СЕМИНАР "ИСКУССТВО PABLIC RELATIONS"

24.11.04. (16.03.04). PHI. КАК СКУЧЕН

Как скучен был бы мир, если бы все были правы и не с кем было бы поспорить!

PHI-PSY. "ДЗЭН". ПОЗИТИВНАЯ ПРОГРАММА


- Серьезность (можно перевести так же как благоговение) - внимательность и сосредоточенность во время выполнения повседневных дел в традиции неоконфуцианства. Как желательное состояние сознания серьезность имеет некоторый оттенок медитативности (Книга самурая, с.302).
- Цитата из Мэн-цзы (кн.6, ч.1, гл.11): "Человечность есть ум человека. Праведность есть путь человека. Как жаль, что человек отвергает этот путь, а не следует ему. Как жаль, что он теряет это ум, а не пытается его искать. Когда человек теряет петуха или собаку, он делает все, чтобы их найти, но, потеряв свой [подлинный] ум, человек не стремится найти его. Путь ученого - не что иное, как поиски потерянного ума" (Книга самурая, с.302).
- Цитата из Такуана Сохо: "Если собака, кошка или петух убежали из дома, человек ищет их, чтобы вернуть обратно в дом. Подобно этому, если ум, господин тела, стал на порочный путь, разве мы не должны найти его и вернуть на путь истинный? Не вызывает сомнений, что это в высшей степени разумный подход" (Книга самурая. Письма мастера дзэн мастеру фехтования, с.54).



Воспитание ума - тренировка серьезности, а серьезность - это благоговение; благоговение суть человечности, включающей в себя истину, добро, красоту, etc. И все это - неопределимое - суть позитивная программа воспитания человека (или обучения в монастырях дзэн), абсолютное знание, тайна. Психотерапия, как исследовательский проект (если она статуирует себя как наука), не дает позитивной программы. Вот почему я говорил, что она помогает человеку создать как бы "личную религию", если посмотреть на терапевтическую деятельность в аспекте ее конкуренции с религией. "Позитивной программой" (в отличие от исследовательской) занимается религия (в созидательном аспекте) и философия (в критическом аспекте). И упаси Бог заниматься этим политике. Либерализм разрушает, Бог (консерватизм) - создает.
- Либеральный Бог Уиллера - утопия.

PHI-PSY. ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС. АБСОЛЮТНО НЕРЕАЛЬНО ПРЕДПОЛАГАТЬ…

Абсолютно нереально предполагать, что может найтись некая группа людей (или, скажем, сообщество), которая будет способна действовать абсолютно эффективно (или близко к этому). Абсолютный эффект, как и любой абсолют, - идеален. Группа может лишь попытаться приблизиться к этой идеальности, иначе говоря, - приобщиться к максимальной эффективности одного человека - лидера группы. Либо, что логически более обосновано, - к максимальной эффективности некоего виртуального (идеального) лидера. Увы, даже такая эффективная группа, как двенадцать апостолов, наиболее способных учеников Иисуса Христа, не смогла быть на высоте положения, на котором, казалось, могла бы быть - см., например, эпизод в Гефсиманском саду.
- В этом смысле случайная команда ничем не хуже специально подобранной - все зависит от лидера. Более того, специальная команда может быть расценена как свидетельство некоторой слабости лидера, нуждающегося в иллюзии профессионализма, опоры на коллектив, слияния с группой, etc.

22.11.04. (12-13.03.04). PR. "ПРОЦЕСС МИНОРИТИЗАЦИИ"

К Думе. Насчет укрупнения партий. Господа, вы пытаетесь укрупнить партии, но не видите тенденции индивидуализации их. Иначе говоря, вы думаете, что это вы - партия, но вы ошибаетесь, партия - это я.
- Происходит процесс миноритизации (от англ.minority - меньшинство) политики (Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.: "Петербургское востоковедение", 2002, с.65).

PR. УБИЙСТВО КАК ШОУ

Убийство становится таким же феноменом массовой культуры, как и все прочие. Убийство масс - для масс, убийство как шоу. Особенно наглядно это было видно на TV-картинке "11 сентября". Многие комментаторы отметили ощущение виртуальности происходящего.

PSY. КАК БЫТЬ С ЭГО?

Можно "отпустить себя", позволить себе выплеснуть эмоции. Чувства и сами могут позволить себе выплеснуться, когда, как говорится, "переполнится чаша терпения". При этом можно, выплескивая себя, контролировать ситуацию - чувствовать, что в любой момент можешь остановиться. И получать от этого удовольствие, как актер, от собственной игры. Или наоборот, испытать разочарование результатом такого - контролируемого или неконтролируемого (но разрешенного) - процесса. А можно, предполагая, предугадывая возможность того или иного сценария - сознательного (контролируемого) или бессознательного эмоционального прорыва - остановиться и ощутить состояние своего эго в полном объеме, во всей данности его наличных интенций. И это будет тайна. Потому что полное описание этого чувства могло бы составить большой роман и дать представление о судьбе человека. Однако сквозь такие "остановки" душа учится быть. Просто быть.
- Из этой же серии поговорка "Если очень хочется, то можно".

PHI. ТИПЫ НАУКИ

Я различаю науку "научную" и "ненаучную". Хотя строгой границы между ними нет. "Научная наука" для меня связана с представлением о математике, физике, естественных науках и безликом, "объективном", эксперименте. "Ненаучная наука" - с произволом исследователя, эффективность результатов которого в общем случае зависит от его статуса как эксперта.

PHI. ИСТИНА И МИФ

Истина - это миф. Однако, как справедливо прямое утверждение, так справедливо и обратное: миф - это истина.

PHI-PSY. ПРИНЦИП И ТЕХНИКА

- Но если вы не изучаете технику, а лишь заполняете себя принципом, руки и ноги у вас не будут работать… Чтобы быть совершенным мастером боевых искусств, даже если вы овладели принципом, вы должны достичь полной свободы в использовании техники… Техника и принцип напоминают два колеса одной повозки (Книга самурая. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Вечерние беседы в храме Токайдзи. Предания о Такуане. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. - СПб.: Евразия, 2003; с. 40).

Иначе говоря, принцип - соответствие функции процессу, реализация судьбы, гармония. Техника - форма, позволяющая осуществить принцип. Так, для техники монаха важна монастырская келья; для техники воина требуется владение мечом и т.д.
- Кстати, по поводу "пути воина", или представления о "воине" Минделл, ссылаясь на Кастанеду, говорит о благоговейном любопытстве, любви и любопытстве.

17.11.04. (11.03.04). PHI-PSY. ГЛУБОКИЙ ХОЛОД

Вне всякого сомнения, что контекстом тепла является холод. И движение (развитие) происходит от тепла к холоду: от эго к альтер-эго, от наличной вселенной к отсутствующей. Нечто становится ничем, чтобы из ничего вновь возникло нечто. Тепло, таким образом, я имею ввиду субстанцию, данную как материальная (или, сказать сильнее, - предметная), не более, чем обжитой холод - космос, ставший домашним, своим, родным.

ДНЕВНИК. PR. ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

ПРОЕКТ: интенциональный маркетинг. Интенциональность на основе технологии оргконсультирования. Разработка технологий и продуктов интенциональности. Феноменология интенций.

MED. ГАНЕМАН? СУЩНОСТЬ БОЛЕЗНИ

Болезнь по Ганеману (если я правильно понимаю?) следует рассматривать не как болезнь, а как, изъясняясь парадоксально, "плохую норму", "неправильное здоровье" - здоровье, для которого боль это нормальное состояние. Поэтому, чтобы исправить это "неправильное здоровье" Ганеман предлагает на место этой - выявленной врачом - неправильности подставить настоящую неправильность - яд! (но в микродозе). Организм, естественно, (или, иначе говоря, здоровая энергия возбудившись) поборет этот слабый яд, но - одновременно - восстановит ту норму, в которой боль отсутствует. Т.е. врач восстанавливает здоровье, как норму, с некоей своей точки зрения (которая вовсе может и не быть правильной), а не с точки зрения пациента. Единственное отличие врача от пациента в решении вопроса о норме здоровья, в том, что врач действует осознанно, руководствуясь, в том числе, и своими теориями (которые, кстати, в отличие от его интуиции могут быть и неправильными), а пациент действует бессознательно. Индивидуальный внутренний врач каждого из нас - это наше бессознательное.
- "Ненормальную норму" хорошо характеризует фраза - "Пусть мне будет хуже". Пусть у меня будет болеть голова с похмелья, но сейчас я выпью, или съем, или еще что-то сделаю, за что потом придется расплачиваться болью. Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то, в конце концов, она становится незаметной как рефлекс. Это рефлекс и есть. Но далее, почему бы не сказать, что болезнь - это рефлекс. На уровне психики он проявляется как невроз; на телесном уровне - как психосоматическое или просто соматическое заболевание. Хроническая болезнь характеризуется постоянной переносимой болью или острой циклической, но кратковременной. Острая болезнь - болью, которая классифицируется как непереносимая, из чего следуют соответствующие выводы и действия - радикальные или только успокаивающие.
- Внутри человека, - пишет Ганеман в знаменитом "Органоне врачебного искусства", - нет ничего патологического, что подлежало бы лечению, и не существует видимых болезненных изменений, подлежащих лечению, кроме тех, которые открываются внимательному наблюдающему врачу через болезненные признаки и симптомы… поскольку болезни являются ничем иным как изменениями в состоянии здоровья здорового индивидуума, проявляющиеся болезненными признаками, а исцеление возможно только благодаря изменению состояния здоровья больного индивидуума на здоровое состояние, совершенно очевидно, что лекарства никогда не смогли бы излечивать болезни, если бы обладали силой изменять состояние здоровья человека… Так как этот естественных закон лечения проявляется в каждом чистом эксперименте и при каждом верном наблюдении везде в мире, и факт его существования, следовательно, установлен, то не имеет большого значения, каким могло быть научное объяснение того, как все это происходит, и я не придаю большого значения попыткам объяснить это… Для того, чтобы они (гомеопатические лекарства) могли привести к исцелению, необходимо, прежде всего, чтобы они могли вызвать в теле человека искусственную болезнь, насколько возможно подобную заболеванию, подлежащему лечению. Искусственная болезнь, обладающая большой силой, переводит болезненное состояние инстинктивного жизненного принципа, не способного самого по себе ни к отражению, ни к запоминанию, в состояние чрезвычайно сходное. Она не только затеняет, но и подавляет и тем самым уничтожает нарушение, вызванное естественным заболеванием" (Розин В.М. Типы и Дискурсы научного мышления. - М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.193. Ганеман С. Органон врачебного искусства. М.: Фирма "Атлас", 1992, с. 54, 55, 58, 60).
- "Естественное заболевание" = "неправильное здоровье".

PR-PSY. ДНЕВНИК. СООБЩЕСТВО ПОСВЯЩЕННЫХ


- Некоторым людям нужно зримое представление тайны, тайна, явленная в неких символах, таких, как книга, ритуал, эзотерический предмет (жезл, хрустальный шар и пр.)

Мне кажется, я бы мог назвать нескольких человек из своего окружения, с которыми меня связывает нечто, некое "знание", которое я не мог бы определить иначе, чем тайна. И, возможно, это сообщество может быть явлено в некоей - не мирской - форме. Это похоже на небольшое сообщество кастанедовских магов из глухой мексиканской провинции.

14.11.04. (07-10.03.04). PR. ЛИШЬ ОДНА ОШИБКА

По большому счету при всех накладках и несуразностях в деле ЮКОСа я могу назвать лишь одну персональную ошибку ВВП - содержание Х. под стражей. Это уже не бизнес. Это личное. Во всяком случае, так кажется.

PHI. К КРИТИКЕ УИЛБЕРА

Мне кажется, я даже почти уверен, что теории Кена Уилбера предназначена долгая и счастливая жизнь - так же как гегелевской…
- Все действительное разумно, - сказал Гегель.
- На фоне подобного совершенства хочется стать немного кривым.
- Война не всегда плоха.

PSY. "ЗАГЛЯДЫВАЯ МНЕ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО"

Почему возникает ощущение тревоги и, по сути, блокирование процесса, когда кто-то заглядывает через плечо в то, что вы пишите? - Здесь много о чем можно поговорить. Например, о том, что, заглядывая через плечо, другой человек как бы "настраивает свою систему общения на ваш язык" (пользуясь терминологией Минделла) и, таким образом, входит в ваш процесс. Но когда это происходит случайно (вернее, без изначальной взаимной договоренности), остается неясной базовая, рамочная ситуация общения - роли участников, общая цель и пр. Мысль пишущего: а, может, он "настраивается", чтобы помешать мне?.. В такой ситуации вместо положительной обратной связи - поддерживающей процесс - начинает работать отрицательная, разрушающая его и создающая барьер между контактирующими людьми.

PR-PHI. СТАТИКА И ДИНАМИКА В ЭКОНОМИКЕ

- Аналог товара и денег (финансов) в бизнесе - пространство и время и в физике.

Первичный бизнес - "бизнес на пространстве" - экономическая работа с энергией, которая явлена в товарах и услугах, оборот товаров и услуг; я бы сказал, что это работа с онтологией энергии. Вторичный бизнес - "бизнес на времени" - экономическая работа со временем, которое явлено в финансах, соответствующих товарам и услугам; это операции со временем; работа с динамикой энергии. Первое суть рента - неважно природные богатства это или талант, данный тебе от Бога; второе - твой труд.
- Логично было бы талант считать природным богатством.

PHI. ФИЗИЧЕСККАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

- Если принцип квантово-волнового дуализма перенести с элементарных частиц, микро-уровня, на макро-уровень - уровень нормального (или обыденного) человеческого восприятия.

Воспользовавшись языком физики, можно сказать, что, то, что мы воспринимаем как смысл, является волновой функцией предмета, коему этот смысл приписывается (принадлежит). В то время как сам предмет суть материальное явление, независимо от того, обладает он действительной физической массой или только лишь формой, данной мне в воображении. Соответственно ассоциации можно интерпретировать или как волновой резонанс, возникающий между разными предметами, или как разные характеристики волны одного и того же предмета.
- Эта формулировка выглядит как "сумасшедшая идея"; а, может быть, таковой и является; хотя, может быть, и не в нормальном, а в клиническом смысле.
- Таким образом, глубина постижения предмета (в том числе объективно-научного) напрямую зависит от уровня развития культуры - богатства возможных смыслов.
- Предмет и его контекст образуют полную систему. Полная система - закрытая система, причина самой себя, первопричина. Логично далее предположить, что имеется бесчисленное множество аспектов полной системы - вариантов ее описания, или представления. Одна та же данность (предмет) может быть представлена на языке (в "канале", аспекте) науки, культуры, мифа, ощущения, гуманитарной технологии и т.д., и т.п.

ДНЕВНИК. НЕБЕСНАЯ СИНЕВА

Когда летишь на самолете на высоте десять тысяч километров, становится ясно видно, как в голубизне неба, сквозя в неуловимых оттенках темно-синего, проступает неисчерпаемая мгла космоса. И холод.

PHI-PSY. ИСКУССТВО ВОЙНЫ

Искусство войны требует такого же углубленного изучения, как и искусство жизни. Боюсь, что тот, кто бежит войны, и любить не умеет по-настоящему.

ДНЕВНИК. PR. БИЗНЕС-РАВНОПРАВИЕ

Из двух равноправных партнеров один всегда будет "равноправнее". Это происходит в силу разных причин. И такая причина как наличие или недостаток времени - далеко не самая маловажная, пока действует правило "время - деньги!"

10.11.04. (05-06.03.04). PR. РЕПЛИКА. СЧИТАЛОЧКА

Что касается расчетов в бизнесе "ЮКОСа". Считать скоро останется лишь считалочку: "Х" упало, "Ю" пропало - что осталось на трубе?

ДНЕВНИК. ПРИКОСНОВЕНИЕ К СМЕРТИ

На мгновение переживание смерти ужаснуло меня своей мощью.
- Две тенденции борются в мире - закрывающая и открывающая. Это можно наблюдать не только в жизненных процессах, но в функциональных. И во взаимоотношениях людей. Каждый из этих процессов обладает абсолютной силой, которой невозможно противостоять, но которую можно принять и перейти в другое - противоположное - качество.
- По сути, все, что можно сказать великого весьма банально. Захватывающ только миг открытия.

PSY. 888

Навязчивые состояния совсем не то, что "другие личности".

ДНЕВНИК. 888

Смерть людей такая колоссальная несправедливость, что, конечно, когда-нибудь этому будет положен конец.

ДНЕВНИК. 888


- PSY. Подумалось, что порой мое отношение к психотерапевтической интерпретации становится примерно таким же, как к сглазу.
- В детстве мир был волшебным, в юности - удивительным, с наступлением зрелости - становится таинственным. (Волшебство - подарки доброй феи, волшебная палочка; удивление перед беспредельной казалось бы силой знаний и науки; таинственность - прямое прикосновение к опыту, непосредственное чувство реальности, "здесь и сейчас").

PSY. ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

Не давайте предмету - содержанию проблем клиента - уводить себя от процесса - действительной реальности переживания, так сказать, материальной сущности проблем, бытия в мире. Процесс порождает предмет, выраженный в проблемах, а не наоборот. Предмет онтологичен, процесс динамичен, проблемы феноменологичны.

PSY. СЦЕНАРИИ "НА КРАЮ"

Минделл различает несколько сценариев развития процесса после того, как он доходит до края ("край" - предел возможностей человека):
- Переход в болезнь, появление болезненного симптома.
- Переход в сферу бессознательного, "исчезновение" процесса.
- Смерть.
- Дальнейший рост личности, новый этап индивидуации. "Кому" и смерть так же можно рассматривать в этом сценарии, как высшее, революционное, по Минделлу, преобразование человеческой личности.
- Возврат к началу (если не ошибаюсь?)

LVD. "ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША"

Проблема в том, что человек не может потерять свободу, не потеряв при этом своей идентичности. Смириться с потерей свободы, таким образом, все равно, что потерять себя. Именно эту "внутреннюю свободу", как самостоятельность, независимость, неявную индивидуальность - самость, и чувствовали, я думаю, русские интеллигенты девятнадцатого века за, казалось бы, однотипным и забитым внешним обликом крепостных крестьян.



07.11.04. (02-04.03.04). PHI. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ.СБЫВШИЙСЯ СОН

Теперь применение процессуальной работы заставляет теоретическую физику выглядеть подобно сбывшемуся сну (Минделл, с.13).

MED. PSY. ВХОД КУДА?

Переживание острой боли - последнее ощущение перед входом… куда? - Возьмите какой-либо ответ, и вы получите смысл.

MED. PSY. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Нисколько не сомневаюсь, что яркость своего воображения можно довести до реального переживания. (Например, перестать чувствовать боль). Этому даже не особо трудно научиться. - Ну и что? Разве это даст почувствовать сущность заболевания?

PHI-PSY. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ. ЙОГ ЮНГА

Юнг тоже нашел вечную часть самого себя в одном из своих последних сновидений. Он встретил медитирующего йога и внезапно понял, что наша реальность - сновидение этого йога (Минделл, с.99).

PHI-PSY. ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ НЕЛОКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

Еще один важный момент моего опыта - то, что он мой, что это делаю я. Какой бы мощный опыт не предлагали Древние цивилизации и неподражаемые учителя прошлого, мой опыт уникален. Здесь, конечно, проявляется Западный стиль мышления. Однако, мне очевидно, что "здесь и сейчас" я создаю свой мир, которого никогда не было в прошлом и никогда не будет в будущем. Или, скажу иначе, - и в прошлом, и в будущем он представлен соответственно в неявном и в явленном виде именно как мой мир. Еще более резко - кроме моего мира, моей духовной практики, никаких других миров и не существует вовсе, - все они фантомы. Как люди (у Кастанеды), встречающиеся на пути мага, идущего в Истленд.

Отсюда такая пронзительная нота у Тютчева:
Не жизни жаль с томительным дыханьем -
Что жизнь и смерть? - А жаль того огня,
Что воссиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет уходя!

В духовной практике, в отличие от мирской, обучение для меня связано с возможностью поделиться. Точно так же в дзэне парадоксальным образом обучение начинается после его окончания - после того, как ученик достиг просветления (высшего достижения учебы, см. Уотс). Очень интересно, в этой связи, что в первые века становления дзэна в Китае ученик имел полное право "переиграть" учителя.

- Умираем ли мы в ньютонианской могиле или живем в божественном планетарном поле, подчиняющемся законам нелокальности, это зависит от позиции нашего осознания. Фактически то, живем ли мы, или умираем, зависит от нашей точки зрения (Минделл, с.98).

03.11.04. (01.03.04). PSY. КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ДАНТИСТА?

Страх и все связанные с ним непроизвольные реакции - это защитный механизм внутреннего ребенка (эго, по моей терминологии), которого по каким-либо причинам покинул "взрослый" (по Берну), обещавший его охранять. Таков, например, у меня чисто животный страх перед дантистом, когда я сижу в зубоврачебном кресле.
- Агрессия как защита - непроизвольная защита "ребенка". И комплекс или невроз - как осознанная, или бывшая таковой, защита "взрослого".

PSY. ПО СЛЕДАМ ЛИЧНОЙ ТЕРАПИИ. ДВОЙНОЙ СИГНАЛ И ИНТЕПРЕТАЦИЯ

На рациональном уровне речь шла о том, как защититься от окружающих людей, которым, в сущности, нет до тебя дела, но которые не прочь попользоваться твоими душевными ресурсами и, что особенно раздражает, твоим временем, которого и так нет. В какой-то момент я почувствовал слезы, почти уже казалось способные проступить из какой-то глубины человека, с которым я работал. Хотя так и не проступившие. Мы прикоснулись с чему-то очень хрупкому и важному. Про себя, я называю это полностью креативной позицией человека. Если ты почувствуешь себя в позиции дающего, почувствуешь, что можешь дать нечто буквально каждому человеку, то понимание того, как защититься от людей, придет само собой. Но если ты будешь городить стены, оберегающие твой покой, то, в конце концов, сам же о них и поранишься.

ДНЕВНИК. PSY. СМЫСЛ ВТОРИЧНОГО ПРОЦЕССА

Послание моего вторичного процесса парадоксально. Оно означает либо полное расслабление и замедленность - здесь я вспоминаю некоторые моменты общего стиля своей жизни в Ташкенте. Безмятежность, но, одновременно, включенность в мир. Либо включенность в какую-либо механическую работу (а по сути, выключенность, в идеале - забвение себя), - например, в свой бизнес, в непрерывное выполнение каких-то постоянно накапливающихся мелких дел, в те его формы, которые я давно уже освоил, и их можно было бы делегировать кому-нибудь другому. Правда, с потерей в деньгах, но, опять же, - забота о деньгах… Зачем мне это? Итак, с одной стороны, безмятежность, с другой, - безмыслие, бессознательность…

PSY-PHI. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ.ЧТО ДАЛЬШЕ?..

Все сигналы, которые вы воспринимаете, все вещи, которые вы наблюдаете, становятся относительными; они предназначены для наблюдателя, который управляет медитацией. Если вы можете уловить это, то вам под силу отстраниться и от наблюдателя, и от наблюдаемого, посмеяться и удивиться обоим процессам (Минделл, с.238).
- Это мне напоминает дурную последовательность - а почему бы дальше не отстраниться и от этого, последнего, метанаблюдателя? Что мешает?

PSY-PHI. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОСВЕТЛЕНИЙ

Процесс обретения осознания целостной самости был детально описан алхимиками как приготовление prima materia (первичной материи), превращающейся в золото; каббалистами - как божественное прозрение; христианскими мистиками - как свет; и буддистами - как атман, нирвана и проникновение в суть вещей (см. Уилбер, 1982). Китайские даосы развивали осознание, пытаясь создать вечные или "бриллиантовые" тела, которые были бы свободны от реальных тел. Для многих американских индейцев осознание означает обретение визионерских или пророческих способностей. Юнг говорил о приходе к сознанию как о процессе индивидуации, цель которого - завершенность или целостность. Кен Уилбер использует интеграцию восточных мистических традиций и западной психологии, чтобы показать, как мы пытаемся достичь все более совершенных состояний целостности и просветления (Минделл, с.240, "Осознание сновидящего тела в истории").

PSY. К ТЕОРИИ ПСИХОТЕРАПИИ. КТО КОМУ НУЖЕН?

Кто кому нужен? - Терапевт клиенту? Или клиент терапевту?

31.10.04. (28.02.04). PR. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ

Опасность, которую Х представляет для ВВП, не в том, что он состоит в оппозиции, а в том, что его оппозиция конструктивна - нацелена на поддержку. Но команда ВВП самодостаточна, ей вовсе не нужна никакая поддержка. (Х - Ходорковский, ВВП - Путин).
- Две причины, почему я считаю решения суда по делу ЮКОСа несправедливыми:
1. Потому что ЮКОС может выплатить все начисленные ему налоги, если ему дать время.
2. Потому что, как говорят юристы, выплата ЮКОСом налогов в прошлом соответствовала действующему на тот период законодательству.
3. (Кроме того, мне почему-то запомнились слова Президента в самом начале всего этого процесса, что разбирательство идет не с компанией, а с человеком - ее руководителем; "государство не ставит перед собой цели уничтожить компанию").
4. (И. Шувалов напомнил заявление президента России, что ЮКОС как корпорация должен быть сохранен. 28.10.2004, "И.Шувалов: Налоговики должны проверить все НК России", http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2004/10/28/28115217_bod.shtml)

PR. СИЛА ГОСУДАРСТВА

У ЮКОСа нет перспективы. Я бы сказал, что государство российское достаточно сильно, чтобы съесть десять таких компаний. Хотя правда и то, что уже на одиннадцатой оно может подавиться.

PSY. СПАМ. НАУКА - ЭТО ЗАБАВНО

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

MED-PSY. ДНЕВНИК. РИТУАЛ КАК ЛЕКАРСТВО

Вместо настоящего гомеопатического лекарства, которое оказалось достаточно принять лишь один раз, я пью плацебо - как мне объяснила Лурье, мой врач, для подсознания оно неотличимо от истинного препарата. В сущности, тут действует ритуал - т.е. плацебо как архетип.

PSY-PHI. ПАРАДИГМА - РАСШИРЕНИЕ ТЕОРИИ

Парадигма - подсознательная теория - действующая, но еще не сформулированная, лежащая в креативной сфере. Парадигма - предчувствие теории, она есть как ощущение, но ее нет как формализации. Любая формализация парадигмы неполна. Парадигма - делокализация теории, или наоборот, теория - локализация парадигмы. Терапевт в процессе психотерапевтической сессии, в известном смысле, конструирует теорию (парадигму) структуры сознания клиента, иначе у него просто не будет предмета для работы. Разница между терапевтическими подходами лишь в том, как они это делают? - Психоанализ делает это директивно; гуманистическое направление - как бы "по договору" с клиентом. Посредством теории терапевт приобщает клиента к своей логике - своему миру.

PSY-PHI. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ. ПРОСВЕТЛЕНИЕ В БЫТУ

Согласно буддийской традиции, посвященный клянется, что он не уйдет в состояние самадхи, а останется здесь ради других и будет им помогать, пока они тоже не станут способны уйти вместе с ним по направлению к свободе. Существует красивая история, поясняющая этот обет. Мудрому и просветленному индийскому правителю однажды приснилось, что ядовитые дожди отравят и сведут с ума его народ. Он предупреждал своих людей о грядущей катастрофе, но безрезультатно. Когда начались дожди, все напились дождевой воды и сошли с ума, как и было предсказано в сновидении. И что же он сделал? Он тоже выпил воды, чтобы быть с народом, и тоже сошел с ума… Решение правителя выпить яд - это решение войти в самсару, круговорот этого мира. Страшно, но важно понимать, что просветление правителя не освобождает его от мирского безумия. Настоящее просветление означает войти в это мир и стать столь же безумным, как и все мы! (Минделл, с.215).