат. Смерть – человеческая реальность (Альтер-эго,
Атман), жизнь – животная реальность (эго, природа, бессознательное). Человеческая
реальность (смерть) искусственна – «в природе ее (смерти) нет»; животная
реальность (жизнь) естественна, она не требует напряжения, она спокойна,
но в контексте человеческой реальности «покой нам только снится», т.е.
она иллюзорна.
– К удовольствию привыкнуть можно, к смерти – нельзя. Она, как заноза
в живом теле, вечно тревожит.
– Если не отказывать себе в удовольствиях, заболеешь и попадешь в лапы
эскулапов.
– Повторюсь. Противоположное реальному представление о монастыре суть
иллюзия места, где тебе не мешают; где можно, наконец, заняться своими
внутренними проблемами в уверенности, что мирская суета от тебя далека,
– ведь ты «ушел» от мира! Но в действительности все помехи останутся –
только уже в монастырском исполнении. Или переместятся внутрь, явившись
в качестве болезней или духовной слепоты и проч. В таком – иллюзорном
– смысле я иногда и говорю о «монастыре» – что вот, мол, дома не получается,
зато в монастыре… (где-то когда-то, а не здесь и сейчас).
30.07.05. (07-08.08.04).
PHI. ФИЗИК МНОГО
Следующим научным открытием будет, по видимому, то, что физика не одна
- физик много. Существует много картин одного и того же мира.
PSY. МЕСТО В БЫТИИ
Как будто идет борьба за место в бытии, место бытия, где может в данный
момент может находиться или сознание, или нечто бессознательное.
PSY. КТО КОГО (ПРОЕКТ «АТМАН»)
Тело – это место борьбы «я» и «мира».
Поле моего внимания, область моего самоосознавания, а, может быть, просто
мое тело – короче говоря, некое место (не обязательно в физическом пространстве,
может быть, место в бытии, реальности, идеальном пространстве) – точка,
которую я называю «я», не ощущая никак, кроме как своим умом, лишь свидетельствуя
или необоснованно утверждая «я есть», – эта точка не всегда осознаваема,
не всегда в ней присутствует «я», ум, свидетельствующий. Она может быть
занята чем-то иным – Бог весть чем! – сновидением, например, или аффектом
– страстью, всепоглощающим желанием. То есть сознание (ум), как бы мерцает
в бытии, привязанное к нему неведомой силой, позволяющей каждый раз идентифицировать
себя в этой связи. Я назову, не совсем точно, это место (точку, в которой
то появляется, то исчезает ум) телом (хотя мог бы назвать мозгом, а мог
бы – миром). Итак, между «я» и «миром» идет борьба за мое тело. Иногда
(очень часто, чаще, чем хотелось бы) верх одерживает мир и тогда сознание
спит – «я» отсутствует, ум не сознает себя. Но в другие моменты времени
я принадлежу сам себе, владею своим телом и делаю, что намереваюсь делать.
Конечно, это порочный анализ – анализ, разделяющий душу и тело. Дальше
логика такого подхода ведет к представлению о ценности того и другого,
далее – к «научному» механизму их взаимодействия и, наконец, – к тактике
«победы» одного над другим. А как иначе! – Ведь речь идет о борьбе! О
противоборстве! – Значит, как следствие, о победе, которая суть логический
нонсенс – как победа одного конца палки над другим, одной стороны медали
над другой.
? Тихон Задонский говорит: к Царству Божию редко кто идет от победы к
победе; большей частью движемся мы туда от поражения к поражению, но тот
доходит, который после каждого поражения встанет, покается и, не оплакивая
себя, пойдет вперед, дальше, все ближе и ближе к цели, к которой призывает
нас Господь (Сурожский, с.280).
? Самым большим грешником должен чувствовать себя святой, поскольку только
ему дано ощутить беспредельную глубину необоримости влечения.
И все же есть что-то бесконечно притягательное в таком подходе – быть
может, поскольку он открывает наблюдению бесконечность перехода от одного
к другому. Действительно, если присмотреться, то всегда можно заметить,
что есть момент равновесия в движении от «я» к «миру» или от «мира» к
«я» (первое интереснее, а последнее труднее заметить) – момент, когда
решение («я») и желание («мир»), интерес и скука, энтузиазм и усталость
уравновешивают друг друга и кажется, что можно качнуться в одну или другую
сторону и, однако, в этом балансировании есть вектор, гасящий или, напротив,
пробуждающий мое сознание. Итак, некоторое время (если вектор гасящий)
я еще ищу основания, почему я должен (должен себе самому и никому, и ничему
больше) что-то делать – даже сквозь усталость, бессмыслицу, скуку – с
какого-то момента чувствую, что апатия уже овладела мною и… далее, лишь
проснувшись, я могу попытаться реконструировать процесс исчезновения моего
«я». Только попытаться – безуспешно.
Вопрос, насколько все же реальна метапозиция «я» – не действующая, но
позволяющая наблюдать себя в ситуации отсутствия «я», точнее, отсутствия
«телесного самоосознания» («я» в теле – в месте противоборства)? Я говорю
о тотальной – непрерываемой – реальности «мета-я» (Атмана?).
? Тотальность выходит за пределы моего рождения – вся история до меня
суть игра; и моей смерти – все драмы и коллизии будущего человечества
тоже игра.
? Игра – это флуктуация Бытия. Игра – это спонтанность (в отличие от случайности
или хаоса).
? Игра – это тотальность смысла, смысл как бытие, бытие смысла.
PSY. САМОНАБЛЮДЕНИЕ. РАДОВАТЬСЯ
УДОВОЛЬСТВИЮ
Я заметил, что долженствование, желание и удовольствие суть три разные
вещи. Вернее, «я хочу» и «я должен», с одной стороны, и буду я ощущать
удовольствие при этом или нет, – с другой. Удовольствие лежит в другой
плоскости, чем действие. Я могу делать, что хочу и вовсе не получать от
этого удовольствия. И я могу делать, что должен, но не хочу и испытывать
удовольствие. Так же точно и в том случае, когда речь идет о действии,
которое я должен делать и хочу одновременно – нет никакой гарантии получения
удовольствия. Более того, даже предвкушая удовольствие от чего-то, я могу
«остаться с носом» – вместо удовольствия получить вдруг колоссальное разочарование.
– Конечно, удовольствие это не тот принцип, которым стоит руководствоваться
в жизни, но хорошо бы уметь радоваться ему, когда оно случается.
27.07.05. (06.08.04).
PR. ЗНАКОВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
? Страна, где оправдывают г-на "Япончика" и сажают г-на миллиардера.
? Страна, где оправдывают г-на бандита и сажают г-на предпринимателя.
PR. КУЛЬТУРА ТЕРРОРА
Теракты в Лондоне навевают, среди прочего, мысль о том, что культура
терроризма состоялась. Поэтому вопросы о враге, равно, как и о войне,
здесь бессмысленны. Бессмысленно спрашивать, как это сделал в своем шоу
Владимир Познер, кто же именно тот таинственный враг, с коим ведет войну
президент Владимир Путин?
? Бессмысленно также искать причины терроризма в нищете, несправедливости,
фанатизме - это лишь преходящие черты его имиджа. Причин нет.
? Можно предположить, среди прочего, что терроризм это программа самоуничтожения
человеческой цивилизации, которая вполне будет реализована, когда в руки
частных лиц попадет оружие, способное уничтожить все человечество разом.
PR. PHI. ПРИРОДА ТЕРРОРИЗМА
Можно предположить, что терроризм, в частности, - это реакция на тоталитаризацию
контроля жизни современного человека (посредством развития систем наблюдения
и компьютерной обработки больших массивов информации), расширение и углубление
коммуникационной близости людей (через совершенствование средств связи)
и общую тенденцию глобализации.
? Я думаю, что между терактом и хакерским взломом есть много общего –
в смысле самообоснования собственного права и возможности самостоятельной
же его реализации.
? Разумеется, я говорю лишь о терроризме нового поколения, терроризме,
так называемой, «Аль-Кайеды» – терроризме как таковом, как новейшей форме
человеческого социума, имеющего в основе своей мотивации только лишь импульс
выживания и не более того. Все прочие, особенно идеологические мотивы
этой формы бытия, от лукаваго.
? Эта форма терроризма – прямое следствие тоталитарных режимов, его суть
тотальное отрицание принципа человечности.
PR. МУДРЫЙ НАСТАВНИК В ОКРУЖЕНИИ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
По ТВ показали, как Путин встречался с активом молодежного движения
"Наши". Отсюда ассоциации:
? Снова вспомнились "наши" Александра Невзорова, которые кажутся
не в пример более массовыми и подлинными, чем "Наши" Яковенко.
? Президент сказал, что движение выживет, если не будет формальным и заорганизованным.
Бросается, однако, в глаза, что говорил он это представителям движения
формального и заорганизованного по-определению.
? Наконец, ну встретился и встретился бы втихаря - но зачем показывать
это на всю страну? Вопрос качества PR.
ДНЕВНИК. СЕГОДНЯ: «ТАКАЯ
ЖИЗНЬ»
Сегодня я встал в 9.00 утра, а примерно в 10.30 вспомнил, что решил
играть – относиться к жизни как к игре. Еще вчера. Вот. Такая жизнь.
? «Такая жизнь» – хорошее название для серии текстов.
PHI. ЭСТЕТИКА: ПО ПОВОДУ
ИСТИНЫ
По поводу истинности. По поводу объективной истины, абсолютной истины;
истины как таковой, существующей независимо от наблюдателя. По поводу
независимой от меня истины. По поводу, так называемого, «здравого смысла»,
который как бы всем понятен. По поводу нормы и сумасшествия. По поводу
всех этих вещей, поскольку с ними как-либо соотношусь я, постольку здесь
оказываются замешаны и другие люди, а, значит, это, в том числе, и вопрос
моего контакта с другими людьми – вопрос стиля жизни. Истинность это неотразимость
моего стиля взаимоотношений с людьми, а шире – стиля жизни. То есть истина
– это стиль. Подобно тому, как Бюффон, кажется, сказал, что «человек –
это стиль».
? Истина в моем роде, в моем стиле, в моем представлении.
? Если я предпочитаю утверждать истину в сумасшедшем доме, то кто меня
переубедит в ней? Если я предпочитаю утверждать истину в Академии Наук,
то кто поручится за нее?
PHI-PSY. КАК БЫТЬ С ЖЕЛАНИЕМ
Я заметил (или подумал), что даже слово, представление, образ – чистая
идея чего-то желаемого – идея желания – уже обладает неодолимой силой.
По принципу «коготок увяз, всей птичке пропасть». Идея желания, особенно
если оно (желание) реально воплотимо, будет разматываться и обрастать
плотью до тех пор, пока желание во всем своем объеме и плотной весомости
не будет удовлетворено. И этот процесс не может быть остановлен никакой
силой – вот что я имею ввиду под неодолимостью. Единственное, что можно
сделать – наблюдать за этим процессом. И все же, быть может, есть способ
одолеть желание, если ты хочешь от него уйти. Этот способ заключается
в том, чтобы сделать «экзистенциальный выбор» (далее я не поручусь на
правильность использования этого термина, но лишь за свое понимание его).
«Экзистенциальный выбор» – это решение, являющееся одновременно поступком;
решение столь же неотвратимо приводящее к определенным реальным следствиям,
как и желание; по сути, это решение, творящее новую сущность (вот почему
«экзистенциальное»). Однако, в отличие от желания, как бы всплывающего
из глубин бессознательного, «экзистенциальный выбор» происходит абсолютно
сознательно – осознанно, внезапно являясь из сознательного ничто. Единственное,
что их роднит – спонтанность. «Экзистенциальный выбор» действительно «уничтожает»
желание – просто потому, что переводит меня в другой – новый – мир, где
этого желания нет (по крайней мере, в данной ситуации). Это решение качественно
отличается от волевого усилия, хотя может быть внешне на него похожим.
Волевое решение суть действие силы; в то время как «экзистенциальный выбор»
суть действие Свободной Воли, которая, с одной стороны, – в Старом мире
– жертвует мною (моим желанием), а, с другой стороны, – в Новом мире –
позволяет мне родиться. При этом я могу ощущать как печаль, – оглядываясь
назад; так и радость, – смотря вперед. Смотря, как я ориентирован.
Срединный путь в данном случае – позиция, позволяющая идентифицировать,
заметить, как волевое, так и экзистенциальное решение, не влияя на них.
Это диалог со свойственной обоим действиям спонтанностью, которая не может
быть предсказуемой, по-определению, но с которой, как я понимаю, можно
находиться в творческой связи.
? Опрокинуть теологию в психологию.
? Довольно далекая ассоциация: «Хотя философом и движет философский эрос,
однако по отношению к бытию и его структурам он пытается сохранять отстраненную
объективность» (Тиллих, Пауль. Систематическая теология. Т. I-II. М.;
СПб.: Университетская книга, 2000, с.28).
? Эротика – это практика эстетики.
? По поводу «экзистенциального выбора». У меня есть такое представление
как «выполнимое решение» (в отличие от «невыполнимого решения») – в некотором
роде простая очень вещь – ощущение того, что то, что я решил, я сделаю
и есть все основания для того, чтобы сделать это. – Уверенность в своем
решении, которая основана на полноте внешних и внутренних обстоятельств,
– на том, что у меня достаточно сил и способностей, чтобы сделать это,
и на том, что все, что нужно для выполнения моего решения в мире имеется
и мне доступно. В сущности, очень простая вещь. Впрочем, если присмотреться,
может быть, дело обстоит еще проще, т.е. достаточно лишь одного внутреннего
ощущения, – могу ли я это сделать прямо сейчас?! Независимо ни от каких
внешних обстоятельств! – А внешние обстоятельства для меня в таком случае
выступают лишь в роли собеседника, отвечающего на вопрос, стоит ли это
делать сейчас? Или подождать? Или вовсе отказаться от «решения», которое
было и не решением вовсе, поскольку не было ощущения его выполнимости.
Ощущение выполнимости, «выполнимое решение» по сути уже «выполненное решение»
– высшая категория надежности, бытие как таковое, которое никто не в силах
ни подтвердить, ни опровергнуть.
24.07.05. (04-05.08.04).
ДНЕВНИК. PSY. В СОСТОЯНИИ
ИГРЫ…
Насколько реально все время находиться в состоянии игры? Более общий
вопрос, – реально ли вообще постоянно находиться в каком-либо одном состоянии
сколь бы прекрасно оно ни было? – Кажется, что состояние игры обладает
неким универсальным качеством по отношению к любому другому возможному
состоянию – ведь любое состояние (радости, печали, болезни и пр.) можно
играть?! То есть состояние игры выглядит как некая метапозиция – «метасостояние»
(аналогично, скажем, просветлению или творчеству) – по отношению ко всем
другим, более низким, приземленным, обыденным, состояниям. Вопрос: оказавшись
однажды в метапозиции, можно ли оставаться в ней постоянно? Или этому
– переходу в метапозицию – надо учиться? Подобно тому, как настоящее обучение
дзэн начинается после того, как ученик достиг просветления. Или этому
надо учиться всю жизнь? – Ведь каждое мгновение уникально!
– Я склонен остановиться на последнем – на том, что в метапозиции можно
находиться сколь угодно часто и как угодно долго, но этому надо учиться,
и, при том, учиться всю жизнь. Ибо ничто не дается без труда. Даже безмятежность.
– Впрочем, насколько реально – в плане качественного отличия от обычных
состояний – метасостояние?
– Гениальная актерская игра показывает, в сущности, очень обычные, банальные
состояния текущей жизни – рефлексируемые. Театр – это диалог между зрителем
и актером на уровне рефлексии (метапозиции, метасостояния).
LVD-TXT. ПЕРЕВОД НАБОКОВА
Будет ли это чересчур резко, если я скажу, что перевод Набокова «Алисы
в стране чудес» никуда не годится? Главное, что мне в нем не нравится
– чрезмерная русификация того, что должно оставаться чисто английским.
Так, Алису он называет Аней! – в этой детали вся фальшь его перевода!
Ведь ясно, что кэролловская Алиса – всего одна на все времена, а набоковских
Ань – мильон с хвостиком, – какую он имеет ввиду? В Алисе для меня есть
что-то хитрое и рыжее – лисье, как в Лисе-Алисе, по-западному замысловатое,
непростое. И этим-то она, я имею ввиду в том числе и сказку, и интересна.
От Ани же за весту несет чем-то таким простодушно-среднерусским, как стог
сена… Скучно.
– How it is great disappointment! From Nabokov.
– She took down a jar from one of the shelves as she passed; it was labelled
“ORANGE MARMALADE”, but to her great disappointment it was empty; so she
managed to put it back into one of the cupboards as she fell past it (Lewis
Carroll. Alice in Wonderland).
20.07.05. (02-03.08.04).
PHI-PSY. ОКОЛО ЭЛИАСА. МОНОПОЛИЯ
ДУХА
Церковь имеет такое же право на монополию духа, как власть – на жизнь,
и капитал – на собственность. В этом контексте дух столь же материален,
как тело или имущество.
PHI. ОКОЛО ПЕНРОУЗА. ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ
– ПОНИМАНИЕ
Осознание – пассивная функция понимания, свободная воля – активная функция.
Мельком Пенроуз замечает, что понимание оценочно. Однако, что значит
эта оценка? – Я полагаю, что это оценка – оценка с точки зрения выживания.
Иными словами, с точки зрения «вектора эволюции». И в этом смысле эта
оценка имеет бесконечно глубокие корни, ибо сам принцип бытия суть принцип
эволюционного утверждения. Понимание может быть как поверхностным (очевидным),
так и глубоким (интуитивным). (Хотя, впрочем, понятие «очевидности» можно
трактовать на всю глубину интуитивности). И в том, и в другом случае его
– понимания – результатом является ясность (инсайт, просветление). Можно
понять анекдот, чтобы рассказать его в кругу друзей, а можно ощутить смысл
жизни и изменить весь образ своего существования. И в первом, и во втором
случае мы можем сформулировать некие значения «понимания», которые характеризуют
его с точки зрения выживания или эволюции понимающего существа. В этом
контексте ИИ (искусственный интеллект) обретет качество понимания только
в том случае, если будет наделен способностью к выживанию – неукротимой
жаждой жизни. И в первую очередь, речь идет о выживании в конкуренции
с человеком, поскольку он существует лишь в среде человеческого интеллекта.
При таком подходе тривиальные фантастические сюжеты о войнах роботов приобретают
смысл. Итак, проблема создания ИИ суть проблема подключения компьютера
к эволюции, проблема подключения искусственного механизма к эволюции –
превращения механизма в существо. В такой постановке эта задача кажется
невероятной и неразрешимой. Однако если вспомнить о механизации человека,
как медицинской (биологической, телесной, материальной), так и интеллектуальной
(посредством создания интеллектуальных помощников и всей технической инфраструктуры
современной цивилизации); иначе говоря, если подойти к решению задачи
со стороны механизации существа (человека), что и так – стихийно – происходит
в мире, то эта задача может показаться вполне разрешимой. То есть один
из путей создания ИИ – превращение в него человека. В некотором роде,
это тоже конкуренция – только в сфере информационных структур (или, ближе
к жизни, – интеллектуально-культурных структур). (Пенроуз, Роджер. Тени
разума: в поисках науки о сознании. Часть 1: Понимание разума и новая
физика. – Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003).
Ah, that’s the great puzzle! (Alice in Wonderland).
В лаборатории ИИ никогда не достигнет настоящего понимания. С другой
стороны, даже в лабораторный эксперимент, опосредованно, связан с жизнью
– ведь его кто-то финансирует и, в конечном счете, от него ждут выгоды!
Внешне опосредованная, эта связь может быть реализована в глубокой – неосознаваемой
изобретателями – структуре эксперимента – таким образом, лабораторный
продукт имеет определенные шансы на успех. Т.е. сознание может быть создано
случайно.
Обратная связь, замыкаясь на решение частной задачи (будь то распознавание
образа или вычисление оптимальной траектории и т.д.), одновременно должна
быть замкнута на решение вопроса выживания всей системы – быть или не
быть ей как таковой? Это и есть аспект осознавания.
18.07.05. (01.08.04).
PR. ПО ПОВОДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАРРИ КАСПАРОВА
Незначительность его политических достижений мало вяжется с его успехом
в шахматах. Хотя, казалось бы, шахматы, как модель функционирования общества,
должны были бы давать методологию достижения успеха на общественном поприще.
Или шахматы зря сравнивают с обществом?
PR. ДЕЛО ЮКОСА: СТРАННАЯ
ЛОГИКА
Почему прокуратура предъявляет обвинения в убийстве Невзлину и не предъявляет
Ходорковскому? Чем один лучше другого?
? Между тем в деле могут появиться и новые лица. В заявлении Генпрокуратуры
указывается, что преступления планировались не только Невзлиным и Пичугиным,
но и "неустановленными следствием руководящими сотрудниками "ЮКОСа".
Евгений Рыбин, на которого, по версии следствия, Пичугин организовал два
покушения, уверен, что речь идет о Ходорковском. "Я буду удовлетворен
только тогда, когда Ходорковскому будут предъявлены обвинения как главному
организатору всех покушений и убийств", – заявил Рыбин газете "Известия".
(НА ХОДОРКОВСКОГО МОГУТ ПОВЕСИТЬ ДВА УБИЙСТВА. Николай КАРАВАЕВ. http://www.utro.ru/articles/print/2005/07/06/455752.shtml).
PR. УЛЫБКА АБРАМОВИЧА
Почему-то я вспомнил недавнюю (около месяца или больше назад?) аудиенцию
г-на Абрамовича у г-на Путина и подумал, что это был ведь единственный
случай, когда я услышал голос этого олигарха. Или почти единственный?
Все, что телезрители знают о нем, это то, что он молчит и улыбается. Как
Джоконда.
PHI-PSY. ОКОЛО ЭЛИАСА. «ПРОЦЕСС
ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Для меня представляется совершенно очевидным, что по мере развития социума
каждый отдельный человек становится все более зависим от него. В том числе,
и физически. Но, с другой стороны, он при этом получает в свое личное
распоряжение все более мощные инструменты воздействия на природу, делающие
его как бы все более независимым от этой природы. То есть по мере усиления
(углубления) интеграции человека в общество, идет противоположный процесс
его индивидуализации как независимого от природы и, в том числе, от общества
существа.
– Человек силен силами всего человечества и в этом же его слабость.
– Процесс монополизации сопровождается встречным процессом дифференциации,
открывающим новые, еще не монополизированные области бытия.
PHI-PSY. ЦИТАТЫ. ОКОЛО ЭЛИАСА.
КОНТРОЛЬ НАД АФФЕКТАМИ
Развившийся в обществе и достигший высокого уровня контроль над аффектами,
которому каждый индивид обучается в детстве и который осуществляется каждым
индивидом, был необходим для того, чтобы на место одной картины мира,
где центральное место отводилось Земле и живущим на ней людям, пришла
другая, гелиоцентрическая (Элиас, Норберт. О процессе цивилизации. Социогенетические
и психогенетические исследования. Том 1. Изменения в поведении высшего
слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001, с.37).
«Рациональное мышление» или «моральная совесть» прочно укореняются между
влечениями и чувственными импульсами, с одной стороны, и мускулатурой,
с другой (с.39).
Усиление «контроля над аффектами» – прямая дорога к ИИ («искусственному
интеллекту»), ибо, что такое этот «контроль» с точки зрения антропоцентрического
принципа, как не дальнейшее смещение положения человека к периферии мира
– сознания вслед за телом.
Дихотомия «внутреннего» и «внешнего» глубже, чем может показаться на
первый взгляд. В своей основе она доходит до монофилетического или полифилетического
представлений о происхождении Вселенной. Иначе говоря, был ли Большой
взрыв один или их было много (кстати, как мне кажется, это вопрос, которым
современная физика вовсе не задается)? Иначе говоря, речь идет о холистичности
(внутренний, процессуальный принцип) или дробности (внешний, функциональный
принцип) мира. – Если не сказать, что на самом деле имеют место оба эти
принципа одновременно. В последнем утверждении все выглядит истинным,
кроме оборота «на самом деле», который представляется не более чем художественной
ложью ради завершения образа мысли. Ибо – на самом деле – у меня нет ни
слов, ни иных средств, посредством которых я мог бы…
|