|
Апрель 02.11.05. (30.09-03.10.04). PSY. СТРЕСС Ситуация стресса - еще не стресс. Стресс - это потеря контроля в ситуации стресса.- Может ли стресс какой-либо функции быть неощущаемым, незаметным? - Может быть, на фоне более глобального стресса? - Норма - это порог ощущения, позволяющий контролировать его интенсивность. Последствие стресса - уничтожение порога. Любое ощущение воспринимается как запредельное; оно уже не может доставлять удовольствия - а лишь удовлетворение квазипотребности (намерения). PSY. ЭВОЛЮЦИЯ ЭТО СВОБОДА Нет ничего удивительного, что человек большую часть времени ведет себя как автомат. Поразительно, что в оставшееся время он являет собой свободное существо! Степень свободы по мере эволюции человека возрастает - в этом собственно и заключается его эволюция!PHI. КАРТА (СХЕМА) И ТЕРРИТОРИЯ Место на схеме отличается от места на территории тем, что в первом случае схема уже дана, а во втором ее еще надо создать, чтобы далее указать точку на ней, как место в определенной системе координат. В этом смысле евклидова координатная сетка не единственна. Например, встретиться в метро (в схеме) проще, чем где-то в городе (на территории), при этом мы пользуемся не значениями долготы и широты, а какими-то заметными привязками (дальше или ближе от чего-то: Кремля, станции метро и пр. - создаем новую схему и ее координаты - "заметные места").PHI-PR. ОКОЛО НЕВИСА. ДВА ТИПА ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Функциональный консультант исследует загадку (головоломку, по Куну), процессуальный - тайну. В основе функционального (аналитического) консультирования лежит поиск истины, понимаемой как знание. В основе процессуального консультирования - поиск свободы. Первый открывает, второй утверждает. Первая категория гносеологическая, вторая нравственная. Однако, в перспективе, они сходятся в точке пикового переживания (инсайта, озарения, просветления, открытия, научной революции), где становится очевидным, что истина суть свобода.PHI-PR. ОКОЛО НЕВИСА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ОРГКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Человек, имеющий ясное представление о том, чего он хочет, не нуждается в абстрактных помощниках - он просто берет и делает или получает то, что хочет. Человек, не имеющий такого представления, говорит: "Сделайте свое предложение…" Но, конечно, маловероятно, по всем маркетинговым законам, чтобы ваше предложение подошло именно этому человеку. Таким образом, вы снова, как универсальный помощник, оказываетесь не у дел. Таким образом, сферу действия оргконсультанта логично ограничить той областью существования, где решение клиента еще не созрело. Все остальное (когда решение принято) - "дело техники" или, иначе говоря, рынка наличных конкретных услуг и товаров.Итак, предлагая гармонизировать (кто бы знал, что это такое?) ситуацию в организации, мы предполагаем три варианта возможных исходов: 1. Действительно ситуацию удается гармонизировать и эффективность организации повышается. 2. Утверждение, что то состояние, в котором организация находится, суть наилучшее из всех возможных находит, в результате действий оргконсультанта, свое подтверждение. 3. Ни к какому результату придти не удается, решение о начале работы с оргконсультантом признается ошибочным или вовсе никакого решения по этому поводу не принимается. 27.04.05. (27-28.05.04). PSY. К ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Человек, у которого хорошие взаимоотношения с техникой, как правило, испытывает трудности в общении.PSY. ОТЧАЯНИЕ - DISAPAIRE Сегодня впервые ощутил, что отчаяние можно переживать не как свое личное, эгоистическое состояние, а как мировое, природное - как дождь или снег, как ненастье. И в этом есть особенный интерес - похожий на интерес к конфликту или к неприятному человеку - пугающий и притягивающий одновременно; притягивающий как все потенциально заявляющее себя как нечто, находящееся вне сферы твоего контроля, и значит таящее опасность.HPI. КВАНТОВАНИЕ ИДЕЙ Феноменология еще пытается найти логику в квантовых флуктуациях идей и философских систем, но постмодерн уже не ищет никакой логики, довольствуясь шизофренической реальностью случая.HPI. ДИСКУРС НАУКИ К вопросу о проблемах квантовой теории точечных частиц. Точность математики превосходит и всегда будет превосходить все мыслимые возможности прямого физического эксперимента (наблюдения).TXT-LIT. ДНЕВНИК. СОСТОЯНИЕ ДУШИ А еще состояние бывает пакостным, не описанным ни в каких учебниках по психологии. Так же точно - хреновым, фиговым и проч…PSY-HPI. КАТАСТРОФА Почему бы не считать состояние (и соответствующее ощущение) катастрофичности нормальным - естественным и неотъемлемым - качеством (свойством) жизни? В конце концов, и солнце должно когда-то взорваться, и Вселенная сжаться в точку. Да и как иначе эго может воспринимать смертные лики духа?25.04.05. (24-26.05.04). ДНЕВНИК. PSY. ЖИЗНЬ НА ФОНЕ КАТАСТРОФЫ Меня тревожат видения катастроф и я воображаю, что бы я мог ощущать при этом. Что- то похожее на то, что испытываешь при резком и ужасающем сломе привычного хода жизни - когда на тебя наезжают бандиты, во время дефолта, когда теряешь все деньги, накануне медицинской операции и пр. Но когда самого события нет, а есть лишь фантазия на тему, актуальность чувствам, возможно, придает мысль о неизбежности смерти. Однако почему не отнестись ко всему этому антуражу как к норме жизни? Как к тому, что происходит прямо сейчас, здесь, находясь однако, где-то за скобкой сознания? Особенно, если представить себе, что все мы находимся в центре Большого взрыва.PSY. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ТЕОРИИ МИНДЕЛЛА Ахиллесова пята теории Минделла - позиция метанаблюдателя. Я думаю, что едва ли кто-либо способен достаточно продолжительное время находиться в этой точке. Есть идея этой позиции и соответствующих ей метанавыков, но что есть и в каком объеме от этой идеи в реальности? Какова степень воображения и степень реальности в той позиции метанаблюдателя, в которой ты якобы находишься? - Быть может, реальность составляет лишь 1% от твоего ощущения? Ведь, по сути, метанаблюдатель - Бог. Если с этой точки зрения взглянуть на вещи, то получается, что в полной мере реализовать позицию метанаблюдателя можно лишь, став воплощением Бога в своей секте.PSY. К ТЕОРИИ ПРОЦЕССА. ПРОЦЕСС КАК ДУХ Процессов множество - от глобальных, эволюционных до микропроцессов, флуктуаций. В языческой терминологии процесс можно представить как дух. Если же отнестись шаманизму (язычеству) как к одному из каналов (или аспектов) движения процесса, то быть может, это стоит сделать в обязательном порядке. Дух процесса - хорошая картинка для работы.- Кстати, в этой парадигме, если можно работать с процессом умирания (комой), то можно работать и с процессом уже умершего человека. В гештальт-подходе это будет выглядеть как работа с интроецированной частью, представленной в облике умершего человека. Интересный пример такой работы показан у Перлза в его "диалоге с Фрейдом" на терапевтическом сеансе. PSY. ХАРАКТЕРСТИКИ ПРОЦЕССА. ТЕМП ВРЕМЕНИ У каждого человека (процесса) свой темп времени, который можно представить как комфортную скорость смены событий. Время, в котором мне жить комфортно, и время, которое меня напрягает, поскольку я не успеваю реагировать на события, просто не успеваю за ними. События ведут меня или я веду события.PSY. СУДЬБОНОСНЫЙ ШАГ: ОСОЗНАНИЕ КАК ФОРМА СУДЬБЫ - То, что Минделл называет "личным мифом" я мог бы назвать судьбой.Осознание, как таковое, - это всегда осознание судьбы. Если попробовать оценить осознавание с точки зрения его эффективности. Это, в векторе мысли (или действия, или формы выражения в других каналах), разложенном на судьбоносную (направление эволюции) и качественную (перпендикулярное эволюции, стреле времени, направление онтологии, созерцания, бытия) составляющие, именно судьбоносный шаг. HPI. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ЭЗОТЕРИКА Эзотерика, во многом совпадая с магией, как практикой мифа (дискурсом действительно эффективной, а не только воображаемой, реальности), расходится с ней там, где сфера мифа пресекается сферой логики - воображение рациональностью. В этом смысле математика насквозь эзотерична. И, таким образом, вся естественная наука оказывается построенной на эзотерическом (в смысле, - математическом) фундаменте.- Математика суть естественнонаучная эзотерика. Хотя можно выделить (и в этом направлении нацелен вектор эзотерики, как мне думается) и сектор магической эзотерики. Или, более узко, - сектор энерго-информационного мифа. - Эзотерика - прообраз технологии, ее схема. - Наука - это бюрократизация мифа познания. HPI. ТЕМНЫЙ КАНТ Понятие "схемы" выпадает у Канта ниоткуда - так же как и понятия "времени" и "пространства". По-моему. Ему следовало бы начать с "вещи в себе" и затем, последовательно, дать понятия времени, пространства и схемы, как образцов таких вещей.PSY-HPI. ВКУС РИСКА ("ВКУС ЗЕМЛЯНИКИ") Вкус земляники - вкус риска. Так я, вдруг, интерпретировал известную дзэнскую притчу о человеке, который в последние мгновения жизни, вися над пропастью, наслаждается вкусом земляники. И в самом деле, насколько глубоко можно погрузиться в таковость вещи, чтобы отрешиться от сопутствующих обстоятельств? Вообще, возможно ли такое абсолютное отрешение? - Я полагаю, что в системе буддизма, это как раз и является вопросом веры. Занимаясь же работой со "вкусом земляники", очевидно, следует почувствовать все же разницу между ее вкусом - причем вкусом как таковым! - "на краю пропасти" и вкусом в состоянии медитации в мягком кресле или, скажем, на залитой солнцем лесной поляне. В некотором смысле, таковость "земляники на краю пропасти" суть риск!- Размышления на эту тему выходят на вопрос о принципах духовных практик. Мягкие практики, где не надо напрягаться, но оттачивать совершенство своего чувствования - умение тонко чувствовать (для тех, кто хоть однажды достиг просветления). И жесткие практики, требующие учебы, преодоления, напряженности (прежде всего, для тех, кто еще находится в начале пути). Жесткая практика через сопротивление дает возможность человеку почувствовать себя, в пределе ощутить себя как такового - достичь просветления. Жесткие практики понятнее людям, потому что они функциональны, предметны, наглядны, а кроме того, встраиваясь в консервативные общественные структуры, способны дать гарантии статуса. Грубо говоря, пройдя курс обучения получить диплом "просветленного". В силу сказанного, жесткие практики оказываются более живучими, как социальные единицы, по сравнению с мягкими, коим, например, был метод мастера дзэн Банкэя (Нерожденного), не оставившего, сколько мне известно, после себя школы. - Хайдеггер пишет: "Нет никакого демонизма техники, но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск" (Хайдеггер М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993, с.234). Таким образом, сужая и переводя в вербальную плоскость, имеем: вкус земляники - вкус риска - ощущение сущности техники - понимание - философия техники. PSY-HPI. MED. ОБРАЗ ЖИЗНИ КА МОНАСТЫРЬ - Ты сам виноват в том, что случилось. Ты мог бы не допустить этого, если бы… не ел, не пил, следил за собой, контролировал ситуацию, продумывал все заранее, отвечал за свои поступки и т.д., и т.п.Образ жизни как монастырь. Если монастырь рассматривать как предельно консервативную, ритуальную, ригидную форму жизни, где внешняя среда полностью проработана с точки зрения контроля - предельно контролируема, насколько это возможно при имеющихся у человека или группы лиц ресурсах. Кстати, таков был образ жизни - "монастырь" - Канта. Однако можно говорить не о уже имеющейся проработке внешнего мира, а лишь о тенденции к такой ситуации. И в этом смысле большинство людей стремиться уйти в монастырь - сделать свою жизнь, надежной, стабильной, предсказуемой. Но чем надежней внешняя среда, тем выше фактор нестабильности внутренней - к пенсии человек выстраивает себе спокойную жизнь и тут его начинают донимать болезни. - MED. Итак, вопрос практической медицины в том, чтобы найти оптимальный баланс внешней и внутренней стабильности жизни. PSY. ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ. ЗАБВЕНИЕ СЕБЯ Любое добровольное (а, может, и непреднамеренное - например, когда тобою манипулируют) подчинение распоряжениям другого человека, в сущности, есть измененное состояние сознания в форме забвения себя.- А если я подчиняюсь с удовольствием? А если моя судьба в том, чтобы подчиняться? А если это единственный способ действий? А если мой план состоит в том, чтобы в данном случае подчиниться? И т.д. - Все эти вопросы вроде бы разрушают выдвинутый тезис. Особенно вопрос о судьбе. - И все же мое поведение по воле - интенции - другого человека может ли быть до конца разгадано, понято? Ведь эта, чужая, интенция, по сути, вещь в себе?! 20.04.05. (22-23.05.04). HPI-PSY. НЕЗНАНИЕ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ… Незнание еще не открытых естественнонаучных законов природы сродни, если не тождественно, незнанию бессознательных частей своей личности.- Незнание законов природы сродни незнанию своих частей. PR. БИЗНЕС - ЭТО… Бизнес - это взаимоотношение с людьми, деньгами и временем.PSY-HPI. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Терапевтическая парадигма: от дифференциации к интеграции! Интеграция личности - цель терапии. И так же точно идет процесс эволюции Вселенной, собирающей отдельные элементы в структуры и объединяющий их в единое целое - элементарное уже на новом уровне организации (развития, движения). И даже Взрыв - новая дифференциация - по сути процесс творчества (творения Вселенной). И вновь собирание элементарных частиц. В парадигме спиральной эволюции.- Таким образом, творчество - это Большой взрыв. А следующий Большой взрыв должен пройти через психику и сознание человека - вообще сознание, сознание как таковое. Если явление Большого взрыва циклично в физической картине мира. - Элементарная частица синоним целостности. Целостность синоним элементарности, дальнейшей неразложимости на составные части. Любая целостность может рассматриваться как элементарная частица. Вся Вселенная как целостность суть элементарная частица. - Эволюция в переводе с языка естественных наук на язык философии и морали означает Любовь, Доброту, Истину. PSY. ЛОМКА Конечно, это не сравнимо, но тем не менее. Отказ от желания, от привычки, тем более от многолетней привычки можно попробовать сравнить с наркотической ломкой. Например, я привык смотреть вечером телевизор, или я люблю хорошо поесть, или, я уж не говорю о курении и питии и т.д. И вот я себе отказываю в этом. Без каких бы то ни было оснований. Не понуждаемый никем и ничем. Просто отдаю свой кусок другому. И ради чего? - Ради ничего! Ради неизвестно чего. Например, желая заняться медитацией процесса. Кстати, быть может, медитация или что-то в этом роде, что-то связанное с духовной деятельностью, какое-либо творчество - может оказаться той единственной вещью, которая действительно спасает в этой ситуации. Что-то уперто ритуальное. Как, например, дзэн чистой земли, бесконечно повторяющий "Будда амида буцу". Бессмысленность ломки сравнимая лишь с бессмысленностью духа.17.04.05. (18-21.05.04). PR. ВЕЛИК И МОГУЧ… В среду в Киев частным рейсом были доставлены знаменитые пленки Мельниченко, на которых записаны разговоры Леонида Кучмы в его собственном кабинете. Доставили их люди Березовского - Гольдфарб и Фельштинский ("Березовский отдал скандальные пленки прокурорам", Тимофей ГОЛОВАШКИН, 14 апреля 2005, сайт Утро.ру).- Совсем как слуги Гамлета, Принца Датского - Розенкранц и Гильденштер. - В этой связи так же вспоминаются заместители Александра Руцкого в бытность его губернатором Тульской области - Конончук и Бунчук - сравни с гоголевскими Бобчинским и Добчинским. PSY. ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, ДЕТСКАЯ ИГРА Принцип процессуальной терапии, если речь идет о работе с движением, телесной работе - вообще работе с частями (части "я", бессознательные личности и пр.), заключается в том, чтобы вжиться в роль. Осознать себя как некоего персонажа и отождествиться с ним. Эта игра (отождествление) может быть поверхностной или глубокой. Интереснее глубокая игра, поскольку она ближе к реальности. Поверхностное отождествление более вербально, символично. Хотя символ тоже может быть вполне реален - например, в медитации или общении.- Глубина для меня связана с ощущением надежности - близости к реальности, к абсолютной реальности "здесь и сейчас". - Кроме того, может быть, специфически минделловский прием - вписать игру с частью в контекст детской игры, регрессировать. Это так же работает на глубину отождествления - поглощенности процессом (см. Эми Минделл, с.142 и далее). - Принцип директивности в терапии. Иногда терапевт должен быть директивным. Директивность (вообще, нажим; а телесной работе или работе с движением - физическое давление) нужна для более полного ощущения реальности, для углубления игры. PSY. МЕТОД МИНДЕЛЛА. ПОВЕСЕЛИМСЯ?! - ВТОРИЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ Работа с телесностью и движением. Он выискивает всех этих забавных, или пугающих, или удивительных персонажей, скрывающихся во вторичных процессах людей, и играет с ними, как ребенок.- Арни: Давайте повеселимся (Цитата: Минделл, Вскачь задом наперед, стр.etc). - Конечно, это не значит, что они есть на самом деле. Но поистине, они есть в его песочнице! PSY. ТЕРАПИЯ КАК ЭВОЛЮЦИЯ Личностный рост похож на большое эволюционное изменение - скачок эволюции, когда во многих секторах сразу происходят взаимосвязанные, конгруэнтные изменения, меняющие человека в целом. И его психику, и дух, и физиологию, и биохимию, и физику - весь его облик и образ жизни. Это похоже на чудо. (Я бы сказал, это чудо и есть). И это тот редкий случай, когда эффект терапии ли, исцеления ли, собственной ли работы человека очевиден. Однако, как правило, дело ограничивается микроэволюцией - небольшим изменением (часто даже незаметным) в какой-то одной сфере, маленьким инсайтом и пр. Не факт, что сумма таких изменений приведет, в конце концов, к большому изменению, хотя мы можем утешать себя такой мыслью. Скорее, что качественные (макро-) изменения принципиально отличны от количественных (микро-). Как образование классов живых существ - макроэволюция - отлично от образования видов - микроэволюции - в живой природе.- Структура такой целостной вещи, как человек (впрочем, надо думать, и любой целостности), не иерархична, а мозаична. Хотя мы склонны выстраивать иерархию (например: дух-душа-тело-орган-клетка-химия-физика и пр.) Но иерархий может быть много и каждую из них можно классифицировать как элемент все той же мозаики. - Принцип множества иерархий: каждый объект внимания можно рассматривать как вершину иерархии данного момента времени. - Мелкие изменения в контексте крупного важны не своими результатами, а тем, что они динамизируют состояние своего сектора - ломают сложившиеся структуры, в принципе облегчают возможность изменений. И если эта динамизация происходит во многих секторах сразу, вероятность одного крупного изменения во всем организме возрастает. Система становится подвижной и неустойчивой (неравновесной, по Пригожину). И тут оказывается достаточно одного толчка или флуктуации, чтобы она спонтанно перешла в качественно новое состояние. На квантовом уровне такой ход вещей - норма. - Квантовая эволюция: важно изучение отдельных, признанных далее неделимыми (целостными), элементов и их поведение - динамика; их функциональная матрица - место, пространство возможных функциональных структур. PR. ЭКОНОМИКА КАК ВАННА Говорят, что г-н Гринспен, директор Федеральной резервной системы США, принимает решения о повышении или понижении учетной ставки доллара утром в ванне. Соответственно, от этого решения зависит состояние американской экономики и, вслед за ней, - мировой.- Таким образом, принимая утром душ, я чувствую себя причастным к вопросам мировой экономики. ДНЕВНИК. PSY. ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЛЕСНОМУ ИМУЩЕСТВУ Если мы говорим об интеграции, как цели терапии, то, очевидно, следует задуматься и о возможности противоположного процесса - дезинтеграции, дифференциации. Например, о дезинтеграции как о разделении сознательного и бессознательного, первичного и вторичного процессов. Телесные процессы по праву относят к бессознательным. В теле, через тело, можно выявить бессознательные личности. И если этим заниматься, то такую личность можно обнаружить в любой точке тела, в любом органе. Поэтому насильственное повреждение любого органа, любой точки может рассматриваться как нарушение телесной демократии - например, по какому праву сознание, занявшись, скажем, аскезой берет на себя власть решать, кому жить лучше, а кому хуже, имея ввиду бытие телесных существ (желудка, кожи, крови, легких и пр.) По какому праву сознание в экстремальной ситуации ради идеи или морали идет на телесные жертвы? Почему вообще сознание верховодит? - Вот вопросы, которые какой-нибудь орган мог бы задать, если бы мог говорить. И надо сказать, что только на пути полного обоюдоприемлемого решения этих вопросов можно достичь действительно глубокой интеграции. В противном случае совершенствование сознания будет приводить только к большей дифференциации бессознательного. Так, во всяком случае, я ощущаю. На минутку ощутил.14.04.05. (16-17.05.04). PSY-HPI. ПРОЦЕСС СУДЬБЫ Судьба - это вторичный процесс. То, что происходит незаметно, бессознательно и как бы помимо нашей воли, а зачастую воспринимается просто как помеха - судьба! Ведь в слове судьба присутствует смысл ограничения свободы, ограничения моего произвола. Отсюда же становится ясно, что свобода это не произвол. Я бы сказал, что человек свободен как судьба.Попробую проследить эту мысль на своем опыте. Мой первичный процесс - моя судьба как осознаваемая мною цель жизни, отличается от вторичного процесса - судьбы как реальной жизни, фактической биографии. Осознаваемая мною судьба - поиск разгадки смерти в объективном смысле. Однако, анализируя свою жизнь, я нахожу очень мало усилий с моей стороны, направленных на решение именно этой задачи, хотя, несомненно, слабая рациональная тенденция делать усилия в эту сторону есть. Недаром я поступил на биофак, недаром выбрал биофизику. Но в существенно большей степени мною двигали иные, с точки рения рационального разума - случайные - обстоятельства. Биологическое развитие, проблемы тоталитарного социума. В результате гуманитарная сфера приобрела для меня большее значение, чем естественнонаучная, а научной теории я предпочел практику. Мне до сих пор трудно осознать, почему естественнонаучные выкладки навевают на меня такую скуку и воспринимаются мною как требующие специального напряженного усилия, сосредоточенности и дисциплины; при том, что, добытое с таким трудом знание, при первой возможности выпадает из сферы рациональной памяти. Интересней оказывается не наука, но игра; не жизнь, но творчество жизни. Интересней искать решение рациональной задачи (судьбы как рассудочного представления) как бы между прочим, в целостной мозаике других феноменов бытия. PSY. СОЗНАНИЕ: WHAT IS IT? В словосочетании "измененное состояние сознания" я бы выделил два последних слова - "состояние сознания", или даже одно - "сознание". Таким образом, с каким бы состоянием мы не имели дела - это все равно состояние сознания. В отличие от состояния, где оно - сознание - отсутствует. Измененное оно или нет - оно суть сознание. What is it?PSY. ВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ? - Арни отталкивает Рона все сильнее, в то же время настаивая, чтобы он поддерживал давление. Разыгрывается настоящая борьба. В ходе физической схватки Арни видит, что он помог проявиться сильной стороне Рона и хочет удержать ее как можно дольше, чтобы понять, зачем она здесь? Он выбирает метод переключения каналов, чтобы переложить опыт, выраженный в форме чувств и движения в форму вербальную. - Арни: Хорошо. Я позволю тебе делать твое дело, но слушай, демон, теперь я хочу, чтобы ты знал, зачем ты это делаешь (Эми Минделл, с.109). КОММЕНТАРИЙ. Быть может, в этом отрывка проявилась всего лишь маленькая неточность перевода. Вообще-то в теории Минделла нет никакого вербального (или, я бы сказал, - мыслительного) канала. Он говорит лишь о шести каналах: зрение, слух, движение, проприоцепция, отношение, мир. Никакого отдельного канала для смысла, для значения нет. Но почему бы, не выделить такой канал? Имеются ли какие-либо веские основания против такого подхода? И, наоборот, каких таких веских основаниях базируются те каналы, которые описаны? На краю происходит остановка. Когда мы с моим партнером по процессу подходим к краю, действие - какое бы то ни было - исчерпывается. Далее следует остановка, молчание и… как я понимаю, непроизвольное переключение каналов. Например, на проприоцепцию (я думаю, чаще всего), или на размышление, как часто бывает у меня. Другое дело, что может быть, мышление сводимо к словам (слуховой канал) или к картинкам (зрительный). Но ведь есть и феномен смысла! Значения! Куда поместить смысл (слова или картинки)? Слово "вербальный" для меня значит - смысловой, мыслительный, значащий. Так же точно я бы развернул и такое понятие как созидание, творчество. Это настолько отдельная по качеству вещь, что вполне можно применительно к процессуальной работе говорить о "творческом канале" ("созидательном канале"). Но так же точно далее можно говорить о бесконечном множестве возможных каналов проявления психе. Правда, это усложняет (а в некотором роде, может быть, и упрощает) картинку, состоящую всего лишь из пяти каналов. Упрощает в том смысле, что приближает к сути человека как воплощения принципа свободы. 11.04.05. (12-14.05.04). PSY. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ТАКОВАЯ Проблема не в "зависимости от"… чего-либо - сигарет, алкоголя, наркотиков (химическая зависимость) или от других людей, групп (личностная зависимость), или от концепций (идеологическая зависимость). Проблема в зависимости как таковой - в желании человека быть зависимым. Взглянув на нее под другим углом зрения можно сказать, что проблема зависимости суть проблема боязни одиночества - экзистенциальная проблема. Таким образом, о зависимости можно говорить как о форме экзистенциальной данности. - Экзистенциальный подход: феноменология в пространстве онтологии.PR. ПЛАНЫ РАБОТАЮЩИЕ И НЕ РАБОТАЮЩИЕ Необходимое правило планирования. Спланировав что-то, важно помнить, что от этого всегда можно отказаться. Запросто.ДНЕВНИК. PSY. ВИДЕТЬ ВЕСЬ ОБЪЕМ - ПРОЦЕСС. Процесс можно представить себе как широкую реку, где есть главный фарватер, идущий по центру реки, и есть медленное течение и заводи возле берегов. В фарватере течение реки самое сильное и быстрое - здесь стремнина; возле берегов же и в заводях вода - процесс - движется очень медленно или вообще не стоит на месте.PSY. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ Терапевтическая сессия - время эксперимента (в отличие от всех других времен жизни) - время, когда мы задаем вопросы природе и получаем ответы - неведомо какие. Как и вопросы - неведомо какие? И эта неопределенность тревожит.ДНЕВНИК. 888 - У поэтов моего поколения странная судьба. До перестройки их никто не знал, потому что было нельзя. Даже таких, относительно известных, как Еременко, Жданов, Парщиков. После перестройки их никто не знает, потому что стихи никого не интересуют. На стихах не проживешь. В отличие от, так называемого, "серебряного века" русской поэзии - периода большевистской революции - когда только стихами и жили.PSY-HPI. ГДЕ НАХОДИТСЯ БОГ? Вопрос в том, где ты поместишь в тот или иной момент времени свой "высший разум" - в себе (внутри) или в мире (во вне)? В последнем случае не стоит удивляться, если ты будешь совершать глупые, неразумные или просто бессмысленные действия. Ибо ведь и таким действиям есть место в мире, т.е. с точки зрения "мирового разума" ("высшего разума", расположенного вне тебя) имеют смысл и значение.- Например, когда я ищу кетчуп в холодильнике, упорно не замечая его на столе перед своей тарелкой. О чем я думаю в это время? - Наверное, о чем-то очень глубоком, сложном, интересном. О таком захватывающем, что управление своими действиями я непроизвольно поручил "высшему разуму", расположенному вне меня. И вот, с моей точки зрения, я совершаю глупость - ищу в холодильнике то, чего там нет. - В этом же смысл ("ранг", по Минделлу) позиции гипнотерапевта (в духе М. Эриксона) - занять место "высшего разума", который клиент помещает в мире, вне себя, идентифицируя его с врачом (терапевтом, если он склонен поддержать такую бессознательную "проекцию" клиента). HPI. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ? Чем отличается высказывание выдающего человека от обычного? - Во-первых, ничем не отличается. В этом смысле любой человек может конкурировать с профессионалом с непредсказуемым, по большому счету, результатом (а "по малому счету" с заведомо проигрышным результатом). Во-вторых, отличается уровнем профессионализма. В этом единственное отличие "Черного квадрата" Малевича от "черного квадрата" кого-угодно. По сути, это статусное отличие. "Черный квадрат" Малевича - изображение статуса (ранга) художника в чистом виде.06.04.05. (09-10.05.04). PSY. ТЕАТРАЛЬНОСТЬ. ДАО КАК ПРИНЦИП ИСКУССТВА Некоторые авторы отмечают, что Дао можно рассматривать как высший уровень искусства, искусство как таковое. Любая деятельность становящаяся искусством являет собою Дао. Искусство чаепития (тя-но-ю), искусство фехтования (кендо), искусство стрельбы из лука и т.д. И, я бы добавил, искусство чего угодно - искусство мытья посуды, например. Или искусство органичного (естественного) движения, являющее собой то, что Лоуэн называл обаянием. Или искусство речи - когда интонация точно соответствует (конгруэнтна) содержанию говоримого. Если же брать в целом поведение (или даже я бы сказал полнее, - жизнь) человека, - актерское искусство. Истинный человек очень артистичен.Где та грань, перейдя которую искусство становится жизнью?! И наоборот? Разные театральные школы предлагают разные аспекты (механизмы, способы) устройства этой границы, связи между искусством и жизнью. И сам этот процесс бесконечного создания новых форм театра суть искусство. - Искусством поверяется истинность жизни и жизнью - правота искусства. - Заигрывание, - по Минделлу. - Михаил Бахтин говорил о взаимной ответственности искусства и жизни. PSY. КАК СДЕЛАТЬ НЕВРОЗ Невроз воспитывается на основе страха или удовольствия. Как условный рефлекс. Невроз можно назвать поведенческим условным рефлексом. Невроз искажает естественную поведенческую функцию, в пределе ликвидируя ее. До определенного предела (пока он не осознается как помеха в жизни самим человеком или окружающими его людьми) невроз не отличим от нормального, культурного, поведения. Весьма подробное описание того, как сделать невроз, дает Юнг в своей автобиографии.PSY. НАБЛЮДАТЕЛЬ: ЗАМЕТКА В ДУХЕ БАХТИНА - Так же как трансперсональные традиции часто придают минимальное значение эго, так и в процессуальной работе отсутствует теория личности, а также высшие или низшие состояния. Здесь нет типов, нет частей, к которым мы привязываемся, - кроме тенденции развивать осознавание; здесь нет неизменных идентичностей - кроме, конечно, беспристрастного наблюдателя и метакоммуникатора (Минделл А., Минделл Э., Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике / Пер.с англ. Л.Масловой и В.Самойлова. - М.: Независимая фирма "Класс", Издательство трансперсонального института, 1999, с.218) - Насколько беспристрастен беспристрастный наблюдатель? Беспристрастный наблюдатель и метакоммуникатор хорош только тогда, когда непредсказуем, т.е. когда остается живым - когда не теряет ответственности перед жизнью. Ибо, конечно, этот "наблюдатель" суть актер - дух искусства. И, наоборот, ему только тогда позволено быть, когда жизнь чувствует свою ответственность перед ним. HPI-PSY. ПРИНЦИП ОСЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Мой метод существенного (настоящего, истинного, осевого) действия суть метод слабого человека - войти в гущу событий и остановиться. Я всегда точно знаю, что у меня не хватит ни сил, ни знаний, ни умений, чтобы что-то сделать - сделать нечто, что приведет к верному, искомому, результату, что будет эффективно; тем более - эффективно в высшей мере. Однако я знаю, что всегда могу найти точку, в которой я могу "помешать другим" - более, может быть, эффективным, чем я, но не в пример более бестолковым, чем я, на мой взгляд; точку, в которой только от меня зависит смысл происходящего и где я могу оставаться - "пребывать ничего не делая" - ровно столько, сколько надо, чтобы этот смысл был исполнен. "Ничего не делать" - что может быть меньшим "путем наименьшего сопротивления"! Что может быть более слабым действием, чем ничегонеделание?! - Увы, такой Путь требует максимального мужества и собранности. Ибо подразумевает возможность "рискнуть всем". Или, скажу сильнее, - подразумевает необходимость потерять все.- Ни князь Мышкин (у Достоевского в "Идиоте"), ни Христос ничего не делают. В некотором роде, плывут по течению - правда, по стремнине, по осевой линии течения. - Хорошая новость. К счастью, теряя все, я приобретаю еще большее. PSY. ВЕРНЫЙ МЕТОД ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ Еще один верный метод бросить курить - пробовать сделать это. Я, в свое время, пробовал до тех пор, пока и в самом деле не бросил.MED-HPI. ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ Конечно, есть духовный аспект болезни. Но хватит ли у человека мужества, чтобы следовать правильному Пути, ведущему к исцелению? А если даже хватит, нужно ли ему это? И какую позицию в этой связи должен занять врач? - Требовать ли движения к истинному выздоровлению? Или поддержать неправильный, вредный с точки зрения истинного выздоровления образ жизни человека, но нужный окружающим его людям, обществу, миру? - В последнем случае, врач фактически поступает как Иуда. Правда, этот персонаж абсолютно необходим в евангельской притче! Быть может, даже необходимей всех других христовых апостолов. Но как это печально. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|