17.03.05. (30.04.04). PSY. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЖНЫ?
По поводу проблем. Стоит ли ими заниматься? Не есть ли это бесконечное и скучное самокопание? Проблема - сопротивление - край (используя терминологию, соответственно, - Перлза, Фрейда и Минделла). Горизонтальными краями можно пренебречь, а вот вертикальными - иерархическими - стоит заниматься обязательно, ибо в них - рост.
PSY. MED. МИНДЕЛЛ. ЦИТАТА. РАБОТА БОЛЬЮ
Вопрос в том, как можно развить подход, действительно способный помогать разворачиваться человеческим процессам. Многие религии и духовные традиции прибегают в целях выхода за привычные пределы сознания к строгой дисциплине. Например, различные формы буддизма и индуизма предписывают длительное спокойное сидение в позе лотоса, даже если болят ноги. Эти традиции учат нас, что если вы будете сосредотачиваться на боли, она, в конце концов, ослабнет. Для того, чтобы выдержать такую дисциплинированность перед лицом боли, человеку необходимо верить в присутствие великих сил. Практикующий духовный путь чувствует, что сам акт сидения через преодоление болезненных переживаний парадоксальным образом является основание для облегчения страдания. В древнейшем тексте о йоге легендарного индийского духовного учителя и историка Патанджали говорится о том, что происходит потом: "Йога обучает йоге". Это значит, что если вы начинаете с некоторой дисциплины, то она же автоматически приучает вас к осознанности и концентрации, которые увеличивают меру вашей дисциплинированности (Минделл-2, с.274).
ОБЪЯВЛЕНИЕ СЕРГЕЯ ЧЕБАНОВА
Дорогие друзья и коллеги!
Вышла из печати весьма примечательная книга - Теоретическая культурология (624 стр.). Вот информация о ней:
Теоретическая культурологии. Гл. ред. К.Э.Разлогов. Серия "Энциклопедия культурологии". М., 2005. Тираж - 3000 экз.
Предисловие. О структуре первого тома (указания для читателя). Введение. Между классической философией культуры и постмодернистской культурологией.
КОНЦЕПТЫ
Тема 1. В горизонте классической идеи культуры
1. Границы культуры и взаимодействие культур Позиция 1.1. Рациональность культуры - Черняк Л.С. открытость, место человека, экологичность культуры, границы разума. Позиция 1.2. Онтологическая диалогика культуры В.С. Библера - Ахутин А.В. диалогика культуры, историо-логика культуры, морфо-логика культуры, произведение, диалог культур Позиция 1.3. Манеры целеполагания как проекты времени и культуры - Румянцев О.К. манера целеполагания, другой/чужой, время культуры Позиция 1.4. Замкнутость миров культуры - Токмачев К.Ю. множественность ментальных миров, необратимые события
2. Универсализм культурного сознания и история Позиция 2.1. Антропоцентрический универсальный проект Нового времени - Визгин В.П. проект, канун модерна, модерн, кризис проекта модерна Позиция 2.2.Жизнь и ценность - Визгин В.П. жизнь, ценность, смысл Позиция 2.3. Философская идея культуры - Межуев В.М. знание о культуре, культура как идея, открытие культуры, классическая модель культуры, свое и чужое в культуре
3. Культурология как основание общего человековедения Позиция 3.1. Культура как порождающее человека отношение - Михайлов Ф.Т. обращённость, эмпирия, теория, онтология научной теории, постулат, основание Позиция 3.2. Рефлексивная система культуры - Сорвин К.В. рефлексия, рефлексивная онтология, нерефлексивная методология Позиция 3.3. Феномен техники в культуре - Воронин А.А. коммуникативные стратегии, техника, отчуждение и самореализация, креативность человека
4. Культура и цивилизация в современном обществе Позиция 4.1. Цивилизация в культуре и культура в цивилизации - Каган М.С. модальности культуры, архитектоника культуры, хроноструктура культуры Позиция 4.2. Цивилизационные механизмы и их социальные функции - Келле В.Ж. цивилизация, цивилизационные механизмы, культура, личность Позиция 4.3. Политическая культура - Гаман-Голутвина О.В. политическая культура, политическое сознание, культурная политика Позиция 4.4. Российская цивилизация - Межуев В.М. цивилизационная идентичность России, границы цивилизаций, душа и тело цивилизации, открытая культура
Тема 2. Неклассические модели культуры
5. От семантики языка к семантике культуры Позиция 5.1. Артикулирующее бытие культуры - Григорьев А.А. язык и речь, артикулированный звук, голос и интонация, молчание - пауза, ритм, музыка и речь Позиция 5.2. Язык и речь - векторы определения пространства культуры - Неретина С.С., Огурцов А.П. лингвокультурология, универсализация словесности, универсализация риторики, символизм, универсализация грамматики, лексико-семантические модели, пропозициональный подход, структурно-семиотические модели, нарративные модели дискурса Позиция 5.3. Концепт как возможность постижения смысла - Неретина С.С., Огурцов А.П. дискурс, концепт
6. Формы культуры и их динамика Позиция 6.1. Самоидентификация человека в современной культуре - Шеманов А.Ю. субъект, рефлексия, самоидентификация Позиция 6.2. Проявления формы культуры как предмет общей культурологии -Чебанов С.В. общая культурология, бытовое, профессиональное, форма культуры Позиция 6.3. Массовая культура - универсальная парадигма современности - Разлогов К.Э. глобализация культуры, массовая культура, компенсация, субкультуры Позиция 6.4. Культура в контексте модернизации и глобализации - Межуев В.М. модернизация, глобализация, культура в глобальном мире Позиция 6.5. Культурные практики сопротивления диктатуре публичности - Тищенко П.Д. публичность, смерть, сопротивление публичности Позиция 6.6. Культурные механизмы развития человека - Попова Н.Т. культурная форма, культурный дефицит, субкультуры.
Книга очень интересна по замыслу (как я пониманию, А.Ю.Шеманова), ряду статей, но, конечно, неровная по статьям, авторам и их позициям. Свою часть я рассматриваю как значительную свою работу, которая может быть интересна для Вас.
К сожалению, авторы получают только по одному экземпляру. Распространением книги занимается издательство. В Интернете она продается по 550-620 руб. (около $20-25), в магазинах в СПб - по 650, в Российском институте культурологии а Москве (Берсеневская наб. 20) - по 400 руб. Из Института какое-то количество можно заказать через меня.
С наилучшими пожеланиями С.Чебанов
14.03.05. (28-29.04.04). PR-PHI. О СУТИ ТЕРРОРА
Я воспринимаю терроризм как вид катастрофы или природного бедствия - как стихийный феномен природы, а не как то, что может быть урегулировано путем рациональных переговоров между людьми. Этот феномен можно изучать и создавать все более совершенные техники защиты, но так же, как и в других науках, его невозможно познать до конца - так же, как создать абсолютно надежную защиту. Террор в этом смысле неуничтожим.
- Дайте террористу в руки государственную власть, и он употребит ее примерно так же, как Аслан Масхадов, в период, когда он был Президентом Чечни и его признавал Кремль - т.е. никак. Так же точно действовал и Ясир Арафат. Ибо если бы они применили власть по назначению, то им пришлось бы бороться с терроризмом внутри своей собственной страны, т.е. по сути, бороться с собственными единомышленниками. Кстати, так именно, в отличие от террористов, и поступали все диктаторы - для начала уничтожали своих соратников, приведших их к власти.
- Возможно, одна из причин гибели внеземных цивилизаций - самоуничтожение от рук собственных террористов. Дайте террористу в руки водородную бомбу и он подорвет Земной шар - только чтобы доказать свою решимость; и я думаю, что это не блеф.
ДНЕВНИК. ЛИНЕЙКА СМЕРТИ
Я все меряю масштабом смерти.
PSY. СИНХРОНИЗАЦИЯ КАК МИРОВОЙ БАЛАНС
Милтон Эриксон был слишком эффективным терапевтом, и поэтому природа (внешняя среда, объективная реальность) укоротила его возможности - естественно, только физические. Речь идет о его полиомиелите и, особенно, о втором - как признают врачи - практически невероятном ударе этой болезни.
PSY. PR. MED. КОГДА НЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ ДЕНЕГ
Нехватка денег сродни нехватки времени, однако в первом явлена вечность, а во втором - мгновение. И то, и другое угнетает, если поддаться негативным оценкам. Первое - безнадежностью (хроническим стрессом), второе - цейтнотом (острым стрессом).
PHI. БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ
На каждом уровне организации материи имеется свой предел неопределенности, связанный с пределом возможности реального наблюдения. С одной стороны, эта неопределенность монолитна, как греческий атом. Но, с другой, мы имеем неограниченную свободу строить предположения о ее структуре, меняя, таким образом, научную парадигму. То есть, выражаясь метафорически, основа мира соприродна человеческой свободе. Вот проявление и обоснование принципа неограниченности познания. Другой лик познания - свобода.
- К вопросу о структуре "атомов" (мельчайших, неделимых элементов мира). В математике для некоторых вещей есть статус "существует, но не вычисляется", в отличие от других, которые статуируются как "неизвестно, существуют ли?" Кажется, именно это различие имеет ввиду Пенроуз, когда задается вопросом, в какой вселенной мы живем и как устроено мышление?
- Теория позволяет увидеть как бы с любой степенью детальности; в отличие от практики, которая не видит, но владеет.
09.03.05. (27.04.04). PHI. МАСШТАБ ЧЕЛОВЕКА
- Если мы увеличим атом до размеров Вселенной, то планковская длина станет равной высоте среднего дерева (Грин, с.94).
Постоянная Планка - ћ - является одним из краеугольных камней мирового устройства и "представляет собой коэффициент пропорциональности между частотой волны и минимальным количеством энергии, которую волна может нести" (Грин, с.69). В сущности, как мне представляется, это самый последний образец демокритова атома. Как мы видели выше, постоянную Планка можно представить в виде минимального размера - планковской длины - своего рода базисного элемента масштаба вселенной. Поразительно, конечно, что такого рода величины доступны наблюдению (пусть и теоретическому) и точному расчету для современной физики. Этот факт как бы уравнивает масштаб человека с масштабом микромира, с одной стороны, и масштабом Вселенной, с другой. Образно говоря, если мы, достигнув размера Вселенной способны рассмотреть среднее дерево в пространстве атома, в свою очередь увеличенного до размера Вселенной, то разглядеть среднего человека, вполне сравнимого по высоте со средним деревом, конечно, не составит большого труда. И, наоборот, если мы способны воздействовать на постоянную Планка - просто видя ее, для начала, - то, следовательно, мы способны воздействовать и на всю вселенную в целом.
ДНЕВНИК. СИЛА ВОСПИТАНИЯ
Инсайт всегда так очевиден! - В детстве папа и мама, а особенно бабушка, меня учили, что все, что лежит на тарелке надо обязательно съесть. И выучили-таки. А сегодня вдруг мне подумалось, что за свои-то деньги я могу и не доедать в тарелке еду, которую мне не хочется больше есть! Пропадай все пропадом! Почему нельзя именно эту порцию спустить в унитаз или выбросить в помойное ведро?! - Можно! Как бы дорого это не стоило, и как бы вкусно - в другой раз - не казалось, что может помешать мне выкинуть именно это вот немедленно?! Помню, в детстве особо противной казалась мне черная икра…
PSY. САМОТЕРАПИЯ. КАК РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ?
Во-первых, не комплексовать по поводу того, что вы не можете совладать со своими желаниями. Тут, среди прочего, стоит вспомнить, что своему желанию вы можете отдаться всецело, на полную катушку - и это будет одним из способов работы с ним. Вопрос в том, куда идти? - Чтобы разобраться именно с этим вопросом, нужен учитель, а, по большому счету, больше ни для чего. Впрочем, учителей может быть много.
06.03.05. (26-27.04.04). ДНЕВНИК. PSY. ОБЩЕНИЕ С ДУХАМИ. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА
Минделл призывает к общению с духами. Пока речь идет о процессуальной практике, у меня нет возражений. Однако если вопрос касается веры, было бы глупо с моей стороны менять свою конфессиональную принадлежность на язычество. Другое дело, что язычество тоже имеет право на существование.
- Вот прекрасное описание положительного (осевого) процесса через представление о духе: "В конечном счете, все сводится к духу природы, к таинственному и яростному процессу, который ведет через различные аспекты нас самих и наши роли в сообществе" (Минделл-2, с.235).
PSY. МИНДЕЛЛ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
- ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ. По Минделлу "измененное состояние сознания" (ИСС) - просто ощущение. "Скажи мне, что ты сейчас чувствуешь?" - Ответить на это вопрос, значит войти в ИСС и позволить ему быть. Какие мысли к тебе придут следом за этим - непредсказуемо.
- МАРГИНАЛЬНОСТЬ. Маргинализировать - подавлять. Маргинальные группы - группы, подавляемые тем или иным способом. Ощущение маргинализированности - ощущение того, что другой человек или группа ограничивают твою свободу. Маргинализировать можно и собственные эмоции, вытеснив их в бессознательное (создав, таким образом, бессознательную личность). В парадигме классической науки, как она представляется сегодня, все человечество маргинализировано равнодушной природой.
- Мейнстрим - понятие, противоположное маргинальности.
- Мейнстрим (от англ. mainstream - главное направление, основной поток) - та часть общества в данной стране, чьи представления, верования, образ поведения и мышления считаются в социуме нормой. К примеру, в США - это белые, уроженцы страны или иммигранты, сумевшие стать "настоящими американцами", христиане, социально адаптированные люди гетеросексуальной ориентации (Минделл-2, с.10).
ДНЕВНИК. НАПОМИНАНИЕ
Лао Цзы: "Теряя то, что можно потерять, ты утрачиваешь необходимость с этим что-либо делать".
- К вопросу, в частности, о памяти, здоровье, молодости, жизни…
PSY. ЦИТАТА. МИНДЕЛЛ. ЛИДЕР И СТАРЕЙШИНА
- Лидер следует "Правилам порядка Роберта"; старейшина подчиняется духу.
- Лидеру важно большинство; старейшина защищает каждого.
- Лидер ищет смуту и пытается положить ей конец; старейшина видит в смутьяне потенциального учителя.
- Лидер стремится быть честным; старейшина старается показать истину, присутствующую во всем.
- Демократический лидер выступает за демократию; старейшина тоже это делает, но он выслушивает также диктаторов и призраков.
- Лидеры стараются делать свою работу наилучшим образом; старейшины же пытаются добиться того, что бы и другие становились старейшинами.
- Лидеры стараются быть мудрыми; у старейшин нет собственного разума - они следуют событиям в природе.
- Лидеру нужно время для размышления; старейшине необходимо лишь мгновение для того, чтобы замечать происходящее.
- Лидер знает; старейшина учится.
- Лидер пытается действовать; старейшина предоставляет явлениям быть.
- Лидеру нужна стратегия; старейшина изучает настоящий момент.
- Лидер следует плану; старейшина же почитает направление таинственной и неизведанной реки.
(Минделл-2, с.237)
ДНЕВНИК. MED. ДОКТОР
Вот что я мог бы сказать многим другим людям, которые берутся мне в чем-либо помогать, и в первую очередь докторам:
- Доктор, - хотел бы я сказать, - вы не оставляете мне ни грана свободы, навешивая мне свои интерпретации по поводу моего здоровья и прописывая мне свои лекарства. У меня нет времени, да и незачем мне овладевать премудростью вашей профессии. Но и доверять вам слепо я вовсе не намерен. Объясните мне, каким образом я, имея то, что имею, способен сам себя лечить? И каким образом я мог бы воспользоваться вашим опытом и вашими лекарствами? Я не верю, что слепое следование вашим инструкциям самый лучший образ поведения, потому что я знаю, что лучше для меня только когда я понимаю, что делаю. Итак, пока вы занимаетесь своими, непонятными для меня делами, я ускользаю от вас, доктор.
03.03.05. (26.04.04). PR. "К ВОПРОСУ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДЕМОКРАТИИ"
- Президент Украины В. Ющенко на пресс-конференции объявил, что убийство журналиста Гонгадзе раскрыто.
Раскрытие убийства Гонгадзе - маленькая победоносная война Виктора Ющенко.
- А российские средства массовой информации, кстати, как видно по контрасту, вспомнили об убийстве Александра Листьева (к вопросу о преимуществах демократии).
- 02.03.05. О задержании причастных к убийству Гонгадзе вчера говорил и Виктор Ющенко."Есть основания утверждать, что преступление раскрыто", - сказал он. Раньше, по мнению президента, правоохранительные органы не могли этого сделать. Поскольку предыдущая власть "не только не обладала политической волей", но и "была крышей для убийц". Заметим, что Ющенко, главным пунктом предвыборной кампании которого было наказание убийц Гонгадзе, обвиняет в убийстве журналиста экс-главу Украины Леонида Кучму и экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко. (www/utro.ru. Гонгадзе убили случайно. Дарья Семенова. Постоянный www-адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/03/02/413229.shtml)
PR. ЖЕНЕВСКИЙ АВТОСАЛОН
Соотношение "цена-качество" - или, иначе говоря, "бедно, но опрятно" (о новых русских моделях на автомобильном салоне в Женеве).
PHI. ПРИНЦИП ПАРАДИГМЫ: ПРОГНОЗ ИЛИ СОБЫТИЕ?
Двадцатый век породил новую серию базовых понятий, продолживших аристотелевскую традицию, который назвал первые понятия такого рода категориями. В частности, я бы выделил такие понятия как парадигма (в науке), архетип (в психологии), горизонт (в философии), харизма (в политике) и пр. Отчасти к таким понятиям можно отнести и представление о принципе, впитавшее в двадцатом веке даосское его понимание.
Однако здесь я хочу остановиться на некоторых различиях таких понятий как парадигма теории и парадигма практики. Парадигма теории суть парадигма науки как таковой, всей науки, которую мы признаем как официальную, признанную, классическую науку. Парадигма практики - касается отчасти, так называемых, гуманитарных наук, наук, которые называют псевдонауками, духовных практик и большей части повседневного бытового поведения людей. Парадигма теории представлена в традиции Пифагора-Платона-Ньютона-Эйнштейна и etc. Ее основа - математика и число, как пифагорейская основа математики. Основа парадигмы практики - представление о состоянии "здесь и сейчас", аппелирующее к понятию "ничто", к даосскому невыразимому. Теория обладает предсказательной силой, позволяющей рассчитывать, конструировать, строить. Практика суть сила творчества. Практика создает нечто из ничто.
Нельзя стоять одновременно на двух ногах - и практики, и теории. Нельзя строить прогнозы на основе практики, или реализовывать практику, поминутно заглядывая в теорию. Эти вещи не смешиваются друг с другом. Но в разные моменты можно переходить из одной сферы в другую, из одной парадигмы в другую, подобно тому, как человек может переходить из интровертного (теоретического) состояния в эстравертное (практическое). Таким образом - здесь я хочу покритиковать Минделла - людям вроде него, добившимся замечательных результатов в практике, я бы не рекомендовал заниматься предсказаниями. Совершенно точно, что они попадут пальцем в небо (здесь я мог бы поспорить с его замечанием, что в Россия может вернуться коммунизм, причем таким же путем, как и в раньше; но боюсь, что это будет напоминать советские кухонные разговоры).
Предсказания - прерогатива теории, которая занимается тем, что было-есть-будет, что есть всегда. Что стоит как автомобиль с выключенным двигателем, пока какие-либо теоретики не зальют в него бензин своей теории и не запустят в надежде, что им захотят воспользоваться практики. Однако много ли мы найдем теоретиков, которые не жалуются, что практики исказили их теорию? Они не понимают, что в отличие от теории практика работает с тем, чего нет, с "ничто".
Теория и практика связаны друг с другом, но не смешаны. Практика создает новую парадигму для теории, теория ее развивает, создавая сложные функциональные механизмы. Теория заходит в тупик и обращается к практике - эксперименту, подтверждающему этот тупик и выводящему теорию на порог новой парадигмы.
Мне кажется, что это различие можно продемонстрировать на примере теоретической физики. Однако, сейчас, я могу лишь начать эту демонстрацию - могу лишь обозначить какую-то свою интенцию, как бы предчувствие разговора. Для меня мысленный эксперимент Шредингера с кошкой ("Кошка Шредингера") тесно связан с попыткой физиков понять эксперимент (с электроном, пропускаемым через одну или через две щели), демонстрирующий квантово-волновой дуализм. Этот электрон - квант (частица) или волна - похож на шредингеровскую кошку. Ставя эксперимент, мы полагаем, что открываем непроницаемый ящик, скрывающий кошку. Между тем, мы вовсе не открываем этого ящика, поскольку так и остаемся в недоумении, что же такое электрон - частица или волна? Или, если на его место поставить кошку, - жива она или мертва? И далее мы действуем и создаем теорию, согласно которой электрон является одновременно и частицей, и волной - т.е., что наша кошка одновременно и жива, и мертва. "Кошка Шредингера" для меня ассоциируется с практикой, поскольку здесь имеется практический опыт, с которым мы часто сталкиваемся в быту (когда гадаешь, например, что думает другой человек?) Эксперимент с электроном я бы отнес к теории; хотя, возможно, его следует числить как раз в разряде практики, т.е. того вида экспериментов (революционных), которые способны привести к смене физической парадигмы. Например, почему не предположить, что возможно некое третье состояние электрона - не частица, и не волна, а, скажем, свойство пространства (пятое измерение?) - и не поставить соответствующий эксперимент для проверки этого предположения. Здесь я, не будучи физиком, довольно натуралистично, по-моему, фантазирую, чтобы проиллюстрировать ход своей мысли. Итак…?
|