В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


Тезисы выступлений
     
 

Социально-философские проблемы развития инновационных систем

Г.А. Прокопчук
Аспирант ИФ РАН

Развитие общества в русле ценностей технического прогресса привело к ряду проблем планетарного масштаба, которые могут быть решены только сообща, всем человечеством. К таким проблемам, например, относятся: возможность разрушения благоприятной для существования человека экологии биосферы, антропогенный и социальный кризисы с проблемами отчуждения, стрессами и возможностью изменения генетической основы человека, а также растущая проблема перенаселения и обеспечения комфортного существования в этих условиях человека. Несмотря на осознание современным обществом негативных последствий научно-технического прогресса, в последнее время, особенно в западной философской литературе возлагается надежда на частичное решение актуальных проблем дальнейшего социального развития в рамках высокотехнологичного, открытого для инноваций и гуманного общества, «общества знания».
Символический универсум, развёрнутый на базе концепций «общества знания» и «устойчивого развития» и воплощённый в  инновационной системе представляется, конечно же, противоречивым, сложным, но эффективным инструментом для решения кризисных проблем техногенной цивилизации. Инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку инновационной деятельности, которая, в свою очередь, направленная на коммерциализацию и внедрение накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги с новыми качествами.
Понятие «общества знаний», впервые использованное в 1969 университетским преподавателем  Питером Друкером , получило детальное развитие в девяностых годах, в частности в работах по этой теме, опубликованных такими исследователями, как Робин Манселл или Нико Штер .
Основной идеей концепции общества знаний Питера Друкера являются постоянно обучающиеся общества. Характерно его выражение: "В обществе знаний менеджеры должны быть готовы отказаться от всего, что они знают». В подобном обществе знания являются первостепенным и всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для экономики в целом. Постоянный поиск информации и обновление знаний являются основой такого общества. Менеджеры японских компаний, например, тратят на совершенствование рабочего процесса до семидесяти процентов  времени. Такие традиционные факторы производства, как земля, труд и капитал, не исчезают, но отходят на второй план. Они могут приобретаться и достаточно легко приобретаются как раз с помощью специализированных знаний. Согласно данной концепции, появляется новый тип работника – работник, обладающий знанием (knowledge worker) и управляющий знанием, как основным ресурсом  в процессе принятия решений (knowledge management).
Современное общество сегодня из индустриального превращается в «общество управляющих» , поскольку именно эта категория работников выходит на первостепенные позиции. Именно феноменом менеджмента можно объяснить, почему на предприятиях все больше и больше используется труд высококвалифицированных работников. Ни одно общество, ни одна социальная система прежде не могли себе позволить этого.
Именно государственное  управление в состоянии использовать постоянно углубляющееся разделение труда, объединить работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Роль управления в том и состоит, чтобы превратить знание и образованность в непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истинным капиталом любой экономики.
Робин Манселл ставит во главу общества, основанном на знании, образование на протяжении всей жизни, возможность доступа к знаниям и информации. Для Робин Манселл первостепенным шагом к обществу знаний является развитие инфраструктуры знания, что предполагает развитые информационные сети и доступ к информационным супермагистралям, базам данных. Развитие сектора информационных технологий для развивающихся стран создают, наряду  с технической, соответствующую социальную инфраструктуру,  и инновационно ориентированный сектор в экономике. В такой модели осуществляется  либерализация рынка, а государство занимает место субъекта направляющего развитие.
Нико Штер идёт дальше в исследовании общества, основанном на знании, и делает вывод о том, что наука проникает в те многочисленные сферы общества, где активно принимаются решения. Научные основания при принятии решения в современном обществе являются самыми надёжными, несмотря на потерю доверия к науке со стороны общественности. Для поддержания положительного имиджа науки на смену классической модели принятия решений, где промышленные и государственные структуры имеют прямые и эксклюзивные отношения с научными учреждениями, притом, что гражданскому обществу и общественности отводится пассивная роль, приходит публичная модель, где промышленные и государственные структуры перестают быть барьером, отделяющим общественность от научных учреждений. Такая структура отношений и связей обеспечивается достижениями в сфере информационно- коммуникационных технологий. На смену однонаправленным связям приходит комплекс связей, свидетельствующий об исчезновении иерархии отношений и отображающий область публичных обсуждений, взаимодействия, различных мнений, а также существование сетей и, в частности, сети всех сетей, т.е. Интернета. «Онаученное» общество становится полноправным субъектом принятия комплексных, многосложных решений, затрагивающих всю систему взаимоотношений «общества-власти-природы-техники».
В настоящее время в развитых странах происходят схожие процессы: от информационного общества, в котором распространение и накопление информационных технологий, а именно компьютеров, информационных магистралей (сетей), баз данных, происходит качественный переход к обществу, основанному на знаниях.  В таком обществе знания, становятся ключевым ресурсом, а от технологии его использования зависят результаты управления обществом, его экономикой, государством и культурой.
Инновационное развитие при помощи эффективной инновационной системы, в основе которой лежит методология общества знания и устойчивого развития, является одним из основных инструментов для преодоления различных видов кризисов - от социального, экономического, политического, экологического до культурного. Для построения инновационной среды необходимо демократическое общественное устройство, открытость институтов власти, обеспечивающих эффективную инновационную политику, развитую финансовую и законодательную инфраструктуру.
Также необходимо формировать научную и образовательную среду, в которой необходимо активно развивать и поддерживать индивидуализм и предпринимательский дух. Контролировать развитие техники невозможно из единой  инстанции, требуется новый тип организации и управления инновационным развитием. Такой тип управления основан на децентрализованном, контекстуальном, сложностном и системном подходе в управлении научно-техническими сетями в рамках больших и малых научно-технических, бизнес, политических и культурологических циклов. Научно-технологический парк является прообразом и первичным звеном инновационной системы, в котором воспроизводятся большинство видов инновационноых процессов, поэтому сеть эффективных научно-технологических парков является основой для построения инновационной системы. 
Действительно, для достижения устойчивого, экологически безопасного развития общества, необходимо, совершенствующееся знание того, как достичь желаемого уровня жизни. Этот путь предлагает общество, основанное на знании. Там, где есть знание, понимание и доверие, создаётся среда, в которой возможно производить те продукты, которые действительно необходимы для комфортного сосуществования человека, общества и природы.


Drucker P. The Age of Discontinuity: Guidelines to Our Changing Society. Harper & Row, New York, 1969.

Crede A., Mansell R., Knowledge Societies --in a Nutshell: Information Technology for Sustainable Development. Ottawa, 1998.

Stehr N. Bohme G.Knowledge Society. D. Reidel Publishing, 1986.

Друкер П. Эффективный управляющий. Москва. 1994

  Друкер П. Эффективный управляющий. Москва. 1994

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта