|
Глава МЭРТ высказался за строительство частных тюрем с «услугами» Появление частных тюрем «поможет существенно улучшить пенитенциарную систему России». Такое заявление сделал на конференции «Инвестиции в будущее России» глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, эта идея сейчас детально рассматривается и вполне может быть реализована в духе «партнерства между бизнесом и властью». В результате, по словам министра, появится возможность «сделать более эффективным оказание некоторых услуг, которые в настоящее время предоставляются только государством». Заявление Грефа можно было бы трактовать в ироническом ключе: слова о «партнерстве» между властью и бизнесменами и повышение эффективности соответствующих «услуг» приобретают специфический оттенок на фоне продолжающегося «дела ЮКОСа» и слов помощника президента Игоря Шувалова о том, что это дело – «только начало пути» других НК (если таковые не раскаются и добровольно не возместят налоговую «недосдачу»). А с учетом названия конференции, на которой выступил глава МЭРТ, его слова приобретают оттенок черного юмора: инвестируйте в свое будущее, господа олигархи, заранее готовьте себе комфортабельные места с соответствующим набором услуг в СИЗО и исправительных учреждениях. Но в каждой шутке или ироническом замечании есть, как известно, только доля юмора. Вообще же ведомство Грефа, обуреваемое поистине маниакальной идеей приватизировать все и вся – от предприятий оборонки до НИИ и образовательных учреждений, – настроено весьма серьезно, и вполне возможно, что так же серьезно относится к мысли о передаче в частные руки объектов ГУИН. Что на очереди – таможенные посты или объекты Минобороны – остается только догадываться. На самом деле тема, затронутая МЭРТ, оставляет не так уж много поводов для шуток. Несмотря на многочисленные реформы, начатые в 1998 г. с передачи ГУИН от МВД Минюсту, продолженные введением нового УПК и т.д., ситуация в следственных изоляторах и местах отбывания наказаний не слишком изменилась к лучшему. Хотя число заключенных в стране (включая обитателей СИЗО) сократилась с 1250 тыс. до 850 тыс. и соответствующая «жилплощадь» возросла, все же последней далеко до европейских норм (4 кв. м на человека). Между прочим, эти нормы (включая и нормы питания, и права заключенных) Россия, вступая в Совет Европы, обязалась соблюдать. Перенаселенность тюрем и условия содержания в них имеют печальные последствия: и насилие среди самих заключенных, и болезни. 10% зэков страдает туберкулезом, порядка 5% – ВИЧ-инфицировано. При этом даже сейчас, после существенного увеличения финансирования ГУИН, система получает 45 млрд руб., в то время как ее аналог в США – 45 млрд долл. Разница существенная даже с учетом того факта, что зеков в Америке в два с лишним раза больше, нежели в РФ. В Европе соответствующее финансирование на душу тюремного населения еще выше, правда, надо учитывать, что этого населения там гораздо меньше, чем в России и США (европейцы пытаются решить проблему растущей преступности не отсидкой, а штрафами, исправительными работами и т.д.). Именно в Штатах, где в 90-е годы количество преступлений выросло в несколько раз и возникла проблема переполненности тюрем, родилась идея частичной приватизации системы. Дескать, частные структуры быстрее и возведут (на бюджетные средства) новые учреждения, и будут эффективнее ими управлять. Возникло несколько крупных компаний, специализирующихся на «тюремном управлении». Тем не менее и в Америке, и Британии, где прижился заокеанский опыт, процент «частных зэков» до сих пор не превышает 10. Еще меньше их в Южной Корее, Венгрии, Эстонии и других государствах, законодательно разрешивших «частное заключение». Частное, конечно, относительно, поскольку верховный надзор за системой все равно оставлен за государством. В других странах (например, Франции) роль частных структур в тюремной системе строго ограничена хозяйственными функциями. В России коммерциализация этой системы и так достигла немалых степеней – от предоставления отдельных палат и различных услуг «клиентам» (в зависимости от их состоятельности) до предоставления дешевой рабочей силы частным структурам. То же самое и за рубежом, но там подобные работы, в том числе и «на стороне», оформляются официально. МЭРТ, видимо, также решил закрепить такие отношения на официальном уровне, хотя для этого требуются изменения в законодательстве. Как предполагают некоторые юристы, включая главу Минюста Юрия Чайку, это должны быть очень важные изменения, включая положение о равенстве всех перед законом (Минюст высказывался против «приватизации» тюремного дела, считая, что «будет только больше злоупотреблений»). Судя по высказыванию Грефа, МЭРТ готов пробить идею приватизации и на этом направлении. В интересах, видимо, состоятельных «клиентов» (идея частных тюрем с «услугами», судя по всему, относится именно к ним, а не к подавляющему числу нынешних зэков). Хотя, возможно, глава Минэкономразвития хотел только лишний раз «пугнуть» крупный бизнес – мол, не будете налаживать «партнерство» с нами, придется его налаживать с тюремными надзирателями. В общем, как говорил другой, ныне уже бывший министр, «делиться надо». Стимул, как говорится, есть. Отделобщества
Александр Широков, 29.10.2004
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|