|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социология находится в теоретическом кризисе. Эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наши знания, но не привели к единой социологической теории. Социология как эмпирическая наука не может не претендовать на пересмотр своих высказываний на основании данных, полученных при исследовании реальности, сколь бы ни были стары либо новы бурдюки, в которые разливают полученное знание. Однако именно на этой основе она не может обосновать особенность своей предметной области и своего единства в качестве научной дисциплины. Разочарование зашло так далеко, что этого даже больше не пытаются
сделать.
Названная дилемма расколола само понятие теории. Под теорией иногда понимают эмпирически проверяемые гипотезы о взаимосвязях между данными, иногда — усилия, прилагаемые в области понятий, в довольно широком, не очень определенном смысле. Правда, минимальное требование к теории обще обоим направлениям: теория должна открывать возможность сравнений. В остальном все-таки остается спорным, посредством самоограничений какого рода можно заслужить право называть свое дело теорией. Этот спор и эта неопределенность являются одновременно следствием и причиной отсутствия собственной единой теории в социологии, на которую можно было бы ориентироваться как на образец, как на «парадигму».
Те, кто интересуется общей теорией, обращаются преимущественно к классикам. Ограничение, посредством которого заслуживают право на титул теории, легитимируется посредством обращения к текстам, которые уже носят этот титул или обсуждаются под ним.
15
В таком случае задача сводится к тому, чтобы открывать, интерпретировать, рекомбинировать уже имеющиеся тексты. Полагают/уже имеющимся то, что не могут создать самостоятельно. Классик!/есть классики, потому что они классики; они удостоверяют себя в сегодняшнем употреблении посредством самореференции. В/таком случае ориентация на великие имена и специализация на раковых могут выдаваться за теоретическое исследование. На более абстрактном уровне отсюда возникают такие «синдромы теории», как теория действия, теория систем, интеракционизм, теория коммуникации, структурализм, диалектический материализм, — вот краткие формулы для комплексов имен и идей. Тогда новое можно ожидать от комбинаций. В марксизм вводится немного системной теории. Оказывается, что интеракционизм и структурализм вовсе не такие уж разные, как считалось. Веберовская «история общества», понятие, приемлемое и для марксистов, систематизируется при помощи парсоновской техники перекрестного построения таблиц. Теория действия реконструируется в качестве теории структуры, теория структуры — в качестве теории языка, теория языка — как теория текста, теория текста — в качестве теории действия. Ввиду такого амальгамирования тогда вновь возникают возможность и необходимость заняться воссозданием подлинного образа классиков. При этом каждая деталь их биографии наводит на след и дает возможность противопоставить классика тому, что выводят из него в качестве теории.
Все это небезынтересно и небезрезультатно. Но чем дальше уходят классики в историю дисциплины, тем более необходимо будет различать теоретическую и биографическую, абстрактную и конкретную установки по отношению к ним. Однако можно ли обойтись вообще без них, если их приходится раздирать на части таким образом? Социология социологии могла бы внести здесь понимание того, что при родовых отношениях следует обязательно разбираться в генеалогиях. В таком случае, пожалуй, можно спросить, следует ли оставаться на уровне «родовых отношений», описывающих себя как плюрализм, и является ли введение генеалогических ограничений единственной возможностью обосновать использование звания теории.
В результате наблюдатель прежде всего запутывается в быстро растущей комплексности этой теоретической дискуссии. Чем лучше знают ведущих авторов и чем выше взвинчивают требования к анализу их текстов в контексте комментаторской литературы, чем больше предаются комбинаторским играм и чем в большей степени переносят смену эмфаз (например, десубъективацию или ресубъективацию) из одних теоретических рамок в другие, тем комплекснее
становится специальное знание, которое должно обеспечивать дальнейшее исследование.
16
В таком случае единство социологии выступает не как теория и, тем более, не как понятие ее предмета, а как чистая комплексность. Дисциплина не только становится необозримой, но и приобретает единство в своей необозримости. Комплексность затрагивается лишь в перспективе, и каждый рывок вносит больше изменений, чем способен контролировать. Таким образом, даже если бы исходили из того, что идейное наследие классиков рано или поздно будет исчерпано, все равно оставалось бы еще много работы над неясностью собственного производства.
Таким образом, речь идет об отношении комплексности и транспарентности. Можно выразиться иначе — об отношении нетранспарентной и транспарентной комплексности. Отказ от создания единой социологической теории уводит не от этой проблемы, а лишь от ее постановки. Однако именно с этого начинается работа над такой теорией. Она полагает свое предметное отношение в качестве отношения необозримой и обозримой комплексности. Она никогда не обещает отражения предметной реальности во всей ее полноте, исчерпания всех возможностей познания предмета, а отсюда и исключительного права на истину по отношению к другим, конкурирующим теоретическим разработкам. Однако такая теория, пожалуй, претендует на универсальность охвата предмета в том смысле, что она в качестве социологической теории занимается всем социальным, а не только его фрагментами (например, социальным расслоением и мобильностью, особенностями современного общества, типами социального взаимодействия и др.).
Теории, претендующие на универсальность, легко узнать по тому, что они сами выступают в качестве своего собственного предмета (если бы они исключали его, то отказывались бы от универсальности). Тем самым и это справедливо для всех «глобальных теорий» (например, и для квантовой физики), определенные разделы классической теории науки утрачивают силу; прежде всего все то, что имеет дело с независимым подтверждением (доказательством) истинности теории. Таким образом, всегда можно будет заявить, что я вкусил ложного яблока, не того, что с древа познания. Тем самым всякий спор можно загнать в область неразрешимого. Однако в таком случае можно, пожалуй, потребовать, чтобы критик развивал для области применения теории адекватные альтернативы и не ограничивался ссылкой лишь на свою теорию, согласно которой в хитросплетениях позднего капитализма невозможно понять реальность.
Таким образом, теории, претендующие на универсальность, являются самореферентными. Посредством своих предметов они всегда изучают кое-что и о самих себе. Поэтому они сами по себе нуждаются в том, чтобы задавать себе смысловые ограничения — например, понимать теорию как разновидность практики, как своего рода структуру, своего рода способ решения проблем, своего рода систему или программу принятия решений. Различие с другими видами практики, структуры и т. п. может обнаруживаться, в предметной области. Так, универсальная теория, в том числе и в качестве теории дифференциации, может понимать себя как результат дифференциации. Ограничение, оправдывающее звание теории по отношению к ней, заложено в этом отсутствии произвольности в ее полагании на самореференцию.
Тем самым уже сказано все основополагающее по поводу теоретической программы настоящей книги. Мы намерены взять своего рода препятствие, перед которым сегодня пасует обычная дискуссия о теории в социологии. Его можно обрисовать указанием на следующие три различения.
(1) Речь идет о формулировании универсальной теории социологии, на что со времен Парсонса больше никто не отваживался. Однако царство предметов, относящихся сюда, более не полагается субстанционально как фрагмент мира (faitssociaux), рассматриваемого социологией извне. Оно не понимается и лишь как коррелят своего аналитического понятийного изображения в смысле «аналитического реализма» Парсонса. В гораздо большей степени оно мыслится как совокупный мир, относящийся к системной референции социальных систем, т. е. к различию системы и окружающего мира, характерному для социальных систем.
(2) Другой аспект, следующий отсюда, состоит в различии теорий, построенных либо асимметрично, либо замкнуто. Универсальная теория рассматривает свои предметы и саму себя в качестве одного из предметов как самореферентные отношения. Она не полагает бесспорных теоретико-познавательных критериев, а делает ставку, подобно многим философам и естествоиспытателям в последнее время, на натуралистическую эпистемологию. Это опять-таки означает, что ее собственный способ познания и принятие либо отклонение ею критериев познания выступает для нее чем-то происходящим в ее собственной области исследования, т. е. в одной из дисциплин подсистемы науки современного общества.
(3) Здесь следует принять во внимание расхожий упрек в деци-зионизме. Он не совсем безоснователен. Системы способны к эволюции, если способны разрешать неразрешимое. Это справедливо и
18
для систематических теоретических разработок, и даже для самих логик, как то можно доказать со времен Гёделя. Однако это отнюдь не сводится к произволу некоторых (или даже всех) отдельных решений. Его предотвращает негэнтропия, или комплексность. Таким образом, существует еще и третье препятствие. Социологическая теория, намеренная консолидировать отношения внутри дисциплины, должна стать не просто сложнее, а намного комплекснее по сравнению с тем, что предполагали классики дисциплины, их толкователи и даже сам Парсонс. Это требует другой техники построения теории, касающейся ее внутренней и внешней устойчивости и способности к присоединению, и не в последнюю очередь требует включения в нее рефлексии над комплексностью (следовательно, и понятия комплексности). Поэтому проблема препятствий заключается тем самым и в гораздо более высокой степени понятийной комплексности, рефлектирующей саму себя. Это весьма ограничивает возможности вариаций и исключает всякого рода произвольные решения. Каждый шаг должен быть выверен. И даже произволу начала, как в системе Гегеля, предпочитается произвол в продвижении теории вперед. Так возникает самонесущая конструкция. Ее следует называть «теорией систем». Однако если бы хотели сохранить неизменными другие признаки конструкции и в то же время элиминировать понятие системы, то следовало бы изобрести нечто такое, что могло бы выполнять его функцию и занимать его место в теории. Это было бы нечто весьма близкое понятию системы.
Проведенные различия в отношении вещей, присущих данной дисциплине, вполне проясняют, почему социология пасует перед таким препятствием, «вскипает» и вбирает комплексность без ясного почерка. Однако продвижение вперед все-таки возможно, но лишь если во всех этих аспектах (во всех, потому что они взаимосвязаны) стремятся к теории иного дизайна. В самой социологии едва ли есть тому примеры. Поэтому мы должны будем последовать успешным междисциплинарным теоретическим разработкам, пусть и не относящимся к предмету, зато выбрав здесь исходные положения для теории самореферентных, «аутопойетических» систем.
В отличие от общепринятых изложений теорий, заимствующих, если это вообще имеет место, из публикаций лишь небольшое число понятий, которым дается определение в полемике с существующими толкованиями, чтобы в дальнейшем работать в контексте понятийных традиций, здесь требуется увеличить число привлекаемых понятий и дать им определение посредством соотношения друг с другом. Это касается таких понятий, как смысл, время, событие,
19
элемент, отношение, комплектность, контингентность, действие, коммуникация, система, окружающий мир, мир, ожидание, структура, процесс, самореференция, закрытость, самоорганизация, аутопойесис, индивидуальность, наблюдение, самонаблюдение, описание, самоописание, единство, рефлексия, различие, информация, взаимопроникновение, интеракция, общество, противоречие, конфликт. Легко заметить, что такие традиционные теории, как теория действия и структурализм утопают в этой «окрошке». Мы сохраняем «теорию систем» как фирменный знак, так как в области общей теории систем можно найти важнейшие предварительные разработки теории искомого типа.
Таким образом, работа с этими понятиями идет не безотносительно (а нередко и в контрастном отношении) к предшествующему теоретическому наследию, но понятия должны, насколько это возможно, оттачивать друг друга. В таком случае каждое понятийное определение следует читать как ограничение возможности дальнейших понятийных определений. Всеобщая теория понимается как своего рода контекст, сам себя ограничивающий. При большом количестве таких понятий становится невозможным, по крайней мере в отдельном тексте, связать каждое понятие с каждым. Существуют предпочтительные линии связи, одновременно централизующие определенные понятийные позиции, например: действие/событие, событие/элемент, событие/процесс, событие/саморепродукция (аутопойесис), событие/время. Теория прописывается вдоль таких линий, окончательно не исключая тем самым других возможностей комбинаций. Следовательно, теория на самой себе практикует то, что она рекомендует, — редукцию комплексности. Однако редуцированная комплексность является для нее не исключенной, а снятой комплексностью. Она оставляет открытыми пути к другим комбинациям при условии учета ее определения понятий или их замены теоретически адекватными. Однако если бы пришлось отказаться от уровня определения понятий, то, как в тумане, исчезли бы возможности проведения других линий и пришлось бы вновь иметь дело с неопределенной, не поддающейся обработке комплектностью.
Такое строение теории требует ее изложения на необычно высоком уровне абстракции. Это должен быть полет за облаками с учетом весьма плотной облачности. Следует полагаться лишь на свои приборы. Иногда внизу открываются различные панорамы — местность с дорогами, поселками, реками или прибрежной полосой, напоминающая что-то хорошо знакомое, либо ландшафт покрупнее с потухшими вулканами марксизма. Однако ни в коем случае нельзя
20
впасть в иллюзию, что этих немногих отправных точек достаточно для управления полетом.
Абстрагирование все-таки нельзя понимать ни как чистый артистизм, ни как уход в «лишь аналитически» релевантную, формальную науку. Ведь никто не будет спорить, что в реальном мире есть нечто такое, как смысл, время, события, действия, ожидания и др. Все это является познаваемой реальностью и в то же время условием возможности возникновения науки. Соответствующие понятия служат науке зондами, с помощью которых система, контролируемая теоретически, приспосабливается к реальности; с помощью которых неопределенная комплектность переводится в определяемую, оцениваемую в рамках науки. Вслед за Соссюром, Келли и другими можно было бы сформулировать: понятия формируют контакт науки с реальностью (и это означает здесь, как и везде, в том числе и контакт с ее собственной реальностью) в качестве опыта различия. А опыт различия является условием возможности получения информации и ее переработки. Можно пункт за пунктом установить соответствия понятия и реальности, например понятия смысла и феномена смысла, без которого не было бы человеческого мира. Однако решающим является все-таки то, что наука, создавая системы, выходит за пределы таких соответствий по каждому пункту; она не ограничивается копированием, имитацией, отражением, представительством, а организует опыт различия и тем самым получения информации, образуя для этого адекватную собственную комплексность. При этом должно сохраниться отношение к реальности, но вместе с тем наука, особенно социология, не должна обманываться реальностью.
С такой точки зрения абстрагирование является теоретико-познавательной необходимостью. При написании книг оно остается проблемой и выступает чрезмерным требованием по отношению к читателю. Это особенно справедливо, когда теория так сложна, что ее уже нельзя изложить в линейной форме. В таком случае каждая глава должна была бы в сущности начинаться сызнова в каждой иной главе и в ней же заканчиваться. Диалектические теории, как например «Критика диалектического разума» Сартра, все еще пытаются использовать линейное построение. Однако в таком случае им приходится иметь дело с проблемой переходов и испытывать искушение сделать ставку просто на сам акт перехода.
В предлагаемом ниже подходе уже учтен этот опыт и поэтому придается большое значение его избежанию. Подход направлен на разработку полицентрической теории (поэтому еще и поликонтекстуальной) в условиях ацентрически устроенного мира и общества.
21
Он вовсе не пытается согласовать форму теории с формой ее представления. Книгу, конечно, следует читать по главам, но лишь потому, что она так написана. Саму теорию можно было бы представить и в иной последовательности, рассчитывая на читателей, имеющих достаточное терпение, фантазию, ловкость и любопытство для того, чтобы узнать, что при этом произойдет с теорией.
Таким образом, строение теории похоже скорее на лабиринт, нежели на быстрый путь к счастливому концу. Конечно, последовательность глав этой книги не является единственно возможной, как и понятия, выбранные в качестве тематики глав. Я мог бы решить иначе, какие понятия вводятся как междисциплинарные и системно-сравнительные, а какие — нет; в каких случаях важно делать ссылки на историко-теоретический материал, а в каких — неважно. Это же справедливо и для того, в какой мере предварительные решения и перекрестные указания учитывают нелинейный характер теории, для определения их необходимого минимума.
Если теория, что касается ее понятийных определений и содержательных высказываний, писалась как бы сама собой, то проблемы ее компоновки стоили мне много времени и размышлений. Благодаря поддержке Немецкого научно-исследовательского общества (Deutsche Forschungsgemeinschaft) я смог посвятить решению этой задачи целый год. Надеюсь, что решение оказалось удовлетворительным.
Билефельд, декабрь 1983 г. Никлас Луман
К ВВЕДЕНИЮ: СМЕНА ПАРАДИГМЫ В ТЕОРИИ СИСТЕМ
«Теория систем» сегодня является собирательным понятием для весьма разных значений и уровней анализа. Этот термин не имеет однозначного смысла. Если понятие системы вносят в социологический анализ без дальнейшего разъяснения, то возникает мнимая точность, которой недостает оснований. Отсюда возникают споры, позволяющие лишь догадываться или судить задним числом по аргументации, что участники, говоря о системе, понимают под ней разное.
В то же время видно, что стремительно развивается область исследований, называемая «общей теорией систем». По сравнению с дискуссией о теории в социологии, которая цепляется за образцы классиков и присягает на верность плюрализму, в общей теории систем и связанных с ней междисциплинарных усилиях обнаруживаются основополагающие изменения, может быть даже «научные революции» в смысле Куна. Создание теории в социологии могло бы весьма выиграть, присоединившись к такому развитию. Смена диспозиций в общей теории систем, прежде всего в последнее десятилетие, в большей мере, чем обычно считается, отвечает теоретическим интересам социологии. Однако она требует определенной степени абстракции и усложнения, прежде не принятого в теоретической дискуссии в социологии. В этой книге мы попытаемся создать такую связь, восполнить этот пробел.
В качестве предварительной ориентации можно ограничиться различением трех уровней анализа и поставить вопрос о том, как сказывается «смена парадигмы» на общей теории систем и общей теории социальных систем. Это намерение иллюстрируется следующей схемой.
23
Системы
(2) машины организмы социальные психические
системы системы
(3) интеракции организации общества
0 системе вообще можно говорить, когда есть признаки, отсутствие, выпадение которых ставит под сомнение системный характер предмета. Иногда системой называют также целостную совокупность таких признаков. В таком случае общая теория систем неожиданно1 превращается в теорию всеобщей системы. Эта проблема повторяется с соответствующими ограничениями на всех ступенях конкретизации. В дальнейшем мы будем избегать данного словоупотребления. Мы не желаем снова называть понятие (или модель) системы тем же термином «система», как не готовы называть понятие (или модель) организма, машины и общества опять-таки организмом, машиной и обществом. Иными словами, даже наиболее абстрактные теоретические положения не заставят нас обосновывать средства познания (понятия, модели и т. п.) предметной терминологией, причем именно потому, что это решение невыполнимо в более конкретных областях исследований. Высказывание «системы существуют» означает лишь, что имеются предметы исследования, демонстрирующие признаки, оправдывающие использование понятия системы; равно как и наоборот, это понятие служит тому, чтобы путем абстрагирования выделить те предметные содержания, которые с этой точки зрения сравнимы друг с другом и с предметными содержаниями иного рода в отношении тождественности/нетождественности.
Такое понятийное абстрагирование (направленное на теорию) нужно отличать от самоабстрагирования предмета (направленного на структуру). Понятийное абстрагирование обеспечивает возможность сравнения. Самоабстрагирование позволяет дальнейшее использование одних и тех же структур в самом предмете. То и другое
1 Неожиданно либо вполне сознательно. См., напр.; LeMoigncJ.-L. La theorie du systeme general: theorie de la moderation. Paris, 1977, где единство общей системы заключается в функции искусственного объекта служить моделью объекта в чистом виде.
24
следует строго разграничивать. Лишь тогда и только тогда можно найти здесь нечто общее. Могут встретиться системы, использующие понятийное абстрагирование для самоабстрагирования, т. е. обретающие структуры посредством сравнения своих признаков с признаками других систем. Таким образом, можно выяснить, насколько глубоко понятийные абстракции проникают в самоабстракции предметов и тем самым выходят на структурные сравнения.
Мы используем абстрагирование трех уровней образования систем в качестве понятийной схемы. Схема позволяет прежде всего сравнить различные возможности образования систем. Однако при разработке этого приходится сталкиваться с самоабстрагированием систем в предметной области. Возможно, и имеет место применение системами к самим себе отличительных признаков понятия системы, например различение внутреннего и внешнего. В этом отношении речь идет не только лишь об аналитической схеме. В значительно большей степени сравнение систем служит нам способом проверки того, в какой мере системы основаны на самоабстрагировании и поэтому являются одинаковыми или разными.
Различение трех уровней образования систем позволяет сразу же выявить типичные «ошибки» или, по меньшей мере, неясности в предшествующей дискуссии. Сравнения разнородных систем следует проводить на одном и том же уровне2. То же самое справедливо для негативных разграничений. Благодаря этому правилу элиминируются многочисленные бесплодные теоретические стратегии. Например, мало толку утверждать, что общества не есть организмы, или в духе школьной традиции проводить различие между органическими телами (состоящими из взаимосвязанных частей) и общественными телами (состоящими из невзаимосвязанных частей). Столь же бесплодна попытка построить общую теорию социального на основе теорий интеракции. То же самое справедливо и для тенденции последнего времени, стимулированной изобретением компьютера, состоящей в применении понятия машины на уровне общей теории систем3 (что провоцирует и необоснованный отказ от этого).
2 Это правило хотя и выполняется, но не формулируется. См. в качестве принципа, напр.: MacKay D. M. Brains, Machines and Persons. London, 1980.
3 См., напр.: Turing A. M. Computing Machinery and Intelligence // Mind 59 (1950). P. 433—460; см. также: MorinE. La Methode. 1. Paris, 1977. P. 155 ff. Критическую позицию в этом отношении с указанием на нерешенные проблемы самореференции см.: PizzornoA. L'incompletude des systemes // Connexions 9 (1974). P. 33—64; 10 (1974). P. 5—26 (особенно P. 61 ff.).
25
Различение уровней должно задавать отношения для плодотворных сравнений. Тогда высказывания о тождестве могут быть перенесены на более высокий уровень. Например, социальные и психические системы тождественны, поскольку они есть системы. Однако возможны тождества, имеющие место лишь в частичных областях одного уровня сравнения. Например, психические и социальные системы, но не машины и организмы, характеризуются использованием смысла. Тогда в духе проблематики обшей теории следует задаться вопросом, что в машинах и организмах используется в качестве функционального эквивалента смысла.
Отнесение определенных видов систем к определенным уровням сначала может проделываться более или менее интуитивно. Если требует опыт исследований, то его можно корректировать. Это справедливо и для поначалу индуктивно полученного списка разновидностей систем. Однако такие коррективы могут проводиться лишь в том случае, если разграничение уровней работает как таковое. Если оно устраняется, например когда понятие «жизни» употребляется в качестве основного понятия, а не специфической характеристики организмов, то неизбежен регресс к более простым формам теории.
Дальнейшие исследования жестко связаны с уровнем общей теории социальных систем. В них не предлагается, например, теории общества — общество понимается лишь как всеобъемлющая социальная система, и тем самым как частный случай других социальных систем4. Общая теория систем также приводится не ради нее самой. Ей следует уделить достаточное внимание, так как нашей основной идеей является вопрос о том, как смена парадигмы, намечающаяся на уровне общей теории систем, влияет на теорию социальных систем.
То, что мы предварительно назвали «сменой парадигмы», также может быть пояснено достаточно приблизительно. Мы не присоединяемся к попыткам разгадать, что мог подразумевать Кун, вводя понятие парадигмы; сегодня это уже безнадежно. Для нас важно лишь
4 Тем самым мы солидарны с устоявшейся в социологии точкой зрения о том, что социологию не следует понимать как науку об обществе. См., напр.: WieseL. von. System der Allgemeinen Soziologie als Lehre von den so-zialen Prozessen und den sozialen Gebildcn der Menschen (Beziehungslehre). 2. Anil. Munchen, 1933; см. также: Tenbruck F. H. Emile Durkheim oder die Geburt der Gcsellschaft aus dem Gcist der Soziologie // Zeitschrift fur Soziologie 10 (1981). S. 333—350. — Правда, мы делаем это из противоположных оснований: не для того, чтобы исключать теорию общества из рассмотрения (из-за перегрузки предпосылками), а чтобы включать ее (с предпосылками, еще объяснимыми социологически).
26
различение5, а именно различение супертеории6 и основного различия.
Супертеории — это теории с претензиями на универсальность7 (что также означает отношение к себе и оппонентам). Основные различия — это различения, управляющие возможностями теории по переработке информации. Они могут приобрести качество господствующей парадигмы, если организуют супертеорию так, что практически вся переработка информации подчинена им. Так, супертеория эволюции была перестроена Дарвином и его последователями на основе различия изменчивости и отбора. Прежде совокупность результатов эволюции пытались постичь с помощью соответствующих начальных единств (архэ, основание) или сверхразума провидения, а эволюцию понимали соответственно как развитие или творение. Со времен Дарвина эти воззрения на единства, допускавшие лишь различение по отношению к неопределенному иному, сменились единством различия (изменчивость/отбор, позднее — изменчи-вость/отбор/рестабилизация, отчасти также — случайность/необходимость, порядок/беспорядок). Если супертеория достигает очень высокой степени централизации различий, то возможна смена парадигмы.
Теория систем — это особенно впечатляющая супертеория. Тем больше вокруг нее споров: в ней нельзя отрицать известный процесс вызревания, и мы объясняем его тем, что она может обратиться к истории, наполненной претензиями на супертеорию, цент-рализаииями различий и сменой парадигм. Можно ли и насколько можно назвать такое развитие «прогрессом»; либо насколько оно повлекло за собой накопление знаний — гораздо более сложный вопрос.
Если оглянуться примерно на сто лет назад, то в том, что лишь сейчас стали называть теорией систем, обнаруживаются две основополагающие смены диспозиций. В обоих случаях имеющийся понятийный аппарат не объявляется неправильным либо непригодным; он расширяется путем целенаправленных изменений, переносится в новую теорию, и тем самым «снимается». Каждый раз новая тео-
5 Для данного различения я не нашел никаких подтверждений и параллелей в науковедческой литературе.
6 К этому близко, напр., понятие «исследовательской традиции» (Lau-dan L. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientific Growth. Berkeley, 1977).
7 Сжатый набросок см. в: Luhmann N. Soziologie der Moral // Theorie-technick und Moral / Hrsg. N. Luhmann, S. H. Pfiirther. Frankfurt, 1978. S. 8— 116 (9 ff.).
27
рия оказывается содержательнее предыдущей, достигает более высокой степени комплексности, и именно на этом основании постепенно становится все более подходящей для разработки предметов социального содержания.
Традиция, дошедшая до нас из античности, которая старше нашего употребления понятия «система»8, вела речь о целостностях, состоящих из частей. Проблема этой традиции состояла в том, что целое следовало мыслить дважды: целое как нечто единое и целое как совокупность частей. В таком случае хотя и можно было сказать, что целое есть совокупность частей или является чем-то большим, чем просто сумма частей, но тем самым не объяснялось, каким образом целое, состоящее лишь из частей плюс еще нечто, может обрести единство на уровне частей. Так как в сфере социальных отношений считалось, что общества состоят из отдельных людей подобно целому из частей, то ответ можно было сформулировать на основе взглядов на совместную жизнь людей. Люди должны были быть способны познать целое, в котором они живут, и быть готовы организовывать свою жизнь в соответствии с этим знанием. Это можно было считать условием их бытия как частей, условием их участия, причастности к целому, и тем самым их природой. Риск такой концентрации на познании (могущем заблуждаться) и на стремлениях (могущих отклоняться) можно было понимать как момент всеобщего разложения или несовершенства природы, которая, со своей стороны, обусловливала необходимость различия частей господствующих и частей подчиненных. При этом проблема выступала особо остро для правящих частей: они должны были иметь вер-
8 По поводу истории терминологии, начавшейся приблизительно в 1600 г., ср., напр.: RitschlО. System und systemalische Methode in der Ge-schichte des wissenschaftlichcn Sprachgebrauchs und der philosophischen Methodologie. Bonn, 1906; LosanoM. G. Sistema e strutlura nel diritto. T. 1. Torino, 1968; Stein A. von der. Der Systembegriff in seiner geschichtlichen Entwicklung // System und Klassifikation in Wissenschaft und Dokumenta-tion / Hrsg. A. Diemer. Meisenheim am Glan, 1968. S. 1—13; Troje H. E. Wis-senschaftlichkeit und System in der Jurisprudent des 16. Jahrhunderts // Philosophic und Rechtswissenschaft: Zum Problem ihrer Beziehungen im 19. Jahr-hundert / Hrsg. J. Bluhdorn, J. Ritter. Frankfurt, 1969. S. 63—88; Kamburiel F. «System» und «Begriindung» als wissenschaftliche und philosophische Ord-nungsbegriffe bei und vor Kant // Bliihdorn/Ritter, a. a. O. S. 99—113. Примечательно также: Fahlbusch E. Konfessionalismus // Evangelisches Kir-chenlexikon. Bd II. Gottingcn, 1958. Sp. 880—884. При этом господствуют интересы классификации и теории познания, обусловленные со своей стороны неуверенностью и ростом комплексности, в свою очередь вызванные отчасти книгопечатанием, отчасти межконфессиональной полемикой.
28
ные стремления и добрую волю, чтобы «представлять» целое в целом.
Общественные предпосылки и научные основы этой концепции радикально изменились при переходе к современному обществу. Формулировка, разработанная в конечном итоге в XVIII в., использовала категорию всеобщего. Целостность мира, соответственно человечество в целом должны быть представлены в человеке как всеобщее. В таком случае дискуссия, связанная с этим, должна была иметь дело с формой, в которой мир или человечество как всеобщее должны быть представлены в человеке. Ответ на этот вопрос пытались найти с помощью понятия разума, нравственного закона и тому подобных априоризмов, с помощью понятия образования или понятия государства. Несовершенство, испорченность отношений в подлунном мире в старом смысле этого представления были преодолены с помощью идеализации. Таким образом, можно было весьма сильно абстрагироваться от общественных отношений, вплоть до постулирования «свободы господства» как основного условия неограниченного представительства всеобщего в человеке. Всеобщее полагалось как безупречное и надежное, не нуждающееся в каком-либо дополнении, как бы ни выступала против этого воззрения Французская революция. Тем самым оно могло претендовать на осуществление. Дух или материя должны были встать на длинный путь реализации всеобщего в особенном.
Сегодня все это — предмет воспоминаний с более или менее настойчивыми обертонами9; но на самом деле упомянутая фигура мышления, в сущности, ничем не была заменена, а была оставлена. Едва ли имеется возможность еще раз преодолеть поползновения такого рода. Однако если наше предположение о том, что все это было обусловлено и вызвано лишь схемой целого и его частей, верно, то не следует ли попытаться заменить саму схему, прежде чем искать основную семантику, способную заменить фигуру «всеобщего в особенном». На этом историческом фоне возникает вопрос, отмежевалась ли теория систем, которая как раз и отвечает за это, от парадигмы целого и его частей, и как это произошло.
Сначала традиционное различие целого и части заменяется различием системы и окружающего мира. Благодаря такой перестройке, за которой стоит столь выдающийся автор, как Л. фон Берталан-фи, возникла возможность связать друг с другом теорию организма,
9 Ср., напр.: TheunissenM. Selbstverwirklichung und Allgemeinheit: Zur Kritik des gegenwartigen BewuBtseins. Berlin, 1982.
2<>
термодинамику и теорию эволюции10. Тогда в теоретическом описании появляется различие открытых и закрытых систем. Закрытые системы определяются как пограничный случай — как такие системы, для которых окружающий мир не имеет значения или получает его благодаря специальным каналам. Теория занимается открытыми системами.
То, что понималось под различием целого и части, переформулируется в теорию системной дифференциации и в таком виде встраивается в новую парадигму. Системная дифференциация есть не что иное, как повторение различия системы и окружающего мира внутри самих систем. При этом совокупная система использует саму себя в качестве окружающего мира для своих частичных системных образований и тем самым реализует на уровне частичных систем невероятные состояния более высокой степени посредством более сильных фильтрующих воздействий в отношении окружающего мира, в конечном счете неподконтрольного. В соответствии с этим дифференцированная система состоит уже не просто из определенного числа частей и отношений между ними, а, скорее, из более или менее большого количества оперативно применяемых различий системы/окружающего мира, всякий раз в разных разрезах реконструирующих совокупную систему как единство частичных систем и окружающего мира. Таким образом, дифференциация рассматривается в соответствии с общей схемой образования систем; и вопрос о том, в каких формах и до какой степени комплексности возможна дифференциация систем, может быть связан с исходным различием, конституирующим совокупную систему.
Теперь центральная проблема схемы целого и части может быть решена лучше. Всегда требовали гомогенности частей по отношению к целому. Это означало, что частями дома являются комнаты, а не кирпичи, частями книги — главы, а не буквы. Но вместе с тем частями общества считались отдельные индивиды. Отсутствовали критерии гомогенности, сколько-нибудь обоснованные теоретически, тем более что мышлению такого рода было трудно различать
10 Хороший обзор см.: Blaubergl. V., Sadovsky V. N., Yudin E. G. Systems Theory: Philosophical and Methodological Problems. Moskau, 1977. P. 15 ff. Ср. также: Offene Systeme I: Beitragc zur Zeitstruktur von Information, Entro-pic und Evolution / Hrsg. E. von Weizsacker. Stuttgart, 1974; Kuhn A. The Logic of Social Systems: Л Unified, Deductive, System-Based Approach to Sozial Szience. San Francisco, 1974; Emery F. Futures we are in. Leiden, 1977; Eugene J. Aspects de la theorie generates des systemes: Une recherche des univer-saux. Paris, 1981.
30
понятия части и элемента". Кроме того, в соответствии с этой парадигмой реальное деление на части исключало иное (столь же возможное). Так, общество с социальным расслоением невозможно было мыслить иначе, нежели разделенным на слои (например, его невозможно было понимать с той же степенью реальности, как разделенное на город и село, либо по функциональным основаниям)12. Во всех этих отношениях теория различия системы/окружающего мира предлагает лучшие возможности анализа, а именно как более точное понимание гомогенности, так и понимание возможностей одновременного использования разных точек зрения по поводу выделения частичных систем.
Обозначенные тем самым преимущества перехода к основному различию системы и окружающего мира заметны и в социологии. Классическая социология по праву характеризуется «действием внутри целостности»13 — в том числе и в ее концепции дифференциации. В противоположность этому новые теоретические направления, если они ориентированы системно-теоретически, предпочитают использовать понятия системы, связанные с окружающим миром, прежде всего в исследованиях организаций. Правда, переключение на «открытые системы» совершилось в социологии не без некоторой тенденциозности. Здесь оно благоприятствовало критике «статус-кво» в социальных отношениях и соединилось с тенденциями «реформирования» социальных структур, планирования, менеджмента и контроля — не в последнюю очередь, потому что его основная сфера применения находилась в области организованных социальных систем14. Отношение к окружающему миру понима-
1' Попыткой, достойной внимания, является: SaarnioU. Dcr Teil und die Gesamtheit, Actes du Xleme Congres International de Philosophic. Bruxclles, 1953. Bd 5. Amsterdam; Louvein, 1953. P. 35—37.
12 В связи с этим ср. различие двух разных исходных пунктов иерархи-зации, а именно «целое — часть» и «центр — периферия», ведущее к весьма различным представлениям о порядке: RothG. Biological Systems Theory and the Problem of Reductionism// Self-organizing Systems: An Interdisciplinary Approach/Ed. G. Roth, H. Schwegler. Frankfurt, 1981. P. 106—120(111 ft).
13 См.: Poggi G. A Main Theme of Contemporary Sociological Analysis: Its Achievements and Limitations // The British Journal of Sociology 16 (1965). P. 283—294.
14 Ср. ретроспективный взгляд, уже окрашенный скептически: Keren M. Ideological Implications of the Use of Open Systems Theory in Political Science // Behavioral Science 24 (1979). P. 311—324. — Впрочем, такое ограничение лишь изменением организаций дало повод упрекнуть теорию систем в детематизации по отношению к обществам, т. е. (!) в конформизме. Этот спор также мог бы начаться, если бы различали разные системные референции.
31
лось в соответствии со схемой «входа/выхода», структуры понимались как правила трансформации, функции — как сама эта трансформация, на которую надеялись повлиять через вариацию структур15.
В то время как эта парадигма открытых систем может считаться реализованной и признанной в теории систем, следующий более радикальный шаг был вынесен на обсуждение лишь в последние два десятилетия. Речь идет о теории самореферентных систем. В настоящее время нет ни проработанных, ни общепризнанных основ теории, не говоря уже о воспринятых; но уже можно оценить следствия для теории социальных систем. Кроме того, эта открытая ситуация как раз и требует внести вклад в общую теорию самореферентных систем посредством трудов в области социальных систем.
Первый шаг в таком развитии был основан на использовании понятия самоорганизации и в 1960 г. достиг кульминации на трех весьма больших симпозиумах16. Понятие самоорганизации все-таки относилось, что ретроспективно следует отметить, «лишь» к структуре системы. Его изменение своими средствами считалось в отношении понимания особенно трудной проблемой и поэтому особенно интригующей для теории систем. Тем не менее эта проблема вовсе не касается всего того, что сегодня понимается под самореференцией. Между тем указание на целостность — системы или ее элементов — оттесняет на задний план отношение к структуре (хотя, конечно, не исключает его).
Теория самореферентных систем полагает, что выделение систем может осуществляться только через самореференцию, т. е. благодаря тому, что системы при конституировании своих элементов и элементарных операций соотносятся сами с собой (с элементами той же системы, с ее операциями или с ее единством). Чтобы сделать это возможным, системы должны производить и использовать описание своей самости; они должны по меньшей мере быть способны внутрисистемно использовать различие системы и окружающего мира как ориентацию и принцип производства информации. Поэтому самореферентная закрытость возможна лишь в окружающем
15 Совершенно типично в этом отношении, напр.: CortesF., Prze-worskiA., SpragueJ. Systems Analysis for Social Scientists. New York, 1974.
16 Ср.: Self-organizing Systems / Ed. M. С Yovits, S. Cameron. Oxford, 1960; Self-organizing Systems / Ed. M. С Yovits, G. T. Jacobi, G. G. Goldstein. Washington, 1962; Principles of Self-organization / Ed. H. von Foerster. G. W. Zopt. Oxford, 1962.
32
мире, лишь в экологических условиях17. Окружающий мир является необходимым коррелятом самореферентных операций, потому что как раз эти операции не могут совершаться в случае солипсизма18 (можно было бы сказать: потому что все, что играет в них роль, включая саму самость, должно вводиться через различение). Различение (пока что классическое) «закрытых» и «открытых» систем будет заменено вопросом о том, как самореферентная закрытость могла бы производить открытость.
Таким образом, здесь дело тоже доходит до «снятия» прежнего основного различия в более комплексной теории, позволяющей теперь говорить о введении в системы самоописаний, самонаблюдений, самоупрощений. Теперь можно провести различение между различием системы/окружающего мира из перспективы наблюдателя (например, исследователя) и различием системы/окружающего мира, как оно используется в самой системе, причем наблюдатель может полагаться опять-таки лишь как самореферентная система. Рефлексивные отношения такого рода революционизируют не только классическую субъект-объектную эпистемологию; они не только освобождают научную теорию от догм и «натурализируют» ее, но и обеспечивают намного более комплексное понимание объекта посредством много более комплексного дизайна теории.
В контексте теории системы/окружающего мира еще были возможны относительно простые теоретические отношения. Например, такая теория могла интерпретироваться как голое расширение причинных связей: во всех причинных объяснениях следует учитывать как внутренние, так и внешние факторы; система и окружающий мир встречались в некоем роде со-производства. Теория самореферентных систем подмывает эту модель каузальности. Она рассматривает каузальность (так же как логическую дедукцию и любую асимметризацию) как разновидность организации самореференции; и «объясняет» различие системы и окружающего мира тем, что лишь самореферентные системы создают себе возможность упорядочивать причинность посредством разделения системы и окружающего мира. Такая теория требует понятий для форм, относящихся к уровню соотнесения связей.
17 По этому поводу см. основополагающую работу: FoersterH. von. On Self-organizing Systems and Their Environment // Yovits, Cameron, a. a. O. P. 31—48.
18 Об этом убедительно говорится в: FoersterH. von. On Constructing a Reality // Environmental Design Research / Ed. W. F. E. Preiser. Vol. 2. Stroud-sbourgPa, 1973. S. 35—46.
2 Зак. №4161
33
Для разработки теории самореферентных систем, включающей в себя теорию системы/окружающего мира, необходимо новое основное различие, т. е. новая парадигма. На его место напрашивается различие идентичности и различия19, потому что самореференция может реализоваться в актуальных операциях системы лишь в том случае, если самость (будь она элементом, процессом или системой) может быть идентифицирована или отличена от иного благодаря себе самой. Если системы репродуцируются как самореферентные, то они должны справляться с различием идентичности и различия. Иными словами, основанием этого различия является репродукция. Это не теоретическая, а прежде всего чисто практическая проблема, касающаяся не только смысловых систем20. Однако наука, соответствующая таким системам, должна создавать понятия соответствующего уровня, и, следовательно, лишь для нее различие идентичности и различия является руководящей нитью, парадигмой для разработки теории.
В общей теории систем эта вторая смена парадигмы провоцирует сдвиги, достойные внимания, — от интереса к дизайну и контролю к автономии и чувствительности в отношении окружающего мира, от планирования — к эволюции, от структурной к динамической стабильности. В парадигме целого и его частей следовало где-нибудь отвести место необъяснимым свойствам — будь то свойства целого (которое больше суммы своих частей), будь то свойства вер-
19 Кто вникает, тот заметит, что речь идет о различии идентичности и различия, а не об идентичности идентичности и различия. В этом месте последующие размышления уже отделяются от диалектической традиции — при всех подобиях, которые могут далее постоянно бросаться в глаза. Одним из немногих авторов, доводящих современный функционализм до этой фундаментальной проблемы, является: LockerА. On the Ontological Foundations of the Theory of Systems // Unity Through Diversity: A Festschrift for Ludwig von Bertalanffy / Ed. W. Gray, N. D. Riz-zo. New York, 1973. Vol.1. P. 537—572. Однако Локкер соединяет в конечном итоге в принятой им точке зрения функционализм и диалектику: «В конечном итоге функциональность приводит к единению, например, идентичности и различия» (Р. 546). Я предпочитаю оставить диалектикам возможность объяснить, как следует понимать эту последнюю идентичность. Для функционалистской системной теории достаточно исходить из различий (каждый раз выбранных контингснтно). Мы еще вернемся к этому в связи с проблемой самореференции. Ср. ниже, глава 2.
20 Следует напомнить об исследованиях способности иммунной системы организма к различению. Ср., напр.: Vaz N. М., Varela F. J. Self- and Non-Sense: An Organismcentered Approach to Immunology // Medical Hypotheses 4 (1978). P. 231—267.
34
ны иерархии, представляющей целое21. Наоборот, в теории само-(Ьерентных систем все, относящееся к системе (в том числе все зможные вершины, границы, прибавочные стоимости и др.), включается в самопроизводство и посредством этого демистифицируется для наблюдателя22. Тем самым открыты направления, способные лать СИстемную теорию по-новому интересной для социологии. Очевидно, что оба сдвига были вызваны не социологией. Стимулирующим образом повлияли прежде всего термодинамика и биология в качестве теории организма, позднее — нейрофизиология, теория клетки и теория компьютера; далее, конечно, такие междисциплинарные композиции, как теория информации и кибернетика. Социология не только оставалась в стороне от содействия исследованию, но и оказалась неспособной к учебе в этом междисциплинарном контексте. Из-за отсутствия собственных фундаментальных теоретических разработок она даже не могла наблюдать за происходящим23. Поэтому ей остается работать с собственными данными, а что касается теории — с собственными классиками. К тому же пример показывает, что не всякого рода самореферентная замкнутость способствует более комплексному видению окружающего мира. Как всегда, при усилении связей следует задать вопрос об особенных условиях, при которых системы реализуют такие связи и тем самым могут принимать участие в эволюции.
На этом актуальном научно-историческом фоне последующие размышления понимаются как попытка переформулировать теорию социальных систем на основе достигнутого уровня развития общей теории систем. Общая теория систем должна оправдать ожидания при работе с социологическими материалами, в то же время уже существующие или намечающиеся междисциплинарные результаты, достигнутые путем абстрагирования, и опыт образования понятий должны стать доступными для социологических исследований.
21 Обе возможности можно особенно хорошо проследить в политической семантике, например в форме обязанности быть лояльным к «общему благу» или в форме нередуцируемого момента произвола (суверенитета) главы государства.
' Такой антииерархический или, лучше сказать, метаиерархический способ рассмотрения особенно бросается в глаза в концепции аутопойе-сиса. Это часто отмечалось. Ср., напр.: RothG., а. а. О.
Исключение, которое можно сделать для теории общей системы Действия Т. Парсонса, в то же время подтверждает основной тезис о том, го собственная теория является условием обучения в междисциплинар-i0Mк°нтексте, так же как на уровне обшей теории систем самореферентная крытость коррелирует с открытостью в отношении сложности окружающего мира.
35
Надеюсь, что одним из важнейших результатов этого соединения с пользой для обеих сторон является радикальная темпорализация понятия элемента. Теория самосоздающихся аутопойетических систем может быть переведена в область систем действия лишь в том случае, если исходить из того, что элементы, из которых состоит система, не могут иметь длительности и, следовательно, должны непрерывно репродуцироваться благодаря самой системе этих элементов. Это выходит далеко за пределы голого замещения отмирающих частей и не объясняется ссылкой на отношения с окружающим миром. Речь идет не о приспособлении и не об обмене веществ, а о своеобразном принуждении к автономии, возникающем из того, что система в любом, даже весьма благоприятном, окружающем мире просто прекратила бы свое существование, если бы моментальные элементы, ее составляющие, не обладали способностью к присоединению, т. е. смыслом, и не репродуцировались бы в качестве таковых. Для этого могут быть разные структуры; но лишь такие, которые могут незамедлительно (а не постепенно, энтропийно) выступать против этой радикальной тенденции к исчезновению. |
|