|
Тезисы доклада:«Гуманитарные основы экологического образования»
Психологические механизмы образования и решение проблем экологического обучения
1. Основная проблема образования – это противоречие между методами обучения и принципами образования.
2. Информационное эрзац-образование как противоположность образованию классическому.
3. Механизм создания устойчивых образов новых знаний.
4. Что подвигает человека на различные поступки?
5. Особенности взаимного влияния учителя и ученика.
6. Классический менталитет экологического обучения.
7. «Созидание» и «разрушение» в эмоциональной сфере человека.
8. «Мужской» и «женский» типы преподавания.
9. Может ли человек «не гадить»?
10. Гуманизация человека – самое «простое» решение экологических проблем.
11. Методы экологического обучения учителей и вредителей.
Степанищев Игорь
Гуманитарные основыэкологического образования
Исследование психологических механизмов образованиядля решения проблем экологического обучения
Запев
На самом деле – всё очень просто. Хотя, на первый взгляд, может показаться сложным. Поскольку, сложность, как известно – это простота, рассказанная подробно. По определению, «экологическое образование» можно представить как создание у человека устойчивых управляющих образов (или программ поведения), соответствующих законам Природы. В результате такого образования человек своей деятельностью не нарушает гармоничного природного равновесия. Причём, Природа с её законами рассматривается в современной интерпретации: в диапазоне от физического её понимания (леса-поля-лягушки) до духовно-нравственных категорий гармонии человека и Космоса. Отложив на время экологическую сторону образования, попробуем разобраться в самих принципах образования и обучения. Начнём с того, что обучение и образование – это разные процессы. И, как выясняется, одно не обязательно вытекает из другого. Образование – это усвоение знаний или создание тех самых управляющих внутренних образов-программ, меняющих мировоззрение методом обучения. То есть, образование – цель, а обучение – путь, ведущий к цели; правда, не всегда. Сама проблематика экологического и любого другого образования возникает из-за того, что традиционные подходы к обучению или не достигают целей образования, или, в неявной форме, ставят перед собой совсем другие цели. Ведь не секрет, что нынешнее обучение вместо образования даёт в основном насыщение информацией и методами её обработки. Уже сегодня рост информации на порядки превышает возможности её практического применения. С превращением информации в товар, понятие «информация» стало синонимично понятию «знание». В то же время знание, как умение делать что-то реальное, заняло в обучении малопочётное место этакой «резьбы по дереву» и в последнее время связано, в основном, с умением работать с той же информацией, как с полезным ископаемым: добывать её, обрабатывать и продавать. При этом, исходя из свойств человеческой психики, информация воспринимается (в смысле образования) тем глубже, чем более она знакома человеку по личному опыту. Чем информация дальше от личного опыта человека, тем стремительнее пролетает она путь от одного его уха до другого..., создавая слабые, недееспособные, быстро исчезающие внутренние образы-программы. Если же новая информация противоречит сложившемуся мировоззрению человека, то он либо её просто не воспринимает, либо она вызовет у него отрицательную эмоциональную реакцию. Так уж устроен человек: образование или создание устойчивых образов новых знаний происходит у него только на основании личного опыта. Новые знания этимологически правильнее было бы называть новыми умениями, то есть новыми способностями, сформировавшимися благодаря действиям на основе новой информации. Личный опыт – это действия, производимые самим человеком: действия физические, интеллектуальные, эмоциональные и иные, глубоко субъективные. Причём, если образование происходит, то происходит оно на том же самом уровне, на котором с человеком случился личный опыт. Для примера: прыгнул – образовался физически, решил кроссворд – образовался интеллектуально, эмоциями на что-то отреагировал – образовался эмоционально, молитву прочитал – образовался духовно, и т.д. То есть, сделал реально что-то один раз, значит, сможешь на основе этого сделать (образовать) повторение опыта. И здесь самое время вернуться к исключительному положению эмоций в процессах обучения и образования. Суть
Как известно, мы живём в информационно-энергетическом мире, в котором информация являет собой относительно стабильные формы, а энергия наоборот – текучие. Но, главное в том, что энергия является движителем любых процессов. Это – в широком, так сказать, смысле. А что же является движителем в узком, в человеческом смысле? Что подвигает нас на различные поступки? Желание! Желание что-то сделать, чего-то добиться. А раз так, то получается, что желание – это движитель или выражение энергии нашей человеческой сущности. С одной стороны желание можно определить словами: «Я хочу...». А c другой стороны словосочетание «Я хочу...» представляет собою простейшее словесное выражение эмоций. В целом это говорит о том, что существует только одна основная эмоциональная реакция – желание. Желание имеет четыре различных эмоциональных проявления, которые надо понимать в широком смысле:
«Страх» – желание убежать;
«Гнев» – желание борьбы;
«Печаль» – желание перемен;
«Радость» – желание жизни.
Необходимо отметить, что каждая из этих четырёх эмоций может представляться в многочисленных формах, создавая тем самым иллюзию бесконечного многообразия эмоциональных проявлений человека. Слово «эмоция» происходит от латинского emovere – возбуждать, волновать, и означает психическое (душевное) переживание. Давайте проследим этимологию слова «переживание». Переживание это пере–живание. Приставка «пере-» означает переход, перемещение из одной точки в другую. Другую часть слова, «-живание» можно представить, как живость, жизненность или некий жизненный процесс. Всё вместе означает, что «переживание» – это живое, жизненное перемещение. Технически выражаясь – это движение или действие. Таким образом, эмоция – это душевное движение в каком-то направлении или желание куда-то двинуться. Итак, можно сказать, что все четыре вышеназванные эмоции – это желания двигаться (действовать) в определённых направлениях. Причём, эти желания возникают как ответные реакции на восприятие как внешних, так и внутренних раздражителей и являются как бы вторичными импульсами, возникающими в процессе акта восприятия. Проще говоря, в процессе обучения «разумному, доброму, вечному» можно вызвать у обучающегося четыре типа эмоциональных реакций различной степени остроты:
1. неприятие и желание бежать куда глаза глядят от ощущения осознанной или неосознанной угрозы (страх);
2. неприятие и желание вступить в скрытое или открытое противоборство: интеллектуальное, эмоциональное, а, возможно, и физическое (гнев);
3. неприятие, тоску и жажду чего-то другого, возможно более интересного или полезного (печаль);
4. приятие процесса обучения, удовлетворение от нахождения в потоке интересной информации, желание продолжать в том же духе и внимать, внимать, внимать…(радость).
Как видим, в трёх из четырёх возможных случаев, в результате негативной эмоциональной ответной реакции на восприятие, происходит отключение ученика от процесса обучения. Вследствие этого образовательный процесс становится принципиально неуправляемым и малоэффективным. Кроме того, стоит отметить, что, желание, как основная эмоциональная реакция, имеет не четыре эмоциональных проявления, а, в конечном итоге, только два: приятие и неприятие, которые эмоционально воспринимаются человеком, как желание приблизиться и желание удалиться, как чувство притяжение и отталкивание, как любовь и нелюбовь... Механика Обучение, ведущее к образованию, технически представляет собой информационно-энергетический поток, идущий от учителя к ученику и создающий в сознании ученика прообразы будущих знаний. Собственно знания (умения), как мы уже знаем, ученик получит, пропустив полезную информацию учителя через «горнило» личного опыта. Теперь о потоке, несущем бесценную информацию страждущему ученику. С собственно «чистой» информацией вроде бы всё понятно – пять физических чувств её дружно регистрируют и отправляют на осознание в аналитические центры ученика. И вот тут-то и случается «закавыка» номер раз. Как вы помните, в результате любого акта восприятия возникают вторичные (ответные) импульсы под названием эмоции, и далеко не все они позволяют ученику продолжать наслаждаться информацией учителя. Бог его знает, почему может возникнуть у ученика неприятие вполне безобидной информации. Может быть, с частью этой информации (тема, слово, смысловое словосочетание) ученик случайно познакомился в глубоком детстве во время своей первой показательной порки? А может быть ещё тысяча и одна негативная причина, кто знает? Факт в том, что редкая информация «долетит до середины ученика», не затронув мутные воды его подсознания и не вытолкнув оттуда соответствующие эмоции. А теперь – «закавыка» номер два. Информация, идущая от человека к человеку не бывает «чистой»! Рождаясь в голове у учителя, информация в первую очередь воспринимается, осмысляясь (иногда, правда не совсем осознанно, то есть подсознательно), самим учителем. А восприятие это порождает соответствующий поток учительских эмоций (которые, напомню, играют у человека роль энергии, и, сообразно энергиям, легко распространяются в разные стороны). И, вот, от учителя к ученику летит уже не «чисто информационный», а полноценный информационно-энергетический поток, как и положено в нашем информационно-энергетическом мире. Далее, эмоциональная энергия учителя (хорошо, если добрая) по закону энергетического резонанса возбуждает аналогичные эмоции в ученике. И теперь эмоции ученика, возбуждённые информацией учителя, смешиваются с эмоциями, возбуждёнными эмоциями учителя, в некий эмоциональный компот, в котором, по определению, вероятен троекратный перевес эмоционального неприятия информации над её приятием. Попросту говоря, ученику, возможно, хочется сбежать с занятия в три раза сильнее, чем остаться! Но, ведь от этого зависит восприятие информации, не говоря уж об её усвоении. А, кроме того, эмоции ученика также в ответ резонансно возбуждают эмоции учителя, точнее вносят в них корректировку, что вызывает эмоциональную взаимозависимость учителя и ученика. В этом, кстати, и заключается известный эффект «хорошего» или «плохого» зала для лекторов и артистов. И последнее, учитывая общее психоэмоциональное состояние нашей страны, нашего народа, трудно рассчитывать на стабильно-радостное восприятие учебной информации. Что, собственно и наблюдается, как в средних, так и в высших учебных заведениях. Весело, правда? Однако эмоциональный дискомфорт при обучении как бы не мешает нашему народу учиться и получать образование, то есть сдавать экзамены и получать дипломы – необходимость заставляет. Но, тот же эмоциональный дискомфорт или, вернее сказать, продолжительное пребывание в негативных эмоциональных состояниях, как во время обучения, так и в обычной жизни, постепенно становится определяющим фактором катастрофического положения в области экологического образования и экологии в целом. С чем это связано? Попробуем понять. Экология и жизньСначала – классика. Экология подразумевает сохранение жизни природы во всех её проявлениях, в основном с точки зрения человека (экологически грамотного, конечно). А среди явных проявлений жизни для человека существует всего три уровня – физический (здоровье в широком смысле), эмоциональный и интеллектуальный (ещё говорят – ментальный). Экологический вред, наносимый природе, принято рассматривать, только на физическом уровне (подрыв здоровья лесов-полей-лягушек). Далее, вред наносится человеком, который не понимает, что... (неправильный менталитет), и который не любит природу (она вызывает у него негативные эмоции). В последнее плохо верится, так как даже самый отпетый эко-вредитель не прочь посидеть у чистой речки и попить без опаски из неё водички. Хотя, конечно, каждому в душу не заглянешь. А экологические проблемы – это всё от бедности, или от жадности, или по недомыслию... В общем, не понимают люди, что... (неправильный менталитет). Правильный вывод напрашивается сам собою: исправляем менталитет (грамотно объясняем что к чему), человек начинает понимать, что..., и глядь – уже стал приносить матушке-Природе вместо вреда сплошную экологическую пользу. Ура! Цель экологического образования достигнута, пора накрывать на стол. Тост! И тут встаёт из-за стола грозный эколог, грохает меж рюмок кулаком и свирепо так говорит: «Гадили, гадят и будут гадить!.. А то... всех нас тут уволят к этой..., к к-кузькиной матери... За что и выпьем!». И как тут не сказать, что прав, ох как прав экологический пророк, аж оторопь берёт. Ведь, правда: учат их, балбесов-вредителей, учат (за хорошие деньги, между прочим), а они всё равно – гадят и гадят, как сговорились. И повисает в банкетном дыму загадочный вопрос: «А вдруг они вообще... не могут не гадить?». Вопрос достойный рассмотрения, причём самого пристального! По причине того, что все остальные вопросы вроде как уже рассмотрены, а фактическое ухудшение экологической обстановки на планете если и тормозится, то в основном карательными методами, которые в нашей стране – ой, как не эффективны. И, самое обидное, что на весь этот бардак экологическое образование (в существующем виде) никак повлиять не может, ну, разве что деньги потратить, да дать слово эко-оракулам – пускай себе говорят и говорят, говорят и говорят..., чтобы было нам, экологам, за что выпить! А теперь – шутки в сторону. Давайте, наконец, разбираться, почему живой человек уничтожает живую природу вокруг себя, пусть даже и не всегда осознанно. Война и мирВспомним, что двигает человека в ту или иную сторону? Желание! Желание двигаться. Желание предстаёт в виде 4-х возможных эмоций или направлений движения (см. стр.2). Так куда же движется наш эко-вредитель? А движется он, судя по результатам движения, в сторону борьбы и перемен под воздействием лидирующих, хотя и плохо осознаваемых им, эмоций гнева и печали. И движет им подспудное желание вступить с природой в противоборство с жаждой создать на её месте нечто более полезное или интересное для себя. Собственно говоря, в ту же самую сторону движется и всё человечество с тех самых пор, как пришло в себя от ужаса перед дикими силами природы и перестало от них убегать и прятаться. Просто человечество пока не заметило, что уже выиграло эту войну, и по инерции никак не может остановиться, пренебрегая даже правами природы, как военнопленной. О чём так горько и тоскуют экологи. А теперь задумаемся: из четырёх возможных человеческих эмоций, или «движений души», три, в той или иной форме, ведут к разрушению, и только одна ведёт к жизни, к созиданию. Исходя из длительности борьбы человечества с природой, можно с уверенностью предположить, что на глубоком архетипическом (а, возможно, уже и генетическом) уровне у человека построилась могучая программа возбуждения эмоций разрушения от реакции на внешние или внутренние раздражители (наверное, именно поэтому человеку так легко быть плохим). Есть, конечно, у человека программа возбуждения эмоции радости, то есть желания созидания, жизни – ведь хочется же нам жить, несмотря ни на что. Однако, из опыта видно, что программа «эмоций созидания» по своей силе явно уступает программе «эмоций разрушения» – радуемся мы с удовольствием, но редко, а вот боимся чего-либо, боремся с трудностями или желаем изменить что-то в своей жизни – не в пример как чаще. Как будто толкает нас что-то на конфликты и неприятности. Как будто сама жизнь так устроена. Ну, в общем, так оно и есть. Существует во всём этом некая высшая разумная необходимость, но, понять и, особенно, принять её под силу разве что тем, кто озабочен идеями самосовершенствования и обычной жизнью жить больше не может. А простой человек, как в афоризме: хочет как лучше, а получается, как всегда. То есть, внутренняя предрасположенность к разрушению чаще всего пересиливает у него благие намерения созидания. И надо понимать, что это не шутки, что это серьёзно, что из-за этого у большинства людей собственная жизнь никак не может наладиться, а не только какая-то там экология. Эмоции, выражающие желания – это могучие силы подсознания, заставляющие человека совершать поступки, минуя контроль его сознания. У человека иногда складывается забавное впечатление, что поступил он по собственной воле, хотя думал поступить иначе. По сути дела – это правда. Ведь воля – это энергия совершения поступка, действия, движения в определённом направлении..., а этим как раз и заведуют эмоции. Если ещё раз посмотреть на градацию архетипических эмоциональных реакций (желаний) человека, то увидим ступенчатый переход от выживания (страх – желание убежать), через борьбу активную (гнев – желание вступить в противоборство), через неприятие пассивное (печаль – желание перемен), и, наконец, – к принятию жизни в широком смысле (радость – желание жизни). Таким образом, три фазы отрицания жизни, как не совместимой с потребностями человека, постепенно ослабляясь, заканчиваются фазой принятия жизни – актом единения потребностей человека с реальными возможностями, предоставляемыми жизнью. Многоступенчатое движение «от жизни» постепенно преобразуется в качественно противоположное – в движение «к жизни». Очевидно, это связано с эволюцией человеческого осознания. А раз это так, то эмоция радости, как желание жизни, ведущая человека к чувственному единению со всеми формами жизни – это наше светлое экологическое, но, увы, пока ещё далёкое, будущее. Ах! Как бы нам его приблизить методами экологического образования?.. Гуманизация… человекаОсновной чертой человека является то, что он… живой. Интерес к неживым людям считается неприличным и касается, как правило, наследия покойного. Наследие привлекательно вследствие того, что имеет некоторый оттенок «живости», так как является результатом жизни человека. Отсюда и делается вывод, что в человеке главное – сама жизнь, её особенности и результаты. Эмоцией, связанной с процессом жизни, является, как мы помним, эмоция “радости”, поэтому гуманность, или по-русски – человечность, определяется именно этим психоэмоциональным состоянием. Ну в самом деле, кому интересно общаться с человеком, находящимся в состоянии страха, гнева или печали? Только психотерапевтам – за большие деньги. То, что эволюционная борьба за выживание наградила человека букетом «нечеловеческих» эмоций, говорит о том, что нынешний человек… не совсем ещё человек. С другой стороны, в семантике одного из древнейших языков Земли человек – это вечный ученик. Но, чему он должен учиться, к каким знаниям и умениям стремиться? Наверное, к тем, которые у него отсутствуют. А какие знания-умения, или способности, у человека слабо выражены? Мы об этом уже говорили – это способности к устойчивому психоэмоциональному состоянию «радости», как возможности устойчивого движения в сторону жизни во всём многообразий её проявлений. А ведь именно это состояние рассматривалось нами, как наиболее близкое к понятию гуманизма. Вот и выходит, что нынешнему человеку не хватает гуманизма, а гуманизация – задача его эволюционного развития. Иначе он и дальше будет барахтаться между выживанием и разнообразными угрозами жизни. Причём, технократическое развитие цивилизации только расширяет спектр этих угроз, а погружение в «нечеловеческие» эмоции – углубляет их. Здесь мы переходим к более глубокому рассмотрению основных принципов обучения, ведущих или не ведущих к экологическому образованию. Принципы На сегодняшний день существует множество различных способов обучения. Однако с точки зрения подачи информации их можно условно разделить на «мужские» и «женские» (по принадлежности к соответствующим принципам), с многочисленными, естественно, промежуточными градациями. На это можно, конечно, возразить. Но, не вдаваясь в эзотерические подробности, а, просто оглядевшись вокруг, замечаешь, что все явления в этой жизни носят характер либо «мужского», либо «женского» принципа, в самом широком смысле. Так вот, если брать крайний «мужской» тип преподавания (сильно интеллектуальный, но слабо эмоциональный), то это будет примерно следующее: очень логичная, сухая (почти безэмоциональная), объёмная, «чистая», так сказать, информация этакого серьёзного учёного мужа, которому не до шуток, и который очень боится что-нибудь растерять и не донести из того бесценного груза, от которого сам вот-вот лопнет. Такие преподаватели, к сожалению, забывают, что «чистая» информация для человека – вещь виртуальная, то есть реально не существующая, являющаяся лишь следом реального события. Следовательно, сущность человека такая информация глубоко не затрагивает, мировоззрение его не меняет, и, в конечном итоге – нового образования не даёт, то есть не создаёт в его подсознании новых устойчивых образов-программ управляющих будущим поведением человека. Крайний «женский» тип преподавания (сильно эмоциональный, но слабо интеллектуальный) – это хлопотливо-бестолковое объяснение, почти «на пальцах», при котором, несмотря на взрывоопасную эмоциональную атмосферу, интуитивно всё становится понятно почти с самого начала, как в мексиканском сериале. Реальное же преподавание склоняется либо к «мужскому», либо к «женскому» типу под разными углами склонения, и зависит от преподавателя. Итак, основной способ обучения, с целью добиться экологического образования, сегодня примерно следующий. Это – передача полезной информации сначала в благодушно-приподнятом, потом в патетически-пафосном, и затем в напряжённо-озабоченном психо-эмоциональных состояниях различной степени тяжести. Теперь рассмотрим подробнее гамму эмоциональных реакций преподавателя: радость (приподнятое благодушие), гнев (пафос борьбы с плохим во славу хорошего), страх (напряжённость от боязни что-то упустить), печаль (озабоченность от необходимости заложить в бестолковые головы эко-вредителей идею изменения своего мировоззрения в сторону торжества экологии). В общем, полный набор классических эмоций. Причём опыт показывает, что радостное благодушие – эта единственная созидательная эмоция, только и способная родить у человека желание двинуться на созидание чего-то жизненно важного, почему-то вдруг испаряется, как только речь начинает заходить ну об очень «сурьёзных» вещах. Радость стремительно уступает место различным внушительным, но, к сожалению, разрушительным эмоциям, могущим привести человека куда угодно, но только не в лоно экологии, не к желанию Жизни как таковой. Итак, суммируя обретённые познания, делаем очередной, до смешного очевидный вывод: простота решения проблемы экологии, обещанная в самом начале, заключается в том, что человек экологичен, пока он радостен! Так как при «включении» эмоции радости, человек автоматически начинает испытывать подсознательную тягу к жизни во всех её проявлениях. Он желает жизнь, он стремится к ней, он её искренне любит! А в этом состоянии человек и самой Природе, как выражению жизни в целом, и любому её частному проявлению никогда навредить не сможет. Не сможет просто по определению. Так как, в силу своего устройства, человек одномоментно может производить только одно действие, а этот «момент» у него уже занят желанием сделать что-то жизнеутверждающее. Ну, вот вам и решение проблемы с экологией! Теоретически, конечно... А теперь самое время задать классический вопрос Остапа Бендера: «…Технику этого дела знаете?». Метода Вернёмся к рассмотрению существующих методов обучения или преподавания. Так вот, «или» здесь никак не подходит, так как обучение и преподавание – это «две большие разницы». Обучая, учитель берёт на себя ответственность – дать ученику образование. Преподаватель же напротив, берёт на себя только функцию информационного передатчика: «Я тебе пре-подаю (пере-даю), а ты уж, голубчик, хочешь, бери моё «давание», а хочешь, – нет. А нужна будет справка об образовании (диплом) – покажи, душа моя, что же ты такого от меня взял (экзамен)». В итоге фактическая ответственность за образование переходит к ученику. Это позволяет преподавателю не напрягаться «всеми фибрами своей души», в результате чего настоящее обучение всё больше становится похожим на чистое информирование. И всё было бы ничего, если бы не проблемы с экологией. Дело в том, что в процессе такого обучения преподаватель, озабоченный информационной стороной дела, не может и не хочет контролировать свои эмоции. Во-первых, потому что не умеет, и, во-вторых, потому что не придаёт этому значения. В результате такого обучения желание «дать энергию жизни» воспринятой информации в обучающемся возникает случайно и довольно редко – в зависимости от хорошего настроения преподавателя (механизм этого процесса описан выше). В обычном образовании важно дать человеку инструмент, а вот будет он его использовать или не будет – это уже забота самого человека. И только в экологическом образовании так важно, чтобы информация, переданная ученику, стала его реальным знанием, то есть была бы опробована им на личном опыте, и в дальнейшем стала бы лидирующей программой его поведения. Поэтому методы экологического обучения должны быть основаны на созидательности, жизнеутверждении и любви к природе. Это, в конечном итоге, приводит к устойчивому (подсознательному) психо-эмоциональному состоянию «радости» как желанию жизни, которое и передаётся от учителя к ученику во время обучения. Именно такие методы обучения, возбуждающие в человеке желание жизни во всевозможных формах и проявлениях, предлагается в дальнейшем называть экологичными. И вот, мы приходим к первому методологическому выводу: – прежде, чем экологически образовывать эко-вредителей, необходимо создать для этого профессиональных эко-учителей, то есть научить самих специалистов-преподавателей новым экологичным методам обучения. А, тут и второй вывод напрашивается: – ответственность за результаты экологического образования должна быть полностью возложена на эко-учителя. По поводу второго вывода. На основании уже рассмотренного нами материала, не трудно догадаться, что человек действует, как бортовой компьютер – какую программу в него «заложил», в такую сторону он и «полетел». Надо только умело заложить правильную программу. В этом нет ничего обидного, просто мы так устроены. Программа – это записанный в подсознании личный опыт, позволяющий человеку его автоматически повторить. Обучение эко-учителяЕсли отложить в сторону морально-этические комплексы, связанные со свободой выбора (думаю, у вас уже посеялись зёрна сомнения относительно «свободы» этого самого «выбора»), то экологическое образование представляется в следующем упрощённом виде:
1. Сначала программируется (обучается) учитель на умение экологично преподавать свой предмет.
2. Затем эко-учитель программирует (своим обучением) ученика на безусловную любовь к лесам-полям-лягушкам.
Также видятся следующие цели эко-обучения:
1. Эко-учитель должен быть абсолютно убеждён в том, что только он сам своим психо-эмоциональным состоянием зажигает искру эко-сознания в ученике. Также он должен понимать, что информация, которую он при этом дает, – вторична по значимости и играет роль «запала», возбуждая в человеке относительно слабые эмоциональные желания «созидать» или «разрушать».
2. Эко-учитель должен уметь создавать и профессионально поддерживать в себе созидательное психоэмоциональное состояние «радости»* во время передачи полезной информации ученикам.
3. Эко-учитель должен уметь проводить (в идеале – создавать) тренинги, закрепляющие позитивный экологический опыт у обучающихся.
Задача образования эко-учителей – главная и первостепенная, так как прошло уже достаточно времени, чтобы убедиться, что с помощью только специалистов-экологов эффекта экологического образования достичь пока невозможно. Это были и будут зря потраченные деньги спонсоров и, несколько обременённый учёбой, отдых обучающихся. Обучение эко-вредителяЦели обучения святы и всем понятны, поэтому поговорим об условиях. Условие обучения первое. Добровольность. Возникает на презентации под воздействием обаяния профессионального эко-учителя. «Обаяние», как вы прекрасно понимаете, должно быть тщательно отрепетированным и весьма интенсивным... Достигается упражнениями. Условие обучения второе. Обучение проводится только профессионально подготовленными эко-учителями. Главное – это ни в коем случае нельзя поддаваться на соблазн традиционного приглашения в качестве преподавателей известных (или не очень) специалистов-экологов, не прошедших курс обучения на эко-учителя. Иначе, вместо эко-образования, результатом опять будет праздный интерес и иллюзия престижности. Для обучения применяются информационные и тренинговые методы, специализированные в различных областях экологии. Информационные методы нужны, в основном, для снятия барьера непонимания и, как результата, подсознательного неприятия обучения. Поэтому, человек должен получить логичные ответы на вопросы типа: «А, зачем мне это нужно?.. А, что это со мной будут делать?.. А, не сойду ли я с ума?.. И тому подобные». В идеале, главным результатом для того, кто получил экологическое образование, должна стать мощная программа подсознания, генерирующая поток созидательных эмоций «радости», как желания жизни в широком смысле, и проявляющаяся в интуитивном желании единства человека и Природы. УпражненияО пользе тренингов. Информационно-эмоциональный поток учебной информации, индифферентно воспринимаемый обучаемым, приводит лишь к слабому развитию и так от природы слабой (в смысле влияния на дееспособность) сферы интеллекта, а также, в зависимости от преподавателя, к, возможно, сильному развитию эмоциональной сферы, однако, не известно в какую сторону. Даже если преподавание произведено экологически грамотно, это ещё не значит, что образованный ученик совершит действия, которые от него ожидают. Всё может остаться в потенциале, так как не было реального действия-движения в указанном направлении, то есть не было реального личного опыта. А мы помним, что только новый личный опыт образует новую программу будущего нового поведения. Поэтому и были придуманы тренинги – игры в реальность на заданную тему. В качестве примера можно привести интересные, с точки зрения игры в реальность, тренинги, как раз и ведущие к развитию способностей произвольного вхождения в психоэмоциональное состояние «радости», а также в некоторые другие созидательные состояния психики. Кроме эмоционального удовольствия, получаемого в ходе тренинга, в качестве «побочного эффекта» у человека развиваются способности к самому настоящему, строго позитивному управляемому моделированию (программированию) реальности на событийном уровне. А, это уже позволяет произвольно создавать благоприятные ситуации в собственной жизни... Вот, что значит «дружба» с Жизнью! Однако эти «чудеса» уже настолько субъективны, что познаются исключительно на личном опыте. ИтогИтак, заканчивая исследование*, больше похожее на уговаривание, невольно приходишь к мысли из Святого Писания: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи!..». То есть, для решения проблемы с экологией нужна когорта просвещённых эко-учителей, которые будут поднимать сознание человека на новый экологический уровень. Остаётся только один вопрос. Кто пойдёт в эти «святые» волонтёры? Кто захочет стать эко-учителем, экоучем нового времени? Экологи, для которых борьба с эко-проблемами давно стала доходным промыслом? Или «зелёные бойцы», для которых борьба за экологию стала важнее самой экологии? Или профессиональные педагоги-психологи, желающие поскорее забыть всё, чему их учили, и полные «зелёного» энтузиазма? И, видится: летит над этим «зелёным» морем белый аист – энтузиаст-эколог, печальный от затаённого желания ну хоть что-то изменить. На него, видимо, вся надежда. Потому что, как справедливо пел Юрий Антонов: «...От печали до радости рукою подать!..».
* «радость», как психоэмоциональное состояние – это своеобразное тонкое чувство, весьма далёкое от вульгарного веселья. Искусство произвольного вхождения в это состояние достигается специальными упражнениями. * В статье были использованы материалы ряда исследователей в области психологии и образования, за что автор им искренне признателен, и в чём готов честно сознаться.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|