|
По мнению экспертов, информационные ресурсы нашей страны находятся в зачаточном состоянии. В представленных докладах опубликованы результаты проведенных исследований и межстрановых сопоставлений, проанализированы проблемы электронного развития России в целом, а также Москвы и отдельных регионов. Эти данные помогут скорректировать «повестку дня» масштабных программ информатизации – «Электронной России» и «Электронной Москвы». Выводы, прозвучавшие на круглом столе «Оценка готовности России к информационному обществу», организаторами которого были Департамент стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ, Институт развития информационного общества и (ИРИО) Центр развития информационного общества, были не утешительны. Самую ясную оценку состояния дел в этой сфере дал директор института проблем либерального развития Юрий Нисневич. По его мнению, Россия к информационному обществу еще не готова, и ее информационные ресурсы находятся в зачаточном состоянии. Действительно, участники круглого стола пришли к выводу, что объективная картина происходящего, которую позволил увидеть мониторинг, выявила ряд серьезных проблем. Например, уровень информационной грамотности москвичей, не говоря уж о россиянах в целом, оказался значительно ниже, чем населения Европейского Союза и тем более США. Индекс информационной грамотности взрослого населения в целом и молодежи до 25 лет в г. Москве, странах ЕС и США
Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US, 2003. При этом отставание закладывается уже на уровне системы образования, которая не дает необходимой подготовки для жизни и работы в информационном обществе, хотя традиционно мы продолжаем ее считать одной из лучших в мире. Россия уже начинает терять накопленные в предыдущие периоды истории преимущества в системе образования, и если эту тенденцию не преломить, то страна за ближайшие десять лет рискует потерять их полностью. По-прежнему требуют внимания все те же старые проблемы, которые так и не удалось решить за последние годы, несмотря на различные федеральные и региональные программы. Среди них — низкий уровень информатизации музеев, библиотек, поликлиник и других государственных учреждений; отсутствие всеобщего доступа населения к ИКТ-услугам и социально значимой информации, и так далее. Данные мониторинга продемонстрировали намечающийся дисбаланс между уровнем развития ИКТ-инфраструктуры и степенью интеграции информационных технологий в основные деловые процессы. Прежде всего, это относится к бюджетной сфере и касается двух аспектов использования ИКТ:
В качестве примера приведем результаты, полученные в Москве, ИКТ-инфраструктура которой по праву считается лучшей в стране и приближается по отдельным показателям к среднеевропейскому уровню, в сравнении со странами ЕС:
К указанным проблемам примыкает и во многом с ними связана проблема достаточно низкой мотивации населения к использованию ИКТ. Как показывают результаты опроса, население Москвы заметно более консервативно и намного реже предпочитает использовать ИКТ для осуществления взаимодействия с органами власти и совершения покупок, чем население ЕС, больше ориентируясь на традиционные каналы. Аналогичную картину можно наблюдать не только в Москве, но и в целом по России. Хотя и есть некоторые территории, которые, по словам председателя комитета по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского АО Натальи Масловой, накопили определенный опыт по созданию информационного общества. В качестве примера она привела Ханты-Мансийский АО, который, по ее мнению, может выступать опорной зоной информационного общества, и на которой можно отрабатывать типовые решения по созданию информационного общества и тиражировать их в другие регионы. «О готовности России в целом к вступлению в информационное общество говорить не приходится, — комментирует ситуацию Сергей Шалманов, эксперт CNews Analytics. — Пока этот вопрос целесообразно обсуждать с позиций готовности к информационному обществу экономически активного населения, относимого к среднему классу, и отдельных регионов в целом, где сосредоточен наибольший интеллектуальный и образовательный потенциал, в первую очередь — это Москва и Санкт-Перербург. Но в условиях усиления вертикали власти, все большее значение начинает приобретать политическая воля лидера. Можно констатировать, что такой воли и такой заинтересованности не проявлено. При этом с одной стороны, уровень образования в целом снижается и каких-либо улучшений ждать не приходится, и, с другой стороны, администрации основных регионов-доноров изначально отказались проводить реинжиниринг своих функций на основе ИКТ». Пока же Россия занимает только 63 место (из 102 стран) в рейтинге готовности к «электронному развитию», подготовленном для Всемирного экономического форума, отставая от большинства государств Европы и многих стран Азии, Латинской Америки и Африки. Впрочем, объективность этого рейтинга также под большим вопросом, и его методика вызвала немало критики участников круглого стола. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|