СЕМИНАР "ИСКУССТВО PABLIC RELATIONS"

27.12.04. (29.03.04). PR. НТВ: ПРИНЦИП ОЧИСТКИ

Пожалуй, пришло время сменить название телекомпании НТВ - дабы избавиться от последнего напоминания о его создателе.

PSY. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ДУХА

Дух, так же как и психика (душа), обладает своей бессознательной частью. Т.е. бессознательное иерархично по степени телесности - от физичности до идеальности. И так же, как и в психике, духовное бессознательное превалирует над частью осознающей себя, в такой же пропорции, как подводная часть айсберга над надводной. Физически (внешне) бессознательный дух - это карма, судьба, конституция существования (внешне - феноменология, внутренне - экзистенция). Субъективно (внутренне, по смыслу, идеально) - это трансперсональное, или мистическое переживание. "Я чувствовал себя маленькой рыбкой, резвящейся в волнах света", пишет Станислав Гроф (за точность цитирования не ручаюсь, - ЛЖ). "Маленькая рыбка" - это сознательная часть духа; "волны света" - бессознательная. Сознательная часть - мышление, осмысление, осознавание значений; бессознательная часть - чувство, энергия, переживание; все вместе - проживание смыслов.

На уровне духа проблемы "эго" сняты, оно имеет все, что желало, и больше того. "Эго" здесь представляет собой лишь границу, очерчивающую духовное осознание, форму сознательной части духа, явленную в образе "личного мифа" (или положительного аспекта кармы) - рыбки, мотылька, пламени… Бог весть чего (например, "схемы трамвайных путей Цюриха", - из книги Минделла о коме).

- В сущности, с глобально эволюционной точки зрения человек - это еще очень мало интегрированное создание. Много ли вы найдете, так называемых, нормальных людей, способных без ущерба, но с пользой для себя и окружающих людей контролировать свои влечения? - Разве что небольшая часть тех, кого впоследствии назовут святыми.

MED. PHI-PSY. СМЫСЛ СИМПТОМА

Симптом - это послание, которое я должен понять. Если я пойму его так, что решу "забыть" о симптоме, или подавить, или вовсе ликвидировать его, значит, я увижу только негативный его смысл. Но в нем имеется и позитивное содержание - осознать его интереснее, потому что здесь подсказка, развитие.

MED. ДВЕ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНЫ

Две стратегии медицины: укреплять добро или бороться со злом. Первым занимаются нетрадиционные направления, например, гомеопатия; вторым - официальная медицина. Кроме того, я полагаю, умелый врач использует комбинированную стратегию лечения, впрочем, уделяя второму направлению на порядок меньше внимания.
- Таким образом, по большому счету речь идет не о лечении, а о самолечении пациента. Создавая условия, я, как врач, борюсь со злом. Приводя пациента к самосознанию, большей интеграции всего его существа, я укрепляю добро.

MED-PSY. БОЛЕЗНЬ КАК ПРИВЯЗАННОСТЬ

С буддистской точки зрения болезнь - это привязанность. На внешнем, физическом, уровне она проявляется как неустранимость симптомов. Симптом можно скрыть, подавить, трансформировать, но все-равно он объявится вновь в другой или в той же самой форме, если на внутреннем, духовном, уровне болезнь будет сохраняться. Я привязан к своим удовольствиям и неудовольствиям, желаниям и нежеланиям, пока мне не удастся развить (натренировать) свою мета-позицию, увидеть судьбу.
- Привязанность - неподвижность - омраченность ума - карма.
- Однако мало выйти за границу кармы, узреть свою судьбу, надо еще приобрести подвижность ума. Ответить на вопрос, сколь многое ты готов поставить на карту ради мимолетного влечения? Сколь глубокую страсть ты готов подавить ради случайного принципа? Достает ли волна твоего душевного движения до дна?
- Одна из форм привязанности - одержимость; в некотором роде заболевание - психическое.

23.12.04. (27.03.04). PR. ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?

Революционеры, во всяком случае, те из них, кто реально нацелен на успех, захватывают власть вовсе не для того, чтобы что-то изменить в обществе, а для того, чтобы получить эту самую власть - то, что никаким другим способом они получить не смогли бы. Обычная стратегия успеха.
- ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ. Нагнетание обстановки на Украине может дать парадоксальный результат для оранжевых. Особенно, если б Янукович применил в это время в своей политической борьбе приемы дзюдо (айкидо?) В конце концов, если брать физическую составляющую всего происходящего (серлевский "фон"), рядовому украинцу куда важнее иметь возможность ездить в Москву без визы, чем чувствовать себя членом НАТО.

PHI-PSY. СУБЪЕКТИВНАЯ МЕТАФОРА СКОРОСТИ СВЕТА

Что является субъективным эквивалентом скорости света? Что есть ощущение скорости света? Как ощутить скорость света? - Я полагаю, что ощущение скорости света суть трансперсональное ощущение единства вселенной. Вообще ощущение единства. Или дзэнское ощущение вечности, явленной в данном мгновении. - И здесь, продолжая метафору, речь уже идет о модусах скорости света, формах ее воплощения в разных носителях (мгновениях, целостностях).
- Как я понимаю, для предмета, движущегося со скоростью света время, и пространство свернуты в точку - их просто нет!

PSY. РЕАЛЬНОСТЬ ВЕЛИКОЛЕПНЕЕ МЕЧТЫ

Проблема "эго" заключается в недостатке веры. В том, что мне трудно, почти невозможно, поверить, что мир чудеснее, чем я мог бы ожидать. И отнюдь не в том, что приходится жертвовать чем-то. Жертва - это только одна из форм тренировки. Проблема в том, что имеется действительная (если угодно, материальная, объективная) возможность получить именно то, что хочешь, что жаждешь. Но невозможно себе вообразить, как невозможно представить того, чего физически нет, что то, что ты получишь, будет на порядок (на много порядков) великолепнее того, на что ты смел надеяться.
- Именно в силу этого недостатка воображения от иллюзии труднее отказаться, чем от реальности.

PSY. ГДЕ ЛЕЖИТ $1 000 000?

Где лежит $1 000 000? - Разумеется, на моем счете в швейцарском банке. Но у меня нет счета в швейцарском банке. Значит, мой миллион воображаемый, иллюзорный. Что лучше, иметь журавля в небе или синицу в руках? Иначе говоря, что лучше, заработать сейчас $100 или сделать что-то, что, на твой взгляд, приблизит тебя к желаемому миллиону? - Ответ очевиден. Если речь идет об иллюзии, лучше получить реальную сотню прямо сейчас - "синицу в руках". Если же ты рассчитываешь на миллион - "журавля в небе", то можно не тратить время на сотню. Однако, где гарантия, что твой расчет оправдается? - вот вопрос, вскрывающий недостаток веры. Можно усилить его: если ты веришь в своего "журавля в небе", где гарантия, что ты не обманываешь сам себя? Что твоя вера истинна? Что ты не сумасшедший, подменяющий реальность иллюзией? - Гарантии нет! Так же точно, как нет истины в вере, нуждающейся в гарантиях. Какой же отсюда следует вывод? - Значит, остается лишь реальная "синица в руках"? - И да, и нет. Продолжая метафору народной пословицы, я бы сказал, - "журавль в руках"! Но, понятно, что такой вещи в природе не существует и в этом состоит мудрость народной пословицы, которая, лукаво разделяя реальность и предлагая выбрать что-то одно, дает все же всю ее полноту - и "синицу", и "журавля". Иначе говоря, не важно, что ты выберешь - важно, найдешь ли ты себя (найдешь ли ты мудрость) - мечтающего или реально создающего свой миллион, зарабатывающего или бесследно тратящего свою сотню… Что собственно ты делаешь, проживая свою жизнь?
- Это вопрос полноты ощущения и, одновременно, глубины овладения имеющейся, наличной реальностью. Вопрос объективности момента. Окружающие люди говорили о Христе: "Он ведет себя как власть имеющий". Это было очевидно. Это чувствовалось. Это срабатывало.

19.12.04. (26.03.04). PR. НЕ ПОЛИТИК

Я думаю, что Путин совсем не политик, или, если быть объективно честным, политик поневоле, как любой чиновник рангом от министра и выше. Отсюда его просчеты с делом Ходорковского, выборами на Украине и проч. (если, конечно, оценивать их как просчеты). Отсюда двойственность его имиджа - по-человечески привлекательного, а политически никакого, если не негативного. Его имидж человека играет против имиджа политика. Поэтому вопрос "who is m-r Putin" никогда не получит ответа.
- Теперь, после завершения манипуляции с компанией "Юкос", настало время завершить разборку с ее хозяином. Удастся ли это сделать таким же - манипулятивным - образом?

PSY. ПРО СТРАХ

Насколько фундаментален страх? - Абсолютно фундаментален. И совершенно непредсказуем - вот почему бессмысленно "учиться преодолевать страх", испытывая себя в тех или иных опасных ситуациях. "Полная гибель, всерьез" всегда случается неожиданно, и свидетелей нет. Страх - это форма. В отличие от содержания - удовольствия (желания); я не говорю "любовь", "добро", "идея", потому что это было бы слишком сильно сказано для рассматриваемого уровня существования. Так же, как у желания "нет дна", нет его и у формы; впрочем, искусствоведы знают, насколько абсолютно одно неотделимо от другого. Таким образом, страх бездонен.
- Есть известная история об одном из мастеров дзэн Древней Японии, который кричал так, что его было слышно на четыре мили, когда его убивали грабители.
- Когда перед смертью святую Матрону Московскую почитатели спросили, страшно ли ей умирать? Она ответила, что страшно. - Почему же? - удивился спрашивающий, - ведь известно, что вам уготовано место в раю? - Это никак не влияет на страх смерти, - ответила она.

PHI. "И ЗАВЕРШАТ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ"

Завершить изучение природы, познать все, создать "общую теорию поля" (или "теорию всего сущего" - ТВС), значит завершить так же и человека, как часть "всего сущего". Что невозможно, поскольку человек - это свобода, а представление о свободе противоречит понятию завершения.

И, однако, такое, завершающее "все сущее", познание не только возможно, но и необходимо. Разрешение обозначенного противоречия я вижу во временности этих, познающих, на первый взгляд, всеобщих парадигм. При этом "черные дыры познания" располагаются не только в моменте "Большого взрыва" и на уровне (или в аспекте) физического существования мира, но и на других иерархически-целостных уровнях. Начало Вселенной расположено во многих, качественно отличных друг от друга точках.

Как бы глубоко мы не зашли в нашей науке, всегда останется вопрос, а что было "до"? Или, что было "перед"? Или, что расположено "вне"? Или, попросту говоря, откуда все это взялось? - Вопрос, упирающийся в принцип "первого основания", выпадающий из сферы естественных наук и расположенный в сфере философии. На каждом уровне сложности (целостности) есть свое начало, свой момент "ничто", из которого является новое "нечто" - новое качество, никоим образом не содержащееся на нижнем уровне.

Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы
(Н. Заболоцкий)

TXT-LIT. "МЫ С ИРКОЙ"


- Люди, жалующиеся на свою жизнь, невежественны и не видят подлинного состояния вещей, - прочитал я Ирке фразу из сочинения мастера дзэн Такуан Сохо.
- Они действуют предвзято, - читал я дальше, мельком взглянув на нее, - и не могут выносить людей, предрассудки которых отличаются от их собственных. Предвзятость в суждениях рождает ссоры. Кроме того, жалобы на жизнь являются источником множества других неприятностей (Книга самурая, с.111).
- Что?! - сказала она. А я продолжил:
- Досужие жалобы являются проявлением природы человека, и люди ничего не могут с ними поделать. Однако глупо считать, что человек не может избавиться от своих пороков, и в качестве довода утверждать, что они составляют неотъемлемую часть его природы. Неведение можно преодолеть, если настойчиво учиться. Тот, кто не совладал со своей врожденной глупостью, никогда не станет мудрым. Если вы настойчиво тренируетесь, вы постигаете мудрость своего искусства. Так, человек может быть глупым, но если он настойчиво занимается, его глупость исчезает, а на ее месте возникает мудрость (Книга самурая, с.113).
- Это было написано еще в семнадцатом веке, - сказал я, закрывая книгу.

PSY. "КЛУБНИЧКА"

Человек, стремящийся к мудрости, мог бы сказать по поводу сексуального влечения, что при глубоком рассмотрении становится ясно, что необязательно иметь близость с женщиной для того, чтобы испытать оргазмические ощущения. Мир сам по себе сексуален. Сексуальность суть аспект предметности, пронизывающий любую вещь. Возьмите любую вещь…

15.12.04. (24-25.03.04). PHI-PSY. ПРИЗВАНИЕ ЭТО МОНАСТЫРЬ

Вопрос в том, в какой мере тебе придется изменять своему призванию? То есть, в какой мере ты способен соблюдать дисциплину, требуя от себя занятий только своим делом и никаким другим? Требуя от себя соответствия своей истинной природе и никакой другой - воображаемой, придуманной, иллюзорной? И, соответственно, не попадать в ситуации, якобы объективно возникающие и требующие от тебя не твоего поведения. Поведения, а не бытия. - Бытие безмятежно, поведение - напряжено. - В монастыре есть лишь два состояния: тренировка, требующая дисциплины, и реализация своего призвания. В настоящем монастыре призвание реализуется в форме медитации и молитв. - Монастырь, для меня, суть определенный образ или стиль жизни. И монастырские стены - лишь необязательное внешнее проявление этого образа жизни.

PR-PSY. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРОЦЕССА

Процесс разгрома французов под Москвой в романе Льва Толстого "Война и мир" - из школьного курса литературы СССР. Нас учили видеть именно процесс, а не спланированную и функционально реализованную операцию. - Вариант иллюстрации процесса. Перевод с английского: "The Rabbit got frighten", что строго дословно означает "Кролик находился в процессе испуга". В отличие от другой фразы: "The Rabbit was frighten", что означает "Кролик испугался".

PHI. PR. МЕТОДОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПРАКТИКЕ (ПРАКТИЧЕСКОМ РАЗУМЕ)

По-видимому, область науки, к коей следует причислить все эти консалтинги, PR, маркетинг, рекламу, и пр., это методология. Здесь же, пожалуй, могли бы разместиться и медицина, и психотерапия, и духовные практики, и культура; хотя для этих сфер имеются свои научные дисциплины, соответственно: биология, психиатрия, религиоведение, культурология.

PHI-MED. МЕДИЦИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ XXI ВЕКА

Когда мы зажигаем свечу в церкви, все наши мысли, записанные на воск, потенциируются (вспомните плазменное потенциирование; иначе говоря, накачиваются энергией, - ЛЖ) и излучаются через купол во Вселенную. Стоящая рядом икона дополнительно усиливает определенные (добрые) наши чувства. И если нет дурных желаний в нашей душе, то ответ обязательно последует (Лупичев Н.Л. Гомеопатия и энергоинформатика. - М.: Изд. ТОО Редакционно-издательская фирма "РОЙ", 1994, с.75).

PHI-MED. PSY. ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ГОГОЛЮ

Если вы узнаете плута не только как плута, но и как человека вместе, если вы узнаете все его душевные силы, данные ему на добро, и которые он поворотил во зло или вовсе не употребил, тогда вы сумеете так попрекнуть его им же самим, что он не найдет себе места, куда ему укрыться от самого же себя. Дело вдруг примет другой оборот, если покажешь человеку, чем он виноват перед самим собой, а не перед другим. Тут потрясешь так его всего, что в нем явится вдруг отвага быть другим… (Лупичев, с.75, Гоголь Н.В. Духовная проза. - М.: Русская книга, 1992). - Вот прекрасная иллюстрация метода М. Эриксона. - …и тогда только вы почувствуете, как благородна наша русская порода даже и в плуте, - заканчивает Гоголь.

PHI. ЭНЕРГИЯ ЗВЕЗД

Меня поразила мысль о чудовищной энергии звезд, которая, может быть, для того только нужна, чтобы достичь той дифференциации движения, на который способен мизинец моей руки. И наоборот, - движение мизинца часть, и может быть, основание всей мощи энергии Вселенной.

12.12.04. (21-23.03.04). PSY. ТРАНС

Можно сказать состояние "задумчивости", а можно - "транса".

PHI. БУКВАЛЬНО КАЖДЫЙ АТОМ

Буквально каждый атом (а, подходя шире и философски, - любую целостность) можно рассматривать как точку перегиба - место, сквозь которое вся вселенная отражается в атоме и, наоборот, атом являет собою подобие вселенной. Как сказал поэт: "Все небо заиграет надо мной, как колоссальный движущийся атом!" (Н. Заболоцкий).
- Целостность, в терминологии Уайтхеда, - организм.

ДНЕВНИК. МГНОВЕННОЕ ИЗВЛЕЧЕНИЕ МЕЧА ИЗ НОЖЕН

Во время "Дней японской культуры в Москве" я видел, как мастер боевых искусств демонстрировал "мгновенное извлечение меча из ножен" и подумал, что, наверное, его, в самом деле, очень трудно извлечь, если это занимает столько времени.

PSY-PHI. СПОНТАННЫЙ УМ

- Если человек отвечает на вопрос стразу же после того, как вопрос прозвучал, его ум называют дзикисин (спонтанный ум). Ответ после размышлений есть результат выбора одной мысли из нескольких возможных, и поэтому такой ответ не является действием спонтанного ума. Отвечая без промедления, вы пробуждаете в себе спонтанный ум (ум Будды), который дает подлинный ответ на вопрос. Вы причиняете себе неудобство, слишком много размышляя над ответом. Спонтанный ум есть ум Будды, тогда как размышление и выбор есть страсть, болезнь и причина страданий (Книга самурая, с.115).
- Совершенно верное рассуждение - разумеется, кроме тех случаев, когда размышление является "спонтанным ответом".

Дзэнский спонтанный ум дает мгновенный ответ на вопрос, так что между вопросом и ответом нет промежутка толщиной даже в волос. И это обстоятельство важно. Поскольку даже если ты скажешь именно то, что первым пришло тебе в голову, но после некоторого размышления, все-равно твой ответ будет отличаться от спонтанного. И это различие будет огромным - таким же как различие между двумя мирами. Ибо спонтанный ответ, не только как смысл, но как предмет, принадлежит той целостной ситуации, которой был вызван вопрос. И, наоборот, тот же самый ответ, но после некоторого размышления, принадлежит уже другой ситуации. А две разные самодостаточные - целостные - ситуации так же разнятся между собой, как два мира.

В случае ответа через некоторое время, первым - "спонтанным" - ответом на вопрос будет отсутствие всякого ответа. Или, скажем, ответ в форме размышления. Соответственно, сам вопрос превратится в риторический или повисший в воздухе.

PSY. ЦИТАТА. ДЖ.ХЕЙЛИ И М.ЭРИКСОН. МЕХАНИЗМ ГИПНОЗА

Гипнотизер заставляет человека спонтанно изменить поведение. Поскольку человек не может спонтанно выполнять приказ, гипнотический подход представляет собой парадокс. Гипнотизер общается с клиентом сразу на двух уровнях. "Делай то, что я сказал", - говорит он, но за этим кроются другие слова: "Не делай того, что я велю тебе, веди себя спонтанно". Способом, с помощью которого клиент приспосабливается к такому противоречивому сочетанию приказов, являются изменение сознания и поведение, которое называют трансовым. Можно выделить два шага этой парадоксальной процедуры:
а) гипнотизер заставляет клиента сделать что-то, что он может делать сознательно: например, смотреть на какую-то точку, сконцентрировать свое внимание на руке, принять определенную позу, представить какой-либо образ и т.д.;
б) затем гипнотизер заставляет клиента реагировать непроизвольно, спонтанно. Он говорит о том, что рука начнет спонтанно двигаться, появится ощущение тяжести век, мышцы расслабятся, человек увидит что-то, чего здесь нет, возникнут или прекратятся какие-либо физические процессы, начнется или прекратится что-либо другое, что не подлежит сознательному, волевому контролю.
(Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001, с. 23).

- Гипноз, попросту, - проявление статусного неравноправия: кто кем руководит? Причем, руководит процессуально, step by step.

05.12.04. (19.03.04). PR. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БАНАЛЬНОСТЬ

Люди так привыкли к вранью политиков, что когда те говорят банальности, это шокирует. Как будто у вполне тривиального суждения есть второе дно. Так, когда Путин давеча сказал, что Россия будет иметь дело с тем украинским президентом, который так или иначе у Украины будет, это вызвало шок у некоторых деятелей, как будто он изменил свою позицию по Украине. Но ведь он сказал банальность - что Россия не может не иметь дела с Украиной и, соответственно, так или иначе будет иметь с ней дело. И не более того.

PR. К ВОПРОСУ О БИОПОЛИТИКЕ

Если на организацию посмотреть как на опухоль, то, очевидно, можно различить как доброкачественные, так и злокачественные опухоли. Так, по-видимому, террористическую организацию следует счесть злокачественной опухолью, дающей к тому же метастазы по всему миру. А какую-нибудь гуманитарную организацию…

PR. "ТРЕНД РЕАЛЬНОСТИ"

Сила демократии в разрешениях, а не в запретах. Сила демократии в стремлении смотреть на вещи реально, реализуя таким образом "тренд реальности" (или "тренд к реальности"). В отличие от других, более иллюзорных систем.
- Вопрос, правда, в том, что такое реальность?

PR. СТРАУСИНАЯ ПОЛИТИКА ПУТИНА

Оказывается, как показали на днях журналисты, мандарины из Абхазии перестали пускать, потому что в них завелась средиземноморская муха. Но, слава Богу, после того, как кандидаты в президенты договорились друг с другом, куда-то исчезла, и мандаринам теперь снова можно в Россию. - Детский сад. Уверен, что к лично Путину эта история не имеет ровно никакого отношения. Однако, почему-то, по какой-то странной ассоциации, она напомнила мне давнишнее его заявление, что дело "Юкоса" чисто уголовное и к политике не имеет ровно никакого отношения, что проблемы Ходорковского не надо связывать с компанией, и что государство заинтересовано в сохранении компании "Юкос". Увы.
- Кремль мне кажется гораздо более страшным зверем, чем Путин. С Путиным, как мне кажется, можно если не договориться, то, по крайней мере, найти взаимопонимание. Кремль же похож на кулак, в котором персонально ни одного пальца вычленить невозможно. Путин, по сути, является сегодня заложником Кремля.

PSY. ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ

Из словаря:
- Awareness (англ.) - понимание.
- Aware - знающий
- Понимать - understand, perceive, fathom
- Понимание - understanding, comprehension, fathoming
- Понимаю - perceive, realize, fathom
- Осознавать - realize
- Осознание - comprehension, realization
- Осознанность - sensibleness
- Сознавание - realization
- Сознавать - understand
- Сознание - consciousness
- Сознаваться - confess

Итог терапии, а по большому счету, духовной практики - интеграция, достижение единства сознания. Трансперсональное или мистическое переживание холистично. То есть "сознание - всему голова", не уход в бессознательность, не потеря сознания, но напротив - его высшее прояснение, предельная глубина или, если угодно, - широта. Философски - ощущение именно той точки, где следствие является причиной самого себя; точки первоосновы, перводвижителя. Если взять любое желание, порождаемое нашим "эго", и исследовать его в глубину, в надежде найти его исток, то обнаружится, что истока нет!

Например, жарким летним днем я иду по улице, смотрю на ларек с мороженным и чувствую, что хочу эскимо. Но если немного притормозить осуществление этого желания, то можно заметить, что чуть глубже этого, первого импульса, лежит другой - я хочу мороженного вообще и, пожалуй, соглашусь на многие другие сорта. А еще глубже - я хочу иметь возможность есть мороженное, когда захочу. Еще глубже - не наедаться мороженным, а хотя бы просто ощутить его вкус. Еще глубже - просто хотеть без ограничений, естественно, с возможностью исполнения этого желания. Еще глубже - хотеть в смысле быть, пусть и ограничено, но быть. И т.д. Выражаясь метафизически, это целостная частичка безначального бытия под названием "эскимо", часть твоего "эго". И таких частиц бесконечное множество - весь мир! Поэтому я говорю, что весь мир суть мое "эго" и, соответственно, желание, масштаб соблазна "эго" столь же безмерен.

На самом высшем (глубинном) уровне радость узнавания уже есть удовлетворение желания. Стоит только ощутить это, и вы овладеете миром! Всеми его частностями. Чувство бесконечного ликования и силы - существенная часть трансперсонального переживания.

Итак, если, с одной стороны, занимаясь анализом, осознавая различные свои желания, части "эго" или "бессознательные личности", я познаю себя, то с другой, - я интегрирую эти частные осознавания в единое понимание (awareness) - единство сознания, "я". И это единство сознания является реальным, и наиболее полным, удовлетворением реальных желаний.

Упасть далее с высшего уровня (удовлетворения желания через ощущение единства) на низший (удовлетворения желания через получение предмета, в данном примере, - эскимо) значит принять судьбу.
- Нет смысла уходить от судьбы, но есть смысл принять ее, не раздумывая.

MED-PSY. К ТЕОРИИ БОЛЕЗНИ

Ганеман потерял научную невинность сразу же за тем, как вслед за общим и ничего не означающим понятием болезни, которую на уровне ощущения можно рассматривать как процесс, ввел понятие "миазма", а по сути, некое причины болезни. Мне интереснее говорить о конституции (здоровье) и конституционных изменениях (болезни) человека. При этом так называемая "болезнь" (конституционное изменение), скорее всего (и я полагаю, как правило), является нормальной реакцией приспособления организма к окружающей среде (как внешней, так и внутренней - психологической, культурной). В том числе, приспособлением к эволюционному процессу развития человека как биологического вида (приспособление к внутренней природной биологической реальности и к внешней объективной научной). Таким образом, самая сильная хроническая болезнь, в гомеопатическом понимании - старость. В лечении (моем представлении о медицине) речь идет об объективных и субъективных факторах и их взаимодействии. Образно говоря, одни вещи лечатся внушением, а для других необходимо "хирургическое вмешательство". При этом я полагаю, речь идет о чисто сознательной работе человека над собой - о его самосознании и самостоянии. Иными словами, не обязательно иметь нечто (например, здоровье), важно "иметь возможность".
- По поводу "иметь возможность". До пожара на Останкинской телевышке я имел возможность сходить в ресторан "Седьмое небо". После падения "железного занавеса" я получил возможность открыть счет в швейцарском банке. Как ни смешно, но я думаю, что все это имеет отношение к моему здоровью.

05.12.04. ОБРАЩЕНИЕ СЕРГЕЯ ЧЕБАНОВА

Дорогие друзья и коллеги!

В конце 2004 г. выходит сборник моих работ (опубликованных и неопубликованных) 1990-ых гг. (оглавление прилагается). Планируемый тираж - 70 (номерных) экземпляров, которые будут распространяться по рабочим каналам. В продажу они поступать не будут.

По условиям договора с Издательством тираж принадлежит ему. Поэтому Издательство само формулирует условия распространения тиража. В частности, если Вы хотите иметь эту книгу, то Издательство готово произвести допечатку тиража.

В таком случае Вы и/или Ваши коллеги (Издательство не возражает против распространения этой информации) должны оперативно известить меня по электронной почте (chebanov@sc2747.spb.edu) о Вашем желании с указанием полного почтового адреса, на который Вам эта книга будем выслана наложенным платежом (стоимость книги + почтовые расходы) и я передам эти данные издательству. В настоящее время стоимость книги оценивается примерно в 200 руб., но она будет зависеть от стоимости полиграфических услуг на момент печати и окончательного тиража.

С наилучшими пожеланиями С.Чебанов

Приложение.

С.В.Чебанов. Петербург. Россия. Социум

Предисловие автора ……………………………………………7
Предисловие Т. Г. Петрова ……………………………… 13

ПЕТЕРБУРГ

Почему Санкт-Петербург не может не быть центром 16 Функционально-пространственная организация Санкт-Петербурга 20 Между географическим и фазовым пространством: Прайдовая структура Петербурга 39 К совершенствованию административно-территориального деления Санкт-Петербурга и области 41 Три вместо двух. К объединению Санкт-Петербурга и Ленинградской области 44 Куда ведет ленинградское метро? 50 Реконструкция или одессизация? 54 К итогам выборов в органы местного самоуправления Санкт-Петербурга 58 Выборы в яблочном городе 68 О целях Санкт-Петербурга 71 Рецензия на книгу "Русские столицы. Москва и Петербург" (Составители А. Н. Замятин и Д. Н. Замятин. М.: Мирос, 1993) 84

РОССИЯ

Россия: Что дальше? 88 Начала государственного устройства России 92 Что делать с КПСС? 99 Роль Армении в декомпозиции СССР 101 Итоги десятилетия 102 Полугосударственные похороны 139 В защиту чести и достоинства Президента 145 Феликс как Янус: к периодизации новейшей русский истории 148 К положению на рынке труда в России 151 Кого высадят "на Пиренейский полуостров" вслед за шахтерами? 160 Пожилые люди как политическая сила 164 Почему пожилые люди обиделись? 180 Критерии оценки качества дорогого жилья 183 Географические типы пространственной организации поселения 229 Способы представления места в тексте 240 Методологический анализ городских программ 241 Совершенствование языка административно- управленческих документов органов государственной и местной власти Санкт-Петербурга 242 Речевые единицы с неопределенно-переменным смыслом 244 Психобиологические основания сословно-профессиональных герменевтик 251

СОЦИУМ

Программа деятельности Семинара по проекту "Идеология как средство консолидации предпринимателей как сословия" 254 При организация коммуникативной среды между лидером и рядовыми членами группы 257 Приватное и публичное как мерономическая проблема 262 К причинам актуализации национального самосознания 265 Лишь звенья в цепи, ведущей к концу демократии 277 Отличительная черта интеллигенции - знание алфавита 282 Положение с правами человека в России и задачи деятельности международных правозащитных организаций 301 Экология и правозащитная деятельность 304 К проблеме типологии регулярностей: античное и иудейское понимание закона 308 Лечебные практики: типология и современная ситуация 323 Рецензия на исследовательский проект А. В. Баранова "социологический анализ смертности и продолжительности жизни" 360 Лечебная помощь в России. Истоки и современность 362 Психические болезни и гражданские права 371

НАУКА

Негосударственная наука 376 Фундаментальная наука в Российской Федерации: положение и финансирование 382 Новые непарадигматические научные школы в современной России 403 Георгий Петрович Щедровицкий. Заметки о деятельности 416

КУЛЬТУРА

Язык, культура, биосфера как компоненты жизненного мира человека 428 К резолюции Русской сессии МАН 438 Колбаса как феномен культуры 439 О предмете культурологии 443 Что взорвали в Индии на прошлой неделе? 449

ОБРАЗОВАНИЕ

Начала современного российского образования 454 Российское образование сегодня 462 Совершенствование системы общего среднего образования Санкт-Петербурга 481

ФИЛОСОФИЯ

Тема жизни как проблема социального философствования 484 Статус социального бытия 486 Образ многоукладности хозяйства в экономическом поведении населения бывшего СССР 489 К категоризации представлений о любви 496 Нефилософские формы философствования 499 Парадигматическая смута постсоветского философствования 511 Смерть как извращение жизни 524 Позитивизм как отроческая майевтика 531 Биологические основания социального бытия 534 Декаданс - "Серебряный век": цикл российского философствования ХХ века 565 Относительность и абсолютность преступления 567 Христианство и экология (выступление в дискуссии) 569 Что такое экология человека? 573 Проблема биоразнообразия и христианский эволюционизм 603 К критике способности обнаружения хаоса 622 Постмодернистское любомудрие как российский вызов концу философии 625 Основания философии техники 632 Мир как сеть энлогов: от коммуникации к общению 637 Естественнонаучная традиция русского космизма 643 Перспективы философии в XXI веке 646 О соотношении науки, философии и веры 648 Синергетика и холистические образы языка. Чебанов С. В., Мартыненко Г. Я. 650

ПРИЛОЖЕНИЯ

К определению краевых условий: Хронологические, хорологические и морфологические масштабы деятельности в Северо-Западном регионе 658 Санкт-Петербург в региональных структурах 660 Материалы к книге "География Северо-Запада России и Санкт-Петербурга: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы" 662 Идеология сословия предпринимателей в России 682 Редакционная статья для первого номера журнала "ВОНАБЕЧ" 684 Свободный университет общего образования 688 Взаимодействие естественных и гуманитарных дисциплин в русской культуре последней четверти ХХ века 690 Биологические условия социального бытия 698 Семинар о негосударственной институализации свободной науки. Каганский В. Л., Чебанов С. В. 703

ДОПОЛНЕНИЯ

Сведения об авторе 708 Библиография работ С. В. Чебанова 711 Семинар по Биогерменевтике (до 1991 года - Семинар по теоретической биологии) 719






РАССЫЛКА ЛЖ:

PR. ABOUT KHODORKOVSKY

Если продолжение будет таким же, как начало, то нынешнюю отсидку Ходорковского можно будет назвать истинно сократовским поступком. К стыду всего российского истеблишмента.

PR. РЕЙТИНГ ПУТИНА

Подумалось: что-то давно социологи не объявляли рейтинг Путина. (Конечно, как всегда, 98%. И то сказать, с кем сравнивать!)

01.12.04. (19.03.04). PR. РУССКИЕ ЛИБЕРАЛЫ НА ФОНЕ УКРАИНЫ

Удивительно, но в эти горячие украинские деньки ни "Яблоко", ни СПС никак не заметны. И, вообще, подумалось, что-то давно не видно на телеэкране лиц Явлинского, Немцова, Хакамады и Чубайса. Что это значит? - Что их зажимают СМИ? Или что им нечего сказать? По правде говоря, вероятными кажутся оба положительных ответа. И здесь русские либералы вполне совпадают с украинскими, про которых Глеб Павловский сказал, что они в растерянности сидят по домам. Если это действительно так.
- Именно сейчас их отсутствие ощутилось как-то особенно остро.

PSY. ВНУТРЕННЯЯ ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина - не значит запрет, ограничение, уничтожение, но сохранение в приемлемой форме. Претворение в приемлемую форму. И как претворение, этот процесс, означает рождение, развитие и смерть в одной форме, и новое рождение - в другой. Другая форма суть человечность, а речь идет о дисциплине природы - о создании, таким образом (посредством дисциплины) природы человечности, которая в первоначальном, идеальном, мыслительном своем истоке природной - материальной - сущностью не обладает, а есть суть искусственное образование - артефакт, идея. Итак, если речь идет о внутреннем совершенствовании, один вопрос в том, как работать - дисциплинировать - "эго", свое естественное (природное), животное основание; а другой вопрос в том, что есть моя идея жизни, или идея моей жизни, мое представление о себе, как о человеке с большой буквы. Иначе говоря, какая форма приемлема, если та, что имеется и приносит мне естественное, животное удовольствие неприемлема? По большому счету речь идет о приятии судьбы, как отдельной ниточки в общечеловеческой, и шире - вселенской, ткани мира.
- Судьба - это личная религия человека. (Кажется, эта формулировка хорошо согласуется с религиозной традицией?)
- Дисциплина в том, чтобы, во-первых, идентифицировать свой край (по Минделлу), затем его внимательно рассмотреть, а затем шагнуть за него - личностно вырасти.

PR-PSY. КУЛЬТУРА ВОЙНЫ

В качестве разрешения далеко зашедших межнациональных и расовых конфликтов я предложил бы ввести ритуальные дуэли. Каждая сторона совершенно легально и официально, в соответствии со своим законодательством, выставляет лучшего бойца, готового пожертвовать своей жизнью за идею. Бой идет до конца, как в римском Колизее.
- Это как раз тот сорт конфликтов, который требует легальной крови. Вопрос лишь в приемлемой - культурной - форме? Если этот вопрос вообще корректен.
- Это было бы еще то шоу.
- Проблема в том, что подобного рода - "неразрешимые" - конфликты перестают быть конфликтами сами по себе, а становятся бизнесом и здесь действуют уже другие (экономические, а не культурные) закономерности.

TXT-LIT. PSY. ПРИТЧА

Американский городок Феникс у подножия горы Скво благодаря Милтону Эриксону превратился в картинку из притчи "О мудром докторе, проживавшем в городке Феникс у подножия горы Скво".
- Я полагаю даже, что часть силы его гипнотического искусства заключалась в этом контексте. Т.е., приехав в Феникс, вы уже как бы объективно попадали в "трансовую реальность", - ведь вы сделали это! - приехали неизвестно зачем неизвестно куда. С тем, чтобы получить нечто - "неизвестно что".
- Я мог бы принимать людей и на вокзале, - говорил М.Э., рассуждая о своем психотерапевтическом кабинете, - ведь здесь же есть я! (Действительно, кому надо, тот приедет и в глухую провинцию, если там есть то, что ему надо).

PSY. ДВЕ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ

У меня есть на выбор две стратегии действия: изменить себя или изменить мир. Когда я медитирую или дисциплинирую свое "эго", я изменяю себя. Когда я иду к врачу, чтобы он сделал то, что мне нужно с моим здоровьем, я изменяю мир. Изменить мир - отдаться во власть спонтанного, подсознательного действия, стать экстравертом. Изменить себя - стать интровертом, подчиниться диктату сознания, улавливающего в глубине себя сигналы бессознательного, перетолковывающего их на свой лад и использующего в тех или иных целях.

PSY. НЕ ОТДЫХАТЬ НИКОГДА

На самом деле, когда человек отдыхает, он не восстанавливает силы, а наоборот раскисает как квашня, расходует последние остатки своей базовой, конституционной энергии. Я предлагаю не отдыхать никогда - просто переключаться с внешнего режима жизни на внутренний. Сон, медитация - внутренние режимы. Соответственно, пополнение конституционной энергии происходит через личностный рост, строительство.

28.11.04. (17.03.04). PR. ОПЫТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: К СИТУАЦИИ НА УКРАИНЕ

Насчет ситуации на Украине. Вопрос, кто победит сегодня зависит от вопроса, на кого работает время? А время работает на Ющенко. Ибо пока идут переговоры да исследования Верховного суда, силовые структуры западной Украины переходят в его подчинение - по примеру Львова. Кучма с каждой минутой теряет здесь власть. Создается впечатление, что он не просто не хочет вводить во Львове режим чрезвычайного положения, но не может этого сделать. И это служит сигналом для аналогичных действий других западных "мятежных территорий". Скоро - через 3-4 дня - ситуация здесь станет необратимой и Кучме с Януковичем останется лишь вариант раздела Украины. Ющенко этого не боится, поскольку даже при разделе он приобретает, а кроме того, стратегически Украина все же видится скорее единым государством, чем разделенным (даже если такое и случится на определенном историческом этапе). России же выгодны оба варианта (цельная Украина с Януковичем или половина Украины с Януковичем), а по большому счету - и третий вариант - Украина с Ющенко. Кучма с Януковичем действуют слишком по совковому, по-дурацки. Я бы и гроша на них не поставил. Все это кажется довольно очевидным.
- Вероятнее всего, что при разделе Украины с восточной стороны выдвинется более сильный лидер, чем Янукович.
- Для России самый выгодный вариант - помочь разделу Украину, а потом помочь ее воссоединению, удержав при этом у себя Крым. Это тоже кажется довольно очевидным.
- Западные посредники мирят противоборствующие стороны, деля при этом Украину надвое. В точно таком же духе российские политики могли бы посредничать в объединении Украины, оставляя за собой Крым. Логика одна и та же.
- Очевидно, что эта несчастная страна оказалась всецело во власти внешних сил. Люди как будто потеряли чувствительность к некоторым моральным категориям, к такой, например, категории как "единство нации". Что касается западного населения, это выражается в конституционном перевороте; что касается восточных территорий - в неспособности их лидеров к решительным действиям. Вопрос, что послужило наркозом для такой моральной нечувствительности?
- Актуальный, после вопроса о МРОТ, вопрос для российских обывателей, - вы за кого, за Я или за Ю? - Я за Я, но ставлю на Ю.

PR. ЦИТАТА. ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ

Передача на НТВ "Апельсиновый сок": Власть - это суверенитет.
- Классическое определение: власть - это насилие. (Как я понимаю, ЛЖ).

Там же: Проиграл проект единой Украины.
- Кстати, если бы Крым не присоединили к Украине, Янукович не выиграл бы на выборах. (ЛЖ).

PR. К 70-ЛЕТИЮ ШНИТКЕ

Чтобы попасть в исторический пантеон великих личностей, случай столь же необходим гению, как и талант. Хотя правда и то, что случай идет навстречу таланту.

PR. СТРАТЕГИЯ Х.

Ходорковскому надо дойти до нижней точки, после чего он встанет. По крайней мере, такой сюжет осмыслен изнутри его собственной позиции, логики процесса. Только так его можно воспринимать как неслучайного деятеля.

PSY. ГИ: "ЗАДНЯЯ МЫСЛЬ"

Позитивная программа: принцип тренинга. Я бы сказал, что чем бы ни была продиктована ваша первая мысль - гневом ли, обидой, страхом, или каким-либо иным инстинктивным движением - вам следует ее на время отложить, чтобы дать место второй мысли - милости.
- Получить милость и вернуть милость - вот в чем проявляется искренность самой сути человеческого ума (Книга самурая, с.65, Такуан Сохо).
- Поскольку тело есть сгусток желания, достаточно выдернуть хотя бы один волосок, и тут же рождаются мысли, исполненные желания. Когда кто-то касается пальца вашей руки, рождаются мысли, исполненные желания. Когда кто-то касается пальца вашей ноги, рождаются мысли, исполненные желания. Все тело создано желанием.
- Внутри этого тела, созданного и вскормленного желанием, пребывает бесстрастная и совершенная природа ума. Эта природа не зависит от пяти скандх [формы, чувства, представления, воли, сознания, - прим. ЛЖ], не имеет ни цвета, ни формы и не является желанием. Она безупречно правильная и совершенно непогрешима. Если человек руководствуется этой природой во всех своих действиях, его действия являют праведность. Эта совершенно непогрешимая природа есть суть праведности.
- Слово праведность используют в тех случаях, когда непогрешимая природа проявляет себя во внешнем мире. Ее также называют человечностью; ее действие - доброжелательность. Имея ввиду суть праведности, мы говорим человечность, а слово доброжелательность используем для обозначения проявления праведности во времени. Праведность, человечность, доброжелательность, мудрость - суть одна и та же, хотя названия разные.
- Следует понять, что эта суть составляет природу ума. Поэтому говорят, что путь Конфуция - это путь искренности и симпатии. Искренность - то же, что и "природа ума". Симпатия - то же, что и "подобный ум", или "единство". Если природа ума или подобие ума постигнуты, ни одно из десяти тысяч дел не завершится неудачей (Книга самурая, с.69, Такуан Сохо).
- Японский термин ги переведен здесь как "праведность", но с таким же успехом можно было бы перевести его как "гармоничность" или "целостность". Речь идет о качестве, которое побуждает человека совершенствоваться на пути самоуглубления и тренировок, а не просто проповедовать правильный образ жизни. Во многих дзэнских историях ученик долго ходил по всей стране и искал мастера, который мог дать ему правильное наставление (Книга самурая, с.303).

ДНЕВНИК. МОЙ ГЕРБ

На своем гербе я бы изобразил сократовский фонарь.
- Воистину найти сто праведных людей нелегко (Книга самурая, с.65, Такуан Сохо).

ДНЕВНИК. 888

Фантазия. Если у меня и будет проповедническая кафедра, то она будет расположена в телевизионной студии. Хотя, с другой стороны, чем телевизионная аудитория отличается от одного-двух человек у меня дома?..

ДНЕВНИК. LVD. ОБ АВЕРИНЦЕВЕ

Я встречался с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым (дальше я буду писать сокращенно, - С.А.) дважды. Первый раз, в середине 70-х, когда был в академическом отпуске. С.А. тогда читал цикл лекций о русском символизме в музее им. Скрябина, в переулке между старым и Новым Арбатом. Мне об этом рассказала моя сестра, а ей - ее подруга; а, может быть, об этом рассказал Петя Старчик, на концертах которого мы тогда бывали. В общем, откуда-то эта информация дошла. Я был на лекции, посвященной творчеству Вячеслава Иванова. Помню небольшую комнату квартиры Скрябина, человек двадцать публики, негромкий монотонный голос Сергея Сергеевича. Он подробно и, я бы сказал, тщательно разбирал венок сонетов Вяч. Иванова. "Мы две в ночи летящие звезды" - я намеренно цитирую эти стихи очень приблизительно, потому что мне важно передать здесь некое свое состояние. Главное, что с тех пор все, что я запомнил из Вяч. Иванова связано у меня с образом мышления С.А. и его голосом - неторопливым, методичным, непрерывно продолжающимся, как летний дождь, барабанящий по крыше веранды, или тиканье часов. И почему-то, видимо, вслед за содержанием его выступления, у меня в воображении встают картины Италии, Венеции - мест, куда после революции эмигрировал Вяч. Иванов, соборы Средневековой Европы, чьи символы составляли ткань его стихов. Что-то готическое, с одной стороны, как тяжелый камень, вознесенный в небо, словно некоей мистической силой, и затейливое, трудное как лабиринт, венецианское, с другой. Он говорил об Италии, как духовной родине Вяч. Иванова, об его эмиграции - как о возвращении домой, в ту культурную среду, которую он любил и знал. И тут же всплывала тема Италии, как места духовно чем-то притягательно близкого русской душе. И вспоминался художник Иванов с его картиной Христа, и итальянские путешествия Гоголя… И уже казалось бы вне всякой связи с той, давнишней лекцией С.А., несколько лет спустя увлекал меня мандельштамовский Данте Алигьери, и я шел за мандельштамовским голосом, как бы протягивающимся от "молодых еще Воронежских холмов к всечеловеческим, яснеющим в Тоскане". Быть может, покопавшись еще в памяти, я пойму, почему образ С.А. для меня стоит рядом с О.М. - как две соприродные фигуры. "Мы смысловики", - эти мандельштамовские слова ко мне пришли от Аверинцева, как будто именно он сказал их впервые, а Мандельштам лишь повторил. После той лекции С.А. я очень внимательно, от корки до корки, прочел сборник стихов Вяч. Иванова. Признаться, это мне стоило большого терпения. Я не полюбил творчество Вяч. Иванова, но, благодаря С.А., стал его ценить и, наверное, это единственный из русских поэтов, к которому у меня такое - уважительное, но беспристрастное отношение.

Второй раз я был у Аверинцева, если не ошибаюсь, в 1991 году. Эту встречу устроил мой помощник Михаил Ромм, председатель правления Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина, которым я так же руководил в то время. Я хотел записать С.А. в Попечительский Совет фонда. Я чего-то смущался, стеснялся, не знал, как найти повод для встречи, а Ромм, заведовавший в фонде всеми творческими контактами, сказал: "Нет проблем!" И действительно через пару недель мы отправились то ли в Беляево, то ли на Юго-Запад, я запамятовал, - место, где жил тогда С.А. Это была обычная квартира в типовой советской многоэтажке. Мы зашли в комнату, бывшую его кабинетом, - мне запомнилась удивительная теснота этого помещения. Все было завалено книгами, вдоль стен до потолка стояли книжные шкафы и полки, посреди комнаты стоял еще один невысокий шкаф или какая-то тумбочка с книгами. Стол, стоявший торцом к окну, был завален стопками книг. Настоящий книжный червь, archives worm, сказал бы я теперь. Места едва хватало только для двух человек. Пока С.А. нас встречал и провожал в свой кабинет, было заметно, как он хромает. Кажется, Ромм сел на какой-то табурет, ближе к двери, а я разместился рядом с ним, стоя. С.А. сидел за столом вполоборота к нам, за его спиной было окно, а за окном однообразный вид одинаковых белых московских новостроек. Я спросил С.А., не согласится ли он войти в состав Попечительского Совета. Он ответил, что уже состоит в похожих советах других организаций, и у него просто нет времени вникать в деятельность еще одной. И я понял, что у него действительно нет времени, хотя я сильно сомневался, что он в самом деле так уж вникает в какую-либо подобную деятельность. И подумал, что приди мы на два-три года раньше, вопросов бы не было, потому что тогда, на волне чувства освобождения первых лет перестройки, была еще жива иллюзия формы - будто достаточно лишь зарегистрировать организацию, а дело уж само пойдет, дали бы работать. Но со временем иллюзий становится все меньше. В общем, я чувствовал, что мои аргументы иссякают, минут через пять разговор прекратился, и мы ушли. Вот и все. А потом я узнал, что С.А. все же состоит членом Попечительского Совета, только не всего нашего фонда, а одного из его подразделений - Университета истории культур (УНИК).

Когда я узнал, что С.А. переехал жить в Вену, я немного опечалился, потому что подумал: "Вот, теперь так просто к нему не придешь поговорить". А потом понял, что Вена - очень естественный город для С.А. - место, противоположное "совку", точка того культурного смысла, о котором он всегда говорил. "Так некогда Шопен вложил живое чудо фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды", - написал Пастернак. И здесь же мне вспоминается Шнитке. И Булат Шалвович Окуджава. Как будто уходит эпоха, не умирая, но превращаясь из функционирующего организма в незаметную составляющую культурного тела нашей жизни в двадцать первом веке.

Я постарался как можно подробнее припомнить и описать две свои встречи с С.А. И обнаружил, что, хотя в моей жизни было много других, куда более значимых с житейской точки зрения встреч, эти две почему-то запомнились яснее других. И это, как я понимаю, свидетельствует о том, что проявление настоящей духовной сущности человека, такого, каким был С.А., никуда не исчезает, но постоянно пребывает рядом с нами.

PSY. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ

Думается, что разницы в отношении к смерти между существом, коему отпущено семьдесят лет жизни и семь миллиардов, нет. - Какая разница, сколько я прожил, если я могу умереть сейчас?