СЕМИНАР "ИСКУССТВО PABLIC RELATIONS"

23.02.05. (23.04.04). PSY. PR. МИРОВОЙ ПРОЦЕСС

На другой стороне ясности и гармонии находятся невзгоды и неизвестность. Путь пролегает по обеим траекториям сразу. Это кажется таким очевидным! Белому противостоит черное. И процесс продвижения вперед, процесс развития, эволюции идет по синусоиде, колеблясь от положительных значений к отрицательным, распространяясь и в положительном ключе, и в отрицательном. Это процесс, как внутренней интеграции - личностного роста, так и внешнего строительства - созидания сообщества, углубления взаимопонимания с окружающими людьми и миром. Проблема в том, что в нем нет дна.
- Многим из нас ненавистна необходимость открывать дверь, когда в нее стучатся невзгоды. Мы охвачены страхом, наше единственное желание - чтобы нас оставили в покое. Но мы должны помнить о том, что, когда в дверь стучатся невзгоды, это пытается проявиться непредсказуемый дух процесса, и могут возникнуть новые взаимоотношения. Когда стучат невзгоды, за дверью стоит возможность нового сообщества. Новое сообщество зиждется не только на взаимопонимании, но и на совместном решении вступить в неизведанное, в невзгоды, в тот огонь, который является платой за свободу (Минделл-2, с.214).



PHI. ПРОЦЕСС ОГРАНИЧЕНИЯ

Человек - это умение умирать.
- Как говорил Ясперс, философия учит умению умирать.
- Что, впрочем, не отрицает возможности в будущем обеспечения посредством науки и техники практически вечного физического существования человека.
- Проблема человеческой жизни, избавление, так сказать, от страха смерти (в смысле физического продления жизни) - такая же, если не более значимая проблема, как и полет человека к звездам. Но, как мне кажется, существенно более легко решаемая. А в некотором роде - в духовных практиках - и решенная уже.



PSY. ТЕХНИКА ТЕРАПИИ: МИНИМАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ

В контексте психотерапевтической сессии. Проработать проблему - значит посвятить ей некоторое время. Даже, по видимости, ничего не делая. Истратить время - и больше ничего.



PSY. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОБЛЕМАМИ?

До каких пор стоит заниматься самокопанием? Вернее, исследованием собственных проблем? Скажем, одной какой-либо определенной проблемы? - Опыт Гаутамы свидетельствует, что крайняя точка в этом движении суть момент, перешагнув который, ты вступаешь в терминальную стадию (прямую дорогу к смерти, без возможности возврата). Это момент, до которого проблему можно сознательно давить, пытаться уничтожить волевым усилием (самая первая, логически очевидная техника работы над собой - аскетизм). Но поддавшись проблеме в этот же момент, отпустив тормоза, ты получаешь в результате самую чистую фракцию энергии бытия, заключенной в этой проблеме.

Впрочем, для человека, овладевшего методом работы с проблемой, силовая (в данном случае, - аскетическая) технология уже не требуется. Поскольку любая точка годится - проблема (ее развитие или уничтожение) может быть остановлена и оставлена (как бы брошена) в любой момент своего существования. Поскольку в любой точке проблемы можно вычленить баланс, колебание продуктивных и деструктивных сил, белого и черного. И в точке баланса проблему можно проработать, временно решив ее (а, может, и навсегда; если повезет); например, с помощью техники "минимальной проработки проблемы" (см. выше).



КОММЕНТАРИЙ. ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК)



ЛЖ: PSY. PR. БАЛАНС ПРОБЛЕМ: НЕТ ОТВЕТА


... В конце концов, даже Будда Гаутама остановился, так и не дойдя до дна своих проблем. Ибо на дне была смерть.
... утрируя, я бы сказал, что Гаутама занимался проблемой питания



ВК:

Это не совсем точно. Действительно, Сиддхартха Готама (Гаутама), около 6 лет обучаясь у своих учителей, сначала так и не дошел до корня проблем. Затем практикой голодания и сурового аскетизма он попробовал максимально уменьшить телесные функции, но и это не помогло. Тогда (на основе подсказки из Вед) он заново открыл метод глубокого прозрения, восприятия реальности "как есть". И в результате длительной медитации он все-таки дошел до корня (дна) всех проблем этого мира, включая и свои. Затем он 45 лет учил этому методу.

В возрасте 80 лет у него был выбор: жить вечно или умереть. Он решил уйти из жизни как обычный человек, иначе многие решили бы, что он - сверхчеловек или бог и его учение не для обычных людей. Таким образом, проблема смерти также была решена.

Все это довольно подробно описано, например, в поэме Ашвагхоши "Жизнь Будды" (перевод К.Бальмонта). Очень мощная вещь, советую прочитать.



ЛЖ:

Только одно замечание. Вопрос, мог ли Готама жить вечно, для меня аналогичен вопросу, мог ли Христос ходить по воде. - Ответ: Конечно, мог! Конечно, не мог! - Не мог в объективном мире (вроде того, что Бог может создать камень, который сам же не сможет поднять). И, соответственно, мог - в области субъективной феноменологии. В конце концов, разве весь мир и все мы не являемся лишь мыслью в уме того же Готамы.



ВЛАДИМИР КАРПИНСКИЙ (ВК). PHI. <И ЗАВЕРШАТ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ>

Давно заметил, что философов очень интересует физика и разные физические модели. А вот математика - высшая алгебра, теория множеств, численный анализ и т.д. почему-то интересует мало, хотя истина отражена в них ничуть не меньше. Желание познать природу явно преобладает. Как думаешь, почему? Может быть, просто не знают алгебру?



ЛЖ:

Это очень интересный вопрос. Для меня он тесно связан с размышлениями о возможности создания искусственного интеллекта, ибо компьютерная техника базируется именно на числах - цифре. Этот вопрос исследует английский математик Роджер Пенроуз и, как я понимаю, он приходит к идее, что здесь нужен все же нецифровой компьютер. Действительно, истинное понимание в его представлении, с чем я согласен, связано с образом, неким целостным представлением. И для большинства людей именно со зрительным восприятием. Ведь даже математики свои множества представляют себе в форме каких-то предметов - точек, шариков и проч. А физические модели, в сущности, являют собою образное представление некоторых математических теорий. При этом, конечно, воображение математиков, равно как и воображение музыкантов (почему-то), заслуживают отдельного исследования с точки зрения форм представлений. Мне кажется, что это очень мало разработанный пласт феноменологии человеческого мышления. Но, наверное, придет время и этим исследованиям.



07.02.05. (16.04.04). PR. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ

Операция "Юкос" может оказаться фатальной для Путина.
- Если посмотреть социологической с точки зрения, организация - это наиболее современный и совершенный тип социальной дифференциации по сравнению с системами власти, науки, государства и проч. (как я понимаю, это ныне довольно распространенная точка зрения не только Лумана, но и других социологов; и время появления организаций как типа социальных феноменов - конец 19 века). Разрушение такой заметной организации, как "Юкос" имеет знаковый смысл и является прецедентом, вызывающим чувство опасности для всего типа данной социальной коммуникации (операции, приводящей к возникновению организаций). В такой ситуации, соответственно, любая организация автоматически - на подпороговом уровне (бессознательно) - становится в позицию защиты собрата (по сути, самозащиты). Ничего подобного не случилось бы, если бы "Юкос" был открыто уничтожен другой организацией - это нормально, это входит в систему правил существования организаций. Но не государством! Только не властью!
- Смысл этого события в дальнейшем размежевании (от-дифференциации) государства и организации как типов социальных систем (возможно, отчасти в этом же смысл и судебного разбирательства с компанией Microsoft в США несколько ранее и т.д.)
- 04.02.05. Авторитетная газета Daily Telegraph пишет, что лейбористский кабинет министров собирается подвергнуть нефтяную компанию Shell тотальной налоговой проверке, рассчитывая взыскать с нее крупную сумму денег. Издание полагает, что автор идеи - руководитель британской торгово-промышленной палаты Мартин О`Нил - скопировал свои планы с действий российских властей по отношению к нефтяной компании ЮКОС… Если планы М.О`Нила будут реализованы, это станет одной из самых значительных экономических ошибок Лондона, считает издание. "Налоговые облавы", как правило, не могут решить финансовых проблем правительства. При этом они значительно ослабляют позиции компаний и экономического рынка государства в целом. Именно так и произошло в России, когда после продажи основного актива ЮКОСа акции компании значительно упали в цене, а приток иностранных инвестиций в страну практически прекратился, напоминает газета. Так что экономическая отдача от подобных действий правительства однозначно будет иметь отрицательный экономический эффект, заключает издание (DT: Британия поступит с Shell, как Россия с ЮКОСом. Постоянный адрес статьи: http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2005/02/04/04104155_bod.shtml )



PHI. БОЖЕСТВЕННОСТЬ СО СКОРОСТЬЮ СВЕТА

- Эйнштейн провозгласил, что все объекты во Вселенной всегда движутся в пространстве-времени с одной постоянной скоростью - скоростью света (Грин, с.40).

Выходит, как я понимаю, что для Эйнштейна Господь Бог это Скорость Света. Конец Пути. Некий самодостаточный Абсолют. Правда, в физической парадигме, остается вопрос, диктуемый сомнением ("Критерием фальсификации"), от чего зависит Скорость света? В чем ее физическая суть? Такое впечатление, что в новом веке физика совместно с психологией (я имею ввиду теории и техники терапии, ибо психиатрия выглядит слишком скучной для этого) готовятся преподнести нам "чудеса" эзотерического толка. (Или мистического?)



PSY. СОПРОТИВЛЕНИЕ

- Сопротивление - одно из базовых понятий психологии, фундаментальное фрейдовское понятие.

В какой мере сопротивление является уходом от решения проблемы, а в какой - демонстрацией свободы? - То есть решения проблем, т.е. целью терапевтического процесса, его окончанием?

В то же самое время, одновременно. Выясняя у клиента, почему он уходит от ответа (сопротивляется), терапевт мог бы задаться вопросом, а почему ему самому так нужно разобраться с этим сопротивлением? - Может и не нужно вовсе? - Вопрос, мешает сопротивление взаимопониманию (контакту) или нет? Всегда ли сопротивление - Путь терапии?
- Однако, в любом случае, сопротивление суть "знак свыше" (как боль, медицинский симптом, болезнь, проблема, неправильность, негатив), со смыслом которого важно разобраться. Как разбираются со смыслом сна. Сопротивление как реальный сон (в гомеопатической терминологии) или как личный миф (в терминологии Минделла). И разве действительно одним из вариантов смысла не может быть утверждение свободы? Независимости от терапевта? Тогда как в других случаях - избегание ее? - Вопрос, какой случай какой?



MED. PHI. КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КЛАССИЧЕСКОЙ ГОМЕОПАТИИ

Ганеман ушел от понятия симптома как объекта лечения, как предмета онтологии (феноменологии) болезни, и тут же ввел, по сути, тождественное понятие миазма. Миазм как более глубокий симптом - симптом симптомов. Вообще весь этот подход (парадигма) зиждется на линейном (ньютоновском) представлении о времени и пространстве. - Будто раньше было хорошо ("И увидел Бог, что все сделанное им хорошо"), а потом все испортилось (из-за происков Змея и грехопадения людей). То есть происхождение миазмов следует вести от Адама. Или, если не быть столь натуралистичным, - от изъянов в понимании идеи человечности, человека как такового в его отличие от естественного животного мира.
- Вот тезис, с которым будет спорить любой гомеопат: если симптом = миазму, то гомеопатическое лекарство = аллопатическому.



03.02.05. (14.04.04). PSY-PHI. КОММЕНТАРИЙ К ЕВАНГЕЛИЮ. ВВЕДЕНИЕ. ПРИТЧА

В некоторых случаях притча является самой короткой формой высказывания. В самом деле, если начать раскрывать все те смыслы, которые заключены в короткой притче, это может занять многие тома текста. Притча сияет, как жемчужина в раковине, которая ее породила и для которой она предназначена. Однако и короткий возглас - непосредственная, эмоциональная, спонтанная реакция на происходящее, вкупе с этим происходящим событием, может рассматриваться как притча в контексте огромного безмолвия таинственной вселенной.
- У меня такое впечатление, что жизнь и работу Милтона Эриксона его многочисленные ученики и последователи разбирают на притчи. А вот с основателями НЛП (Гриндером и Бэндлером) такого не происходит - сюжеты их практики тянут разве что на анекдоты.



PSY. ТЕРМИНАЛЬНАЯ СТАДИЯ

У всякого желания существует "точка невозврата", своего рода терминальная стадия его развития, после прохождения которой желание не может не быть реализовано. Срединный Путь позволяет передвигать эту точку произвольным образом.



PSY. ЖЕРТВА

Может ли жертва быть неполной? - Нет, жертва не может быть неполной. Так же, как смерть. По сути, жертва и есть смерть.
- По принципу, что нельзя быть немного беременной.



PR-PSY. ТЕАТР

Настоящая игра начинается с того момента, когда тебе начинает подыгрывать зал. Я бы сказал, когда возникает взаимопонимание. До того - не игра, а "слезы" - настройка инструментов.



PSY. ПРОЦЕСС ПРЕОДОЛЕНИЯ "КРАЯ"

Ощущение, что процесс зашел в тупик, это - край. Далее следует либо поменять канал и тогда через какое-то время край будет обозначен в другом канале, и мы получим более полную картину ограничений, духовной формы существа (группы), с которым имеем дело. Либо занять метапозицию, остановившись на краю и начав с изучение края с тем, чтобы его преодолеть и выйти в новое пространство бытия. Либо остановиться, поскольку край - это край и дальше пути нет.

Горячие точки в групповом процессе это края. Насилие - последнее из возможных действий на краю - дальше ничто.
- Процесс, край, канал, метапозиция, горячая точка - терминология Минделла.
- Симметричные реакции, такие, как угрозы и ответные угрозы, являются важными моментами в групповом процессе, поскольку за ними может последовать цепная реакция новых угроз и в конечном счете конфронтация с применением насилия (Минделл-2, с.97).



PR. НОВЫЕ НОВЫЕ РУССКИЕ

Весь мир с удивлением наблюдает за новым типом человеческих существ - русские с деньгами. Вчера это был "новый русский", сегодня - что-то ассоциирующееся с арабским шейхом и/или африканским царьком. Не имея пристанища на родине, они интегрируются в западное сообщество, прорываясь в высшие строчки рейтингов, как бы являя этим новые черты своей самобытной дури.